Глава xi. участники мистерий.
Участники мистерий широко известны, и никакого секрета не делается из их состава и самой процедуры. Я стремлюсь лишь придать большее чувство реальности сообщенным ранее данным, более детально описав церемонию и участвующие в ней стороны. На этой стадии учащемуся полезно усвоить определенные моменты, когда он размышляет о мистериях:
— Что надо следить за тем, чтобы интерпретировать все здесь излагаемое в терминах Духа, а не материи, или формы. Мы имеем дело исключительно с субъективным аспектом проявления, или аспектом сознания, с тем, что находится за объективной формой. Осознание этого избавит учащегося от большой путаницы впоследствии.
— Что мы разбираем факты, субстанциальные и реальные на ментальном плане (плане, на котором проходят все главные посвящения), но не материализованные на физическом плане и не относящиеся к явлениям физического плана. Связь между обоими планами существует в непрерывности сознания, которую разовьет посвященный и которая позволит ему доводить до физического мозга события, имеющие место на субъективных планах жизни.
Подтверждение этих событий, доказательство точности переданного знания демонстрируется следующим образом:
В эфирных центрах и через них. Эти центры получают сильную стимуляцию, и их возросшая энергия позволяет посвященному совершать на пути служения больше, чем он когда-либо считал вероятным. Его мечты и идеалы становятся не просто возможностями, а демонстрируемыми, проявленными фактами.
Физические центры, такие как шишковидная железа и гипофиз, начинают быстро развиваться, и он осознаёт пробуждение способностей души, или "сиддхи", в высшем смысле этого слова.
Он становится осведомленным о происходящем процессе сознательного контроля над этими способностями и о своих манипуляциях ими. Он распознает методы эгоического контакта и правильного направления силы.
Нервная система, через которую действует эмоциональное тело, или астральная природа, становится высокочувствительной и в то же время крепкой. Мозг с нарастающей скоростью становится точным передатчиком внутренних импульсов. Этот факт имеет большое значение и приведет - по мере того как его значение будет становиться все более очевидным - к революции во взглядах воспитателей, врачей и других на развитие нервной системы и лечение нервных расстройств.
Оккультная память. В конце концов, посвященный всё больше ощущает рост того внутреннего осознания, или "оккультной памяти", что касается работы Иерархии и, в первую очередь, его участия в осуществлении общего Плана. Когда посвященный, который своим бодрствующим сознанием оккультно вспоминает тот или иной церемониальный факт и находит все эти проявления роста и сознательной реализации в себе, тогда истина его внутренней уверенности получает доказательство и подтверждение.
Нужно помнить, что такое внутреннее подтверждение не имеет значения ни для кого, кроме самого посвященного. Доказательство для внешнего мира он обязан представить сам - своей жизнью служения и работой - и тем самым инициировать во всех окружающих его людях осознание, которое проявится в священном стремлении следовать его примеру и в целеустремленной попытке проложить тот же путь, вдохновляемый тем же мотивом - мотивом служения и братства, а не самовозвеличивания и эгоистического стяжания. Также следует помнить, что если вышесказанное верно в отношении работы, оно еще более верно в отношении самого посвященного. Посвящение - сугубо личное дело, имеющее универсальное значение. Оно зиждется на внутреннем достижении. Посвященный сам узнаёт, когда это событие имеет место, и ему не нужно, чтобы кто-то сказал ему об этом. Расширение сознания под названием "посвящение" должно включать в себя и физический мозг, иначе оно не имеет смысла. Если малые расширения сознания, которые мы каждодневно испытываем и называем тем или иным "обучением", имеют отношение к постижению физическим мозгом какого-либо сообщенного факта или обстоятельства, то так же обстоит дело и с большими расширениями, представляющими собой результат многих малых.
В то же время очень часто бывает так, что люди функционируют на физическом плане и активно вовлечены в мировое служение, не имея при этом воспоминания о прохождении посвятительного процесса, но приняв, тем не менее, Первое или Второе посвящение в предыдущей или одной из предыдущих жизней. Это всего лишь результат отсутствия "моста" между одной жизнью и другой или последствие определенного решения Эго. Человек может лучше отработать определенную карму и исполнить определенную работу для Ложи, если он будет свободен от оккультной деятельности и мистической интроспекции во время какой-либо отдельно взятой земной жизни. В настоящее время среди сынов человеческих есть много таких, кто принял раньше Первое посвящение, и несколько, принявших Второе, но они, тем не менее, совершенно этого не осознают; однако, их центры и нервная организация доказывают это тем, кто обладает внутренним видением. Если посвящение принимается впервые в какой-либо жизни, воспоминание о нем распространяется и на физический мозг.
Любопытство или даже обыкновенная добрая жизнь никогда не приводят человека к Порталу Посвящения. Любопытство, возбуждая сильную вибрацию в низшей природе человека, лишь уводит его прочь от цели, к которой он стремится; а обыкновенная добрая жизнь, если она не сопровождается исключительной жертвенностью на благо других, а также необычайной сдержанностью, смирением и бескорыстием, может способствовать выстраиванию хороших проводников, которые принесут пользу в другом воплощении, но она не сможет разрушить те барьеры, внешние и внутренние, и преодолеть те противоборствующие силы и энергии, которые стоят между "хорошим" человеком и церемонией посвящения.
Путь Ученичества - это трудный путь, а Путь Посвящения -еще труднее; посвященный - это боец, покрытый шрамами, победитель во многих тяжелых схватках; он не говорит о своих достижениях, так как он слишком занят большой текущей работой; он не упоминает о себе и обо всем, что он совершил, разве лишь сетует на малость сделанного. Тем не менее, для мира он всегда человек, обладающий огромным влиянием, канал духовного могущества, воплощение идеалов, работник на благо человечества, чьи результаты будут оценены грядущими поколениями. Он -тот, кого, несмотря на все его великие достижения, редко понимает его собственное поколение. Часто он - мишень для человеческого злоречия, когда все, что он делает, неверно интерпретируется; он кладет всё: свое время, деньги, влияние, репутацию, всё, что мир считает стоящим, - на алтарь альтруистического служения, зачастую предлагая свою жизнь как последний дар, а в ответ те, кому он служил, швыряют его дар ему обратно, презирая его самопожертвование и клеймя его отвратительными прозвищами. Но посвященного это не тревожит, так как ему принадлежит привилегия прозревать будущее, поэтому он сознает, что сила, им порожденная, в свое время доведет план до исполнения; он знает также, что его имя и усилия отмечены в архивах Ложи и что "Безмолвный Наблюдатель" людских дел обратил на него внимание.
Планетарные существования
Обсуждая персоны, участвующие в посвятительных церемониях, мы сначала упомянем Тех, Кого именуют Планетарными Существованиями. Это те великие Существа, Которые в период планетарного проявления осеняют наше человечество, или пребывают вместе с ним. Их не очень много, так как большинство Великих постепенно переходят на другую, более высокую работу, по мере того как Их места могут заниматься и Их функции исполняться членами нашей земной эволюции, как дэвами, так и людьми.
Из Тех, Кто непосредственно связан с нашей Ложей Учителей в ее различных отделах на планете, могут быть упомянуты следующие:
"Безмолвный Наблюдатель", Планетарный Логос, великая Сущность, Которая является насыщающей жизнью планеты и Которая занимает то же положение относительно Господа Мира, Саната Кумары, какое Эго занимает по отношению к низшему "я" человека. Некоторое представление о высокой стадии эволюции этого Великого Существа может быть получено после оценки аналогичной степени эволюционного различия между человеческим существом и совершенным адептом. С точки зрения нашей планетарной схемы эта великая Жизнь - самая всеобъемлющая, Она - применительно к нам - является соответствием личного Бога христиан. Она работает через Своего представителя на физическом плане - Саната Кумару, являющегося фокусом жизни и энергии этого Существа. Она держит мир в Своей ауре. С этим великим Существованием непосредственно соприкасаются только адепты, получившие Пятое посвящение и собирающиеся принять остальные два: шестое и седьмое. Раз в году, в праздник Весак, Владыка Будда с санкции Господа Мира доводит до собравшегося человечества двойной поток силы: поток, исходящий от Безмолвного Наблюдателя, подкрепленный более фокусированной энергией Господа Мира. Эти две энергии Будда изливает на людей, благословляя собравшихся на церемонии в Гималаях, а далее они растекаются ко всем народам, языкам и расам. Вряд ли широко известен тот факт, что в момент определенного кризиса в Великой Войне Иерархия нашей планеты сочла необходимым прибегнуть к помощи Безмолвного Наблюдателя и, воспользовавшись мантрамом, посредством которого можно вызвать Будду, привлекла внимание последнего и попросила его связаться с Планетарным Логосом. На взаимной консультации между Планетарным Логосом, Господом Мира, одним из Будд Действия, Буддой, Махачоханом и Ману (имена даны в порядке, соответствующем Их эволюционной стадии) было решено понаблюдать еще немного, прежде чем вмешиваться в ход событий, потому что карма планеты была бы отложена, если бы борьба закончилась слишком скоро. Их вера в способность людей урегулировать свои противоречия оправдалась, и вмешательство оказалось ненужным. Встреча имела место в Шамбале. Я упомянул об этом, чтобы показать, с каким пристальным вниманием относятся различные Планетарные Существования ко всем человеческим делам. Буквально верно в оккультном смысле, что "ни одна малая птица не упадет" без того, чтобы это не было замечено.
Можно спросить, почему Бодхисаттва не участвовал в конференции. Причина в том, что эта война относилась к отделу Ману, а каждый из членов Иерархии занимается строго Своим собственным делом; Махачохан, будучи воплощением интеллектуального, или манасического, принципа, участвует во всех конференциях. В следующую великую коллизию будет вовлечен отдел религий, и это будет касаться Бодхисаттвы. Его Брат, Ману, будет относительно не задействован и будет заниматься собственными делами. И все же между всеми отделами осуществляется самое тесное сотрудничество без всякой потери энергии. Благодаря единству сознания тех, кто свободен от трех низших планов, то, что происходит в одном отделе, известно в остальных.
Поскольку Планетарный Логос задействован лишь в двух последних посвящениях, не обязательных, как предыдущие пять, нам нет нужды распространяться о Его работе. Эти посвящения принимаются на буддхическом и атмическом планах, тогда как первые пять принимаются на ментальном плане.
Господь Мира, Единый Посвятитель, Который в Библии именуется "Ветхий днями"3 (или Предвечный), а в индусских Писаниях - Первый Кумара, - это Санат Кумара, который со Своего престола в Шамбале, в пустыне Гоби, управляет Ложей Учителей и держит в Своих руках бразды правления над всеми тремя отделами. Называемый в некоторых Писаниях "Великой Жертвой", Он избрал посвятить себя наблюдению за эволюцией людей и дэв, пока все они не будут оккультно "спасены". Именно Он решает вопрос о "продвижениях" в разных отделах и определяет, кто займет вакантные должности; именно Он четырежды в год встречается на совещаниях со всеми Чоханами и Учителями и санкционирует то, что должно быть сделано для продвижения целей эволюции.
________
3 Дан. 7:9, 7:22. (Прим ред.)
Изредка Он встречается и с посвященными меньших степеней, но лишь в моменты больших кризисов, когда какому-либо индивидууму предоставляется благоприятная возможность уладить конфликт или зажечь огонь, который разрушит быстро кристаллизующиеся формы и освободит заточенную жизнь.
Ложа встречается в условленные дни года, а в праздник Весак она собирается под Его руководством с тремя целями:
1. Соприкоснуться с планетарной силой через посредство Будды.
2. Обсудить основные итоги квартальных конференций.
3. Допустить к церемонии посвящений всех степеней для тех, кто готов.
Три другие посвятительные церемонии имеют место в течение года:
1. Для малых посвящений, проводимых Бодхисаттвой; все они относятся к отделу Махачохана и проходят на том или ином из четырех малых Лучей, Лучей-Атрибутов.
2. Для главных посвящений на том или ином из трех главных Лучей, Лучей-Аспектов, которые проводятся Бодхисаттвой, - это первые два посвящения.
3. Для трех высших посвящений, при которых Жезлом управляет Санат Кумара.
При всех посвящениях присутствует Господь Мира, но при первых двух Он занимает позицию, аналогичную позиции Безмолвного Наблюдателя, когда уже Сам Санат Кумара принимает клятву при Третьем, Четвертом и Пятом посвящениях. Его могущество излучается, и вспыхивающая перед посвященным звезда является знаком Его одобрения, однако вплоть до Третьего посвящения посвященный не видит Его лицом к лицу.
Три Кумары, или три Будды Действия исполняют интересную функцию при посвящении. Они суть три аспекта единого аспекта и ученики Саната Кумары. Хотя у Них множество разнообразных функций, связанных с манипуляциями, в основном, силами и энергиями природы и управлением строителями, Они имеют непосредственное отношение к кандидату на посвящение, поскольку каждый из Них олицетворяет силу, или энергию, одного из трех высших подпланов ментального плана. Поэтому при Третьем посвящении один из Кумар передает каузальному телу посвященного энергию, которая разрушает материю третьего подплана, и тем самым частично уничтожает этот проводник; при Четвертом посвящении другой Будда передает силу разрушающую материю второго подплана, а при Пятом сила первого подплана аналогично поступает в оставшиеся атомы каузального проводника, приводя к окончательному освобождению. Работа второго Кумары с силой второго подплана является в нашей Солнечной системе самой важной для эгоического тела, обеспечивая полное разъединение его атомов, тогда как заключительное приложение силы приводит к рассеянию самих атомов, образующих тело.
Во время посвятительной церемонии, когда посвященный стоит перед Господом Мира, эти три великих Существа формируют треугольник, причем посвященный находится внутри его силовых линий. При первых двух посвящениях, когда Бодхисаттва исполняет функцию Иерофанта, Махачохан, Ману и Чохан, временно представляющий второй отдел, исполняют подобную функцию. При трех высших посвящениях три Кумары, именуемые "эзотерическими Кумарами", составляют треугольник, внутри которого стоит посвященный, лицом к лицу представ перед Планетарным Логосом.
Сообщение этих фактов имеет целью показать два момента: во-первых, единство метода, во-вторых, то, что трюизм "как наверху, так и внизу" есть оккультный факт природы.
При двух заключительных посвящениях участвуют многие члены Иерархии, которые являются, если можно так выразиться, внепланетарными и функционируют вне плотного физического и эфирного глобуса нашей планеты, однако их перечисление не имеет смысла. Санат Кумара все еще Иерофант, но эзотерически эту должность исполняет Сам Планетарный Логос. В это время Они сливаются в единую Индивидуальность, проявляющую разные аспекты.
Завершая этот краткий очерк, достаточно сказать, что принятие человеком очередного посвящения всегда имеет две стороны. так как при этом, во-первых, тот или иной адепт или посвященный переходит на более высокую ступень или на другую работу, и, во-вторых, имеет место приход - в соответствии с Законом -того или иного человеческого существа, находящегося в процессе достижения. Следовательно, это очень важный момент, отражающий групповую активность, групповую согласованность и совместную устремленность, и многое может зависеть от того, своевременно ли человек допущен к высокой должности и к месту в совещательных палатах Иерархии.
Главы отделов
Ману.
Бодхисаттва.
Махачохан.
Как уже было сказано, эти три великие Существа представляют троичность всякого проявления и могут быть описаны следующим образом, если помнить, что это описание отражает субъективность и, следовательно, эволюцию сознания и, в первую очередь, самосознания в человеке.
Сознание
Ману | Бодхисаттва | Махачохан |
Аспект материи | Аспект Духа | Аспект интеллекта |
Форма | Жизнь | Ум |
"Не-Я" | "Я" | Отношение между ними |
Тело | Дух | Душа |
В словах, непосредственно обозначающих самосознательную реализацию, эта схема выглядит так:
Политика.............. Религия.................... Наука
Управление............ Убеждения4................... Цивилизация
Расы...................... Вероисповедания....... Образование
Все человеческие существа относятся к тому или иному из этих трех отделов, и все эти отделы равнозначны, так как Дух и материя суть одно. Они настолько взаимозависимы, будучи выражениями единой Жизни, что попытки отразить функции трех отделов в виде таблицы могут привести к ошибкам.
Трое Великих Владык тесно сотрудничают в работе, так как это единая работа, так же как человек, хотя и представляющий собой тройственность, все же есть индивидуальная единица. Человеческое существо - это форма, через которую по закону эволюции проявляется и применяет интеллект духовная Жизнь, или Сущность.
________
4 Beliefs (Прим. ред.)
Поэтому Великие Владыки непосредственно связаны с посвящениями человеческой единицы. Они слишком заняты более великими задачами и групповой деятельностью, чтобы иметь дело с человеком, прежде чем он станет на Путь Испытания. Когда же он, благодаря собственным усилиям, подходит к Пути Ученичества, наблюдающий за ним Учитель докладывает Главе того или иного отдела (в зависимости от Луча человека), что человек приближается к Порталу Посвящения и должен быть готов к великому шагу тогда-то и в такой-то жизни. Каждую жизнь, а позднее каждый год, делается такой доклад, вплоть до последнего года на Пути Испытания, когда имеют место более обстоятельные и частые доклады. В этом последнем году имя кандидата сообщается Ложе, и, после того как его собственный Учитель доложит о нем и его данные вкратце будут обсуждены, его имя представляется на голосование и решается вопрос о поручителях.
Важными факторами посвятительной церемонии являются:
1. Посвятитель.
2. Силовой треугольник, образуемый тремя адептами или тремя Кумарами.
3. Поручители.
При первых двух посвящениях два Учителя стоят по обеим сторонам от кандидата внутри треугольника; при Третьем, Четвертом и Пятом посвящениях Махачохан и Бодхисаттва исполняют функцию поручителей; при Шестом и Седьмом - два великих Существа, Которые должны остаться неназванными, стоят внутри эзотерического треугольника. Задача поручителей заключается в том, чтобы пропустить через Свои тела силу, или электрическую энергию, исходящую от Жезла Посвящения. Эта сила, излучаясь, циркулирует вокруг треугольника и дополняется силой троих охранителей; затем она проходит через центры поручителей и передается посвященному волевым актом.
Уже достаточно сказано в этой книге о Ложе Учителей и Их отношениях с кандидатом на посвящение, да и работа самого посвященного обсуждалась. Нельзя сказать, чтобы эта работа была неизвестна сынам человеческим, но она пока еще остается идеалом, далекой возможностью. Однако если человек старается достичь этого идеала и продемонстрировать его осуществлением в самом себе, то обнаруживается, что идеал становится не только возможным, но и достижимым при условии достаточной устремленности. Первое посвящение доступно многим, но необходимость целеустремленности и непоколебимой веры в открывающуюся впереди реальность в соединении с готовностью скорее пожертвовать всем, чем повернуть назад, многих отпугивает. Даже если эта книга не достигнет никакой иной цели, кроме того, что подтолкнет кого-нибудь к новому полному надежд усилию, то и тогда она написана не напрасно.
_________________
ГЛАВА XII. ДВА ОТКРОВЕНИЯ.
Теперь мы можем рассмотреть стадии церемонии посвящения. Этих стадий пять:
1. Откровение "Присутствия".
2. Откровение "Видения".
3. Приложение Жезла и воздействие на:
а. Тела;
б. Центры;
в. Каузальный проводник.
4. Принятие присяги.
5. Сообщение "Тайны" и Слова.
Стадии перечислены по порядку, и нужно помнить, что это не случайный порядок, он ведет посвященного от одного откровения к другому вплоть до той кульминационной стадии, когда ему сообщаются одна из тайн и одно из пяти слов могущества, открывающих ему различные планы со всеми их эволюциями. Здесь мы перечислим пять главных частей, на которые естественно делится обряд посвящения, и учащийся должен помнить, что каждая из этих пяти стадий - сама по себе целостная церемония, которая тоже может быть разделена на части.
Приступим к рассмотрению различных стадий, останавливаясь вкратце на каждой из них и помня, что слова лишь ограничивают, скрывают настоящий смысл.
Откровение "Присутствия"
Как раз в течение всего последнего периода цикла воплощений, когда человек мечется между парами противоположностей и при помощи различения начинает осознавать реальность и нереальность, у него в уме возрастает понимание того, что он сам есть бессмертное Существование, вечный Бог и частица Бесконечности. Связь между человеком на физическом плане и его внутренним Правителем вырисовывается всё яснее, пока не свершится великое откровение. Тогда наступает момент в его существовании, когда человек осознанно оказывается лицом к лицу со своим реальным "Я" и знает реально, а не просто теоретически, что он и есть это "Я"; он осведомлен о Боге внутри себя не через посредство слуха, или внимая внутреннему голосу, направляющему и контролирующему, называемому "голосом совести". На этот раз осознание имеет место благодаря зрению и прямому видению. Теперь он отзывается не только на то, что он слышит, но и на то, что он видит.
Известно, что первые развивающиеся у ребенка чувства это слух, осязание и зрение; младенец слышит звук и поворачивает голову; он трогает и осязает; наконец, он осознанно смотрит, и в этих трех чувствах координируется личность. Это три жизненно важных чувства. Вкус и обоняние приходят позже, жить можно и без них, и если бы они отсутствовали, человек практически не испытывал бы затруднений в своих контактах на физическом плане. На пути внутреннего, или субъективного развития последовательность та же.
Слух - отклик на голос совести, которая ведет, направляет и контролирует, он задействован в период обычной, нормальной эволюции.
Осязание - отклик на контроль или вибрацию плюс осознавание того, что находится вне отдельной человеческой единицы на физическом плане. Оно задействовано в период постепенного духовного раскрытия, на Путях Испытания и Ученичества, вплоть до двери посвящения. Время от времени человек соприкасается с тем, что выше его; он осознает "касание" Учителя, эгоическую вибрацию и групповую вибрацию, и, благодаря этому оккультному чувству осязания, он приучается к внутреннему и тонкому. Он улавливает то, что относится к высшему "Я", и, соприкасаясь с невидимым, привыкает к нему.
Наконец, Зрение - то внутреннее видение, которое раскрывается в ходе посвятительного процесса и является лишь распознаванием в силу всегда присутствующей, но неизведанной способности. Подобно тому, как у ребенка, имеющего с рождения хорошие и ясные глаза, наступает момент сознательного распознавания того, что видится, то же происходит и с человеческой единицей в момент ее духовного раскрытия. Орган внутреннего зрения всегда существовал, и то, что можно видеть, всегда присутствует, однако распознавания большей части происходящего пока нет.
Такое "распознавание" посвященного является первым большим шагом в посвятительной церемонии, и пока он не пройден, со всеми остальными стадиями нужно подождать. То, что распознается, различается при каждом посвящении и может быть примерно изложено следующим образом:
Эго, отражение Монады, само по себе тройственно, как и все остальное в природе, и отражает три аспекта божественности точно так же, как Монада отражает на высшем плане три аспекта Божества: Волю, Любовь-Мудрость и Активный Интеллект. Поэтому:
При Первом посвящении посвященный становится осведомлен о третьем, или низшем аспекте Эго, аспекте активного интеллекта. Он предстает лицом к лицу перед тем проявлением великого Солнечного ангела (Питри), которое есть он сам, его истинное "Я". Теперь он знает, без всякого сомнения, что это проявление интеллекта - на самом деле та вечная Сущность, которая веками демонстрировала свои способности на физическом плане в своих последовательных воплощениях.
При Втором посвящении это великое Присутствие видится как двойственность, и сияние другого аспекта вспыхивает перед ним. Он узнаёт, что эта сияющая Жизнь, Которая отождествлена с ним, является не только интеллектом в действии, но также -изначально - и любовью-мудростью. Он соединяет свое сознание с этой Жизнью и становится единым с нею, так что на физическом плане через посредство его личного "я" эта Жизнь видится как проявление интеллектуальной любви.
При Третьем посвящении Эго предстает перед посвященным как совершенная тройственность. "Я" узнаётся не только как интеллектуальная, активная любовь, но раскрывается также как фундаментальная воля, или цель, с которой человек тотчас отождествляется и узнаёт, что в трех мирах для него в будущем ничего нет, они лишь сфера его активного служения, осуществляемого в любви для достижения цели, веками скрытой в сердце "Я".
Теперь эта цель открыта, и с ней можно сознательно сотрудничать, чтобы довести ее до полного осуществления.
Свет этих глубоких откровений предстает перед посвященным тройным образом:
Как лучистое ангельское существо. Оно видится внутренним глазом с такой же точностью видения и оценки, как если бы человек стоял лицом к лицу с другим человеком. Великий Солнечный Ангел, Который воплощает истинного человека и является его выражением на плане высшего ума, - это буквально его божественный прообраз, "Наблюдатель", Который на протяжении долгих циклов воплощений отдавал Себя в жертву с тем, чтобы человек мог БЫТЬ.
Как сфера лучистого огня, соединенная со стоящим перед ней посвященным магнетической огненной нитью, которая проходит через все его тела и заканчивается в центре физического мозга. Эта "серебряная цепочка" (как она довольно неточно называется в Библии, где описываются ее отделение от физического тела и последующее удаление) исходит из сердечного центра Солнечного Ангела, соединяя, таким образом, сердце и мозг, то есть Любовь и Интеллект - эту великую двойственность, проявляющуюся в нашей Солнечной системе. Эта огненная сфера соединена также со множеством других сфер, принадлежащих к той же группе и Лучу, и так буквально демонстрируется, что на высших планах мы все едины. Единая жизнь пульсирует и циркулирует во всех через огненные нити. Такова часть откровения, которое приходит к человеку, встающему перед "Присутствием" с оккультно открытыми глазами.
Как многоцветный девятилепестковый Лотос. Лепестки расположены в три круга вокруг трех центральных, плотно сомкнутых лепестков, закрывающих то, что в восточных книгах называется "Драгоценностью в Лотосе". Это Лотос редчайшей красоты, пульсирующий жизнью и сияющий всеми цветами радуги. При первых трех посвящениях три круга открываются один за другим, а при Четвертом посвящении посвященный предстает перед еще большим откровением и узнает тайну того, что находится в центральном бутоне. В этом отношении Третье посвящение отличается от двух первых, так как во время него, благодаря могуществу еще более великого Иерофанта, чем Бодхисаттва, впервые происходит соприкосновение с электрическим огнем чистого Духа, скрытого в сердце Лотоса.
Во всех этих словах: "солнечный ангел", "огненная сфера", "лотос" - скрыт тот или иной аспект центральной тайны человеческой жизни, который открывается лишь тем, у кого есть глаза. чтобы видеть. Таинственное значение этих образных выражений окажется лишь ловушкой или причиной недоверия для человека, который захотел бы их неправомерно материализовать. Мысль о бессмертном существовании, о божественной Сущности, о великом центре огненной энергии, о полном расцвете эволюции скрыта в этих терминах. Так их и надо рассматривать.
При Четвертом посвящении посвященный встает перед Присутствием того аспекта Себя, который именуется "Его Отцом на небесах". Он оказывается лицом к лицу со своей собственной Монадой, той чистой духовной сущностью на высшем плане (не считая еще один план), которая является по отношению к его Эго, или высшему "Я", тем, чем является его Эго по отношению к личности, или низшему "я".
Эта Монада выражала себя на ментальном плане тройственным образом через Эго, но сейчас все аспекты ума, как мы его понимаем, отсутствуют. Солнечный Ангел, который до сих пор обеспечивал контакт, удалился, форма, через которую он действовал (эгоическое, или каузальное, тело), исчезла, и остались лишь любовь-мудрость и та динамическая воля, которая есть первичная черта Духа. Низшее "я" послужило целям Эго и отброшено; Эго тоже послужило целям Монады и стало ненужным, и посвященный избавился от обоих, полностью освободился и способен установить контакт с Монадой, как ранее научился контактировать с Эго. В течение своих оставшихся появлений в трех мирах он управляется только само инициированной волей и целью и сам создает свое тело проявления, тем самым определяя (в пределах кармических ограничений) собственные сроки. Упомянутая здесь карма - планетарная, а не личная.
При Четвертом посвящении он соприкасается с аспектом любви Монады, а при Пятом - с аспектом воли и, тем самым завершает установление своих контактов, отзывается на все необходимые вибрации и становится господином на пяти планах человеческой эволюции.
Кроме того, именно при Третьем, Четвертом и Пятом посвящениях он становится осведомленным о том "Присутствии", которое объемлет даже эту духовную Сущность, его собственную Монаду. Он видит свою Монаду как единую с Планетарным Логосом. По каналу своей Монады он видит те же самые аспекты (которые воплощает эта Монада) в более широком масштабе, и ему открывается Планетарный Логос, частью Жизни Которого являются все находящиеся на Его Луче Монады. Передать эту истину словами почти невозможно; она касается отношения электрической точки огня, Монады, к пятиконечной звезде, открывающей посвященному Присутствие Планетарного Логоса. Это практически непостижимо для обычного человека, для которого предназначена эта книга.
При Шестом посвящении посвященный, сознательно функционирующий как аспект любви Монады, вводится (через своего "Отца") в еще более включающее распознавание, и он становится осведомлен о Звезде, Которая охватывает его планетарную звезду подобно тому, как эта последняя была раньше увидена включающей в себя его собственную крошечную "Искру". Так он осуществляет сознательный контакт с Солнечным Логосом и осознает внутри себя Единство всякой жизни и проявления.
Это распознавание расширяется еще больше при Седьмом посвящении, так что два аспекта Единой жизни становятся реальностями для освобожденного Будды.
Таким образом, после ряда последовательных шагов посвященный оказывается лицом к лицу с Истиной и Существованием. Вдумчивым учащимся станет очевидно, почему откровение Присутствия должно предшествовать всем прочим откровениям. Оно вызывает в уме посвященного следующие базовые осознавания:
Его многовековая вера оправдывается, надежда и убеждение сливаются в несомненный факт. На смену вере приходит прямое видение, и невидимое становится зримым и известным. Он больше не сомневается, так как благодаря своим собственным усилиям он стал знающим.
Его единство со своими братьями теперь доказано, и он осознает неразрывную связь, соединяющую его со всем человечеством. Для него братство - уже не теория, а научный факт, такой же бесспорный, как и разъединенность людей на физическом плане.
Бессмертие души и реальность невидимых миров для него теперь доказаны и безусловны. Если до посвящения эта вера была основана на кратких, мимолетных прозрениях и на глубоком внутреннем убеждении (как результате логического рассуждения и постепенного развития интуиции), то сейчас основанием ее являются зрение и неопровержимое распознавание своей собственной бессмертной природы.
Он сознает значение и источник энергии и овладевает может начать овладевать могуществом, направляя его с научной точностью. Он знает теперь, откуда он его черпает, поскольку получил представление о доступных источниках энергии. Прежде он знал, что такая энергия есть, и пользовался ею слепо и не всегда разумно; теперь же он видит ее при помощи "открытого ума" и может разумно сотрудничать с силами природы.
Итак, откровение Присутствия оказывает на посвященного многостороннее воздействие; именно поэтому Иерархия считает данное откровение необходимой предпосылкой для всех последующих откровений.
Откровение "Ви'дения"
После того как посвященный встретился лицом к лицу с Тем, с Кем он имел дело с незапамятных времен, и в нем пробудилось непоколебимое осознание единства основополагающей Жизни, проявляющейся через все малые жизни, следующим важным откровением является Видение. Первое откровение касалось того, что неопределимо, беспредельно и (для ограниченного ума) бесконечно в своей абстрактности и абсолютности. Второе откровение касается времени и пространства и вызывает в посвященном осознание - благодаря только что пробужденному чувству оккультного зрения - той роли, которую он играл и должен играть в Плане, а позже - осознание самого Плана применительно к:
а. Его Эго.
б. Его эгоической группе.
в. Его лучевой группе.
г. Его Планетарному Логосу.
В этом четверичном постижении изображено то постепенное понимание, которое появляется у посвященного в процессе четырех посвящений, предшествующих конечному освобождению.
При Первом посвящении он ясно сознает ту относительно незаметную роль, которую ему придется играть в своей личностной жизни в период между моментом откровения и Вторым посвящением. Этот период может занять еще одну или несколько жизней. Он знает направление, которого ему следует придерживаться, он в какой-то мере сознает масштаб своего участия в служении расе; он видит План в целом применительно к себе как целое, в котором задействован он, крошечная мозаичная деталь в общем узоре; он понимает, каким образом он - со своим особым складом ума, своими ментальными и прочими наработками и со своими способностями - может служить и что он должен исполнить, прежде чем сможет снова предстать перед Присутствием и получить еще большее откровение.
При Втором посвящении ему показывается роль, которую играет его эгоическая группа в общем Плане. Он получает большее представление о различных единицах группы, с которыми он внутренне связан; он узнает их личности, если они в в