Фетвы о том, как следует обтирать хуффы и носки
Что касается того, как следует совершать обтирание хуффов и носков шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, пишет: “Пальцы рук, смоченные водой, следует возложить на пальцы ног, а затем провести ими до голени. Правую ногу необходимо обтирать правой рукой, а левую ногу – левой рукой. Во время обтирания пальцы рук должны быть растопыренными, и проводить ими (по стопе) следует лишь один раз”. См. «аль-Мулаххас аль-Фикхий» (1/43).
Шейх Ибн Усаймин, да будет милостив к нему Аллах, сказал: “Обтирать следует верхнюю часть носков, проводя руками от пальцев ног к голени. Обтирание ног совершается обеими руками, т.е. правая рука обтирает правую ногу, а левая рука обтирает левую ногу, при чем это необходимо делать одновременно, подобно тому, как обтираются уши. Об этом свидетельствует явное значение Сунны, ибо аль-Мугира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «…и он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обтер их». Он ведь не сказал: «…и он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, начал (обтирать) с правой (ноги)». Нет, аль-Мугира сказал: «…и он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обтер их». Таким образом, явный смысл Сунны по данному вопросу заключается в этом (хадисе). Конечно же, если предположить, что человек не может использовать одну из своих рук, то ему следует сначала обтереть правую ногу, а затем левую. Однако то, что делают многие люди, обтирая обеими руками правую ногу, а затем обтирая обеими руками левую ногу, не имеет основы (в Сунне), насколько мне известно… И как бы ни совершалось обтирание верхней части носков, оно засчитывается, однако лучше это делать так, как мы сказали выше”. См. «Фатава аль-Мар’а аль-Муслима» (том 1, стр. 250)
[1] Прим. редактора: более подробно о жизни шейха аль-Касими см. книгу Зафара аль-Касими «Джамалуддин и его эпоха», а также книгу аз-Зиркили «Аль-А`лям» (том 2, стр. 135, Дар аль-Ильм ли-ль Малаййин, 4-ое издание, 1979 г.).
[2] Прим. редактора: аш-Шам - прежнее название территории, на которой сегодня расположены такие страны, как Сирия, Иордания, Палестина и Ливан
[3] Прим. редактора: иджаза – устное или письменное разрешение на передачу хадисов. Иджаза дается только тем людям, которые добились значительных успехов в хадисоведческой науке, и которые могут с абсолютной точностью передавать содержание хадисов.
[4] Прим. редактора: иджтихад – право авторитетного знатока религии самостоятельно решать вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могут только лица, в совершенстве владеющие арабским языком, наизусть знающие Коран и его толкование, прекрасно знающие Сунну и комментарии к ней, и отвечающие целому ряду других требований. Человека, который имеет право заниматься иджтихадом, называют муджтахид.
[5] Прим. редактора: более подробно о жизни шейха Ахмада Шакира см. в книгах «Аль-А`лям» (1/253) и «Му’джам аль-Муаллифин» (13/368).
[6] Прим. редактора: т.е. в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, а также в «ас-Сунан» Абу Дауда, ат-Тирмизи. ан-Насаи и Ибн Маджи.
[7] Прим. редактора: в частности, Ахмад Шакир считал обязательным призывать свидетелей при объявлении развода, основываясь на следующих словах Всевышнего Аллаха (перевод смысла): «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения» (сура «Развод», аят 2).
[8] Прим. редактора: здесь необходимо отметить, что шейх аль-Альбани также составил каталог рукописей с хадисами, которые хранятся в библиотеках г. Халеб (Сирия) и г. Марракеш (Морокко), а также в Британской Национальной Библиотеке
[9] Прим. редактора: на данный момент остаются неопубликованными свыше 70 рукописей шейха аль-Альбани.
[10] Прим. редактора: в 1958 году Египет вместе с Сирией образовал Объединенную Арабскую Республику (ОАР). Этот политический союз просуществовал до 1961 года, когда Сирия вышла из ОАР
[11] Этот сборник был переиздан посредством оффсетной печати издательством «аль-Мактаб аль-Ислами» после того, как к нему был добавлен составленный шейхом аль-Альбани алфавитный указатель, содержащий имена всех сподвижников, которые упоминаются в «аль-Муснаде».
[12] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: этот хадис также привели Ибн Хузейма в своем сборнике «ас-Сахих» (№ 198, издание «Дар аль-Калям», Бейрут), Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» (1-188) и ат-Тахави в «Мушкиль аль-Асар» (1/97, каирское издание).
[13] Прим. переводчика: хуффы – это изделие, как правило, из кожи, которое надевается на стопу и облегает ее со всех сторон.
[14] Прим. переводчика: мункар – это хадис, переданный слабым рассказчиком и противоречащий тому, что было передано надежным рассказчиком.
[15] Прим. переводчика: мурсаль – это такой хадис, в иснаде которого есть пропуск после имени последователя (ат-таби').
[16] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: скорее всего, фраза «препятствует проникновению к ней воды» является опиской шейха Ахмада Шакира, да будет милостив к нему Аллах, поскольку в вышеупомянутом сообщении Анаса ничего не говорится о подобного рода условии или ограничении. Определение сущности хуффов не может быть связано с этим условием и ограничением по той причине, что шерсть, как известно из жизненного опыта, не препятствует проникновению воды к стопе. Я считаю необходимым исключить эту фразу из слов выдающегося ученого, да будет милостив к нему Аллах, потому что, во-первых, как уже было отмечено, она безосновательна, а, во-вторых, отсутствие этой фразы более соответствует тематической направленности послания шейха аль-Касими, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, который справедливо считал, что обтирание даже тонких носков является допустимым. Поэтому вышеприведенная фраза явно противоречит мнению автора книги.
[17] «…и оботрите ваши головы и ваши ноги…» (сура «Трапеза», аят 6).
[18] Прим. редактора: тогда перевод этой части аята будет таким: «…и совершите обтирание ваших голов и ваших ног…».
[19] Шииты отвергли это законоположение и не дозволяют обтирать хуффы, носки и тасахины.
[20] См. «аль-Муснад», 5/275. Этот сборник хадисов выпущен в шести томах издательством «аль-Мактаб аль-Ислами».
[21] Прим. переводчика: арабский глагол «асаба», от которого происходит слово «аль-асаиб», означает «обертывать», «обвязывать», «обматывать».
[22] Прим. переводчика: слово «ат-тасахин» происходит от арабского глагола «саххана», что означает «подогревать», «нагревать».
[23] Хузейль – последователь сподвижников (ат-таби'), заставший эпоху доисламского невежества (джахилии) («Камус»).
[24] Прим. редактора: обращаю внимание уважаемого читателя на то, что арабское слово «ан-на‘ляйн» означает не только сандалии, но и обувь. На это указал Ибн аль-Асир в своем труде «ан-Нихая фи Гариб аль-Хадис ва аль-Асар» («Полное толкование малопонятных слов, встречающихся в хадисах и преданиях»): «Ан-на‘ль – это то, что надевается для ходьбы, называемое сегодня «тасума» (туфля)» {конец цитаты}.
Поэтому шариатское законоположение, касающееся обтирания обуви, не следует ограничивать только сандалиями, ибо оно распространяется на любой вид обуви, который носят люди. А Аллаху это ведомо лучше!
[25] Ад-Даххак ибн Абдуррахман ибн Азраб – последователь сподвижников (ат-таби') («Камус»).
[26] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: такая вероятность в данном случае существует. Аль-Бухари упомянул о том, что Рашид ибн Са’д участвовал в Сиффинском сражении на стороне Муавии. Как известно, эта битва состоялась в 36 году хиджры, а Саубан умер в 54 году хиджры. Таким образом, на протяжении 18 лет у Рашида была возможность встретиться с Саубаном и услышать от него этот хадис. Также необходимо напомнить, что ученые назвали Рашида надежным и правдивым передатчиком, и что никто из них не заподозрил его в подтасовке (подтасовка (тадлис) в данном случае – это передача рассказчиком хадиса от современника, с которым он не встречался, либо встречался, но не слышал от него этого хадиса – примечание переводчика). Следовательно, иснад данного хадиса непрерывен, и утверждения тех, кто упоминает в качестве недостатка этого хадиса пропуск в его иснаде, ошибочны. О наличии в нем пропуска можно говорить лишь в том случае, если считать правильным мнение, согласно которому условием непрерывности иснада является доказанность того, что каждый передатчик лично слышал хадис от предыдущего передатчика. Однако эта точка зрения неверна, как указал автор книги, да будет милостив к нему Всевышний Аллах.
Сказанное нами также подтверждается тем, что аль-Бухари, как написал в предисловии этой книги Ахмад Шакир, подтвердил тот факт, что Рашид слышал хадисы от Саубана. А это служит неопровержимым доводом, свидетельствующим о встрече Рашида с Саубаном. Так дело обстоит потому, что аль-Бухари относился к числу ученых, которые считали иснад непрерывным, если точно установлено, что каждый из передатчиков непосредственно слышал хадис от предыдущего, и которые полагали, что для непрерывности иснада недостаточно того, что передатчик хадиса жил в одно время с тем, от кого он передает хадис. Поэтому слова аль-Бухари о том, что Рашид слышал хадисы от Саубана, заслуживают пристального внимания.
[27] Прим. переводчика: мурсаль – это такой хадис, в иснаде которого есть пропуск после имени последователя (ат-таби').
[28] Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) говорю: после того, как стало известно о достоверности этого хадиса и непрерывности его иснада, я не считаю целесообразным пускаться в дальнейшие пространные рассуждения на данную тему ради того, чтобы защитить достоверность этого хадиса. Установленным и утвердившимся принципом науки о терминологии хадисов является отнесение хадисов с прерванным иснадом к категории слабых сообщений. Основанием для этого служит неизвестность пропущенного передатчика. Я не знаю ни одного автора книги по терминологии хадисов, который высказался бы в столь однозначной и неограниченной форме за приемлемость хадисов-мурсаль, переданных надежными рассказчиками. Напротив, по этому вопросу существуют известные разногласия, упоминаемые в соответствующих источниках. Следует знать, что упоминаемое автором книги наличие хадисов с прерывающимися иснадами в («ас-Сахихе» Муслима) вовсе не означает, что такого рода хадисы приемлемы, поскольку все эти хадисы, приведенные имамом Муслимом, имеют другие, непрерывные пути передачи. Если бы это было не так, то данные хадисы следовало бы считать неприемлемыми.
[29] Прим. редактора: как отмечает доктор Махмуд Таххан в переведенной на русский язык книге «Пособие по терминологии хадисов», имам аль-Багави «использует свои особые термины. Так, например, он называет “достоверными” все те хадисы, которые входят в “ас-Сахихи” аль-Бухари и Муслима или в один из них, а ”хорошими” – хадисы, входящие в “ас-Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и. Подобная терминология отличается от общепринятой среди мухаддисов (знатоков хадисов – прим. редактора), поскольку в четырёх вышеупомянутых сборниках под названием “ас-Сунан” есть и достоверные, и хорошие, и слабые, и отвергаемые хадисы. Вот почему Ибн ас-Салах и ан-Навави обращают внимание на это обстоятельство…».
[30] Прим. редактора: более подробно см. «Послание к жителям Мекки». В этом послании Абу Дауд разъяснил нормы и принципы, которыми он руководствовался при классификации хадисов, содержащихся в сборнике «ас-Сунан».
[31] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: у знатоков благородной науки о хадисах нет никаких сомнений в том, что в сборнике Абу Дауда есть хадисы с достоверными иснадами. Пристального рассмотрения требует лишь мнение, распространившееся среди последних поколений мусульман, которое заключается в следующем: то, о чем умолчал Абу Дауд, годно для использования в качестве аргумента. Об этом и написал автор книги. Вместе с тем, уважаемому читателю следует знать, что приводимые в «ат-Тадрибе» слова Абу Дауда: «…он является годным (салих)», – могут быть истолкованы двояко: либо то, что такой хадис годен для использования в качестве аргумента, о чем и написал ан-Навави, либо то, что такой хадис, не будучи очень слабым, годен для использования в качестве свидетельства для подтверждения других хадисов. Повелитель правоверных в области хадисоведения Ибн Хаджар аль-Аскалани избрал второе толкование слов Абу Дауда. И именно мнение Ибн Хаджара в силу многих причин, упоминание которых здесь неуместно, я считаю правильным. Что же касается слов Абу Дауда: «Я пояснил те хадисы, которые являются очень слабыми», – то их смысл состоит в том, что хадисы, неявляющиеся очень слабыми, им не пояснены, т.е. он умолчал о них. Значит, именно это подразумевается в его следующем высказывании: «Если же о степени достоверности хадиса (в сборнике) ничего не говорится, то это означает, что он является годным (салих)». Поразмысли над сказанным, уважаемый читатель, изучи правильное мнение и придерживайся его, не обманываясь взглядами, которые широко распространились среди людей.
[32] «аль-Джаухар ан-Наки» аль-Мардини (стр. 74).
[33] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: эту часть ответа можно было бы признать верной только в том случае, если бы ат-Тирмизи и Ибн Хиббан относились к числу имамов, проявлявших строгость и осмотрительность в оценке достоверности хадисов, наподобие имама Ахмада, Муслима и других мухаддисов, назвавших данный хадис слабым. Утверждение о противоречии оценки ат-Тирмизи оценкам тех ученых, кто назвал этот хадис слабым, является обоснованным лишь в том плане, что ат-Тирмизи жил позднее, располагал более полными сведениями и имел возможность убедиться, что те аспекты, которые считались недостатками данного хадиса, на самом деле таковыми не являются. Однако, говоря об оценке достоверности хадисов, следует отметить, что ат-Тирмизи и Ибн Хиббан известны своей снисходительностью в этом вопросе. Так, аз-Захаби даже сказал: «…поэтому ученые не опираются на слова ат-Тирмизи о достоверности того или иного хадиса». Эти слова аз-Захаби приводятся в биографии передатчика по имени Касир ибн Абдуллах ибн Амр ибн Ауф, хадисы которого ат-Тирмизи называл достоверными, тогда как аш-Шафи'и и другие ученые подозревали этого рассказчика в ненадежности.
Таким образом, исходя из того, что мы упомянули, эта часть ответа автора на вышеупомянутое сомнение представляется слабой. Однако, что касается самого рассматриваемого хадиса, то его иснад достоверен, и мнение тех, кто говорит о наличии в нем недостатков, ошибочно. На это автор указывает во второй части ответа, а еще лучше это разъяснил шейх Ахмад Шакир в своем предисловии к данной книге. Он наилучшим образом опроверг мнение тех, кто называет это хадис отклоняющимся (шазз) и противоречивым (мункар). Да воздаст ему Аллах добром!
Вывод из всего вышеизложенного таков: Хузейль ибн Шурахбиль является достойным доверия рассказчиком, который передал от аль-Мугиры хадис о том, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обтер носки. Говорить, что Хузейль противоречит надежным рассказчикам, сообщившим об обтирании Пророком, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, хуффов, нельзя. Так можно было бы сказать лишь в том случае, если бы во всех хадисах передавалось об одном и том же событии. Тогда было бы правомерно отвергнуть версию Хузейля как противоречащую более надежной версии хадиса ввиду невозможности ее совмещения с ней. Однако в данном случае целая группа рассказчиков передает от аль-Мугиры хадис о том, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, совершил обтирание (хуффов), находясь в пути, а в версии Хузейля такой подробности нет. Значит, речь здесь идет о разных событиях: группа рассказчиков передает о том случае, о котором не рассказывает Хузейль, а Хузейль, в свою очередь, передает о том, о чем не рассказывает эта группа. Таким образом, сообщение Хузейля не является отклоняющейся версией (шазз) хадиса. И да смилуется Аллах над имамом аш-Шафи'и, который сказал: «Отклоняющийся хадис (шазз) – это не тот, в котором надежный рассказчик сообщает о том, что не передали другие надежные рассказчики, а тот, в котором он передает нечто противоречащее сообщениям других надежных рассказчиков». См. книгу «Ихтисар Улюм аль-Хадис» знатока хадисов Ибн Кясира.
Странно, что имам Муслим назвал хадис Хузейля отклоняющимся и противоречивым, ведь сам он, приведя от вышеупомянутой группы рассказчиков хадис аль-Мугиры об обтирании хуффов в пути, приводит от того же аль-Мугиры аналогичный хадис, но через другой путь передачи, в котором дополнительно сообщается об обтирании Пророком, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, чалмы. Имам Муслим вменил в недостаток хадису Хузейля то, что он противоречит хадису, переданному целой группой надежных рассказчиков. Однако если следовать этой логике, то хадис об обтирании чалмы также следует отнести к слабым. При чем недостаток хадиса об обтирании чалмы представляется еще более явным, поскольку в нем содержатся дополнительные сведения, которые отсутствуют в хадисе, переданном группой рассказчиков, хотя в обоих этих хадисах, в отличие от хадиса Хузейла, речь идет об одном и том же случае, произошедшем во время нахождения Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, в пути.
[34] «аль-Джаухар ан-Наки» (хайдарабадское издание, стр. 74)
[35] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: как гласит народная мудрость: «Жителям Мекки лучше известны её горные проходы». Что касается науки о хадисах, то опираться следует именно на суждения мухаддисов, потому что они – специалисты этой науки, и у них больше знаний о ней, чем у других людей. По вопросам любой науки необходимо обращаться к тем, кто специализируется в ней, и является ее знатоком. Знатоки же науки о хадисах сошлись на том, что одним из условий достоверности хадиса является отсутствие в нем отклонений, о чем общеизвестно из их книг. Исследователь путей передачи хадисов, содержащихся в трудах по Сунне, обнаружит немало сообщений, переданных надежными рассказчиками, однако точность текстовой части их хадисов (мутун) настолько разнится, что нет никакой возможности совместить их. В таких случаях необходимо сопоставить эти версии и выбрать ту из них, которая является наиболее весомой. Версия хадиса, которой отдается предпочтение ввиду ее большей достоверности, называется хадисом-махфуз. Та же версия, которая ей противоречит, называется хадисом-шазз, а, в свою очередь, хадис категории шазз относится к одной из разновидностей слабых сообщений.
Что касается хадиса об обтирании Пророком, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, носков, то он является достоверным и лишенным каких-либо отклонений, как было разъяснено ранее. Поэтому нет никаких оснований для того, чтобы руководствоваться мнением некоторых ученых, которые ставят под сомнение достоверность этого хадиса и говорят о наличии в нем отклонений. Наоборот, этот хадис является достоверным и относится к категории махфуз. Мухаддисы также сошлись на том, что он лишен каких-либо недостатков.
[36] Этими качествами являются добросовестность передатчиков хадиса, их точность, отсутствие в хадисе отклонений (шузуз) и скрытых недостатков ('илля).
[37] То есть сторонниками мнения о недопустимости обтирания тонких носков. Эти слова ан-Навави написал, опровергая точку зрения тех, кто считал разрешенным обтирание тонких носков.
[38] Так называют приверженцев ханафитского мазхаба, которые истолковывают некоторые хадисы на основании собственного мнения, стремясь тем самым отстоять взгляды своих имамов. Примеры подобного толкования хадисов сквозь призму собственного мнения приведены в моей книге «Ахкам аль-Джанаиз ва Бидауха» («Правила похорон и связанные с ними религиозные нововведения») в главе, посвященной совершению намаза по умершему и т.д. Однако сторонники других мазхабов также не лишены подобной приверженности мнениям. Это можно наблюдать на примере толкования данного достоверного хадиса соратниками имама ан-Навави. Автор книги, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, превосходнейшим образом опроверг их мнение. Да удостоит его Всевышний Аллах Своей награды!
[39] Прим. переводчика: хадис-ахад – это такой хадис, который в отличие от хадиса категории мутаватир, передан не целой группой рассказчиков, а гораздо меньшим числом людей.
Если хадис передан со слов трех-четырех рассказчиков, то он называется хадисом машхур (известным).
Если хадис передан со слов двоих рассказчиков, то он называется хадисом азиз (редким).
Если хадис передан со слов одного рассказчика, то он называется хадисом гариб (одиноким).
Следует отметить, что число рассказчиков напрямую не влияет на степень достоверности хадиса. Так, например, хадис машхур может быть слабым, а хадис гариб – достоверным.
[40] Из книги «Джам' аль-Джавами' фи Бахс Хабар аль-Ахад».
[41] «Тадриб», стр. 15.
[42] Слово люди (ан-нас), употребленное в тексте с определенным артиклем, не несет здесь значение всеобщности. Определенный артикль указывает здесь на известность упоминаемого предмета. Под терминологическим смыслом слова «люди» в данном случае подразумеваются не все ученые в совокупности, а лишь ученые хадисоведения, поскольку есть множество хадисов, которые принимаются учеными фикха или других областей знания, однако отвергаются знатоками хадисов. В качестве примера можно привести хадис Муаза, в котором сообщается, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, направляя его в Йемен, спросил: «На основании чего ты будешь выносить решения?». «На основании Книги Аллаха», - ответил Муаз. «А если ты не найдешь этого в Книге Аллаха?», - спросил Пророк. «Тогда по Сунне Посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха»,- сказал Муаз. Этот хадис является слабым, относясь к категории мункар, на что указал имам всех имамов (в области хадисоведения) аль-Бухари, да будет милостив к нему Всевышний Аллах. Я привел этот хадис в своем сборнике «Сильсилят аль-Ахадис ад-Даифа».
Однако помимо вышеупомянутого условия, т.е. необходимости принятия хадиса учеными-хадисоведами, есть еще одно условие. Этим условием является согласие всех ученых-хадисоведов с тем, что данный хадис приемлем. Ас-Суйути в «ат-Тадриб» (1/67) приводит следующие слова аль-Исфарани: «Достоверность хадиса признается в том случае, если он известен среди имамов-хадисоведов, и никто из них не сказал о нем ничего отрицательного».
[43] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: необходимо правильно понимать эти слова. Хадис обязательно должен иметь какой-нибудь иснад, однако этот иснад не должен быть очень слабым, как указано в словах Абу аль-Хасана ибн аль-Хасара, которые приводятся ниже. Хадис, принимаемый знатоками религии (аль-хадис аль-муталлякка би-ль-кабуль), будет достоверным лишь в том случае, если он имеет годный (салих) иснад. Только такой хадис может усиливаться за счет того, что его принимают ученые. Следует запомнить это правило, поскольку оно является очень важным.
[44] «Такриб» (стр. 28) и комментарий к нему «ат-Тадриб».
[45] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: как было отмечено ранее, хадис, принимаемый знатоками религии (муталлякка би-ль-кабуль), признается достоверным только при соблюдении двух условий. Одно из них заключается в том, что хадис должен быть известен среди имамов-хадисоведов и лишен отрицательных оценок с их стороны. Что касается данного хадиса, то хотя он и имеет, на наш взгляд, достоверный иснад, группа ученых, имена которых упоминаются самим автором книги и шейхом Ахмадом Шакиром, все же отозвалась о нем отрицательно. Поэтому я не считаю правомерным утверждение о том, что этот хадис «принимается знатоками религии». Ведь среди них есть как те, кто его принимают, так и те, кто его отвергают. Однако, безусловно, правы те ученые, которые его принимают. Аргументом в их пользу является наличие у данного хадиса надежного иснада. Кроме того, этот хадис поддерживается и подкрепляется действиями сподвижников, о чем будет сказано далее.
[46] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: иснад этого предания, которое содержится в сборнике аль-Байхаки (1/285), является хорошим (джаййид). Что же касается приводимого ниже замечания аль-Мардини, то оно очень веское.
[47] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: более правильным было бы истолковать слова «обтер свои стопы», как «обтер свои сандалии и стопы», ибо в таком случае достигается полное соответствие этой версии хадиса с хадисом под №1. Необходимо заметить, что все три хадиса, по сути, являются одним хадисом, который передан в разных версиях, но несет один и тот же смысл. Этот смысл заключается в дозволенности обтирания сандалий, даже если они надеты на босую ногу. Данный хадис является достоверным. Его передали все те, о ком упомянул автор книги, а также другие мухаддисы, например, ат-Тайалиси в своем сборнике «аль-Муснад» (1113), Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» (1/190) и аль-Байхаки (1/286-287). Об иснаде этого хадиса я подробно говорил в книге «Сахих Аби Дауд».
[48] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) добавлю: этот хадис также приводит Ибн Хузейма в своем «ас-Сахихе» (1/101/201). Все передатчики его хадиса являются надежными, за исключением Абу Зухейра Абдульмаджида ибн Ибрахима аль-Мисри, на которого ссылается Ибн Хузейма. В своих комментариях к этому хадису я указал, что нигде не нашел биографию этого передатчика. Сейчас же я говорю: возможно, ат-Табарани привел этот хадис через иной путь передачи. Однако я не буду вдаваться в пространные рассуждения на эту тему, пока не сверю иснад Ибн Хузеймы (с иснадом, который приводится в сборнике ат-Табарани «аль-Муджам»). Толкование данного хадиса аналогично предыдущему: т.е. обтер свои сандалии и ноги.
[49] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: рассказчики данного хадиса являются надежными, однако он является отклоняющимся (шазз), поскольку в другой версии этого хадиса, переданной надежными рассказчиками-знатоками хадисов из числа соратников аль-А'маша, вместо слова «сандалии» сказано «хуффы». На это указал сам Ибн Джарир ат-Табари (10/78). Версия этого хадиса, в которой передается, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обтер хуффы, относится к категории махфуз и приводится в обоих «ас-Сахихах», а также в других сборниках. Однако, в любом случае, хадисы, приведенные до данного сообщения и после него, представляют собой вполне исчерпывающий довод, не зависящий от этой отклоняющейся версии хадиса.
[50] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: этот хадис аль-Байхаки привел в «ас-Сунан аль-Кубра» (1/287) через путь передачи Ибн Хузеймы, который содержится в его «ас-Сахихе» (№199). Приведенная им цепочка передатчиков является достоверной, как я указал в своих комментариях к этому хадису. К сказанному необходимо добавить следующее: у этого хадиса есть другой путь передачи от Ибн Умара, который схож с версией хадиса, приведенной аль-Баззаром. Ат-Тахави приводит путь передачи этого хадиса в «Шарх аль-Ма’ани» (1/97). Все его рассказчики заслуживют доверия и известны, за исключением Ахмада ибн аль-Хусейна аль-Ляхби. Этот хадис имеет подтверждающее свидетельство (шáхид) в виде другого хадиса, передаваемого Ибн Аббасом, в котором сообщается, что «Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, совершил малое омовение, однократно обмывая каждую часть тела, и обтер сандалии». Этот хадис привели Абдурраззак в «аль-Мусаннафе» (№783) и аль-Байхаки (1/286) через два пути передачи от Зайда ибн Аслама со слов ‘Аты ибн Йасара, сообщившего его от Ибн Аббаса. Цепочка передатчиков данного хадиса является в высшей степени достоверной, соответствуя условиям, которые предъявляли к иснаду имамы аль-Бухари и Муслим.
[51] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: в иснаде этого хадиса, приведенного ад-Дарими (1/181), есть рассказчик по имени Абу Исхак ас-Сабии, который передал его от Абд Хайра в виде хадиса муанан, (т.е. используя при ссылке на предшествующих рассказчиков предлог «’ан» («от»), что указывает на слабость хадиса – прим. переводчика). Данный хадис противоречит тому, что сообщил Халид ибн Алькама аль-Хамдани, являвшийся надежным рассказчиком, от Абд Хайра: «Али трижды обмыл правую ногу, а затем трижды обмыл левую». Хадис Халида приведен через достоверный иснад в «ас-Сунан» Абу Дауда и в других сборниках. Его назвал достоверным Ибн Хиббан (№ 150). Я привел этот хадис в «Сахих Аби Дауд».
[52] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: в иснаде этого хадиса, приведенного Ибн Хузеймой (200), есть рассказчик, хадисы которого отвергаются (матрук). Однако, помимо него, данную версию хадиса передали и другие рассказчики, как я разъяснил в своих комментариях к этому хадису.
Аналогичный хадис приводят через другой путь передачи Ибн Хузейма в «ас-Сахихе» (202), ан-Насаи и Ибн Хиббан. Однако в этой версии хадиса вместо слов «обтер сандалии» сказано «обтер ноги». Толкование же выражения «обтер ноги» уже известно читателю. Иснад этой версии хадиса является достоверным и соответствует условиям аль-Бухари.
[53] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: он имеет в виду, что описываемое в хадисе малое омовение было дополнительным и необязательным, поскольку оно было совершено не по причине малого осквернения (хадас). Об этом свидетельствует то, как Ибн Хузейма назвал главу, в которой содержится данный хадис: «Упоминание довода, указывающего на то, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обтирал сандалии при совершении дополнительного, а не обязательного омовения, которое необходимо в случае малого осквернения». Однако от Али, да будет им доволен Аллах, также передаются достоверные сообщения, в которых говорится, что он обтирал сандалии и во время обязательного омовения, совершаемого после малого осквернения. Эти сообщения, приводимые в книге далее, проясняют истинный смысл данного хадиса, и благодаря им становится понятно, что описанное в хадисе малое омовение названо омовением для тех, кто находится в состоянии ритуальной чистоты потому, что это омовение было легким, а не потому, что при его совершении обтираются сандалии. Подобное понимание хадиса поддерживается и через другой путь передачи, в котором сообщается, что Али обтер лицо и локти. Как известно, при совершении обязательного омовения простое обтирание лица и рук совершенно недопустимо. Следовательно, Али имел в виду именно легкость совершенного им омовения, сказав: «Таково малое омовение Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, для находящегося в состоянии ритуальной чистоты…».
Да и как можно полагать, что в словах Али подразумевается обтирание сандалий, когда существуют многочисленные достоверные хадисы, в которых передается об обтирании Пророком, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сандалий, и при этом не упоминается о какой-либо разнице между обязательным и необязательным омовением?! Тем более, что подобного рода хадисы об обтирании сандалий при совершении обязательного омовения сообщаются и от самого передатчика данного хадиса (т.е. Али). Так, ат-Тахави в «Шарх Ма’ани аль-Асар» (1/97) приводит через достоверный иснад предание Абу Забйана о том, что он видел, как Али, да будет им доволен Аллах, стоя справил малую нужду, затем попросил принести ему воду, совершил малое омовение и обтер сандалии, после чего вошел в мечеть, снял сандалии и прочитал намаз. Аналогичное предание привели Абдурраззак в «аль-Мусаннафе» (783/784), Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннафе» (1/190) и аль-Байхаки (1/288). Все эти версии переданы от Абу Забйана Хусайна ибн Джундуба аль-Джанби аль-Куфи, надежного рассказчика, хадисы которого приводили аль-Бухари и Муслим. Такие же предания о действиях Али в сокращенной форме приведены и от других рассказчиков в «аль-Мусаннафе» Абдурраззака и в «аль-Мусаннафе» Ибн Абу Шейбы.
[54] «Тадриб», стр. 113
[55] Там же.
[56] Аль-Хафиз Ибн Хаджар в «Тахридж Ахадис аль-Мухаззаб» сказал: «Что касается Биляля, то предание об обтирании им носков приводит ат-Табарани через два иснада. Все передатчики одного из этих иснадов являются надежными».
[57] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: мне неизвестен какой-либо довод, который указывал бы на то, что носки или хуффы обязательно должны быть, как сказал Ибн Хазм, «выше лодыжек». Кроме того, это ограничение противоречит другому высказыванию Ибн Хазма, которое упоминается в «аль-Мухалла» (2/103). Я приведу это высказывание в приложении к данной книге.
[58] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: эти предания привели Абдурраззак в «аль-Мусаннаф» (№ 745, 773, 779, 781, 782), Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» (1/188) и аль-Байхаки (1/285). Многие иснады этих преданий являются достоверными. Некоторые из них приводятся не только через один путь передачи. Среди них предание Катады от Анаса, в котором сообщается, что Анас обтирал как носки, так и хуффы. Иснад этого предания является достоверным. Его привели Абдурразак (№ 779) и в сокращенной форме Абу Шейба (1/188). Также они оба приводят от Йахьи аль-Бакка следующее предание: «Я слышал, как Ибн Умар говорил: «Обтирание носков – это то же самое, что обтирание хуффов». Усвоив эти слова Ибн Умара, Нафи’ сказал. «Они (т.е. носки – прим. редактора) сродни хуффам». Ибн Абу Шейба привел это высказывание Нафи’ через хороший иснад. То же самое сказал Ибрахим ан-Нахаи, слова которого Ибн Абу Шейба привел через достоверный иснад.
Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: после того, как твердо установлено, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, совершали обтирание носков, разве мы не имеем права сказать по поводу тех, кто питает отвращение к этому шариатскому дозволению, то же самое, что сказал Ибрахим ан-Нахаи о людях, отвергавших обтирание хуффов: «Тот, кто отказывается от обтирания хуффов, питая к этому отвращение, является одним из шайтанов». Ибн Шейба (1/180) привел это высказывание Ибрахима ан-Нахаи через достоверный иснад.
[59] Аль-Хаттаб, «Шарх Халиль», часть 1, стр. 31.
[60] Прим. редактора: «А если вы разойдетесь в чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику…» (сура «Женщины», аят 59). После приведения данного аята в своем труде «Рияд ас-Салихин» («Сады Праведных») имам ан-Навави пишет: «Исламские ученые говорили: “Это значит: (обратитесь) к Корану и Сунне”.
[61] Такая ситуация сложилась при издании книги аш-Шафи'и «аль-Умм». Издателям пришлось собирать отдельные ее части в различных странах мира. То же самое произошло и при публикации сочинений других имамов.
[62] Прим. автора: хадисы в форме маукуф – это высказывания и фетвы сподвижников.
Прим. переводчика: хадисы в форме марфу – это высказывания, переданные от Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха.
[63] Автор книги «ат-Табакат аль-Кубра»
[64] «И'лям аль-Мувакиин», часть 1, стр. 75
[65] Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: это сообщение Ибн Абу Шейба (1/189) приводит от Саида ибн аль-Мусаййаба, Саида ибн Джубайра, Нафи и Ибрахима. Текст этого сообщения был приведен ранее. Также передается, что ‘Ата сказал: «Обтирание носков сродни обтиранию хуффов». Иснад этого предания является достоверным.
[66] То есть, если сквозь носки видна кожа ног.
[67] Если аль-Касани подразумевал под своими словами единодушное мнение (иджма) всех имамов – из ранних и поздних поколений мусульман – то это абсолютно неверно. Ведь имам ан-Навави пишет в «Шарх аль-Мухаззаб», что обтирание носков, даже если они тонкие, считали дозволенным повелители правоверных Умар и Али, да будет доволен ими обоими Аллах, а также Исхак и Дауд. Более того, имам ан-Навави передал, что два выдающихся ученика Абу Ханифы – Абу Йусуф и Мухаммад – также считали допустимым обтирать тонкие носки, о чем уважаемый читатель уже имел возможность узнать из данной книги. О дозволенности обтирания тонких носков говорил имам Ибн Хазм. Об этом будет сказано далее. Учитывая <