Люди искажают очевидный смысл атрибутов Аллаха, полагая, что они должны в вопросе имен и атрибутов Аллаха обратиться к своему разуму
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Всевышний Аллах ниспослал Свое Писание для разъяснения всякой вещи, наставления людей на прямой путь и исцеления человеческих сердец. Он сделал его ярким светом и различением между истиной и ложью. Однако люди, которые искажают очевидный смысл божественных атрибутов, полагают, что Всевышний Аллах не разъяснил в этом Писании смысл своих имен и атрибутов и поручил людям самим разобраться в этом вопросе. В результате они приписывают божественным атрибутам то, что желают, и отвергают от них то, что им не нравится, и порочность подобного подхода не вызывает сомнения».
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Люди, которые отрицают и потом искажают очевидный смысл атрибутов Аллаха, говорят: «Здесь под Рукой (Аллаха) подразумевается (Его) Сила» Мы спросим их: «Что вас подтолкнуло к подобному искажению очевидного смысла слов Аллаха?» Они скажут: «Указал нам на это наш разум!»
Получается, что это великое Писание, которое Аллах ниспослал для разъяснения всякой вещи, наставления людей на прямой путь и исцеления человеческих сердец, не является путем познания Аллаха, Его имен и атрибутов, а путем к этому является ваш разум?!! Это величайшая клевета по отношению к Корану и Сунне - то, что мы не должны делать их тем, к чему обращаются, и, напротив, должны делать объектом обращения то, что соответствует нашему узкому разуму. Порочность подобного подхода является очевидной» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 132).
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если ты говоришь слова тех людей, которые искажают очевидный смысл атрибутов Аллаха без всякого довода, то ты (следовательно) скажешь, что в этом вопросе нужно обратиться к разуму. Однако чьим разумом нам следует взвесить это? Допустим, ты скажешь: «Разумом такого-то человека».
Тогда мы скажем тебе: «Кто наиболее знающий: этот человек, которому следует обратиться в этом вопросе, как ты заявил, или же Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?!»
Если ты скажешь: «Тот человек более знающ, чем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха», - то ты этим станешь неверующим. А если ты скажешь: «Посланник Аллаха более знающий, то мы скажем тебе: «Если это так, то для тебя является обязательным обратиться к словам Посланника, мир ему и благословение Аллаха, а не к разуму, который, как ты сам это признал только что, является не лучшим и слабым в этом вопросе».
Также мы скажем ему: «Разум является запутанным и противоречивым. Ты находишь этих людей, которые заявляют, что они разумные и говорят: «Это обязательно в отношении Аллаха». Другие же подобные говорят: «Это невозможно в отношении Аллаха». Третьи же говорят: «Это дозволено в отношении Аллаха».
Шейхуль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: Эти люди, которые заявляют, что они разумные, говорят, что эта вещь обязательна в отношении Аллаха. В других книгах говорится, что это невозможно. Если это путаница происходит по причине этих разумов, то как можно делать разум объектом обращения для людей в том, что для них является обязательным в познании относительно сущности Аллаха?!».
Все, что противоречит их разуму, если они смогут посчитать это ложью, то говорят, что это ложь. Поэтому они не принимают в расчет хабар аль-ахад[2] в вопросе атрибутов Аллаха. Однако они считаются только с хабаром аль-мутауатир[3]. Все ахбары аль-ахад они не считают доводом в том, что касается атрибутов Аллаха. Если же они не смогут посчитать это ложью, то они по возможности отвергают и искажают очевидный смысл атрибутов Аллаха без всякого довода, называя искажение истинного смысла «толкованием», так же как они поступают и в отношении Корана.
На основании этого мы говорим: Если вы обращаетесь в этом вопросе к разуму и оставляете Коран и Сунну, то ошиблись в этом, поскольку разум запутан и противоречив. Что касается доводов из Корана и Сунны, то они единогласны и нет в них никаких противоречий. Более того, обращение к разуму является неправильным, исходя из самого разума, так как разум не может подробно постичь то, что является обязательным, дозволенным и невозможным в отношении Аллаха. Разум требует, чтобы мы вернулись к Корану и Сунне, а предпочитать разум перед Кораном и Сунной является неверием!
Например, если человек отсутствует, то сможешь ли ты его описать?!
Ответ: Ты не сможешь описать его в точности, даже если ты сможешь описать его в общем, поскольку ты видишь того, кто подобен ему.
Итак, разум требует, чтобы мы в вопросе атрибутов Аллаха вернулись к Корану и Сунне. А если ты скажешь: «Нет, я вернусь к разуму, то ты проявил неверие в Коран и Сунну, а также и в разум» (См: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 134-135).
Всевышний Аллах сказал: «Твоему Господу лучше знать тех, кто на небесах и на земле. Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими» (сура «аль-Исра», аят 55).
Также Всевышний сказал: «Чья речь правдивее речи Аллаха?» (сура «ан-Ниса», аят 122).
Всевышний Аллах также сказал: «Чье сообщение правдивее сообщений Аллаха» (сура «ан-Ниса», аят 87).
Всевышний Аллах сказал:«Аллах разъясняет вам это, чтобы вы не впали в заблуждение» ( ан-Ниса,176).
Всевышний также сказал: «Аллах желает дать вам разъяснения и повести вас путями ваших предшественников»(сура «ан-Ниса», аят 26).
Итак, исходя из того, что Всевышний Аллах более всех сведущ о Себе Самом и о других, и Он правдивейший в Своей речи, нежели Его творения, и сообщения Его прекрасны, чем сообщения кого-либо, то для нас является обязательным принимать все Его слова так, как они пришли и не сомневаться в том, на что Они указывают. Ибо Всевышний Аллах не произнес эти слова, для того чтобы ввести людей в заблуждение, напротив, Он произнес их, дабы разъяснить и наставить их на прямой путь. Он лучше знает о Себе и о других. Невозможно, чтобы Его Слова противоречили правдивости и были некрасноречивыми и непонятными. Если человек признает все это в отношении Аллаха, то он обязан принять то, на что указывают слова Всевышнего.
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Например, Всевышний Аллах, обращаясь Иблису, сказал: «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (сура «Сод», аят 75). Мы говорим: В этом аяте утверждение того, что Всевышний Аллах обладает двумя Руками, которыми Он создает то, что пожелает. Мы признаем это, поскольку об этом сообщил Знающий, Правдивый, слова Которого прекраснейшие, самые красноречивые и ясные. И невозможно, чтобы Он, не обладая двумя Руками, пожелал, чтобы люди были убеждены в том, что у Аллаха есть Руки. Если подобное допустить, то это значит, что Коран является заблуждением, так как описывает Аллаха тем, чем Он в действительности не описан. Такое абсолютно невозможно. Раз это так, то для тебя является обязательным уверовать в то, что Аллах обладает двумя Руками, которыми создал Адама» (см: «Шарх аль-акъида аль-уасатыйа» стр. 77).
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал также: «Искажение очевидного смысла слов Аллаха и хадисов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, недопустимо, потому что Всевышний Аллах обратился к людям на ясном арабском языке, дабы люди понимали смысл коранических откровений в соответствии с требованиями арабского языка. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также обращался к людям на самом доступном и понятном языке, что обязывает всех мусульман понимать слова Аллаха и Его Посланника,мир ему и благословение Аллаха, в полном соответствии с требованиями арабского языка, не пытаясь придать атрибутам Аллаха образ или уподобить их атрибутам творений» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 126).
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Человеку, который искажает смысл атрибутов Аллаха, следует сказать: «Разве ты ведаешь об Аллахе больше, чем Он ведает о Себе?» Он ответит: «Нет». Затем его следует спросить: «Разве откровения, в которых Аллах описал Себя, не являются сущей правдой и истиной?» Он ответит: «Конечно». Затем его следует спросить: «Разве мы знаем слова, которые являются более красноречивыми и понятными, чем слова Всевышнего Аллаха?» Он ответит: «Нет». Затем его следует спросить: «Думаешь ли ты, что Всевышний Аллах захотел скрыть от людей истину в этих священных текстах, для того, чтобы они самостоятельно своими разумами искали истину?» Он ответит: «Нет».
Эти вопросы были заданы ему касательно того, что пришло в Коране, а что касается того, что пришло в Сунне, то следует спросить его: «Разве ты осведомлен об Аллахе лучше Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответит: «Нет». Затем его следует спросить: «Разве изречения, в которых Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, описал своего Господа, не являются сущей правдой и истиной?» Он ответит: «Конечно». Затем его следует спросить: «Разве ты знаешь человека, чьи слова являются более красноречивыми и понятными, чем слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответит: «Нет». Затем его следует спросить: «Разве ты знаешь человека, чьи наставления были бы более искренними и правильными, чем наставления Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответит: «Нет».
Тогда ему следует сказать: «Если ты действительно все это признаешь, то почему ты не осмеливаешься признать очевидный смысл атрибутов, которыми Аллах охарактеризовал Себя и которыми Его охарактеризовал Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха? Почему ты отказываешься признать тот истинный смысл, который соответствует божественному совершенству Аллаха? Как ты смеешь отрицать истинный смысл откровений и приписывать им переносный смысл, без всякого знания? Какая беда произойдет, если ты признаешь тот смысл божественных атрибутов, который провозгласили Всевышний Аллах в Своем Писании и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, в пречистой Сунне? Что случится, если ты будешь утверждать то, что утверждают Коран и Сунна, и отвергать то, что они отвергают? Разве это не будет более безопасным для тебя и самым правильным ответом, когда в День воскресения ты будешь спрошен: «Что вы ответили посланникам?»(сура «аль-Касас», аят 65)? Разве отведение от этих священных текстов их очевидного смысла и придание им другого смысла не опасноснее для тебя? И даже если предположить, что поступать так разрешается, то откуда тебе знать, что божественные атрибуты действительно имеют тот переносный смысл, который ты вкладываешь в них?» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 129-130).