Существует два вида наставления
Порохова в переводе 258-го аята суры «аль-Бакара» пишет: «Бог праведной стези неверным не укажет». Однако, на мой взгляд, этот аят следовало перевести следующим образом: «Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». Наставление бывает двух видов: указание на прямой путь и ведение прямым путем. Разницу между этими понятиями можно понять из следующего примера.
Всевышний сказал: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем».[923]
В толковании этого аята шейх ас-Саади сказал: «Всевышний поведал Своему посланнику, e, что тот не способен наставить на прямой путь даже самого любимого человека, и тем более перед этим бессильны все остальные люди. Ни одно творение не способно заставить человека уверовать, потому что это является прерогативой Всевышнего Аллаха. Одних людей Аллах наставляет на прямой путь, потому что знает, что они достойны этой великой чести. Если же человек не достоин этого, то Всевышний Аллах оставляет его блуждать во мраке заблуждения.
Здесь уместно вспомнить о другом кораническом откровении, в котором говорится: «Воистину, ты указываешь на прямой путь».[924] В этом откровении имеется в виду то, что посланник Аллаха, e, указывал человечеству путь к спасению и разъяснял, как нужно следовать прямым путем. Он вдохновлял людей на совершение благих дел и всеми силами помогал людям встать на прямой путь. Однако он был бессилен вселить в их сердца веру и превратить их в мусульман».[925]
Всевышний Аллах указывает на прямой путь всем людям, однако ведет прямым путем только избранных. Всевышний сказал: «Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает».[926] Он поведал о том, что призыв к покорности относится ко всем людям, тогда как наставления на прямой путь удостаиваются только избранные. В переводах смыслов Корана следует подчеркивать разницу между этими двумя формами наставления.
Аллах прощает кающимся даже грехи, совершенные преднамеренно
Порохова в переводе 17-го аята суры «ан-Ниса» пишет: «Благопреклонен Бог к раскаянию тех, кто совершает зло, не ведая об этом, и вскоре кается в свершенном». Крачковский в переводе этого аята пишет: «Beдь y Aллaxa – oбpaщeниe к тeм, кoтopыe coвepшaют злo пo нeвeдeнию, a пoтoм oбpaщaютcя вcкope». Правильный перевод этого аята, на мой взгляд, гласит: «Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый».
Из переводов Пороховой и Крачковского следует, что речь идет о злодеяниях, которые человек совершает непреднамеренно. Однако такое толкование отличается от толкований авторитетных богословов. Ибн Касир писал: «Муджахид и другие толкователи считали, что каждый, кто ослушается Аллаха преднамеренно или непреднамеренно, считается невежественным человеком, пока он не отречется от своего греха. Катада рассказывал, что Абу аль-Алийа рассказывал, что сподвижники посланника Аллаха, e, считали, что любой грех, совершенный рабом, является проявлением невежества».[927]
Павшие мученики получают пропитание возле своего Господа
Аль-Манси и аль-Афифи в комментарии к высказыванию Всевышнего «Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого»[928] пишут: «Даже семья не переживает расставания с этими борцами Аллаха как горькую и невыносимую утрату, поскольку, как живые, они и далее остаются вблизи своей семьи и своих друзей».[929]
Из такого комментария можно понять, что души павших мучеников находятся рядом с родственниками, тогда как коранические аяты и достоверные хадисы свядетельствуют о том, что души павших мучеников находятся в Райских садах. Всевышний сказал: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа».[930]
Посланник Аллаха, e, разъяснил смысл этого аята во многих достоверных хадисах. Передают, что Кааб б. Малик рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Воистину, души павших мучеников находятся внутри зеленых птиц и питаются райскими плодами».[931]