Если же какой-либо атрибут не утверждается, и не отвергается Кораном и Сунной, то мусульмане обязаны воздержаться от произношения его в отношении Аллаха
Истину сказал шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ибо в наши дни ашариты с помощью отрицания «тела» от Аллаха приходят к отрицанию атрибутов Аллаха, которыми Аллах описал Себя. Например, они говорят: «Если мы скажем, что у Аллаха есть Рука или Лик, то это будет равнозначным говорить, что Аллах обладает телом (джисм), так как любые вещи, описанные атрибутами, имеют тела, поэтому если вы отрицаете от Аллаха тело, то из этого следует, что нельзя подтверждать и эти атрибуты в отношении Аллаха».
Хотя правильнее будет не отрицать слово «тело (джисм)» и не подтверждать его в отношении Аллаха, так как если какой-либо атрибут Аллаха не утверждается, и не отвергается Кораном и Сунной, то мусульмане обязаны воздержаться от произношения его в отношении Аллаха. Они не подтверждают это и не отвергают, потому что ни в Коране, ни в Сунне не подтверждается и не отрицается этот атрибут в отношении Всевышнего Аллаха. Ибо, как это было упомянуто ранее, утверждение о том, что Аллах обладает каким-либо атрибутом или не обладает им, является частью сокровенного знания, которое человек не в состоянии постичь своим разумом. Все это обязывает нас обращаться за достоверными сведениями к Корану и Сунне.
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если кто-нибудь скажет, что Аллах находится в какой-либо стороне (аль-джиха), а другой скажет, что Аллах не пребывает в какой-либо стороне, то мы скажем: «Что касается этого слова «аль-джиха» (сторона), то мы не подтверждаем это слово и не отрицаем. А что касается смысла, то сначала разузнаем, что подразумевает человек под этим словом, поскольку те, кто отрицает (аль-джиха), утверждают, что саляфиты ахли сунна признают, что Аллах находится в стороне (аль-джиха), которая объемлет Его. В результате чего они посредством отрицании «аль-джиха» приходят к отрицанию возвышенности Аллаха на Трон. По этой причине мы нуждаемся в разузнавании того, что же подразумевает человек под словом «аль-джиха».
Если кто-то скажет, что Аллах не является телом (джисмом), другой скажет, что Аллах является джисмом, потому что Он вознесся на Трон, спускается на нижнее небо, придет в Судный День, чтобы рассудить между Его рабами, берет садакъа и выращивает ее своей рукой и т.д., то здесь один говорит, что Аллах не является джисмом, второй говорит, что Он является им. Поэтому здесь необходимо разузнать (что под этим словом подразумевает каждый из них), поскольку те, кто отрицает «джисм», утверждают, что признание любых божественных атрибутов обязывает придать им тело, а тела похожи друг на друга. Следовательно, они и говорят, что Аллах не вознесся на Трон, поскольку если ты скажешь, что Аллах вознесся на Трон, то это значит, что Аллах является джисмом. Они говорят, что Аллах не спускается на нижнее небо, потому что если ты признаешь это, то это означает, что Аллах является джисмом. Они также говорят, что Аллах не придет, чтобы рассудить между людьми, поскольку если это так, то это значит, что Аллах является джисмом. Также говорят, что у Аллаха в действительности нет Руки, а иначе Аллах был бы джисмом и прочие их слова. После чего они с подобным подходом отрицают все божественные атрибуты.
Где же у них довод из Корана и Сунны на отрицание «аль-джисм». Если кто-нибудь скажет, что Аллах является «джисмом», то если бы мы потребовали бы от него, чтобы он предоставил довод на то, что Аллах не является «аль-джисмом», то он никогда ни смог бы этого сделать, также как если бы мы потребовали бы от него, чтобы он предоставил нам довод на то, что Аллах является «джисмом», то он не нашел бы довода.
Поэтому мы говорим: «Не подтверждай, что Аллах является «джисмом», и не отрицай, однако разузнай смысл того, что же подразумевает человек под этим словом. Подтверди истинный смысл и отвергни ложный смысл, что касается самого слова «джисм», то оставь его, не говори, что Аллах не является «джисмом» и не говори, что Аллах является «джисмом». Оставь это слово, поскольку это слово не произнес ни Коран, ни Сунна, ни сподвижники в отношении Аллаха».
Мы разузнаем то, какой смысл подразумевает человек под словом «джисм»:
Если он скажет, что я подразумеваю под «джисмом» тело, которое состоит из органов и частей и прочих, то мы ему скажем, что подобное невозможно в отношении Аллаха. Поэтому отрицание джисма с таким смыслом будет правильно».
Некоторые ученые из числа саляфов, отрицая джисм в отношении Аллаха, отрицали именно тот смысл, который невозможен в отношении Аллаха, и они не желали этим отрицать божественные качества. Но в наше время ашариты и им подобные, прикрываясь подобными словами саляфистких ученых, делая тальбисаты (подлоги), используют эти высказывания ученых в своих порочных целях, дабы отвергнуть и исказить божественные атрибуты! В основном ашариты и им подобные в своих препирательствах в качестве аргументации своих порочных взглядов, касающихся божественных качеств, применяют свои философские методы, получившее название калям, от которого мусульман предостерегали все ученые и имамы четырех мазхабов, которые единогласно пришли к тому, что калям является запретным.
Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Да проклянет Аллах ‘Амра ибн ‘Убейда! Ибо он открыл людям дверь к каляму, в котором нет пользы для них в религии» (Аль-Харауи, «Замм аль-Калям» 1020).
Когда же некий человек спросил имама Абу Ханифу: «Что скажешь о том, что люди стали говорить про «’арад», «джаухар» и прочие?», - он ответил: «Это – речи философов. Придерживайся пути саляфов из числа сподвижников и тех, кто строго последовал за ними, и остерегайся новшеств, ибо - это ересь» (см: Аль-Харауи, «Замм аль-Калям», 1006).
Ашариты и им подобные с помощью этих философских терминов, таких как «’арад», «джаухар» и «джисм», стараются отвергнуть и исказить божественные качества. Тогда как некоторые саляфитские ученые, при своем отрицании слов «’арад», «джаухар» и «джисм» в отношении Аллаха, отрицали именно тот смысл, который неприменим в отношении Аллаха, не желая этим отвергнуть и исказить божественные качества. Однако ашариты, прикрываясь этими словами саляфистких ученых, делая тальбисаты (подлоги), используют эти высказывания ученых в своих порочных целях, дабы отвергнуть и исказить божественные качества. Особенно они применяют подобный метод, когда хотят отстоять свои порочные взгляды в отношении божественных качеств; да наставит их Аллах на прямой путь, а иначе пусь избавит мусульман от их вреда!
Шейх Ахмад Базмуль,да хранит его Аллах, сказал: «Одной из хитростей, к которой прибегают некоторые, является то, как они распоряжаются словами ученых, искажая их истинный смысл, или же удаляя из них то, что будет противоречить пониманию их (т.е. тех, кто цитируют слова ученых). И даже может случиться так, что этот довод будет против них, а не за них» (см: «Сыяна ас-саляфийа», стр. 45).
Далее шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если же он скажет: «Я, отрицая джисм, хочу отвергнуть божественные атрибуты, которые подобают Аллаху, то мы ему скажем: «Отрицание джисма с таким смыслом будет неправильно, напротив этот смысл утвержден в отношении Аллаха, то есть, что Он описан атрибутами, которые соответствуют Его совершенству, из возвышения на Трон, снисхождения на нижнее небо и прочих атрибутов».
Итак, подтверждать абсолютно слово «джисм» будет ошибкой, так же как абсолютно отрицать это слово будет тоже неправильным. А разузнавание смысла этого слова обязательно.
Что касается самого слова, то мы не говорим, что Аллах является джисмом, и не говорим, что Аллах не является джисмом. По этой причине ученые критиковали имама ас-Сафарини, да смилуется над ним Аллах, за его слова: «Наш Господь не является ни джаухаром, ни джисмом, ни ‘арадом. Возвышенный Он, Обладатель высот». Поэтому наш шейх ‘Абд ар-Рахмах ас-Са’ди заменил его слова на следующие: «Не является Аллах подобным Своим рабам в атрибутах, несмотря на множество Его имен».
Это в действительности верно. Однако говорить: «Наш Господь не является ни джаухаром», - то кто это знает? Говорить: «Ни джисмом», - то кому это известно? Говорить: «Ни ‘арадом», - то кто ведает об этом? Лучше будет не говорить то, что не говорил Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха. В Коране не подтверждается, что Аллах является джисмом, и не отрицается, что Он не является джисмом. Также это не пришло и от сподвижников.
Однако приверженцы каляма и нововведений поднимают этот вопрос для того, чтобы посредством этого добраться до лжи. Затем внушают ложную мысль простолюдинам и тем, у которых нет основательных знаний, что то, что они говорят это и есть истина, и что это и есть предел очищения Аллаха, Всемогущ Он и Велик. В результате чего они этими методами начинают отрицать божественные атрибуты.
Одним словом, это важное правило следует применять во время твоего спора с кем-нибудь, который отрицает и подтверждает что-либо в отношении Аллаха. Тогда ты ему скажешь: «Предоставь довод, в противном случае замолчи. Не подтверждай и не отрицай. Что касается истинного смысла, то это утверждено в отношении Аллаха, а если это ложный смысл, то это отвергается» (См: «Шарх аль-Къауа’ид аль- Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 97-99).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «У нас есть правило. А это: что бы ни приписывали к Аллаху, относительно чего не пришло (указания) в Коране и в Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы не подтверждаем это и не отрицаем. Однако (сначала) разузнаем о значении этого: если смысл этого подобает Аллаху, то подтверждаем это в соответствии с тем, на что указывает Коран и Сунна. Того, кто под словами «аль-джиха» (сторона) подразумевает «аль-‘улюу» (возвышенность), мы спросим: «Почему ты не употребляешь (само) слово «аль-‘улюу» (возвышенность), тогда как на это слово пришло (указание) в Коране и в Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?».
Если кто-нибудь применит слово «аль-джиха» (в отношении Аллаха), то мы это слово не будем отрицать и не будем (также и) подтверждать, однако разузнаем (что подразумевает человек под этим словом)».
Мы спросим его: «Что ты подразумеваешь под (словом) «аль-джиха»?»
Он ответит: «Возвышенность (Аллаха)».
Мы же скажем ему: «Так почему ты употребляешь слово, которое не пришло ни в Коране, ни в Сунне, тогда как у нас (т.е. в Коране и в Сунне) есть слово, заменяющее это, а это аль-‘улюу (возвышенность)?!».
Мы подтверждаем в отношении Аллаха атрибут «возвышенность», как подтвердил это Аллах в отношении Себя в Своей Книге и на устах Своего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Точно также мы поступаем в отношении всего того, что произносят приверженцы каляма из области произношений, которые не пришли ни в Коране, ни в Сунне, как слова «хаййз», «аль-джисм» и прочие.
Мы же, разузнавая, спрашиваем: «Что ты подразумеваешь под этим словом?».
Если же смысл его подобает Аллаху, то мы подтверждаем это, однако согласно произношению Корана и Сунны, которое пришло от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха» (См: «Шарх Усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» шейха Са’ида Расляна» 1\465).
Заключение
Относительно этой темы много чего можно перевести, ибо ученые-приверженцы саляфии написали очень много книг об этом и опровергали различные заблудшие группы, посредством ясных и неопровержимых доводов. Однако я в этой небольшой статье хотел лишь словами ученых ахли Сунна разъяснить неразумность этих ашаритов и им подобных. Особенно когда в нашей стране многие простые мусульмане по незнанию обманулись невеждой и приверженцем нововведений, который упорно распространяет матурудитскую ‘акъиду, вводя людей в заблуждение. Который не принимает ни Коран, ни Сунну, ни слова сподвижников. Ему приводят доводы, но он сам по своему умозаключению истолковывает слова Аллаха, слова Посланника, мир ему и благословение Аллаха, слова сподвижников и слова саляфитских ученых в отношении атрибутов Аллаха. Более того он еще осмеливается поносить ученых ахли Сунна, цитируя их слова, предварительно подтасовывая их и истолковывая так, как ему заблагорассудится, искажая их истинный смысл, приписывая к этим ученым то, к чему они непричастны!
Шейх Ахмад Базмуль,да хранит его Аллах, сказал: «Одной из хитростей, к которой прибегают некоторые, является то, как они распоряжаются словами ученых, искажая их истинный смысл, или же удаляя из них то, что будет противоречить пониманию их (т.е. тех, кто цитируют слова ученых). И даже может случиться так, что этот довод будет против них, а не за них» (см: «Сыяна ас-саляфийа», стр. 45).
Да поведет его Аллах по прямому пути, а иначе пусть поступит с ним так, как он того заслуживает!
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах не забирает знания, отнимая их из сердец мужей, однако забирает знания со смертью ученых. И когда не останется ни одного ученого, тогда люди возьмут себе в имамы невежд. Они будут задавать им вопросы, а те станут выносить решения без знания. В результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других»(аль-Бухари, 100).
Связи с этим хочу посоветовать мусульманам устами шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах, который разъясняя положение заблудших групп в вопросе имен и атрибутов Аллаха, сказал: «Все эти заблудшие относительно имен и атрибутов Аллаха группы произросли от Джахма ибн Сафуана, который внес религиозное нововведение в имена и атрибуты Аллаха. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто проложит в Ислам дурное дело, понесет бремя своего греха и греха тех, кто последовал за ним в этом вплоть до Судного Дня».
О братья, если вы прочитаете книги этих людей, то встретите очень удивительные вещи, читая которые, возникает вопрос: «Как разумный человек может говорить подобные слова, не говоря уже о верующем?! Однако кому Аллах не дарует света, тому нет света! Тот, кого Аллах лишил разума, подобен тому, кого Он лишил зрения. Это подобно тому, когда слепой человек смотрит на солнце, которое своим светом ослепляет зрение, и не видит это солнце. Таким же образом если Аллах лишил человека разума, и он станет перед светом истины, то не увидит ее. Просим Аллаха защиты от этого!
Поэтому нам необходимо просить Аллаха стойкости на этой религии и чтобы Он не отклонил наши сердца после того, как наставил нас на прямой путь, ибо этот вопрос серьезный. Шайтан проникает к людям со всех сторон и начинает сеять сомнения в их убеждениях (‘акъиде), религии, Коране и Сунне. Эти религиозные нововведения действительно распространились в мусульманских обществах.
Однако, хвала Аллаху, что кто бы ни внес нововведение, Всевышний Аллах по милости Своей отправляет людей, которые разъясняют это нововведение и опровергают его посредством истины. И на это прекрасным образом указывают слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его»(сура «аль-Хиджр», аят 9). И это одно из обереганий Аллахом этого Напоминания. Это также из мудрости Аллаха, так как Аллах сделал пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, последним из пророков, и его миссия обязательно останется на земле…. Если его миссия обязательна должна остаться на земле, то это значит, что Аллах согласно Своей мудрости, обязательно при появлении любого нововведения отправляет того, кто разъясняет опасность этих религиозных новшеств и разоблачает их ложь …Поэтому я всегда говорю вам: стремитесь к знанию. Потому что если мы не вооружимся знаниями, основанными на Коране и Сунне, то возможно нас постигнет то, что постигло другие исламские страны. Сейчас враги Ислама направляют все усилия против нашей страны, дабы сбить население этой страны с прямого пути. Поэтому, вооружитесь знаниями, чтобы вы могли знать хорошо свою религию на основании ясных доводов и совершать джихад своим языком и письменными тростями против врагов Аллаха.
Все эти нововведения распространились после сподвижников. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не обсуждали эти вопросы, поскольку они принимали Коран и Сунну в их очевидном смысле и как требует здравое человеческое естество (фитра). Однако потом пришли эти нововведенцы и внесли религиозные нововведения в религию Всевышнего Аллаха» (См: «Шарх аль-акъида аль-уасатыйа», стр. 24-25).
Прошу Аллаха, чтобы Он уберег нас от смуты приверженцев нововведений и сект, чтобы укрепил наши стопы в следование путем праведных предшественников, и чтобы простил Он нам наши грехи и наградил за старания, и сделал их полезными для нас самих и для мусульман в общем!
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет, посоветует ее другим и будет принимать участие в его распространении!
Прошу Аллаха также простить меня, редактора текста, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших после этой мольбы «Амин»!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника от всякого зла и бедствия!
И в заключении воздаю хвалу Аллаху Господу миров!
Подготовил: Абу Сумая Казахстани
Использованная литература
1. «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусъля» шейха Ибн Усаймина.
2. «Такъриб ат-Тадмурийа» шейха Ибн ‘Усаймина.
3. «Фатху Рабби аль-Барийа би тахлис аль-Хамауийа» шейха Ибн Усаймина.
4. «Шарх аль-‘Акъида аль-Уасатыийа» шейха Ибн Усаймина.
5. «Шарх Арбаъин»шейха Ибн ‘Усаймина.
6. «‘Акъида ас-Саляф уа Асхаб аль-Хадис» имама ас-Сабуни.
7. «Замм ат-Таъуийль» имама Ибн Къудамы Макъдиси.
8. «Шарх Усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» шейха Са’ида Расляна
9. «Акъида аль-Уасатыйа» шейха Харраса
10. «Да’айиму минхадж ан-Нубууа»шейха Са’ида Расляна.
11. «Сыяна ас-Саляфи» шейха Ахмада Базмуля.
[1] То есть, следует основываться относительно имен и атрибутов Аллаха на том, что пришло в Коране и Сунне, ничего не прибавляя к этим именам и атрибутам и ничего не убавляя от них - примечание автора
[2] Сообщение, не удовлетворяющее требованиям сообщений, относящихся к категории “мутаватир” (“Нузхат ан-назар”, стр. 26) - примечание редактора.
[3] Имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передается многими передатчиками каждого из разрядов его иснада, что позволяет разуму сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно подделки этого сообщения - примечание редактора.
[4] Калям – это религиозно-философское течение, представители которого уделяют особое внимание изучению логики и философии, строят свои воззрения на логических аргументах и отдают им предпочтение перед Кораном и Сунной. Такой подход противоречит тому пути, которым шли сподвижники, поскольку они отдавали предпочтение священным текстам Корана и Сунны над любыми логическими доводами и мнениями людей. Приверженцы каляма полагают, что их путь является более грамотным и более совершенным, чем путь сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Тем самым, они умаляют их достоинства, называют их познания в области основ религии несовершенными, а их усилия на этом пути – неполноценными. Подобное отношение к ним несовместимо с позицией ахли Сунна уаль-джамаа, которые убеждены в том, что путь сподвижников – самый правильный, самый грамотный, самый совершенный. Они также считают, что их воззрения были правильными и истинными, тогда как все, что противоречит им, является заблуждением. Из всего сказанного становится ясно, что притязания мутакаллимов и прочих еретиков на принадлежность к ахли Сунна уаль джамаа, являются несправедливыми и порочными–примечание редактора.