Хадис о братстве пророка и Али
Джабир ибн Абдалла Ансари, Саид ибн Мусайяб говорят: «Посланник Аллаха установил братство среди мусульман, остались только посланник Аллаха, Абу Бакр, Умар и Али. Тогда пророк заключил союз братства между Абу Бакром и Умаром. Затем, обратившись к Али, сказал: «Ты мой брат, а я твой». В другом предании приводится, что посланник Аллаха сказал: «Ты мой брат в этом и загробном мире».
Этот хадис передали сорок сподвижников посланника Аллаха, и более сорока суннитских учёных. Среди них Тирмизи, Хаким.
Как передал Мунави в «Файз аль кадир шархуль джамиуль сагир»:
«Хафиз Ираки сказал: «Все что было передано по поводу братства (пророка) с Али, слабое»
Хадис от Тирмизи:
[ 3720 ] حدثنا يوسف بن موسى القطان البغدادي حدثنا علي بن قادم حدثنا علي بن صالح بن حيي عن حكيم بن جبير عن جميع بن عمير التيمي عن بن عمر قال آخى رسول الله صلى الله عليه وسلم بين أصحابه فجاء علي تدمع عيناه فقال يا رسول الله آخيت بين أصحابك ولم تؤاخ بيني وبين أحد فقال له رسول الله صلى الله عليه وسلم أنت أخي في الدنيا والآخرة
«Пророк соединил своих сподвижников узами братства. После чего Али со слезами на глазах подошел к пророку и сказал: «О, посланник Аллаха! Вы заключили братство между всеми сподвижниками, но меня не связали ни с кем узами братства». Пророк сказал: «Ты мой брат в этом и загробном мире!»
Передатчики:
1) Джами ибн Умейра Куфи Тейми.
Сказал Бухари: «Он под присмотром». Сказал ибн Хиббан: «Рафидит». Сказал ибн Умейр: «из лживых людей». Захаби также отмечал, что это передатчика объвиняли во лжи. Аллах знает лучше!
2) Хаким ибн Джабир.
В «Мизан» мы читаем:
«Сказал Ахмад: «Слабый, предания отвергаются»; Насаи: «Не сильный»; Даракутни: «Матрук».
Хадис из книги имама Хакима:
حدثنا أبو سهل أحمد بن محمد بن زياد النحوي ببغداد ثنا أحمد بن محمد بن عيسى القاضي ثنا إسحاق بن بشر الكاهلي ثنا محمد بن فضيل عن سالم بن أبي حفصة عن جميع بن عمير التيمي عن بن عمر رضى الله تعالى عنهما قال إن رسول الله صلى الله عليه وسلم آخى بين أصحابه فآخى بين أبي بكر وعمر وبين طلحة والزبير وبين عثمان بن عفان وعبد الرحمن بن عوف فقال علي يا رسول الله إنك قد آخيت بين أصحابك فمن أخي قال رسول الله صلى الله عليه وسلم أما ترضى يا علي أن أكون أخاك قال بن عمر وكان علي رضى الله تعالى عنه جلدا شجاعا فقال علي بلى يا رسول الله فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم أنت أخي في الدنيا والآخرة
Пророк соединил своих сподвижников узами братства. Абу Бакра с Умаром, Талха и Зубейра, Усман ибн Аффана и Абдурахман ибн Ауфа. После чего Али сказал: «О, посланник Аллаха! Вы заключили братство между всеми сподвижниками, но меня не связали ни с кем узами братства». Пророк сказал: «О, Али! Согласен ли ты, быть моим братом?». Ибн Умар продолжает: «Али был доблестным и храбрым человеком и ответил Пророку: «О, посланник Аллаха! Я согласен». Пророк подтвердил: «Ты мой брат в этом и загробном мире».
Передатчики:
Помимо Джами ибн Умейра в этом хадисе также есть Салим ибн Абу Хафс.
Саалим ибн Абу Хафсат Куфи. Сказал Абу Башир Даулаби: «Не заслуживает доверия». Сказал Насаи: «Не заслуживает доверия». Сказал Фаласи: «Слабый, перешел грань в шиизме». Следует отметить, что его считал сильным Йахъя ибн Муин. Аллах знает лучше.
Алмат пишет:
Посланник Аллаха приказывает оставить открытой дверь Али
Ахмад ибн Ханбал приводит предание от Зайда ибн Аркама, что посланник Аллаха, обращаясь к сподвижникам, сказал: «Пусть все двери, открывающиеся в мечеть, будут закрыты, кроме двери Али». Затем посланник Аллаха, видя негодование и зависть некоторых из сподвижников, добавил: «Я закрыл все ваши двери не от себя, но сделал это по приказу Аллаха, и выполнил Его приказ (стр 46)».
По своему обыкновению Абсаликов солгал. Нет в хадисе слов, что сподвижники негодовали и завидовали. В хадисе сказано: «И стали люди говорить об этом».
И вообще цепочка передатчиков этого хадиса слабая. В ней Маймун Абу Абдуллах. О нем мы говорили высше. Через него это предание также передал аль-Хаким, ибн Асакир, Насаи.
Второй путь передачи от Ахмада:
حدثنا عبد الله حدثني أبي حدثنا حجاج حدثنا فطر عن عبد الله بن شريك عن عبد الله بن الرقيم الكناني قال: خرجنا إلى المدينة زمن الجمل فلقينا سعد بن مالك بها فقال:
-أمر رسول الله صلى الله عليه وسلم بسد الأبواب الشارعة في المسجد وترك باب علي رضي الله عنه.
Как отметил ибн Аррак в «Танзиру шариа», передатчик Абдуллах ибн Руким аль-Кинани неизвестен.
Ибн Асакир передал это предание через отличную цепочку передатчиков, в ней Юнус ибн Аркам. Его критиковал ибн Хираш.
А также через Хувзат ибн Халифу, которого считал слабым ибн Муин.
Далее Алмат пишет:
Тирмизи приводит в своём «Сунане», что посланник Аллаха сказал: «Закрывайте отныне свои двери, ведущие в мечеть, кроме двери Али».
В цепочке передатчиков Тирмизи, рассказчик Ибрахим ибн Мухтар ар-Рази. Его критиковали ибн Муин и Бухари.
Это предание о Али, считается достоверным благодаря подкрепляющим друг друга свидетельствам из разных хадисов, разными путями передач. Но он не был уникален в этом, точно такой же хадис передавался о Абу Бакре. И хадис о Абу Бакре приводится в «Сахихе».
Имам Али и возврат солнца
Абу Хурайра передает, что как-то посланник Аллаха, положив голову на колени Али, крепко заснул до заката солнца, в то время как Али не совершил молитву «аср». Проснувшись, пророк обратился к Аллаху с просьбой, и по воле Аллаха солнце вернулось, Али прочитал молитву аср, после чего солнце зашло.
Этот хадис передали девять сподвижников посланника Аллаха и более сорока наиболее известных суннитских учёных, среди них десять учёных написали специальные книги, посвященные этому событию, причём тринадцать других признали эти книги как достоверные и соответствующие действительности. Среди них можно назвать такие личности как: Абу Джафар Тахави, Байхаки, Табарани, Хайсами, Касталани(стр 47).
Хадис о возврате солнца лживый.
Ибн Касир писал: «Я говорю, что предания о восходе солнца (специально) для Али, после его заката-слабые и неприемлемые. Все передатчики подобных хадисов или шииты, или неизвестные люди. (Подобные) предания шиитов не приемлемы».
Ибрахим ибн Йакуб аль-Джузаджани сказал: «Я спросил Мухаммада ибн Убейда ат-Танафиси: «Что скажешь по поводу возврата солнца после его захода, специально для того, чтобы Али совершил послеполуденный намаз?». Он ответил: «Кто скажет подобное, тот солжет».
Сказал шейх Албани: «Хадис вымышленный».
Али ибн Мадинии Ахмад ибн Ханбаль сказали: «Нет основы этому (хадису)». Ибн Джаузи, ибн Таймия, Захаби, ибн Кайум аль-Джаузия, ибн Касир, Хафиз Далачи, также отвергли этот хадис как недостоверный.
Аль-Джавзакани передал это предание от Асмы бинту Умайс, да будет доволен ею Аллах. И затем он отметил: «Предание неприемлемое и путанное (мудтариб мункар)».
Ибн Джаузи отметил: «Это хадис вымышленный, и не передавался он никем из надежных передатчиков. И смысл этого хадиса также неприемлем. Если время уже прошло, с возвратом солнца, не вернется время этой молитвы».
Что касается двух «достойных доверия» путей передачи у имама Тахави.
Первый хадис, который имам Тахави передал в «Мушкилуль асар»:
حدثنا الفضيل بن مرزوق عن إبراهيم بن الحسن عن فاطمة بنت الحسين عن أسماء ابنة عميس قالت كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يوحى إليه ورأسه في حجر علي فلم يصل العصر حتى غربت الشمس فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم صليت يا علي قال لا فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم اللهم إنه كان في طاعتك وطاعة رسولك فاردد عليه الشمس
Фудайл ибн Марзук Абу Абдуррахман Куфи.
Во первых этот передатчик был шиитом. Суфьян Ас-Саури, ибн Уэйна, Йахъя ибн Муин сказали, что ибн Марзук правдивый передатчик (сиккат). Имам Ахмад сказал: «Я не слышал о нем ничего кроме хорошего». От Йахъи ибн Муина также передавалось, что он сказал: «Хороший в хадисах (салих аль хадис), и упорен в шиизме». Имам Насаи сказал: «Слабый». Ибн Ади сказал: «Я надеюсь, что он неплохой». Сказал ибн Хиббан: «Его предания крайне неприемлемы». Его считал слабым Усман ибн Саид, Ахмад ибн Абу Хайсам передал, что ибн Муин также назвал этого передатчика слабым. Это же мнение передавал от ибн Муина, Ахмад ибн Зухейр (или Захир). Ибн Абу Хатим ар-Рази передал в «Джарх и Тадиль», что когда он спросил своего отца, полагаются ли на Фудайла, тот ответил отрицательно.
Фатима бинту Хусайн.
Ибн Касир сказал: «Что касается Фатимы бинту Хусайн ибн Али ибн Абу Талиба, она сестра Зейналабидина, её предания известны. От нее передавали четыре автора сводов. После смерти своего отца, она одна из тех, кто пришел с ахле-байтом в Шам. (Она) честный передатчик. Но не известно слышала ли она это предание от Асмы бинту Умайс».
Оба этих рассказчика присутствуют также в цепочке передатчиков имама Табарани в «Муджам аль кабир». Как я не старался, я не заметил ни малейшего указания от Табарани, что этот хадис он считал достоверным.
Второй хадис, который имам Тахави передал в «Мушкилуль асар»:
حدثنا أحمد بن صالح قال حدثنا ابن أبي فديك قال حدثني محمد بن موسى عن عون بن محمد عن أمه أم جعفر عن أسماء ابنة عميس أن النبي صلى الله عليه وسلم صلى الظهر بالصهباء ثم أرسل عليا عليه السلام في حاجة فرجع وقد صلى النبي صلى الله عليه وسلم العصر فوضع النبي صلى الله عليه وسلم رأسه في حجر علي فلم يحركه حتى غابت الشمس فقال النبي صلى الله عليه وسلم اللهم إن عبدك عليا احتبس بنفسه على نبيك فرد عليه شرقها قالت أسماء فطلعت الشمس حتى وقعت على الجبال وعلى الأرض ثم قام علي فتوضأ وصلى العصر ثم غابت وذلك في الصهباء في غزوة خيبر
Авн ибн Мухаммад, и его мать Умм Джафар.
Ибн Касир сказал: «Неизвестно ничего об их справедливости (как передатчиков), и хорошей памяти».
Считаю своим долгом, отметить имена знаменитых ученых, которые приняли этот хадис, как заслуживающий доверия: Хейсами в «Маджмау завайд», хафиз Валиутдин ибн Зайнутдин аль-Ираки в «Тархут тасриб», Бейхаки в «Далаил нубува», ибн Хаджар аль-Аскалани в «Фатх аль-бари», ибн Аррак в «Танзиру шариа», Сахави в «Макасид аль Хасана», Алиуль Гари в «Шарху шифа», Суюти в «Леал аль маснуа», Аджлуни «Кашфуль хава».
Мне самому более по душе первая точка зрения, поскольку что я не встретил ни одной цепочке передатчиков, которая бы была свободна от дефектов.
Аллах лучше знает!
Рождение имама Али в Каабе
Хаким Нишапури пишет, что: «Во многих преданиях приводится факт, что Фатима бинта Асад, родила Али в Каабе». Это предание приводят восемнадцать суннитских учёных, причём интересно то, что двенадцать из них считали это предание достоверным, и девять учёных признали этот факт, как одно из больших достоинств имама Али.
Во первых Хаким привел не предание, а лишь мнение.
Во вторых даже если это правда, то тогда он не будет единственным кто родился в Каабе. Как сказал имам Муслим, другой сподвижник Хаким ибн Хизам родился в Каабе. Этот факт из жизни Хакима ибн Хизама, также отмечал ибн Асир в «Усуд аль габа», ибн Абд аль-Бар аль-Малики в «Истиаб», Суюти в «Тадриб ар рави».
Навави в «Шарх аль муслим» сказал: «И там Хаким ибн Хизам ибн Захир, сподвижник, и среди его особенностей то, что он родился в Каабе. Как говорили некоторые ученые: «Мы не знаем никого кто бы разделял с ним это».
Имам Али первый мусульманин
Посланник Аллаха, обращаясь к святой Фатиме, сказал: «Али первый из моих сподвижников, который принял Ислам».
Приведя это сообщение, Алмат ссылается на «Муснад» имама Ахмада.
Я не нашел подобного предания, возводимого к пророку в «Муснаде».
Касательно того, кто первым принял ислам, есть противоречия. Нет сомнения, что первой вообще была Хадиджа, да будет доволен ею Аллах.
А если говорить не о женщинах, то стоит отметить, что Имам Куртуби передал: «Что касается того, кто из сподвижников принял ислам первым, Муджахид передал от Ша’би: «Я спросил ибн Аббаса , кто из мужчин первым принял ислам. Он сказал, Абу Бакр ...».
«Абуль Фарадж Аль Джаузи передал от Юсуфа ибн Йакуба ибн Аль Маджишуна: «Я видел своего отца, Мухаммад ибн Мункеда, Рабиа ибн Абдуррахмана, Салих ибн Кейсана, Саид ибн Ибрахима, Османа ибн Мухаммада Аль Мимесия. Никто из них не сомневался в том, что первым мужчиной, принявшим ислам, был Абу Бакр . Это мнения придерживались Ибрахим Ан Нахаи, ибн Аббас, Хасан и Асма бинт Абу Бакр, Мухаммад ибн Сирин.
Согласно другому мнению, первым человеком, принявшим ислам, был Али ибн Абу Талиб . Этого мнения придерживались Зайд ибн Аркам, Абу Зарр, Микдад. Аль Хаким передал, что он не видел противоречий между учеными историками, что первым принявшим ислам был Али .
Также передается, что первым принявшим ислам был Зайд ибн Харис. Ма’мер передал, что Зухри тоже придерживался этого мнения. Эту точку зрения разделяли Сулайман ибн Йасар, Урва ибн Зубайр, Имран ибн Абу Анас».
В «Фадаилу сахаба» мы читаем: «От Юсуфа ибн Йакуба аль Маджашун: «Я слышал своих шейхов факихов, среди них Сад ибн Ибрахим, Салих ибн Кайсан, Рабиа ибн Аби Абдуррахман, Усман ибн Мухаммад Ахнас и многие другие, он говорили: «Абу Бакр первый среди мужчин принял ислам».
И там же от Мухаммада ибн Кааба: «Первым кто молился, был Абу Бакр».
Ибн Абу Асим в «Аваил» передал, что ибн Умар сказал: «Абу Бакр первым принял ислам».
Мухаммад ибн Кааб также сказал: «Первым человеком, принявшим от пророка ислам, была Хадиджа. Первыми мужчинами были Абу Бакр и Али. Абу Бакр первый, кто заявил о своем исламе в открытую».
Мухаммад ибн Сирин сказал: «Первым среди мужчин принял ислам Абу Бакр, первой среди женщин Хадиджа».
Ибн Хаджар аль-Аскалани сказал: «Большинство сошлось во мнение, что Абу Бакр первый мужчина, принявший ислам».
И передал Баззар от Абу Рафи: «Первым среди мужчин ислам принял Али, среди женщин Хадиджа».
Сказал Хейсами в «Маджмау завайд», что цепочка этого сообщения от Абу Рафи достоверная.
Табарани в «Аваил» передал, что Ибн Аббас сказал: «Первым принял ислам Али ».
Ибн Абд-аль-Барр аль Малики в «Истиаб» писал: «И сказал ибн Шихаб, и Абдуллах ибн Мухаммад ибн Агиль, Гатада, и Абу Исках: «Первым среди мужчин ислам принял Али ».
Что касается преданий от Али самого, где он говорит: «Я первый из принявших ислам», ибн Касир сказал об одном из них: «Цепочка передатчиков не достоверна, и в таком значении было передано много отвергаемых преданий, нет ничего в них достоверного».
Подобное предание также передавалось от Салмана Фариси, который якобы сказал: «Али первый принял ислам». В цепочке передатчиков его Саламах ибн Хафса, и он матрук, как отметил Захаби в «Талхис илал».
Не вижу надобности удлинять список мнений, в заключение к ним хотелось бы отметить слова имама Ар-Рази.
Фахрутдин ар-Рази писал: «Ученые единодушны в том, что первым (из мужчин), подтвердившим (пророка) был Абу Бакр или Али . Более предпочтительно отнести эти слова к Абу Бакру . Ведь Али в то время когда пророку было дано пророчество был еще маленьким. Понятно, что его подтверждение (пророческой миссии) не играло большой роли (для ислама) в то время. Что касается Абу Бакра , он и по возрасту, и по положению в обществе был влиятельным человеком. Его принятие ислама сыграло большую роль для развития и укрепления (религии)».
Мухиб-ад-Дин Табари в «Хуласат сияр саид аль Башар» писал: «Первой из женщин ислам приняла Хадиджа, из мужчин Абу Бакр, из детей Али».