Мазхаб саляфов ахли сунны – это подтверждение смыслов атрибутов Аллаха и незнание их образа
В наши дни малоразумные ашариты, матурудиты и прочие, понимая, что их путь в вопросе имен и атрибутов Аллаха является запутанным и противоречивым, начали переходить к другому методу ведения дисскуссий со сторонниками Сунны, прибегая уже к другим ужасным воззрениям. А это - подтверждение атрибутов Аллаха, но с отрицанием знания их смысла. Например, они говорят: «Аллах вознесся на Трон. Однако, мы не знаем смысл слова «вознесение». Один Аллах знает значение этого слова».
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет сомнения в том, что те, которые говорят: «Мазхаб ахли Сунна - это незнание значений атрибутов Аллаха», - ошиблись в своих заявлениях, поскольку мазхаб ахли Сунна – это подтверждение смыслов атрибутов Аллаха и не знание их образа.
Пусть они знают, что подобное воззрение, как не знание смыслов атрибутов Аллаха, является одним из худших воззрений приверженцев нововведений и отклонений, как сказал об этом шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах.
Когда человек слышит подобное воззрение, то говорит: это прекрасно. Таким образом, я избавлюсь от них и от тех. Я не буду подтверждать мазхаб саляфов и мазхаб тех, кто искажает очевидный смысл атрибутов Аллаха. Возьму серединный путь и таким образом избавлюсь от всех их, сказав: «Один Аллах знает значения Своих атрибутов, что же касается нас, то мы не знаем их смысла».
Однако шейхуль-Ислам сказал: «Это воззрение является одним из худших воззрений приверженцев нововведений и отклонений».
И он был прав, да смилуется над ним Аллах. Если ты поразмышляешь над этим воззрением, то найдешь, что в этом содержится объявление ложью Корана и обвинение в невежестве Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха…
Почему в нем содержится объявление ложью Корана? Потому что Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи»(сура «ан-Нахль», аят 89). Так, что это за разъяснение слов, когда человек не понимает смыслов их вообще?! Ведь в Коране больше всего ниспослано относительно имен и атрибутов Аллаха. И если мы не будем знать их смысла, то разве Коран будет разъяснением всякой вещи?!
Эти люди говорят, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не знал смыслов Корана, касающихся имен и атрибутов Аллаха! Если Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не знал их смысла, то другие тем более не будут знать смысла.
Еще удивительнее этого является то, что они говорят: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщал о атрибутах Аллаха, однако не знал их смысла!! Пророк, мир ему и благословение, говорил: «Наш Аллах Тот, Который над небесами». Получается, что когда его спрашивали о смысле этого, он отвечал: «Не знаю»?!!. Также он, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Наш Господь спускается каждую ночь на ближнее небо». Значит, когда его спрашивали о смысле снисхождения, то он отвечал: «Не знаю»?!!...Разве есть более великое поношение в адрес кого-либо, чем это поношение в адрес Посланника, мир ему и благословение Аллаха?! Напротив, это из величайших поношений в адрес Посланника, мир ему и благословение Аллаха! Посланник пришел от Аллаха, чтобы разъяснять людям, и не знает смыслов аятов и хадисов, касающихся атрибутов Аллаха?! Выходит, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил слова, смысл которых он сам не понимал?!!
Подобное воззрение объявляет ложью Коран и обвиняет в невежестве Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!» (см: «Шарх аль-акъида аль-уасатыйа» стр. 55-56).
Шейхуль ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «А что касается утверждений о том, что значения божественных атрибутов нам неизвестны, то общеизвестно, что Аллах повелел нам размышлять над Кораном и призвал нас уразуметь его смысл. Разве можно после этого отказываться от размышления и уразумения смысла коранических откровений?»
Далее Ибн Таймия сказал: «Из их утверждений следует, что пророкам был неизвестен смысл божественных атрибутов, которые упомянуты в Коране и которыми Аллах охарактеризовал Себя Сам. Более того, выходит, что пророки говорили слова, смысл которых они сами не понимали».
Ибн Таймиятакже сказал: «Подобные воззрения являются поношением Корана и пророков. Только подумайте, Аллах ниспослал Коран и сделал его руководством и разъяснением для людей. Он повелел Своему Посланнику донести до людей истину в ясном виде и разъяснить людям то, что им ниспослано. Он повелел людям размышлять над Кораном и постигать его смысл. Он ниспослал откровения о своих божественных атрибутах, которые являются самыми прекрасными кораническими повествованиями. А теперь представьте себе, что смысл этих божественных атрибутов никому неизвестен. Это значит, что Посланник не разъяснил людям то, что им ниспослано, и не донес до них истину в самом ясном виде. И если бы это действительно было бы так, то каждый безбожник и нововведенец мог бы сказать: «Истиной является то, к чему я пришел сам. Священные тексты не противоречат моим воззрениям, потому что они запутаны и иносказательны. Никто не знает их истинного смысла, и никто не имеет права опираться на доказательства, смысла которых он не знает». Подобные ошибочные воззрения мешают людям постичь истину, которую принесли и разъяснили пророки, и помогают тем, кто противится им. Еретики могут воспользоваться этим и сказать: «Истина заключается в наших словах, а не в словах Божьих пророков. Ибо мы знаем, что говорим, и разъясняем это посредством логических доводов. Тогда как сами пророки не знали своих изречений, не говоря уже о том, чтобы они могли разъяснить их значения людям». Из этого следует, что утверждения о том, что значения божественных атрибутов нам неизвестны и что эти воззрения соответствуют Сунне и воззрениям праведных предшественников, являются одним из худших воззрений приверженцев нововведений и отклонений» (см: «аль-‘Акъль уа ан-накъл», 1\116-117).
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «От праведных предшественников (саляфов) передаются слова о том, что они понимали смысл того, что ниспослал Всевышний Аллах Своему Посланнику относительно имен и атрибутов Его. Как передается подобное от аль-Ауза’и и других. Было передано от них, что они относительно аятов и хадисов, где сообщаются об именах и атрибутах Аллаха, сказали: «Принимайте их так, как они пришли, без придавания им образа?».
На то, что они подтверждали и смысл этих атрибутов, указывают:
Во-первых, их слова: «Принимайте их так, как они пришли». Общеизвестно, что любые слова всегда приходят со смыслами, и не приходят просто напрасно. Если было велено принимать их так, как они были переданы, то из этого следует то, чтобы мы подтверждали и их смысл тоже.
Во-вторых: их слова: «без придавания им образа», поскольку отрицание придаваний образа указывает на то, что в основе своей есть смысл. Потому что отрицание придавания образа чему-либо, что не существует, является пустословием и игрой.
Итак, эти известные слова от праведных предшественников указывают на то, что они признавали для этих священных текстов и (их) смысл» (см: «Шарх аль-акъида аль-уасатыйа», стр. 59-60).
Таким образом, мазхаб саляфов ахли Сунна уаль-джама’а – это подтверждение атрибутов Аллаха и их смысла, но незнание образа и сущности этих атрибутов. Например, Аллах обладает слухом, смысл этого атрибута известен, а это - постижение звуков. Мы подтверждаем, что Аллах обладает слухом, которым Он постигает звуки и голоса, и который не подобен слуху Его творений. Однако мы не знаем, каким образом Аллах слышит, и оставляем знание об образе этого Всевышнему Аллаху. Также Аллах спускается на нижнее небо, смысл этого атрибута известен, это – спускаться сверху вниз. Мы подтверждаем этот атрибут и его смысл, но каким образом Аллах спускается, мы не знаем, и предоставляем знание об образе этого Аллаху. Мы подтверждаем эти и другие атрибуты, которые упомянуты в Коране и Сунне, и их смыслы, но знание об их сущности и образе мы предоставляем Аллаху. А Аллаху ведомо лучше!
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поэтому некоторые ученые сказали, что когда мы говорим, что верим в атрибуты Аллаха, без придавания им образа, это не значит, что мы отрицаем образы атрибутов Аллаха. Напротив, мы убеждены в том, что у атрибутов Аллаха есть образы, однако мы не знаем какие они. Аллах вознесся на Трон, и нет сомнения, что этот атрибут Аллаха как вознесение имеет образ, однако нам неизвестно образ этого возвышения. Также Аллах снисходит на ближнее небо, этот атрибут также имеет образ, однако нам неизвестно образ этого снисхождения. У каждого существа есть свой образ, однако он может быть известным, а может быть и неизвестным.
Однажды некий человек спросил имама Малика о словах Всевышнего Аллаха «Милостивый вознесся на Трон»(сура «Та Ха», аят 5): «Каким образом Он вознесся?»
Имам Малик опустил голову, покрылся потом, затем, подняв голову, сказал: «Вознесение является известным, - то есть со стороны смысла оно известно, (Затем он сказал:) «А вот каким образом? - это неизвестно». Потому что разум не может постичь образ его. Поэтому если доводы священных текстов и разума отрицают познание образа атрибутов Аллаха, то является обязательным воздержаться от придавания образа атрибутам Аллаха. (Так же имам Малик сказал:) «Верить в это обязательно». Потому что Аллах сообщил о Себе, что Он вознесся, поэтому обязательным является верить в это. (А затем имам Малик добавил:) «А спрашивать каким образом Он вознесся является нововведением». Потому что сподвижники больше нас стремились к знанию, но, не смотря на это, они не спрашивали об образе (атрибутов Аллаха). Когда Всевышний Аллах сказал: «... затем вознесся на Трон»(сура «аль-‘Араф», аят 54), они познали величие Аллаха и смысл возвышения на Трон, и поняли что невозможно спрашивать, каким образом Аллах вознесся! Потому что ты не постигнешь этого. Поэтому если нас спросят об образе возвышения Аллаха, то мы ответим, что подобный вопрос является нововведением.
Эти слова имама Малика, да смилуется над ним Аллах, являются весами относительно всех атрибутов Аллаха. Например, если тебя спросят: «Как Аллах нисходит на ближнее небо?», - то скажи: «Нисхождение известно, а каким образом неизвестно, верить в это обязательно, а вопрос об этом является нововведением». Тем, которые спрашивают: «Как может Аллах снисходить, тогда как трети ночи различны?». Мы ответим: «Это вопрос является нововведением. Как вы можете спрашивать то, чего не спрашивали сподвижники, не смотря на то, что они больше всех вас стремились к благу и знанию того, чего Аллах вменил в обязанность?! Мы не являемся более знающими чем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а ведь он не сообщил им об этом (или не научил их этому). Поэтому этот ваш вопрос является нововведением. Если бы мы не думали бы о вас хорошо, то сказали бы вам соответствующие слова. Сказали бы, что вы являетесь приверженцами нововведений. Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал тому спрашивающему: «Я считаю тебя не иначе как нововведенцем». Замет велел выгнать его из мечети, поскольку праведные предшественники ненавидели приверженцев нововведений, не желали с ними разговаривать и спорить…
Любому человеку, который спрашивает о том, чего не спрашивали сподвижники относительно атрибутов Аллаха, ответь словами имама Малика: «Вопрос об этом является нововведением». А если он будет продолжать стоять на своем, то скажи ему: «О приверженец нововведений, этот вопрос является нововведением. Спрашивай о тех постановлениях, которые были возложены на тебя. Что касается того, чтобы ты спрашивал о том, чего не спрашивали сподвижники относительно имен и атрибутов Аллаха, то мы вовсе не примем это от тебя»» (см: «Шарх аль-акъида аль-уасатыйа» стр. 58-59).
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Когда имам Малик выгонял того человека из мечети Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не сказал: «Я не могу его выгнать, так как опасаюсь того, что могу попасть под слова Всевышнего Аллаха: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его»(сура «аль-Бакара», аят 114). Ибо тот, человек не пришел поминать имя Аллаха, напротив, он вошел в мечеть, чтобы испортить рабов Аллаха. Подобным людям запрещают входить в мечеть.
Если даже тому, кто поел лука и чеснока, запрещают входить в мечеть, то, что можно сказать про того, кто портит религию людей?! Разве он не более заслуживает того, чтобы ему запрещали входить в мечеть?! Конечно, клянусь Аллахом! Однако большинство людей беспечны» (см: «Шарх аль-Арба’йн» стр. 33).
Ответы на аргументы о том, чтодевяносто пять процентов всех мусульман придерживаются ашаритского мазхаба
Шейх Ибн Усаймин,да смилуется над ним Аллах, сказал: «Люди задают три вопроса:
Первый: «Как вы можете говорить, что ашаритский мазхаб является неправильным, тогда как этого мазхаба придерживается девяноста пять процентов мусульман?»
Второй: «Как вы можете говорить, что этот мазхаб неправильный, тогда как их примером для подражания является сам Абу аль-Хасан аль-Аш’ари?»
Третий: «Как вы можете говорить, что ашаритский мазхаб является неправильным, несмотря на то, что его придерживались такие-то ученые, которые были известны правдивостью, искренностью и принесением пользы мусульманам, например, как имам ан-Науауи,да смилуется над ним Аллах?»
Нет сомнения в том, что этот имам был ученым, искренним, посредством знаний которого Аллах принес пользу (мусульманам). Многие уважают его мнение, передают от него и приводят его в в качестве довода. Он достоин этого, да смилуется над ним Аллах, однако он ошибся в вопросе атрибутов Аллаха, да смилуется над ним Аллах и простит его.
Они говорят: «Как вы можете говорить, что ашаритский мазхаб является неправильным, несмотря на то, что на этом воззрении был такой-то ученый (например, имам ан-Науауи?)»
Ответ: Обязательным является приводить в качестве довода истину перед человеком, а не человека перед истиной!
Ответ на эти вопросы следующие:
Во-первых: Мы не согласны с тем, что ашариты составляют девяносто пять процентов всех мусульман, поскольку не было статистического счета, чтобы мы могли утверждать подобное.
Во-вторых: Но даже если и допустить, что ашаритский мазхаб достигает подобного процента в эти времена, то это не означает того, что они защищены от ошибок, потому что безоговорочно можно принимать только те воззрения, которые исповедуют абсолютно все мусульмане. Что касается большинства, то оно может быть ошибочным, и мнение малого количества может быть правильным, например, как в данном вопросе. Нет сомнения, что воззрения ашаритов, даже если они составляют девяносто пять процентов, являются неправильными, в то время как воззрения остальных соответствует мазхабу праведных предшественников.
В-третьих: Даже если сегодня, как вы заявляете, ашариты составляют девяносто пять процентов всех мусульман, то в отношении первых поколений мусульман они не являются ничем, поскольку единое мнение первых мусульман противоречит ашариткому мазхабу. Единогласие праведных предшественников первых поколений является доводом, и мусульмане обязаны прислушиваться и руководствоваться их единым мнением, которое обязывает (всех нас) покориться ему. Поэтому всем ашаритам и прочим, которые противоречат мазхабу первых поколений мусульман следует вернуться к тому, на чем были сподвижники, таби’ины и те, кто строго последовал за ними из числа имамов, ведомых по верному пути» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль- Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 232-234).
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Искажение очевидного смысла атрибутов Аллаха противоречит воззрениям Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижников и ранних мусульманских богословов, следовательно является лживым и несостоятельным, потому что истина, несомненно, заключается в воззрениях, которые исповедовали Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижники и ранние мусульманские богословы» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль- Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна», стр. 128).
Ибн ‘Абд аль-Барр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Приверженцы Сунны единогласны в том, что обязательно признавать все атрибуты Аллаха, которые были упомянуты в Коране и Сунне. Понимать их в прямом, а не переносном смысле, не придавая им образа….».
Кадий Абу Йа‘ля, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Ибталь ат-тауиль» сказал: «Не дозволено отвергать эти атрибуты и искажать их. Обязательным является понимать их в очевидном смысле. Атрибуты Аллаха не похожи атрибутам творений. И никто не должен быть убежден в том, что атрибуты Аллаха подобны (атрибутам) творений» (см: «Маджму’ аль-Фатауа» 5\87-89).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Всевышний Аллах обратился к нам в Коране на ясном арабском языке, произношения смыслов которых ясны. Все сподвижники были единогласны в этом, и это единогласие произошло по их умолчанию. Ибо ни от кого не было передано, и даже не пришло в ложных хадисах, в которых на них возводится ложь, чтобы они истолковали какое-либо качество из качеств нашего Господа, или чтобы они сочли неясным это, после чего спрашивали бы об этом у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому это указывает на их единогласное мнение в том, что они понимали (атрибуты Аллаха) согласно явному смыслу священных текстов, в соответствии с тем, на что указывают их произношения, а образ их затем предоставляли (Самому) Аллаху» (см: «Шарх Усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» шейха Са’ида Расляна, 1\300).
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Быть может, кто-то приведет нам сомнение, сказав: «Вы говорите, что это единогласное мнение саляфов. Так в чем же заключается их единогласие?».
Мы в ответ ему скажем: «Отсутствие того, что от них было бы передано то, что противоречит внешнему смыслу божественных атрибутов, указывает на единогласие их мнения»» (см: «Шарх аль-Акъида аль-Уасатыйа», стр. 183-184).