Матурудиты, ашариты и им подобные несправедливо и ложно причисляют себя к мазхабу ахли Сунна уа ал-Джама’а
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Они (т.е. ахли Сунна уаль-Джама’а) были названы «ахли Сунна» потому, что они привержены Сунне, а к аль-Джама’а их причисляют потому, что они объединяются на Сунне. Поэтому название «ахли Сунна уаль-Джама’а» будет правильным лишь в их адрес.
Что касается тех, кто говорит, что под «аль-Джама’а» здесь подразумевается «общество, которое находится под одним имамом», то это является ложью в отношении арабского языка, потому что под «аль-Джама’а» подразумевается «объединение». И это является основой в слове «аль-Джама’а», как сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «Акъида аль-уасатыийа». Поистине, он сказал: ««аль-Джама’а» это имя, которое в основе своей произошло от (слова) «иджтима’» (объединение). Поэтому значение (слова) «ахли Сунна» - это приверженцы Сунны, которые объединились на Сунне.
Из этого нам стало ясно, что не будет верным назвать «ахли Сунной» тех людей, которые утверждают, что они не знают смыслов атрибутов Аллаха, или которые искажают очевидный смысл божественных атрибутов. Не смотря на то, что многие люди из последующих поколений полагают, что ахли Сунной является та группа, которая отрицает знание смыслов атрибутов Аллаха, и которая искажает очевидный смысл божественных атрибутов. Мы с уверенностью скажем: «Не является верным называть эти группы «ахли Сунна уаль-Джама’а», поскольку мы знаем, что Сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сунна сподвижников – это понимать божественные атрибуты так, как подобает Великому и Всемогущему Аллаху. В отличие тех людей, которые искажают очевидный смысл божественных атрибутов. Также мы знаем из Сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и из сунны сподвижников, что эти божественные атрибуты имеют смыслы, которые соответствуют (сущности) Аллаха. А люди, которые отрицают знание смысла атрибутов Аллаха, говорят: «Нет у них смысла», - или минимум, что они могут сказать: «Мы не знаем их смысла».
Одним словом, мы хотим, чтобы только мазхаб саляфов называли «ахли Сунна уаль-Джама’а». Ибо именно они понимают божественные атрибуты в очевидном их смысле, понимая их смыслы так, как подобает Пречистому и Всевышнему Аллаху.
Мы говорим: «Все утверждают, что они имеют связь с Лейлой, а Лейла их и знать не знает».
Мы также говорим: «Приведите ваши доводы! Где Сунна в тех людях, которые противоречат Посланнику Аллаху, мир ему и благословение, и его сподвижников? Где Сунна в тех людях, которые отрицают знание смыслов божественных атрибутов, тогда как они противоречат пути Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников? Ибо Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники признавали как слово, так и его смысл. Что касается этих сегодня, то они признают слово (опрделенного) атрибута, но не признают его смысл! Где Сунна и аль-Джама’а в тех людях, которые искажают очевидный смысл божественных атрибутов, говоря: «Здесь не имеется в виду очевидный смысл божественных атрибутов»»?!
Мы также говорим: «Поистине, те, которые пошли по пути мазхаба тех, кто отрицает знание смыслов божественных атрибутов или искажает их очевидный смысл; если это было следствием их иджтихада, в том, что они желали достичь истины, но не достигли ее, то Всевышний Аллаха простит их. Ибо Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сообщил, что тому, кто проявил иджтихад и ошибся, одна награда, а тот, кто проявил иджтихад и достиг истины, обретет две награды».
Шейх Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, когда читал для нас эту замечательную книгу шейха ибн Усаймина «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусъля», после выше приведенных слов сказал: «Здесь шейх имеет в виду тех имамов-богословов, которые ошиблись в вопросе имен и атрибутов Аллаха, таких как имам ан-Науауи, Ибн Хаджар, и другие».
Далее шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поэтому мы говорим, что они ошиблись, и говорим им: «Вы ошиблись и не достигли истины в этом вопросе». Однако, говорим ли мы, что они совершили грех?
Ответ: Кто искал истину, был правдив в этом и проявлял иджтихад в достижении ее, то мы не обвиняем его в грехе, однако говорим, что он ошибся в своем мнении. Но если мы узнали, что он гордец и спорщик, который не желает достигнуть истины, однако хочет победы своего мнения и своего шейха, то мы обвиняем его в заблуждении, ошибке и грехе, поскольку он не является муджтахидом! Это и является весами справедливости!» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 114-115).
Быть может, кто-нибудь из фанатичных ашаритов и им подобных, делая тальбисаты, скажет: «А ведь Ибн Таймия ввел же в число ахли Сунна и ашаритов и им подобных».
Ответ на это сомнение содержится в самих же словах шейхуль-Ислама Ибн Таймийи, если бы вы только разумели!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Под словами «ахли Сунна» подразумеваются те, кто признает правление трех халифов (т.е Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман). К ним относятся все группы, кроме рафидитов. И это является общим смыслом.
Также подразумеваются под «ахли Сунной» приверженцы хадиса и пречистой Сунны. К ним относятся лишь те, кто подтверждает атрибуты Аллаха, говорит: «Коран не сотворен и в Судный День (верующие) увидят Аллаха», - верит в предопределение и подтверждает помимо всего этого то, что подтверждают приверженцы хадиса и Сунны» (см: «Минхадж ас-Сунна ан-Набауийа» 2\132).
Шейх Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Слово «ахли Сунна» стало применяться и подразумеваться в двух значениях:
Первое значение: Это общий его смысл. И туда входят все те, кто причисляет себя к Исламу, кроме рафидитов.
Второе значение: Это более конкретный и ограниченный смысл, чем общий. И под ним подразумевают приверженцев чистой Сунны, которые далеки и чисты от религиозных нововведений. Отсюда следует, что все приверженцы страстей и нововведений, как хариджиты, джахмиты, мурджииты, шииты и прочие приверженцы нововведений не входят в это значение ахли Сунны» (см: «Да’айиму минхадж ан-Нубууа», стр. 198).
Имам аль-Барбахари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Основа, на которой зиждется аль-джама’ а, это - сподвижники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, вот они и есть ахли сунна уаль-джама’а. Поэтому тот, кто не принимает от них, впал в заблуждение и внес религиозное нововведение. А ведь каждое нововведение - это заблуждение, а заблуждение и его приверженцы будут в Огне» (см: «Шарх ас-Сунна», стр. 59).