Битва между Вепрем и Шарабхой.
Маркандея сказал:
Тогда сонмы богов вместе с из- божественного лона- рожденными
И Шакрой устроили совет ради блага мира. (1)
Приняв решение, Шакра и все остальные вместе с мудрецами
Нашли прибежище и Нараяны, нерожденного, господа, дарующего защиту. (2)
Явившись к Говинде, Васудеве, повелителю мира
Все три десятка склонились и стали восхвалять Восседающего на Гаруде. (3)
Боги сказали:
Поклонение тебе, о бог, Владыка бог, причина мира, творец,
Бхагаван, принимающий образ времени, прадханы и пуруши. (4)
О грубый, о тонкий, о наполняющий мир, владыка высшего, Пурушоттама,
Ты создатель всех существ, ты защитник и губитель. (5)
Ты в образе майи зачаровываешь мир;
Что было, что будет и что существует сейчас, (6)
То все, о владыка высшего, есть ты, движущееся и неподвижное
Ты богатство ищущих выгоды и страсть вожделеющих, (7)
Ты дхарма стремящихся к закону и мокша для жаждущих нирваны.
Ты страстен, ты богат, ты праведен, двигающийся постоянно. (8)
Из твоих уст появились на свет брахманы, из рук- кшатрии,
Из бедер- вайшьи, и мудры из стоп твоих изошли. (9)
Солнце родилось из твоего ока, о господь, Луна- из ума,
Ветер из слуха, а также десять пран. (10)
Сварга и прочие верхние миры возникли из твоей головы,
Небо из твоего пупа, и земля из стоп, (11)
Из ушей стороны света и из утробы все живое (вар. Целый свет)
И ты в образе майи очаровываешь мир. (12)
Свободный от качеств и обладаешь качествами ты, чистый, единый, выше высшего пребывающий,
Чуждый рождению и смерти, о Ачьюта, выше качеств находящийся. (13)
Адитьи, васу, боги, садхьи, Якши и маруты
И мудрецы, к освобождению созерцают тебя, о стремящийся повелитель мира. (14)
Тебя, исполненного сознания и блаженства, знают мудрецы, сведующие в особом, чурающиеся наслаждений
Ты древа сансары семя, листья, месторасположение и плод. (15)
Ты, прибежище Падмы, вместе с Падмой блистаешь, держащий прекрасный меч, диск, лотос и лук,
Ты на Таркшье являешься постоянно, как облако, наполненное водою, над горой из золота. (16)
Ты Облаченный в желтые одежды, Шанкара и Рожденный из лотоса, ты все это, и нет ничего другого.
О качеств твоих не можем помыслить мы, ни даже Творец, Хара и хранитель стран света.
Со страхом и преданностью прибежища ища, пришли мы, защити нас, о Вишну. (17)
Маркандея сказал:
Таким образом восхваляемый Бог богов, причина причин существ,
Сонмами богов во главе с Индрой, им всем отвечал громовым голосом. (18)
Шри- Бхагаван сказал:
Ради чего пришли вы и что за страх возник у вас
И что я должен сделать, то, о боги, поскорее скажите. (19)
Боги сказали:
Раскалывается земля из- за игр Жертвенного Вепря,
И миры все, взволнованные, не достигают успокоения. (20)
Подобно тому как засушенный плод тыквы под ударами рассыпается на куски,
Также ударами копыт Вепря разрушается Земля. (21)
Трое его сыновей, силою равные Огню времени
Сувритта, Канака и Гхора губят мир. (22)
О повелитель миров! Озера, их играми в грязи
Взволнованные, Манаса и прочие, до сих пор не вернулись в естественное состояние. (23)
Мандара и остальные деревья богов, поломанные ими, могучими,
О бог, до сих пор не плодоносят, не цветут и не покрываются листвой. (24)
Когда, взобравшись на гору Трикута, Сувритта и остальные, втроем
Совершив прыжок, о мощнодланный, погружались в [воды] соленого океана,
Тогда вся земля была затопляема взволнованными массами воды. (25)
Выплывшие же люди бежали на все черты стороны,
Спасая свои жизни, бежали они на все четыре стороны. (26)
Когда сыновья Жертвенного Вепря отправлялись на небеса,
Тогда встревоженные боги покоя себе не находили. (27)
О повелитель мира! Все горы из-за игр сыновей Вепря!
По макушку погрузились в землю. (28)
Когда они предаются таким забавам, то играми все живое
Губится, о Вайкнтха, поэтому спаси мир, о Господь! (29)
Маркандея сказал:
Выслушав их слова, Джанардана
Отвечал богу Шанкаре и Брахме в особенности. (30)
То, из-за чего все боги и все твари
Испытывают великие лишения и весь мир губится (31)
То тело Вепря я желаю оставить, о Шанкара,
Но его, привязанного к наслаждениям, не могу оставить по собственной воле,
Ты помоги мне оставить то тело, приложив усилие, о Шанкара, теперь. (32)
А ты, о Брахма, наделю своей силою Губителя Смары,
И также пусть все боги сделают, и Шанкара пусть убьет Вепря. (33)
Из-за соития с женщиной во время, когда у нее были месячные и убиения брахманов
Тело было осквернено; его оставить должно. (34)
Благодаря искуплению уходит грех; искупление я
Буду совершать ради этого, телу же моему конец следует положить. (35)
Существа должны быть охраняемы мною, сейчас же они испытывают страдания
Из-за меня постоянно, поэтому я оставлю тело ради существ. (36)
Маркандея сказал:
После этих слов Васудевы Брахма и Шанкара
Отвечали Говинде: «Что рек ты, то и должно свершить!» (37)
Васудева же, отпустив Три десятка [богов],
Сам погрузился в созерцание, чтобы забрать силу у Вепря. (38)
Когда постепенно Мадхава забрал силу у Вепря ,
Тогда тело Вепря своей мощи лишилось. (39)
Как только все бессмертные узнали, что его тело обессилело,
Тогда Бог подступил к удивительному Жертвенному Вепрю. (40)
Три десятка, предводительствуемые Брахмой, за Махадевои, супругом Умы,
Последовали, чтобы дать силу Губителю Смары. (41)
Тогда каждый из богов свою силу Быкознаменному
Передал, и тот стал чрезвычайно могучим. (42)
После этого незамедлительно Гириша принял облик шарабхи
С четырьмя ногами вверху и с четырьмя внизу, Бхайрава. (43)
Он был двести тысяч йоджан в высоту и сто пятьдесят тысяч йоджан в ширину.
Тело же Вепря в высоту было сто тысяч йоджан, (44)
А в ширину- сто пятьдесят тысяч.
Тогда в облике шарабхи Махадеву, супруга Умы (45)
Увидел Жертвенный Вепрь, головой касающегося Луны,
С очень длинным носом и когтями, цветом, как черный уголь, (46)
С продолговатой мордой и огромным телом, с восемью клыками,
Размахивающего гривой и хвостом, с длинными ушами, грозного. (47)
У него было четыре ноги на спине и четыре на животе,
И он издавал ужасный рев и подпрыгивал вверх вновь и вновь. (48)
Видя, что он, неистовый, бежит им навстречу,
Сувритта, Канака и Гхора встретили его, ослепленные яростью. (49)
Столкнувшись с тем исполинским шарабхой, трое братьев
Стали подбрасывать его вверх, ударяя одновременно копытами, могучие. (50)
Какого размера был тот шарабха, такого же размера стали
И трое вепрей благодаря [их] волшебной силе во время подбрасывания шарабхи. (51)
Подброшенный ударами тех вепрей, шарабха
Упал в океан воды на далеком краю земли. (52)
После того как он рухнул там в океан, обиталище Макаров,
Подпрыгнув, они втроем в ярости погрузились в [воды] того океана. (53)
Когда Сувритта, Канака и Гхора погрузились в океанские воды,
Из любви к сыновьям Вепрь во гневе, о лучшие из дваждырожденных,
С силою подпрыгнув, в ту толщу вод опустился. (54)
Возносясь ввысь, те вепри и шарабха
Причинили вред в небесах богам, звездам и планетам. (55)
Некоторые из богов были убиты, другие рухнули на землю,
Иные же мудрые боги нашли прибежище на Махарлоке. (56)
Звезды, падающие с небес на земную твердь,
Выглядели, о лучшие из дваждырожденных, как огненные гирлянды. (57)
Грозная неистовость, что заключалась в их прыжке,
Породила порывистый, свирепый ветер. (58)
Тем ветром горы были низвергнуты на поверхность земли.
Некоторые горы ниспадали на другие. (59)
И те, губя деревья и животных, подали постоянно
Под ударами, как будто танцующие на земной тверди. (60)
Двигаясь, горы, рушились, и много людей [губили]
[Такими] виделись горы под силою ветра на земле (61)
Из-за того, что в океан прыгнули и вепри и шарабха (62)
И ве высокие горы [обрушились], поднялись вверх массы воды.
Когда из-за стремительности их падения были выброшены массы воды, (63)
Тотчас же все океаны как бы лишились воды.
Теми выброшенной совокупностью вод, шедшей по земле, (64)
Были поглощены все люди, и в ней они в миг смерть свою нашли.
Утопая , люди в воде гибли повсюду. (65)
«О отец! О дорогой! О мать! О сын!»
Жалобно кричали испуганные и страдающие люди перед смертью. (66)
В том месте, куда упали вепри и шарабха,
Там прогнулась вниз земля, расколотая ударами копыт. (67)
Другой же край земли поднялся вверх вместе с горами при помощи ветров,[вызванных] ими. (68)
Соединенную землю шарабха
Словно как ступени связанную вместе с вепрями
Увидел, наполненный удивлением, испуганный и мучимый усталостью. (69)
Тогда все вепри стали драться [шарабхой] нанося удары рылами,
Копытами, клыками и ударяясь телами жестоко. (70)
Шарабха же [отвечал] им ударами острых клыков, когтей и копыт,
А также ударами хвоста и морды, издавая громкий рев. (71)
С четырьмя вепрями огромный шарабха в одиночку
В уединенном месте бился в течение тысячи лет. (72)
Из-за их ударов, из-за стремительности их движений, из-за атак и отступлений,
Из-за сотрясений [тверди], а также рева и падения тел раз за разом
В Патале все змеи погибли вместе с потомством Кадру. (73)
Затем, оставив океан, они переместились в середину земли
И сражались друг с другом; и от этого земля стала ровной. (74)
Шеша же, с великим трудом, с силою удерживаясь на черепахе,
Нес земля с согнутой головой, болью мучимый. (75)
Когда Ананта уменьшился в размерах, а поверхность земли стала гладкой,
Когда из-за движущихся вод и [падающих] гор все существа (76)
Погибли, три вепря сражались с шарабхой,
И океаны затопили целый мир водой, к Хари (77)
Обратился старший из богов, Прародитель, наполненный заботой:
«О Бхагаван! Весь мир вместе с богами, асурами и людьми (78)
Уничтожен; земля, расколовшись, погибла вместе с движущемся и неподвижным.
Боги, данавы, гандхарвы, дайтьи и рептилии
И мудрецы, богатые подвижничеством, умерщвлены, о Владыка миров. (79)
Ты защитник всех, ты же господь мира,
Поэтому защити нас всех и землю, о Владыка мира. (80)
Ты же тело Вепря сам уничтожь
И установи [на место], о мощнодланный, землю вместе с движущемся и неподвижным. (81)
Маркандея сказал:
Выслушав слова Брахмы, Джонардана
Приложил усилие, чтобы все вернуть на место, Ачьюта. (82)
Затем Хари, приняв облик рыбы рохита, семь мудрецов вместе с Ведами,
Лучших из знатоков Шрути, понес [на себе], обеспокоенный спасением Шрути, ради блага мира. (83)
Мудреца Васшитху, Кашьяпу, Вишвамитру, Атрии, мудреца Гаутаму,
Вершившего великое подвижничество Джамадагни, а также мудреца Джамадагни, вершившего великое подвижничество (84)
Поместив на спину Индр среди мудрецов, он посадил их на огромной, прекрасный корабль средь вод. Затем, чтобы успокоить Шиву, Джанардана отправился туда, где то бился с вепрями. (85)
Уставшим, страдающим от ударом, наносимых рылами вепреи, с открытым ртом, тяжело дышащим,
Увидев приближающегося Хаару, Вепрь вспомнил о прежнем облике Нарасимхи. (86)
Будучи вспомненным им, явился друг Вепря ради блага его Нрисимха,
И от своего тела передал ему собственную силу.(87)
Сила, подобная Солнцу, на глазах у вепрей и шарабхи вошла в Вишну,
И зная, что Нрисимха лишился силы,
Вепрь издал серию вздохов. (88)
Из них родилось множество вепрей огромного размера, с удивительно острыми клыками,
И те волшебные вепри на Гиришу [в образе] шарабхи бесстрашно стали нападать. (89)
При поддержке Нрисимхи вступили они в бой и наносили жестокие удары Гирише,
То в миг принимая облики огромных птиц, то коров, лошадей и людей, (90)
То человекольвов, вепрей и шакалов ложные [облики]
Разнообразные облики, наводящие ужас, принимали вепри в бою. (91)
Видя Бхаргу терпящим ущерб от вепрей, Мадхава поспешил на колеснице к Гирише.
Вишну коснулся рукою Гиришу и передал ему свою силу. (92)
Едва только могущественный Вишну дотронулся до неё,
То он стал чрезвычайно радостным, ликующим и могучим. (93)
После этого шарабха издал громкий и мощный звук,
И четырнадцать миров были наполнены им. (94)
Когда он кричал, из его рта изоша пена,
И за нее восстали Ганы с исполинскими телами и огромной мощью. (95)
Разноликим Ганам, появившимся на свет из вздохов Вепря
Подобны они были, только еще более могучие, (96)
Предстающие в образах собак, вепрей, верблюдов, обезьян, шакалов, коров,
Медведей, котов, слонов и дельфинов. (97)
Одни имели морды львов и тигров, у других же, были в обликах змей и кротов,
У иных были конские шеи, конские морды или тела буйволов. (98)
Среди них были имеющие человеческое обличье, имеющие морды антилоп и баранов,
Безголовые, безногие, безрукие и обладающие множеством рук. (99)
У одних были тела шарабх, у других морды ящериц,
Были также с мордами рыб, крокодилов, были короткие и длинные, сильные и истощенные. (100)
Были с четырьмя ногами, с восемью, с тремя, двумя
И одной; были многорукие, были напоминающие якшей, кимпурушей (101)
И домашний скот. Были с крыльями или с отвислым животом или с огромным животом
Или с продолговатым, с грубыми волосами, с многими ушами или вовсе без ушей, (102)
С большими губами, с длинными клыками, иные же с длинными бородами
Какие бы не были существа, о брахманы, в мирах (103)
Четырнадцати, сходство с их обличьем они принимали.
Нет во вселенной существа, неподвижного или движущегося, (104)
Которому подобный обликом ган Шанкары бы не возник.
Они [копьями] бхиндипала, кинжалами железными дубинками, [метательными копьями] томара, (105)
Ножами, мечами, палицами, петлями, дротиками,
Кхатванга, трезубцами, [чашами] капала, пиками, (106)
Серпами, шестами с крюком, посохами с тремя шипами,
[Дротиками] праса, топорами, стрелами и луками внушали страх. (107)
Все они, со спутанными волосами и полумесяцем, обладали огромной силой.
Некоторые из них своим обликом, ваханой и украшениями Бхаргу (108)
Напоминали, со спутанными волосами, полумесяцем и,
Другие были наполовину мужчиной и наполовину женщиной, а иные походили на Рудру. (109)
Некоторые, прекрасным, чарующим обликом Манобхаве
Равные, были окружены множеством женщин, любовного наслаждения жаждущие. (110)
Все они были способны летать по воздуху, и все двигались по собственной воле.
Среди них некоторые были цвета лепестков синего лотоса, были черные, светлые, цвета меди, (111)
Ярко-Красные, желтые, разноцветные, зеленые, рыжеватые,
Наполовину желтые, наполовину красные, наполовину синие, белые, (112)
Черные с желтым, и бело-черные.
Были одного цвета. Двух цветов, трех, (113)
Четырех, пяти, шести, иные же были десяти цветов, о брахманы.
[Дуя] в раковины, на [музыкальных инструментах] : диндима, патаха, бхери, анака, калаха,, (114)
Мандука, джарджара, джарджари, мардала
Вина, тантри, панчатантри, шаката, дардара,(115)
Гомукха, анака, кунда, тала, каратала
Ганы постоянно играли, издавая громкий хохот. (116)
Обратившись лицом к Вепрю, они встали, с сердцами, наполненными радостью
И всем им молвил Бхагаван Вришабхадхваджа [в облике] шарабхи: (117)
«Убейте этих ганов Вепря благодаря жестоким деяниям
И свирепым взглядам в суровой битве, будучи жестокими и могучими. (118)
После этого те ганы, различные обликом, превосходным оружием вооруженные,
Вступили в бой с ганами Вепря, грозные видом. (119)
Обладая способностью двигаться в воздухе, тройной мир, покрытый водою,
Оставив, ганы бились в небесах. (120)
Тогда за мгновенье всех могучих ганов Вепря
Праматхи Хаары уничтожили, подобно тому как могучий ветер рассеивает облака . (121)
После того как те герои- Ганы Вепря были убиты,
Вепрь стал раздумывать: «Что это?», [смотря] на то, что происходило впереди и сзади. (122)
Пока он размышлял, Джанардана вошел в свое тело,
И сообщил все, что явилось благом для тела Вепря. (123)
«Настало время оставить тело».
Затем ударами клыков Нарасимху могучий (124)
Шарабха, [в которого воплотился] Бхагаван Бхарга, разделил посредине попалам.
Из разделенного надвое Нарасимхи, из его человеческой части (125)
Восстал Нара, великий риши божественного облика.
А из его львиной части Нараяна, как известно, (126)
Возник великопламенный, [сам] Джанардана в облике мудреца.
Оба многомудрых- Нара и Нараяна причинами творения [явились]. (127)
Оба они были могучими и непревзойденными [в знании] Вед, шастр и подвижничества.
Поместив их на корабль, поддерживаемый [им же] в облике Рыбы, (128)
Бог Хари в облике Вепря вновь достиг шарабхи.
«Оставление тела мною помимо воли должно свершиться ради блага миров. (129)
Так прежде было обещано, и ради этого попытка
СверТак прежде было обещано, и ради этого попытка
Свершается " Хари вместе с Шамбху и Брахмой". (130)
Приняв такое решение, Верховный владыка [ в облике] Вепря
Сказал богу Махадеве [в облике] могучего шарабхи (131)
"Убей меня, о Махадева, и я оставлю тело, без сомнения,
Наблаго всех миров, богов и брахманов. (132)
Подготовь жертвенный столб, символ моего тела
Вместе с жертвенным огнем, малой жертвенной ложкой и прочим по отдельности. (133)
Затем их вместе с тремя сыновьями Канакой, Сувриттой и Гхорой
Помести в земля ради блага миров. (134)
Из жертвоприношения боги, люди, из жертвоприношения пища
Все существующие из жертвоприношения, весь мир воплощенное жертвоприношение есть. (135)
Тот зародыш, что понесла Земля во время своей нечистоты
Того, появившегося на свет, сама богиня скоро защитит. (136)
Про прошествии времени, когда богиня обратится к тебе
Ради его убиения, тяжким бременем мучимая, тогда его ты умертвишь. (137)
Как обремененная Земля опуститься вниз на сто йодджан,
Тогда я, приняв облик Вепря, на клыках подниму. (138)
Твой сын вынудит [меня] оставить это тело, выполнившее свою задачу,
Полководец богов, рожденный от Рудры и зовущийся Шанматура. (139)
После того как могучий Жертвенный Вепрь сказал это,
Великое свечение, [в образе] блистающей огненной гирлянды изошло (140)
Из тела Вепря,подобное десяти миллионам Солнц
И вошло в тело Бхагавана Хари, великое, удивительное. (141)
После того как свет из тела Варахи вошел в Вишну, о дваждырожденные,
Хари сам забрал свет у Сувритта, Канаки и Гхоры. (142)
Из их тел части света одна за другой
Изойдя, сверкающие, как пылающая гирлянда, (143)
Вошли в тело Хари так же, как и [свет] их отца.
Затем Хари, Брахма и Махадева, те слова (144)
Вепря обещая исполнить и повторяя: "ОМ" вновь и вновь,
К тому, чтобы они оставили тело, приложили старание великое. (145)
Тогда ударом рыла шарабха начиная с середины шел,
Расчленив тело Вепря, умертвил его в воде. (146)
Сначала умертвив его, Сувритту, Канаку и Гхору поражая в область шел, он убил. (147)
Расставшись с жизнью, все они рухнули в воды великого океана,
Распространяя в воде звук, [подобный тому что сопровождает] огонь Времени. (148)
После того как Вепри пали, Брахма, Вишну, и Хара,
Собравшись, вновь призадумались насчет творения. (149)
Все ганы Хары, собравшись, Бхарге
Выразили свое почтение, великие участью, разделившись на четыре части. (150)
Всего праматхов было триста шестьдесят миллионов, о лучшие из дваждырожденных,
И в одной из частей было сто шестьдесят миллионов. (151)
Имеющие различный облик, со спутанными волосами и полумесяцем [на лбу]
Они,наделенные всеми вибхути, поставившие высшей целью созерцание, (152)
[Были] йоганами, гуждыми гордыми, зависти, лжи и самости,
Очистившимися от грехов, великими участью, доставляющими радость Шамбху. (153)
Не имущества, не привязанности не желали они никогда,
Отвратившиеся от бренного мира, пустынники, предавшиеся йоге. (154)
Они,стойкие в обетах
шатся Хари вместе с Шамбху и Брахмой». (130)
Они, стойкие в обетах, окружили Махадеву, погруженного в созерцание
И, устроив собрание, в блеске пребывали, не подверженные чувству усталости. (155)
В то время как высочайший всеет созерцал Супруг Амбики,
Они все, собравшиеся, окружали его. (156)
Сказано, что их, соблюдающих обеты, было сто шестьдесят миллионов,
Обликом подобных льву или тигру, обладающих анима и остальными [вибхути]. (157)
Другие же, страстные, были спутниками Шамбху в развлечениях,
Принимающие различные облики, спутанными волосами и полумесяцем [на лбу] (158)
Напоминающие Хару, светлые, быкознаменные,
Окруженные женщинами, столь же прекрасными, как и Ума. (159)
Они, украшенные разноцветными венками, обиваемые ароматами, от этих венков исходящими,
Следовали за [Шивой], предающемся забавам в обществе Умы, (160)
Облаченные в одеяния любви, и было их восемьдесят миллионов.
Иные имели облик наполовину мужчин- наполовину женщин, и к Харе Ардханаршиваре (161)
Погруженному в созерцание, являлись, равные обликом Харе,
И когда Хара счастливо наслаждался с Умой (162)
Они, на половину мужчины- наполовину женщины были стражами у дверей.
Когда он двигался по небесному пути, они следовали за ним, (163)
А когда он погружался в созерцание, [подавая] воду и прочее, Владыке служили
Те Ганы Шамбху, известные как праматхи и носящие различное оружие. (164)
[Они зовутся так, потому что] убивали в битве могучих воинов,
И тех героев, великой силой наделенных, было девяносто миллионов. (165)
Иные же, [бывшие] певцами, на тела, мридангах и панава
Играли, танцевали и пели сладкими голосами. (166)
Их облик был различен, а число их составляло тридцать миллионов,
И постоянно сопровождали они Махешвару, когда он странствовал. (167)
Все они были волшебниками мудрецами, сведущими в сути шастр,
Всезнающие и двигающиеся повсюду. (168)
За мгновенье пройдя всю вселенную, они возвращались в прежнее место,
Анима и прочими, всего восемью вибхути обладающие, могучие. (169)
Прочие же, завущиеся рудры, со спутанными волосами и полумесяцем [на лбу],
По воле Индры богов обитали на небесах. (170)
Число их, могучих, составляло десять миллионов,
И те Ганы постоянно служили Харе. (171)
Они повергали в смущение грешников, оберегали праведников
И даровали милость соблюдающим обет пашупата. (172)
Они разрушали препятствия для йогов, владеющих собой .
Общее же число ганов Хаары было ровна триста шестьдесят миллионам. (173)
Для уничтожения ганов Вепря, ради блага миров
И служения Шанкаре были рождены эти Ганы. (174)
Видя ганов Вепря и Хари в облике Человекольва,
Сам в облике шарабхи созерцая он издал крик. (175)
Из громкого крика родилось многообразие их форм.
«Благодаря свирепым взглядом и свирепым деяниям в суровой битве ганов
Вепря убейте, - так изрек Капардин. (176)
Поэтому они, наводя ужас, стали творить жестокие деяния,
Но не всегда они, могучие, свершают зло. (177)
Они лишь на внешний вид жестоки, но в делах не жестоки они
Плоды, воду, цветы, листья и корни, (178)
Предложенные [людьми], принимают они в лесах и на склонах гор,
И также сами собирая листья, цветы и прочее, они едят их. (179)
Что вкушает Бхарга, то вкушают и те могучие,
Мяса же не едят они, за исключением четырнадцатого [титхи темной половины месяца] (чайтра). (180)
Хара вкушает мясо на четырнадцатый [титхи темной половины месяца] мадху (чайтра),
Поэтому и все Ганы делают то же самое. (181)
После того как Ганы Вепря, явившись к Бхарге, те ганы,
Разделившись сами на четыре группы, стали рассказывать о прошлых деяниях
И так стало известными четыре вида бхутов. (182)
По слову Рожденного из лотоса они стали именоваться совокупностью бхутов.
Прежде людям была известна совокупность живых существ, разделенных на четыре вида,
И поэтому сверх они зовутся совокупностью бхутов. (183)
Итак, вам рассказано все о том, как появились ганы Шамбху
Могучие, о том, чем они питаются, какой облик имеют и какие деяния вершат. (184)
Кто постоянно слушает это великое, удивительное повествование,
Тот становиться дотожителем, постоянно исполненным сил и преданным йоге. (185)
Так в Калика- пуране заканчивается тридцатая глава, называющаяся
«Битва между Вепрем и Шарабхой.
Глава тридцать первая.
Явление жертвоприношения из тела Жертвенного Вепря.
Риши сказали:
Как тело Жертвенного Вепря обратилось в жертвоприношения?
И каким образом три сына Вепря стали тремя жертвенными огнями?(1)
Во внеурочное время пралайю отчего затеял Бхагаван
Вепрь, великий духом, ужасную, приведшую к гибели людей. (2)
Как в своем воплощении Рыбы Шарнгин спас Веды,
Как мир был заново сотворен и кто поднял Землю [на поверхность вод].(3)
Каким образом Владыка оставил тело шарабхи, о учитель,
И что произошло с этим телом позже, об этом нам расскажи, о многомудрый. (4)
Это, о тигр среди дваждырожденных, ты воочию наблюдал,
И об этом нам, желающим услышать, поведай, о многомудрый. (5)
Маркандея сказал:
Слушайте же, о тигры среди людей, о чем спрашивали меня, удивительно это,
Слушайте же внимательно, ибо это приносит такой же плод, что и Веды. (6)
Жертвоприношениями удовлетворяются боги, на жертвоприношении все зиждется,
Жертвоприношением поддерживается Земля, жертвоприношение спасает людей. (7)
Благодаря пище живут живые существа, от дождя появляется пища,
Дождь идет благодаря жертвоприношению, все жертвоприношением пронизано. (8)
То жертвоприношение явилось из тела Вепря, растерзанного Шамбху,
Как этом случилось, я расскажу вам, слушайте внимательно, о дваждырожденные. (9)
После того как тело Вепря было растерзано Бхаргой,
Брахма, Вишну, Шива и все боги вместе с праматхами (10)
Вытащили из воды то тело и вознесли на небеса,
И то тело было расчленено на куски диском Вишну. (11)
Из частей разрубленной туши возникли жертвоприношения, одно за другим,
Из какой части какие произошли, о том слушайте, о великие риши. (12)
Из места между бровями и носом возникло великое жертвоприношение джьотиштома,
А из мест между челюстями и ушами вахништома. (13)
Вриддхаштома и брихатштома изошли из корня языка,
А тиратра и вайраджа- из места под языком. (15)
Преподавание это брахмаяджна, тарпана питрияджна,
Хома- дайваяджна и почитание гостей нрияджна. (16)
Постоянные жертвоприношения, начинающиеся с омовения и заканчивающиеся тарпаной,
Возникли из области горла, а предписания из языка. (17)
Ваджимедха, махамедха и нарамедха,
Связанные с нанесением вреда живым существам, произошли из области ног. (18)
Раджасуя и веджапея, приносящие процветание,
Возникли из области спины, а также грахаяджна. (19)
Пратиштхаяджна, утсаргаяджна, раздача даров, шраддха
И савитрияджна возникли из области сердца. (20)
Все жертвоприношения, связанные с санскарами и искуплением,
Те жертвоприношения произошли из сокровенного места великого духом. (21)
Ракшассатра, сарпасатра, все, связанные с черной магией,
Гомедха, врикшаяга явилась из копыт. (22)
Маешти, парамешти, гишпати, [жертвоприношение], нацеленное на наслаждение,
А также агништома возникли из хвоста. (23)
Жертвоприношения, совершающие по случаю перехода Солнца из одного знака зодиака в другой,
А также чье совершение занимает двенадцать лет, произошли из хвоста. (24)
Тиртхапрайога, сома, оджассанкаршана,
Арка и атхарвана возникли из вен. (25)
Ричоткарша, кшетраяджна, панчасарга, атийоджана
Лингасамстха и хедамбаяджна возникли из колен. (26)
Таким образом, о лучшие из дваждырожденных, появилось сто восемь
Жертвоприношений, и ими доныне поддерживается мир. (27)
Срук возникла из рыла, и срува из ноздрей,
И другие разновидности срук и срува возникли из ноздрей. (28)
Из части шеи возникло прагвамша, о лучшие из мудрецов,
А иштапурти вместе с яджурдхармой из ушных отверстий. (29)
Из клыков возникли жертвенные столбы, куша- из щетины,
Удгатар, адхварью, хотар и шамитра (30)
Изошли [соответственно] из передней, правой, левой и задней ног
А пуродаши вместе с сосудами возникли из мозгов. (31)
Огонь, производимый из сухого коровьего навоза, взял начало из двух глаз, а флаг на жертвоприношений- из копыт.
Средняя часть [тела] стала жертвенным алтарем, а срамные части- отверстием вземле для разжигания огня. (32)
Из семени [Вепря] возникло очищенное масло, а также мантры, начинающиеся со свадхи,
Дом для жертвоприношения из спины, а из серца- лотоса
Его душа, яджна- пуруша, мунджа же возникла из боков. (33)
Таким образом, утварь, необходима для жертвоприношения, и очищенное масло
Появились из тела Жертвенного Вепря. (34)
Так тело Жертвенного Вепря обратились в жертвоприношения,
Чтобы в этой форме поддерживать вест этот мир. (35)
Произведя жертвоприношение, Брахма, Вишну и Махешвара, приложив усилие, достигли [тел] Сувритты, Канаки и Гхоры. (36)
Затем, обратив три тела в комки одно за другим,
Три бога на них стали дуть дыханием из своих уст. (37)
На тело Сувритты подул дыханием их уст
Сам творец мира, из дакшинагни возник из него. (38)
На тело Канаки подул Кешава,
И из него возник огонь гархапатья, пожирающий пять подношений (39)
На тело Гхоры подул сам Шамбху,
И огонь ахавания тотчас же возник из него. (40)
Это три покрыли вселенную, три корня имеет вся вселенная.
Там, где эти три постоянно находятся, о лучшие из дваждырожденных, (41)
Там все боги пребывают вместе со спутниками.
Это всегда благое место, воплощение Вед, (42)
Вместилище предписаний Вед, благо творящее, высшее.
В какой стране приносят жертву трем огням, (43)
В такой постоянно четыре Варги возрастают
Итак, я рассказал вам все, о чем вы спрашивали меня, о лучшие из дваждырожденных, (44)
О том, как тело Жертвенного Вепря обратилось в жертвоприношения,
И о том, как из тел его сыновей возникли [три] огня.
Так в Калика- пуране заканчивается тридцать первая глава называющаяся Явление жертвоприношения из тела Жертвенного Вепря?
Глава сорок первая
Приход Нарады
Риши сказали:
Как Кали, Матерь мира, стала Дочерью гор?
Оставив тело Дакшаяни, каким образом заполучила она Хаару в мужья? (1)
Как она приняла половину тела Обладателя Пинаки?
Об этом нам, вопрошающим должным образом поведай , о многомудрый? (2)
Маркандея сказал:
Слушайте же, о тигры среди мудрецов, как Сати, Дочь Дакши
Прежде стала Дочерью гор и как приняла она половину тела [Шивы]. (3)
Когда некогда богиня Сати, Дочь Дакши, оставляла тело,
Тогда сердцем устремилась она к Менаке в Гималайские горы. (4)
Когда вместе с Харой Дочь Дакши в Гималаях
Предавалась забавам, тогда Менака была ее благожелательницей. (5)
«Ее дочерью я стану»,- так решив, о дваждырожденные,
Рассталась с жизнью тогда
Богиня, и [позже] родилась она как Дочь Гималаев. (6)
Когда в былые времена Дакшаяни рассталась с жизнью из-за гнева на Дакшу,
Тогда богиня Менака стала поклоняться Благой (7)
Махамайе, Создательнице мира, Йоганидре вечной,
Зачаровывающей все существа, прибежищу всех небожителей.(8)
Держа пост на восьмой [титхи], а на девятый [титхи] [подношением] сладких шариков, бали,
Кусочками рисовой толочи, рисовой каши на молоке, благовоний и цветов, (9)
Начав с месяца чайтра на протяжении двадцати семи лет
Она совершала поклонение ради [обретения] потомства постоянно, благая. (10)
На [берегу] Ганги в Ошадхипрастхе изваяв из земли образ [Деви],
Иногда воздерживаясь от пищи, иногда следуя обету, (11)
С умом, сосредоточенным на Благой, двадцать семь лет
Провела богиня Менака, стремясь к высочайшему процветанию.(12)
По прошествии двадцати семи лет Матерь мира, вселенную наполняющая,
Стала [ею] довольна и, воочию явившись, обратила к ней речь. (13)
Богиня сказала:
К чему стремишься ты, о благородная женщина, то попроси у меня,
И я преподнесу тебе все, что сердце твое не пожелает. (14)
Маркандея сказал:
Тогда благородная Менака, воочию явившуюся Калику
Увидев, склонилась и молвила речь: (15)
«О Богиня, своими глазами увидела я твой образ сейчас.
Тебя я восхвалять желаю, если ты милостива ко мне о Благая!» (16)
Тогда, сказав: «О мать», та Калика, все [существа] зачаровывающая,
Руками своими прекрасными и округлыми Менаку обняла (17)
И благодарная Менака Калику, Высшую владыицу
Стала восхвалять желанными словами, Благую воочию [перед ней] предстоящую (18)
Менака сказала:
Перед побуждающей [к жизни], прибежищу мира, Чандикой, поддерживающей вселенную,
Я склоняюсь, перед Создательницей мира, всех наделяющей камой и артхой (19)
Пребывающей в образе вечного блаженства и знания, Иоганидре, матери мира
Я поклоняюсь, Благой, Чистой, воплощению Видхи, Шаури и Шивы (20)
Воплощение майи, Махамайю, [своих] почитателей от горестей избавляющую,
Супругу Камы Бхадру, сознание, Благую я почитаю. (21)
Благодаря явлению саттвы ты вечная, и даже будучи вечной, в образе разума живущих пребываешь ты,
Ты же есть причина освобождения подвижников от уз, как же подобная мне может описать твое могущество? (22)
Ты, которая есть блаженство Самаведы, хвалебный гимн Ригведы, растянутое совершение жертвоприношений Яджурведы
И причинение вреда Атхарваведы, исполняй же мои желания постоянно. (23)
Вечными и невечными, на части не делимыми, пред началом мира существующими танматрами совокупность существ покрыта,
Их