Из воззрений ашаритов и им подобных понимается то, что дозволено отрицать то, что Аллах подтвердил в отношении Себя

Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «По мнению Людей, которые уводят атрибуты Аллаха от их очевидного смысла и дают им другие смыслы, следует, что дозволено отрицать то, что Аллах подтвердил в отношении Себя.

Например, Всевышний Аллах сказал: «... и твой Господь придет»(сура «аль-Фаджр», аяты 21-23). Они в отношении этого аята говорят, что придет веление Аллаха, а что касается Самого Аллаха, то Он не придет. Тогда из этих их слов следует, что дозволено отрицать то, что подтвердил Аллах в отношении Себя. Этим они на самом деле (как бы) считают этот аят ложным.

Другой пример, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш Господь спускается на ближайшее небо». Они говорят, спускается веление Аллаха или милость! Мы говорим: «Из ваших слов следует, что вы говорите: «Аллах Сам не сходит на ближнее небо». Это считается объявлением ложью этого хадиса!» А если вы скажете: «Нет, мы признаем снисхождение, однако спускается веление Аллаха, а не Сам Он» Тогда мы скажем им: «Это вам не принесет пользу, поскольку нет у вас довода, который указывает на это. Если бы у вас был бы довод, то это считалось бы толкованием Корана. А толкование Корана с правильным смыслом дозволено» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 135-136).

Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Отведение слова от его очевидного смысла бывает двух видов: похвальное и порицаемое. Если на такое толкование указывает (шариатский) довод, то это считается похвальным видом, и это будет уже назваться толкованием (тафсиром). Если же нет (шариатского) довода на это, то это будет порицаемым видом, и это будет называться искажением (тахриф), а не толкованием. Вот этот второй вид и развивается у приверженцев искажений в отношении атрибутов Аллаха.

Например, Всевышний Аллах сказал: «Милостивый вознесся на Трон»(сура «Та Ха», аят 5) Внешне слова Аллаха указывают на то, что Аллах вознесся на Трон. Но если они скажут о слове «вознесся», что здесь (под ним) имеется в виду «захватил», то мы скажем, что это лишь ваше толкование, поскольку вы уводите слово от его очевидного смысла. Однако в действительности это называется искажением (тахриф), так как у них нет (шариатского) довода на подобное толкование этого слова. Напротив, есть довод на то, что противоположно этому толкованию» (см: «Шарх аль-акъида аль-уасатыйа» стр. 53, 54).

Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, относительно хадиса «Не уверует никто из вас, пока не будет желать своему брату то, что желает себе» сказал: «То есть: не будет у вас полноценной веры, пока не будете желать своему брату то, что желаете себе. Здесь подразумевается отрицание полноты веры, а не основы веры.

Если кто-нибудь спросит: «Какой ваш довод на это толкование, к которому вы пришли, уводя слово («не уверует») от его очевидного смысла?»

Мы ответим: «Доводом нашим является то, что человек посредством нежелания своему брату то, что желает себе не выходит из веры и не считается этим вероотступником. Однако это относится к разделу насыхи (искреннего отношения). Поэтому в этом хадисе указание на отрицание полноты веры».

А если он скажет: «Разве вы не порицаете людей толкования за их толкование?»

Ответ: «Мы не порицаем людей толкования за их толкование, однако мы порицаем людей толкования за их толкование, на которое нет (шариатского) довода. Ибо если не будет (шариатского) довода на это, то уже будет называться искажением, а не толкованием. Что касается толкования, на которое указывает (шариатский) довод, то это уже считается толкованием слов. Как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в отношении ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, сказал: «О Аллах, научи его религии и толкованию».

Если он спросит: «Слова Всевышнего Аллаха: «Когда ты читаешь Коран, то ищи у Аллаха защиты от дьявола изгнанного, побиваемого»(сура «ан-Нахль», аят 98). Здесь имеется в виду, что если ты хочешь начать читать Коран, то ищи у Аллаха защиты от дьявола. Такое толкование будет считаться порицаемым или похвальным?!»

Ответ: «Это толкование правильное, поскольку на это есть довод из поступка Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибегал к защите Аллаха перед началом чтения Корана, а не после его завершения».

Если он спросит: «Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица..»(сура «аль-Маида», аят 6). То есть, если вы желаете совершить намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. Это толкование будет считаться порицаемым или похвальным?!»

Ответ: «Подобное толкование будет считаться правильным».

На основании этого, мы не порицаем всякое толкование абсолютно. Однако порицаем толкование, на которое нет (шариатского) довода, и мы подобное толкование называем искажением (тахриф)» (см: «Шарх аль-Арба’ин стр.128-129») .

Наши рекомендации