Глава 16. Стремление совершать поклонение там, где жили и поклонялись пророки и праведники. Поиск и конкретизация этих мест.
Раздел 1. Общие положения.
Участники поездок в Булгар и Билярск имеют убеждение о том, что в этих местах их поклонение более любимо Аллаху и более велико по награде. Они считают, что если будут поклоняться Аллаху в мечети своего населенного пункта, или в своем доме, то нет никакой гарантии, что Всевышний Аллах примет их мольбы, намазы, покаяние (тауба) и т.д. На этих же землях, как они утверждают, Всевышний непременно примет их покаяния, простит их и останется ими доволен. Почему же они имеют такие убеждения? Потому что они считают, что раз именно на этих землях приняли Ислам наши предки, они жили там и поклонялись Аллаху, эти «древние» земли стали священными, а «древние священные мечети» стали особыми. Благодать праведников и благодать их поклонения впитались в эту землю, в стены ее построек и т.п. Они считают, что дотрагивание до этих древних развалин, или даже просто продолжительный взгляд на эти предметы является причиной перехода этой благодати на них, ведь они дотронулись до священных построек, которые когда-то давно были построены руками их предков.
Если читатель хорошо понял вышесказанное, то теперь он перестанет удивляться глупости идолопоклонников. До этого, он не мог понять, почему же разумные, взрослые люди поклоняются камням или деревьям, терутся об них, целуют их и т.п., теперь же причина этого стала понятна.
Так вот, уважаемый читатель должен понять, что организация этих поездок и их постоянство приведут целый народ, а может быть и народы к возвращению к темному, отсталому язычеству, суевериям и верованиям многобожников, после того, как их предки однажды вышли из этой отсталости к свету цивилизации единобожия.
Для того, чтобы предотвратить это явление, необходимо хорошо понять эту главу.
В прошлых главах было разъяснено то, что тело пророка обладало физической благодатью, которую в него вложил Всевышний Аллах. Также, этой благодатью обладало все то, что отделилось от его благословенного тела, как слюна, пот, волосы и т.п. После этого было разъяснено, что в отличие от пророков, праведники не обладают такой особенностью. Их тела не являются физически благодатными, а, соответственно, никакая благодать в окружающую среду от них не переходит. Также мы поняли, что это не зависит от того, насколько великим был или является этот праведник и насколька велика его праведность. Это потому что между пророками и праведниками есть жирная грань – грань пророчества.
В этой же главе необходимо разобрать два вопроса:
1. Переходила ли физическая благодать пророка к тем местам, в которых он совершал намаз, или наступал на них своей стопой, или останавливался в этих местах на привал, или просто проходил мимо этих мест.
2. Переходила ли духовная (смысловая) благодать пророка к этим местам так, что если мы пойдем к этим местам, то получим что-то из этой благодати, или же если совершим в этих местах намаз или иное поклонение, награда от этого будет больше, а само поклонение будет Аллаху любимее.
Поняв ответ на два эти вопроса, нам станет понятным заблуждение тех людей, которые ездят в Булгар и Билярск, рассчитывая, что в этих землях и их постройках есть физическая, а также духовная благодать предков. Это потому, что поняв, что иметь такие убеждения неправильно даже относительно пророков, и даже относительно самого великого из них – Мухаммада , станет ясно, что тем более неправильно иметь такие убеждения относительно праведников, даже если это наши предки.
Ответ на первый вопрос практически полностью был рассмотрен в разделах о табарруке сподвижников тем, что отделилось от тела пророка , а также тем, что осталось от пророка после его смерти. Осталось лишь добавить, что сподвижники пользовались и делали табаррук вещами пророка после его смерти, потому что этими вещами пользовался пророк , и в этих вещах осталась физическая благодать пророка . Что же касается тех мест, в которых он проходил, или сидел, или останавливался на привал, то сподвижники не разыскивали эти места и не заботились о них, так как их конкретизация невозможна, а также, потому что на эти места не перешло никаких физических следов пророка .
Поэтому сразу перейдем к разбору второго вопроса.
Для его понимания необходимо усвоить разницу между двумя понятиями:
1. Те места, которые пророк выделял для совершения определенных видов поклонения и совершал эти поклонения именно в этих местах, нам также желательно, а иногда и обязательно совершать эти поклонения именно в этих местах. Например, пророк стремился совершать добровольный намаз у одного из столбов своей мечети, который называется «истиуана». Также он стремился совершить два ракаата намаза за «Макам Ибрахим» в Запретной мечети после обхода (тауаф) вокруг Каабы. Также, в девятый (9) день месяца Зуль-Хиджа, во время Хаджа, он шел именно на гору Арафат, чтобы стоять на этой горе и делать там ду’а, что является одним из столпов Хаджа. Также он побуждал совершающих намаз стремиться к первому ряду намаза в мечети, побуждал обращаться к Аллаху с мольбами именно в последнюю треть ночи и т.д. Все эти места и времена пророк особо выделял для совершения различных видов поклонения. Поэтому нам также разрешается и даже является желательным, а иногда и обязательным выделять эти места для поклонения.
2. Те места, в которых пророк совершал поклонение, но не из-за особенности этих мест, а просто потому, что когда он находился в этом месте, наступило время намаза или иного поклонения. Например, совершая военный поход, он остановился в каком-либо месте, когда же зашло время намаза, он совершил его там, а затем отправился дальше. Необходимо понять, что пророк совершил намаз в этом месте не из-за того, что желательно совершить намаз именно в нем, а просто потому, что это место было удобным для привала. А намаз он совершил там, просто потому, что именно во время его нахождения там, зашло время намаза. Если бы время намаза не зашло во время привала, то он бы не совершил его там.
Это деление основывается на том, что следовать за пророком необходимо не только внешне, но и внутренне. Поэтому, если пророк совершал намаз без стремления совершить его именно в этом месте, а мы будем совершать этот же намаз, стремясь совершить его именно там, то мы будем из тех, кто следует за пророком внешне, но противоречит ему внутренне.
Раздел 2. Доводы на то, что не узаконено конкретизировать какие-то земли для поклонения, если пророк поклонялся там, не конкретизируя их.
1. Отсутствие доводов на это в священных контекстах.
2. Такого не делал никто из сподвижников, а они лучше всех остальных понимали эту религию и больше остальных стремились к благу.
Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али и другие сподвижники из мухаджиров и ансаров не раз ездили из Медины в Мекку для совершения Хаджа или ‘Умры или просто по бытовым вопросам. И ни от кого из них не передается, чтобы они останавливались именно там, где останавливался пророк , и совершали там намаз. И если бы они считали это желательным, то были бы первыми из тех, кто начал это делать, ведь они лучше других знали Сунну и лучше других следовали ей».[239]
3. Более того, сподвижники порицали и запрещали это словом и делом.
Ма’рур ибн Суэйд рассказывал: «Однажды, мы вышли в путь вместе с ‘Умаром ибн уль-Хаттабом. По дороге нам встретилась мечеть и люди устремились к ней, чтобы совершить в ней намаз. Тогда ‘Умар сказал: «Что с ними?» Они ответили: «Это та мечеть, в которой совершил намаз пророк ». Тогда ‘Умар сказал им: «О, люди! Поистине, погибли те, кто был до вас, только из-за этого так, что в конце концов построили в этих местах молельни. Поэтому, если зашло время намаза, то совершите его, а если же оно не зашло, то езжайте дальше».
(Сообщение достоверное, соответствует условиям Бухари и Муслима (как сказал об этом шейх аль-Албани в «Фадаиль аш-Шам» с. 49); Ибн Аби Шейба 2/376; Ибн Уаддах аль-Куртуби в «аль-Бида’» с. 41-42).
Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «По причине того, что пророк не конкретизировал это место для намаза, но совершил его там просто потому, что сделал там привал и наступило время намаза, ‘Умар посчитал, что соответствие пророку внешне, без соответствия внутреннего, не является следованием пророку . Более того, выделение подобных мест для совершения намаза из нововведений обладателей писания, которые погибли по причине этого. Поэтому ‘Умар запретил мусульманам уподобляться им в этом. Тот же, кто делает такое, подобен пророку внешне, но также подобен иудеям и христианам внутренне (в намерении), которое является делом сердца, а дело сердца является основой. Исходя из этого, следование внутреннее и внешнее более полноценно, чем следование лишь во внешнем образе».[240]
Сказал Ибн Уаддах аль-Куртуби: «Имам Малик и другие ученые Медины порицали тех, кто разыскивает подобные мечети и места, в которых протекали какие-либо моменты жизни пророка , кроме мечети аль-Куба. И я слышал, как они упоминали имама Суфьяна ас-Саури. Они говорили о том, что однажды он вошел в мечеть аль-Акса, совершил там два ракаата намаза и не искал тех мест, где побывал пророк , а также не совершал в этих местах намаз. Тем же ограничился и имам Уаки’ ибн уль-Джаррах, во время своего посещения мечети аль-Акса. Так следуйте же за известными имамами прямого пути, ведь сказали те, кто был до нас: «Сколько же таких деяний, которые многие люди считают сегодня благими, были дурными в глазах этих имамов».[241]
4. Это является запрещенным также потому, что является причиной необоснованного возвеличивания этих мест, а также появления различных неправильных убеждений и верований у людей. Все это, в конце концов, превращает эти места в места собраний и коллективных поклонений, а также совершения обрядов язычников.