Барака (благодать) пророков.
Сказал имам Ибн уль-Кайим: «И достаточно почета и величия в том, что Всевышний Аллах избрал их для донесения Своих Посланий. Также он избрал их, наделив их различными чудесами. Из них тот, кого Он выбрал своим ближайшим другом (халиль), с некоторыми из них Он разговаривал разговором, других возвысил над остальными в степенях. Всевышний Аллах не дал возможности Своим рабам добраться до Его довольства, кроме как следуя их пути. Он не дал возможности творениям войти в рай, кроме как за их спинами. Они самые близкие творения к Аллаху. Их почет перед Ним выше почета других. Посредством пророков, творения узнали об Аллахе, начали подчиняться и поклоняться Ему одному».[126]
Благодать пророка Мухаммада .
Благодать пророка делится на смысловую и физическую.
Что касается физической благодати, то она заключалась в его деяниях, в его теле и тех физических следах, которые отделились от его тела и остались после него.
Что же касается смысловой благодати, то она заключается в победе его религии, во множестве его последователей, в том шариате, который он донес, в добре и пользе, которые он оставил после себя.
Поэтому сподвижники делали табаррук пророком при его жизни, а также после его смерти тем, что отделилось от него. Этот вид табаррука является разрешенным, так как пророк одобрил его и не порицал.
1. Табаррук сподвижников частями тела пророка при его жизни.
‘Аиша рассказывала: «Когда посланник Аллаха начинал болеть, он читал в свои ладони последние две суры из Корана, затем поплевывал на руки и обтирал ими свое тело. Когда же его болезнь усилилась, я сама читала ему эти суры, а затем обтирала его тело его же руками, надеясь, что благодать его рук облегчит болезнь».
(Хадис достоверный; Бухари 5735; Муслим 5716; Ахмад 24927).
Анас ибн Малик рассказывал, что «после того, как посланник Аллаха заканчивал совершение утреннего намаза, к нему собирались слуги со всей Медины. Они приносили с собой наполненные водой сосуды. И какой бы сосуд ему не протягивали, он непременно опускал в него свою руку, даже если утро было сильно холодным».
(Хадис достоверный; Муслим 6042; Ахмад 12401).
Абу Джухайфа рассказывал: «Однажды в полдень пророк вышел в Батха[127], после чего совершил омовение и совершил дневной намаз два ракаата и послеполуденный два ракаата. После намаза к нему начали подходить люди, брать его за руки и обтирать ими свои лица».
(Хадис достоверный; Бухари 187; Муслим 1122; Ахмад 18744).
2. Табаррук сподвижников тем, что отделилось от тела пророка .
1. Волосы пророка .
Анас ибн Малик рассказывал, что посланник Аллаха пришел в долину Мина, покидал камни в столбы,[128] после чего подошел к своему пристанищу в Мина, и совершил жертвоприношение. Затем сказал тому, кто постригал волосы людей: «Сначала постриги здесь», и указал на правую сторону головы, «затем здесь», и указал на левую. После чего начал раздавать свои волосы людям».
В одном из риваятов говорится: «По одному или два волоса каждому».
(Хадис достоверный; Муслим 3152).
Сказал имам ан-Науауи: «В этом хадисе разъяснена узаконенность табаррука волосами пророка и разрешение на их хранение для табаррука».[129]
2 Слюна пророка .
‘Уруа ибн Мас’уд ас-Сакафи рассказывал: «И клянусь Аллахом, даже если посланник Аллаха плевал, то его слюна не падала на землю. Она обязательно попадала в ладонь кого-либо из сподвижников, после чего этот сподвижник растирал ею свою кожу и лицо».
(Хадис достоверный; Бухари 2731-2732).
Сказал Хафиз Ибн Хаджар: «И, наверное, сподвижники делали это в присутствии ‘Уруы[130], чтобы этим самым сказать: «Кто еще любит своего правителя так, как любим его мы, и почитает его так, как почитаем его мы? Как же после этого можно подумать, что если случится сражение, то мы обратимся вспять и оставим его без поддержки?»[131]
Также, достоверно установлено, что сподвижники делали табаррук той одеждой, которую некогда носил пророк[132] , а также дотрагивались до тех мест на посуде, до которых он дотрагивался своими пальцами во время питья.[133] Никто не уступал своей очереди попить из сосуда, из которого только что попил пророк[134] . Сподвижники обтирались водой, которая осталась в сосуде, после того, как пророк совершал из этого сосуда омовение.[135]
Это краткие примеры того, как сподвижники делали табаррук частями тела пророка во время его жизни. Это потому что тело пророка было благодатным. Всевышний Аллах вложил в его тело физическую благодать, которая переходила на окружающих его людей и окружающие предметы.
Однако, здесь необходимо сделать важное примечание. Сподвижники не делали табаррук частями тела пророка постоянно и всюду. Они делали это лишь изредка при нужде.
‘Абдуррахман ибн Аби Кирад рассказывал, что в один из дней пророк совершил омовение, и сподвижники начали обтираться водой, которая осталась после него в сосуде. Тогда пророк спросил их: «Почему вы это делаете?» Они сказали: «Потому что мы любим Аллаха и Его посланника». Тогда он сказал им: «Тот, кого обрадует то, что он любит Аллаха и Его посланника, или что его любит Аллах и Его посланник, то пусть говорит правду при разговоре, пусть возвращает доверенное ему на хранение и пусть проявляет хорошее отношение к своим соседям».
(Хадис хороший; Хафиз аль-Мунзири в «Таргиб» 3/26 и аль-Албани в «ас-Сахиха» 2998).
3. Табаррук сподвижников тем, что осталось от пророка после его смерти.
‘Иса ибн Тахман рассказывал: «Анас ибн Малик однажды вынес нам две сандалии из гладкой кожи, которые были зашнурованы шнурками. И тогда Сабит аль-Бунани сказал мне, что это сандалии пророка ».
(Сообщение достоверное; Бухари 3107).
Абу Бурда рассказывал, что однажды, ‘Аиша вынесла им накидку и сказала: «Эта накидка была на пророке в то время, когда он умирал».
(Сообщение достоверное; Бухари 3108; Муслим 5442; Ахмад 24037).
‘Асым аль-Ахуаль сказал: «Я видел чашу пророка у Анаса ибн Малика. Когда она разбилась, Анас соединил сломанные части серебряной вставкой. Анас сказал мне: «Я поил пророка из этой чаши столько-то и столько-то раз».
(Сообщение достоверное;Бухари 5638).
Поэтому имам аль-Бухари назвал одну из глав своей книги: «Глава о том, что упоминается о кольчуге пророка , его палке, мече, чаше, перстне, и о том, что из этого использовали правители после него. А также о том, что упоминается о его волосах, сандалиях, посуде, которыми делали табаррук его сподвижники после его смерти».
Также этими предметами делали табаррук последователи сподвижников.
Мухаммад ибн Сирин рассказывал, что он сказал ‘Убайде: «У нас есть волос пророка , который достался нам от Анаса». Тогда ‘Убайда сказал: «То, чтобы у меня был хотя бы один волос пророка , любимее для меня, чем вся эта жизнь и то, что в ней».
(Сообщение достоверное; Бухари 170; Ахмад 13685).
‘Усман ибн ‘Абдуллах ибн Маухаб рассказывал: «Однажды, мои домочадцы послали меня к Умм Саляме – жене пророка , с сосудом воды, в котором был волос пророка . Когда человека постигал сглаз или какая-то болезнь, люди посылали к ней, чтобы она дала им этот волос».
(Сообщение достоверное; Бухари 5896).
Сказал Хафиз Ибн Хаджар: «Имеется в виду, что больной посылал к Умм Саляме сосуд, в который она ложила волос пророка , а затем отдавала этот сосуд. После чего больной пил из этого сосуда или обливался этой водой, надеясь на выздоровление, посредством благодати пророка ».[136]
4. Осталось ли что-либо из вещей пророка на сегодняшний день?
Вначале необходимо отметить, что узаконенность табаррука тем, что осталось от пророка остается действительной и сегодня. Узаконенность этого не ограничивается лишь на сподвижниках и их последователях, так как на это ограничение нет каких-либо доводов.
Однако, здесь необходимо обратить внимание на несколько пунктов:
1) ‘Амр ибн аль-Харис рассказывал: «Не оставил пророк после себя ни дирхема, ни динара, ни раба, ни рабыню и ничего, кроме белой мулицы, своего оружия и земли, которую он оставил в качестве милостыни».
(Сообщение достоверное; Бухари 3098; Ахмад 18458).
Это сообщение, безусловно, указывает на то, что вещей пророка после его смерти осталось очень немного.
2) достоверно установлена утрата многих из этих вещей с течением веков, по причине войн, смут и т.п.
Из этого можно упомянуть перстень[137] (его утерял ‘Усман ибн ‘Аффан, обронив его в колодец Арис), его накидку и палку[138] (они были утеряны в конце правления Аббасидов, во время наступления монголов и возникшего вследствие этого пожара в Багдаде в 656 г/х). Также утеряны его сандалии, что произошло во время смуты Тимерлана в Дамаске в 803 г/х.
3) также, утрате этих предметов способствовало то, что многие сподвижники завещали положить то, что было из этого у них, вместе с ними в могилу.
4) многие историки явно заявляют о невозможности подтверждения того, что некоторые из предметов, имеющихся сегодня в музеях, и приписываемых к пророку , действительно принадлежали ему.[139]
5) поэтому шейх аль-Албани сказал: «И мы знаем о том, что предметы, оставшиеся после него, как его одежда или волосы и т.п. утеряны, и никто сегодня не способен доказать наличие чего-либо из этого бесспорным доводом».[140]
Но здесь необходимо отметить, что самая великая благодать заключается в том, чтобы уверовать в пророка и последовать за ним, изучая его религию. Ведь его религия – это самое великое и ценное из того, что он оставил после себя.
Табаррук праведниками.