Транскрипция суры «аль-ихляс»
Бисми-л-ляхи-р-рахмани-р-рахим. Куль хува-л-лаху ахад. Аллаху-с-самад. Лям йалид ва лям йуляд ва лям йакун ляху куфуван ахад[37].
Перевод суры «Аль-Ихляс»
Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного. 1) Скажи: «Он – Аллах, Единый. 2) Аллах, Вечный. 3) Не родил и не был рожден. 4) И нет никого, равного Ему.
При совершении третьего и четвертого рак‘ата молитвы необходимо читать только суру «Аль-Фатиха» или один раз прочесть тасбихат-арба‘а (четырехкратное прославление Аллаха), но будет лучше тасбихат-арба‘а произнести три раза.
سُبْحَانَ اللهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَاللهُ أَكْبَر
Транскрипция Тасбихат-арба‘а
«Субхана-л-лахи ва-ль-хамду ли-л-ляхи ва ля иляха илля-л-лаху ва-л-лаху акбар».
Перевод:
«Свят Аллах, Хлава Аллаху, и нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик».
Заповеди для кира’ат
При совершении третьего и четвертого рак‘ата молитвы, в порядке обязательной предосторожности, суру «Аль-Фатиха» или тасбихат-арба‘а необходимо прочесть тихо.
При совершении молитвы салят аз-Зухр и салят аль-‘Аср кира’ат первого и второго рак‘ата, в порядке обязательной предосторожности, необходимо прочесть тихо.
Лица мужского пола при совершении утренней, вечерней и ночной молитвы, в порядке обязательной предосторожности, суру «Аль-Фатиха» и другую суру, в первом и во втором рак‘ате должны читать громко, а лица женского пола, при условии, если их голос не будет слышен постороннему мужчине, могут прочесть громко. Если их голос может услышать посторонний мужчина, то в порядке обязательной предосторожности, необходимо прочесть тихо.
Если кто-либо при совершении утренней, вечерней или ночной молитвы, которые необходимо совершить вслух, специально прочтет тихо, а при совершении молитвы салят аз-Зухр и салят аль-‘Аср, которые необходимо прочесть тихо, специально прочтет громко, то согласно обязательной предосторожности, его молитвы аннулируются, но если эти ошибки будут совершены по забывчивости или по незнанию, то такая молитва считается действительной.
Если во время чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры молящийся поймет, что он совершил ошибку, например, если вместо громкого чтения прочтет тихо, то нет необходимости читать прочитанное заново.
Человек должен выучить молитву так, чтобы при ее совершении он не допускал ошибок. Если кто-то не в состоянии выучить наизусть всю суру «Аль-Фатиха», то должен выучить и читать то количество айатов, которое он в состоянии выучить. Однако, если число этих айатов мало, то в порядке обязательной предосторожности, необходимо при совершении молитвы присоединить к ним те айаты из Корана, которые он может выучить. Если же не в состоянии сделать это, то необходимо к айатам из суры «Аль-Фатиха» присоединить тасбихат. Если кто-то не в состоянии выучить наизусть вторую суру, то нет необходимости читать что-то другое вместо этой суры и из желательной предосторожности лучше, если будет совершать общественную молитву.
Руку‘ (поясной поклон)
Молящийся обязан в каждом рак‘ате после кира’ата с намерением совершения руку‘ наклониться так, чтобы пальцы рук касались колен – это действие называется руку‘. В положении руку‘ обязательно произнесение зикра.
При совершении руку‘ необходимо не менее трех раз произнести:
سُبْحَانَ اللهِ «субхана-л-лах» (Пречист Аллах) или всего один раз произнести:
سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ وَ بِحَمْدِهِ «субхана раббийа-ль-‘азими ва бихамдих» (Пречист мой Господь, Великий и Славный) и лучше, если будут произнесены оба зикра.
Зикры следует произносить тогда, когда положение тела при совершении поясного поклона будет без движения.
Если кто-то специально произнесет зикр раньше того, как совершит руку‘,и тело его примет устойчивое положение поясного поклона, то его молитва аннулируется.
Если же кто-то специально до завершения зикра изменит положение своего тела и выпрямится, то его молитва аннулируется.
Суджуд (земной поклон)
Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Установилась для меня земля местом для земного поклона и средством для очищения (тайаммум)»[38].
قَالَ رَسُولُ اللهِ (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ) جُعِلَتْ لِيَ الْأَرْضُ مَسْجِداً وَطَهُوراً
Молящийся обязан в каждом рак‘ате молитвы после совершения руку‘ совершить два земных поклона (саджда).
Саджда – это такое положение тела молящегося, когда с намерением покорности, его лоб, ладони рук, колени, кончики больших пальцев ног, будут касаться земли. Молящийся должен во время совершения земного поклона произносить зикр.
При совершении саджда необходимо минимум три раза произнести субхана-л-лах (свят Аллах). Также можно всего лишь один раз произнести:
سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى وَ بِحَمْدِهِ субхана раббийа-ль-а‘ля ва бихамдих (свят мой Господь, Всевышний и Славный) и лучше если будут произнесены оба зикра.
Зикры следует произносить тогда, когда положение тела при совершении земного поклона будет без движений.
Если молящийся намеренно произнесет зикр до того времени как его лоб коснется земли и тело примет устойчивое положение земного поклона, то его молитва аннулируется. Однако если совершит это действие по забывчивости, то должен вторично, в состоянии спокойствия тела, произнести зикр.
Молящийся обязан после завершения зикра первого земного поклона сесть так, чтобы его тело было без движений и только после этого совершить второй саджда.
Если молящийся прежде чем завершит чтение зикра специально поднимет голову от земного поклона и выпрямится, то эта молитва будет аннулирована.
Если кто-то при совершении зикра земного поклона поднимет одну из семи частей тела, которые должны касаться земли при совершении саджда, то его молитва аннулируется. Если в то время, когда он не будет занят чтением зикра, поднимет одну из частей тела, кроме лба и заново опустит, то в этом не будет ничего предосудительного, кроме случая, когда спокойствие тела нарушится.
Если при совершении земного поклона вместе с большими пальцами ног другие пальцы ног тоже будут касаться земли, то в этом нет ничего предосудительного.
Во время совершения саджда лоб молящегося должен соприкасаться с землей или с тем, что произрастает из земли, но не со съедобным или с одеждой, например, можно совершить земной поклон на лист дерева.
Совершать саджда на минералы, такие как золото, серебро, агат, бирюза, не будет верным.
Если земной поклон совершается на то, что произрастает из земли и является пищей животных, как, например трава или солома, то это будет считаться верным.
Если земной поклон будет совершен на бумагу и при этом она будет изготовлена из тех вещей, на которые разрешается совершать земной поклон, например, из хлопка или льна, то в этом нет ничего предосудительного.
Лучше всего совершать саджда на землю, взятую из священной земли Кербелы, где мученически пал за веру внук Пророка Мухаммада Имам Хусейн (мир им!), который встал на защиту Ислама против деспотического режима Йазида. Если не будет земли, взятой из Кербелы, то лучше совершать земной поклон на простую землю, если не будет земли, то на камень, если не будет земли и камня, то на сухое растение[39].
Если при первом земном поклоне турбат (небольшая плитка из пресованной глины) прилипнет ко лбу, то его необходимо убрать со лба и положить на место, для совершения на него второго земного поклона.
Обязанности того, кто не может
совершать земной поклон как обычно
Тот, кто не в состоянии при совершении саджда коснуться лбом земли, должен нагнуться так, как может и поставить турбат повыше, и так совершать земной поклон, но при этом его ладони, колени, пальцы ног обязательно должны касаться земли.
Если молящийся вообще не в состоянии нагнуться для совершения саджда, то он должен сесть и делать головой знак, что совершает земной поклон, но из желательной предосторожности будет лучше, если он приподнимет турбат и приложит лоб к нему.
Обязательные саджда Корана
В Священном Коране есть четыре айата, после чтения вслух или непосредственного прослушивания которых, необходимо совершить земной поклон.
Эти айаты приведены ниже:
· 15-ый айат суры «Ас-Саджда»;
· 37-ой айат суры «Аль-Фуссилат»;
· 62-ой айат суры «Ан-Наджм»;
· 19-ый айат суры «Аль-‘Аляк».
Если молящийся забыл совершить саджда, то как только вспомнит об этом, должен совершить земной поклон.
Если человек услышит айат с обязательным земным поклоном в записи, то нет необходимости совершать саджда.
Если человек услышит с громкоговорителя айат с обязательным саджда, то необходимо совершить земной поклон.
Если человек услышит по прямой трансляции радио айат с обязательным саджда, то должен совершить земной поклон. Если же трансляция будет не прямая, а в записи, то нет необходимости совершать саджда.
Произносить зикр во время таких земных поклонов не обязательно, но желательно.
Ташаххуд (свидетельство)
Во втором и последнем рак‘ате обязательных молитв после совершения второго саджда молящийся должен сесть и в положении без движения прочесть ташаххуд, т.е. должен произнести следующее:
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَ آلِ مَحَمَّدٍ
«Ашхаду анля иляха илля-л-лаху вахдаху ля шарика ляху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулуху. Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва али Мухаммад».
(Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Един Он, нет Ему сотоварища, и, что Мухаммад Его раб и посланник. Боже! Благослови Мухаммада и род Мухаммада!)
Таслим (приветствие)
В последнем рак‘ате молитвы после произнесения ташаххуда необходимо прочесть таслим и на этом завершить молитву. То есть необходимо произнести следующее:
السَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِىُّ وَ رَحْمَةُ اللهِ وَ بَرَكَاتُهُ
«Ас-саляму ‘аляйка аййуха-н-набиййу ва рахмату-л-лахи ва баракатуху» (Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение)
السَّلاَمُ عَلَيْنَا وَ عَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحِينَ
«ас-саляму ‘аляйна ва ‘ала ‘ибади-л-ляхи-с-салихин»
(Мир нам и праведным рабам Аллаха)
السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللهِ وَ بَرَكَاتُهُ
«ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-л-лахи ва баракатух»
(Мир вам, милость Аллаха и Его благодать).
Тартиб (порядок)
Молитву нужно совершать в следующем порядке: такбират аль-ихрам, кира’ат, руку‘, суджуд; во втором рак‘ате после суджуда чтение ташаххуда и в последнем рак‘ате после ташаххуда произнести таслим.
Мувалат (непрерывность)
Мувалат – это непрерывность молитвы без ощутимых пауз или срывов с начала и до ее окончания.
Если кто-либо во время совершения молитвы сделает длительную паузу, что, по мнению других это не будет считаться совершением молитвы и при этом не будет соблюдена непрерывность, то его молитва аннулируется.
Затягивание руку‘, суджуда, чтение больших сур Корана не нарушает непрерывность молитвы.
Кунут (молитва - просьба)
Желательно, во втором рак‘ате после чтения суры «Аль-Фатиха» и еще какой-нибудь суры Корана, до совершения руку‘ совершить кунут. Для этого необходимо поднять руки до уровня лица и произнести молитву или зикр.
При совершении кунута любой зикр достаточен, даже если произнести только зикр «субханаллах», то этих слов вполне хватит, но чаще всего читается этот айат-молитва:
رَبَّنَا آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِى الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ
«Раббана, атина фи-д-дунйа хасанатан ва фи-ль-ахирати хасанатан ва кина ‘азаба-н-нар».
Перевод:
«Господь наш, даруй нам добро в ближайшей и в загробной жизни и защити нас от наказания геены»[40].
Та‘кибат - (мольбы, которые читаются после обязательных ежедневных молитв)
Та‘киб - это значит быть занятым чтением зикра, молитвы или Корана, после того, как произнесли таслим.
Лучше, если человек будет совершать та‘кибат в сторону киблы.
Из того, что более всего рекомендовано для совершения та‘кибат молитвы - это тасбих ее светлости Фатимы Захры (да будет мир с ней), дочери Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и род его!), для этого необходимо 34 раза произнести «Аллаху Акбар», 33 раза «Аль-хамду лиллях» и 33 раза «Субханаллах». Также, желательно после каждой молитвы читать айат «аль-Курси» (255 айат суры «Аль-Бакара») Священного Корана:
اللهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَ لاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِى السَّمَوَاتِ وَ مَا فِى الْأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذِى يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَ مَا خَلْفَهُمْ وَ لاَ يُحِيطُونَ بِشَىْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاءَ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَوَتِ وَ الْأَرْضَ وَ لاَ يَؤُدُهُ حِفْظُهُمَا وَ هُوَ الْعَلِىُّ الْعَظِيمِ.
Транскрипция:
Аллаху ля иляха илля хува-ль-хаййу-ль-каййум ля та’хузуху синатун ва ля наумун ляху ма фи-с-самавати ва ма фи-ль-ард ман за-л-лязи йашфа‘у ‘индаху илля биизнихи йа‘ляму ма байна айдихим ва ма хальфахум ва ля йухитуна бишай’им мин ‘илмихи илля бима ша’а васи‘а курсиййуху-с-самавати ва-ль-арда ва ля йа’удуху хифзухума ва хува-ль-‘алиййу-ль-‘азим.
Перевод:
Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с его позволения? Он знает то, что есть [и было] и что [будет] после них, и они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Престол Его объемлет небеса и землю, Ему не в тягость их охрана и Он – Всевышний, Великий!
Вовсе необязательно чтение та‘кибат на арабском языке, но лучше, если читать те молитвы, которые приводятся в книгах о молитвах.
Действия, аннулирующие молитву
С того времени, как молящийся произнесет такбират аль-ихрам и начнет совершать молитву, и до тех пор, пока он не завершит ее, совершение некоторых деяний, для него становится запретным. Если во время молитвы совершит одно из этих деяний, то его молитва аннулируется. Эти деяния приведены ниже:
1.Разговор.
2.Смех.
3.Плач.
4.Уклонение от киблы.
5.Прием пищи и питья.
6.Искажение общего вида молитвы.
7.Уменьшение или увеличение рукнов.
Заповеди для действий, аннулирующих молитву
Разговор
Если молящийся специально произнесет какое-то слово (даже если оно будет состоять из одной буквы), которое будет означать что-либо, то его молитва аннулируется.
Если молящийся по забывчивости, во время совершения молитвы произнесет слово, например, из-за невнимания забыв, что совершает молитву, то его молитва не аннулируется. Кашель или чихание не аннулируют молитву.
Во время совершения молитвы молящийся не должен с кем-то здороваться, но если кто-то поздоровается с ним, то он обязан ответить на это приветствие в том же виде, в котором оно было произнесено, например, если скажут «ас-салям аляйкум», то в ответ нужно сказать «ас-салям ‘аляйкум».
Смех и плач, вызванный мирскими причинами
Если молящийся специально громко засмеется, то это аннулирует его молитву.
Улыбка не аннулирует молитву.
Уклонение от киблы
Если молящийся, специально отвернется от киблы, так, что по мнению людей, его тело не будет направлено в сторону киблы, то его молитва аннулируется.
Если молящийся, по забывчивости или по какой-либо другой причине, во время молитвы повернется в сторону от киблы так, что ни с правой и ни с левой стороны не будет иметь направление на киблу, то его молитва будет неверной. Если молящийся после совершения молитвы, но до завершения времени, поймет, что он совершал молитву не в сторону киблы, то эту молитву нужно совершить заново, но если узнает об этом после завершения времени молитвы, то в этом нет необходимости.
Если молящийся во время совершения молитвы отвернет лицо от киблы, но его тело будет направлено в сторону киблы, если его шея будет повернута так, что сможет увидеть часть своей спины, то это будет считаться уклонением от киблы, о котором было сказано в предыдущем положении.
Прием пищи и питье
Если молящийся во время молитвы поест или выпьет что-либо, что про него нельзя будет сказать, что он совершает молитву, то его молитва аннулируется.
Если молящийся специально, во время молитвы, съест или выпьет что-либо и, хотя общий вид совершения молитвы этим действием не будет искажен, то в порядке обязательной предосторожности, его молитва аннулируется.
Совершение действий,
которые искажают вид молитвы
Если молящийся при совершении молитвы совершит действие, которое изменит общий вид молитвы, например, начнет махать руками, прыгать вверх или что-нибудь в этом роде, и если даже эти действия будут совершены по забывчивости, то его молитва аннулируется.
Если молящийся при совершении молитвы будет настолько тихим и молчаливым, так что нельзя будет сказать, что он совершает молитву, то его молитва аннулируется.
Прерывание обязательной молитвы без уважительной на то причины, в порядке обязательной предосторожности, запрещается, кроме безвыходных положений например таких как:
1. спасение жизни;
2. сохранение имущества;
3. предотвращение нанесения ущерба телу или имуществу.
Прерывание молитвы для уплаты долга людям, при нижеприведенных условиях не будет предосудительным:
1. При совершении молитвы невозможно уплатить долг.
2. Кредитор просит уплатить долг.
3. Время для совершения молитвы еще имеется, т.е. может вначале уплатить долг, а затем совершить молитву.
Нежелательно прерывать молитву ради сохранения имущества, которое не имеет большого значения.
Нежелательно при совершении молитвы совершать нижеприведенные действия:
1. закрывать глаза;
2. играться пальцами или руками;
3. молчать во время чтения суры «Аль-Фатиха» или другой суры, а также зикра, для того, чтобы послушать чей-то разговор;
4. совершать всякое действие, которое является нескромным и непочтительным;
5. немного поворачивать лицо в правую или левую сторону (так как значительное поворачивание лица сводит молитву на нет).
Сомнения, возникающие
при совершении молитвы
Иногда может случиться, что молящийся будет иметь сомнения относительно выполнения какой-то части молитвы; например, не будет знать, прочел ли он ташаххуд или нет, или же не будет знать, совершил ли он один саджда или два, а иногда у него могут возникнуть сомнения, относительно количества совершенных рак‘атов – например, если молящийся не будет знать, третий или четвертый рак‘ат он совершает в данный момент. По поводу сомнений, возникающих при совершении молитвы, имеются специальные предписания, и все они подробно объясняются, но по причине небольшого объема этой книги, они приводятся в сокращенном виде.
Сомнения по поводу исполнения частей молитвы
Если молящийся будет иметь сомнения относительно исполнения какой-либо части молитвы, т.е. он точно не будет знать, совершил ли он эту часть молитвы или нет, если при этом он еще не начал совершать другую часть, а находится в положении той части молитвы, относительно которой имеет сомнение, то обязан совершить ее. Однако если у него возникли сомнения, относительно исполнения какой-то части молитвы, после того, как он уже начнет выполнять следующую часть, то в таком случае, он не должен придавать сомнению особого внимания и обязан продолжать молитву, и эта молитва будет считаться правильной.
Если у молящегося возникнут какие-то сомнения, относительно правильного исполнения совершенной им части молитвы, то в этой ситуации он не должен придавать этому значения, а обязан продолжать молитву до конца, и такая молитва считается действительной.
Сомнения, аннулирующие молитву
Если при исполнении обязательных двух- или трехрак‘атных молитв, как, например, утренней молитвы или вечерней, у молящегося возникнут сомнения относительно количества рак‘атов, то его молитва аннулируется.
Если у молящегося возникнут сомнения между первым и другими рак‘атами; например, между первым и вторым рак‘атом или между первым и третьим рак‘атом, то его молитва аннулируется.
Если при совершении молитвы молящийся не знает, сколько рак‘атов он совершил, то его молитва аннулируется.
Сомнения, которые не аннулируют молитву
В девяти случаях, при совершении четырехрак‘атных молитв, если у молящегося возникнут сомнения, относительно числа совершенных рак‘атов, то его молитва не аннулируется, и он должен хорошо подумать, а затем если будет уверен или будет предполагать, что принял верное решение, то должен, согласно этому решению, завершить молитву. Если же молящийся не уверен или сомневается в правильности принятого им решения, то согласно вышесказанным предписаниям, он должен продолжать молитву и его молитва будет считаться правильной. Из девяти случаев сомнения, о которых было сказано выше, более всего, встречаются четыре. Мы здесь дадим объяснение только тех, с которыми больше всего приходится иметь дело:
1. Если у молящегося после совершения второго саджда появятся сомнения – два рак‘ата он совершил или три, то он должен считать, что совершил три рак‘ата, затем совершить еще один рак‘ат и закончить молитву. После молитвы, в порядке обязательной предосторожности, необходимо совершить однорак‘атную молитву-ихтийат.
2. Если возникнут сомнения между вторым и четвертым рак‘атом, после совершения второго саджда, то молящийся должен принять решение, что он совершил четырехрак‘атную молитву и на этом завершить молитву, а затем должен стоя совершить двухрак‘атную молитву-ихтийат.
3. Если возникнут сомнения между третьим и четвертым рак‘атом, то в какой бы части молитвы они не возникли, молящийся должен считать, что он совершил четырехрак‘атную молитву, а после этого должен стоя совершить один рак‘ат молитвы-ихтийат или же сидя, два рак‘ата молитвы-ихтийат.
4. Если в положении стоя, у молящегося возникнут сомнения между четвертым и пятым рак‘атом, то он должен сесть и прочесть ташаххуд и таслим, а после этого должен стоя совершить один рак‘ат молитвы-ихтийат или сидя два рак‘ата молитвы-ихтийат.
Сомнения, на которые
не нужно обращать внимания
В следующих случаях на возникающие сомнения не нужно обращать внимания:
1. при совершении желательных молитв;
2. при совершении общественной молитвы;
3. после завершения молитвы;
4. после окончания времени молитвы.
Если у молящегося возникнут сомнения относительно количества рак‘атов, при совершении желательной молитвы, т.е. если он точно не будет знать, один рак‘ат он совершил или два, то в этом случае молящийся может выбрать любую сторону сомнения, т.е. он может считать, что прочел всего лишь один рак‘ат, и тогда должен прочесть еще один, или может считать, что совершил уже два рак‘ата. Если молящийся точно не будет знать, совершил ли он в этой желательной молитве два рак‘ата или три, то в этом случае, молящийся должен считать, что совершил три рак‘ата.
Если при совершении коллективной молитвы, имам молитвы будет иметь сомнения, относительно рак‘атов молитвы, но стоящий за имамом никаких сомнений не будет иметь и даст понять имаму, который рак‘ат совершается, то имам джама‘ата не должен придавать значения своим сомнениям. Если же молящиеся имеют сомнения, относительно рак‘атов молитвы, но имам джама‘ата - этих сомнений не имеет, то молящиеся должны выполнять молитву так, как ее выполняет имам, и такая молитва будет считаться правильной.
Если молящийся, после завершения молитвы, усомнится в правильности совершения молитвы, например, усомнится в том, совершил ли он руку или нет, или усомнится в том, прочел ли четыре рак‘ата или пять, то в таком случае не должен обращать никакого внимания на свои сомнения, но если обе стороны его сомнения будут неверны, т.е. после совершения четырехрак‘атной молитвы, молящийся будет иметь сомнения в том, совершил ли он три рак‘ата или пять, то в таком случае его молитва аннулируется.
Если сомнения возникнут после того, как пройдет время молитвы, и молящийся не будет знать, совершил он молитву или нет, или будет предполагать, что не прочел молитву, то нет необходимости совершать эту молитву заново. Если сомнения возникли до того, как время молитвы прошло, и будет предполагать, что не совершил ее, то обязан совершить эту молитву, даже если будет предполагать, что молитву совершил, должен все равно совершить ее.
Если у молящегося возникнет одно из тех сомнений, которые аннулируют молитву, то он должен вначале подумать и если ничего не сможет вспомнить, и сомнение по-прежнему останется, то может прекратить совершение молитвы.
Молитва-ихтийат (молитва из предосторожности)
В тех ситуациях, когда молитва-ихтийат становится обязательной, как например, при возникновении сомнений между третьим и четвертым рак‘атом, если эти сомнения не портят общий вид молитвы и молящийся не совершит деяние, аннулирующее молитву, то он после того, как произнесет таслим, должен без чтения азана и икамата быстро сделать намерение о совершении молитвы-ихтийат произнести такбират аль-ихрам затем совершить молитву-ихтийат.