Эмбриональное развитие человека

Особое внимание в Коране уделяется развитию человека, которое начинается с момента его зачатия. Во многих аятах Аллах призывает человека задуматься над тем, как он появился на свет. Всевышний сказал: «Пусть посмотрит человек, из чего он создан. Он создан из изливающейся жидкости».[639]

Это значит, что в сотворении человека из изливающейся жидкости заключаются знамения для обладающих разумом. Одним из этих знамений является то, что в Коране описывается развитие зародыша в утробе матери, которое полностью совпадает с научными фактами, установленными эмбриологами лишь после изобретения мощных микроскопов. Достаточно сказать, что вплоть до XVI века европейские ученые ошибочно полагали, что человек развивается из сгустка крови и семени. Тот факт, что для зачатия необходимы и сперма, и яйцеклетка, оставался неизвестным до XVIII века. А окончательно расположить человеческие эмбрион по стадиям развития ученым удалось лишь в 1973 г. благодаря усилиям О‘Рахилли.[640]

Однако священный Коран предоставил человечеству достоверную информацию о том, из чего возникает человек и как протекает его внутриутробное развитие, задолго до этих открытий. Всевышний сказал: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из кап­ли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный ку­сочек, потом создали из этого ку­сочка кости, и потом облекли кос­ти мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!»[641]

Начало внутриутробного развития человека в этих аятах описано появлением так называемой «капли». Эта стадия охватывает появление спермы и яйцеклетки и их соединение с образованием оплодотворенной зиготы, деление клетки с образованием бластулы, а также имплантацию последней в матку. Таким образом, стадия капли включает в себя пять последовательных фаз.

1 фаза: семяизвержение. Известно, что мужчина извергает семенную жидкость, что отражено в словах Аллаха: «Пусть посмотрит человек, из чего он создан. Он создан из изливающейся жидкости».[642] Употребление слова «изливающийся» указывает на активный характер процесса извержения, то есть на то, что извергаемая жидкость подвижна. Сегодня известно, что сперматозоиды обладают подвижностью и достаточной активностью.

«Извержение» происходит и в организме женщины, когда яйцеклетка попадает в фаллопиеву трубу и продвигается по ней. Попаданию сперматозоидов к месту оплодотворения способствует сокращение мускулатуры матки, которое вызывают простагландины, имеющиеся в семенной жидкости. В период фазы фертильности менструального цикла, когда возможно оплодотворение, слизь в шейке матки, которая в остальное время почти не проницаема для спермы, становится светлой, приобретает желеобразную консистенцию и обеспечивает возможность прохождения спермы. С помощью ферментов, выделяемых слизистой оболочкой матки (эндометрием) и яйцеводов, из головки сперматозоида удаляются гликопротеиды, и она приобретает заряд. Под влиянием ферментов, выделяемых в яйцеводах, также ослабляются связи между фолликулярными клетками, окружающими яйцеклетку, открывая тем самым сперматозоидам доступ к ее защитной мембране.

2 фаза: отбор основной субстанции из жидкостей, которые выделяются у мужчин и женщин. Всевышний сказал: «…затем создал его потомство из капли презренной жидкости».[643] В этом аяте указывается на то, что создание человека из двух жидкостей происходит путем особого отбора, для обозначения которого используется термин «сулала», переведенный на русский язык словом «капля». Буквально этот термин означает «тонкое извлечение из жидкости». Из фолликулярной жидкости выделяется яйцеклетка, а из многих миллионов сперматозоидов семенной жидкости – один-единственный сперматозоид, который, первым коснувшись мембраны яйцеклетки, легко проникает в нее. Сразу вслед за этим в клеточной мембране происходят быстрые физико-химические процессы, которые запирают вход для всех остальных.

3 фаза: оплодотворенная яйцеклетка, или зигота. В Коране по этому поводу говорится: «Мы создали человека из смешанной капли».[644] Арабское слово «нутфа» («капля») употреблено в единственном числе, тогда как слово «амшадж» («смешанный») – во множественном числе, и поэтому это выражение оставалось неясным для ранних комментаторов Корана. Но сегодня известно, что зигота, оставаясь в единственном числе, представляет собой многокомпонентную систему, сложенную из хромосом и других составляющих сперматозоида и яйцеклетки. В процессе развития зиготы происходит деление клеток зародыша, называемых бластомерами. Через четыре дня после оплодотворения они образуют скопление клеток сферической формы – морулу. На пятый день после оплодотворения по мере разделения на две части клеток, составляющих морулу, из нее формируется многоклеточное образование – бластула. В этот период бурного деления клеток термин «амшадж» очень точно характеризует зиготу.

4 фаза: предопределение. В раннем периоде формирования зиготы хромосомы обеих родителей смешиваются и образуют диплоидные пары. Такая комбинация генов определяет характер развития ребенка и его пол. Всевышний по этому поводу сказал: «Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил».[645]

5 фаза: имплантация. Всевышний сказал: «Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете».[646] Последний этап стадии капли начинается с имплантации бластулы. В Коране этот процесс уподобляется возделыванию почвы, а выстилка матки – почве, в которой развивается семя.

Следующая стадия развития эмбриона в Коране называется стадией сгустка крови. Арабское слово «алака» означает «сгусток крови», «пиявка», «нечто подвешенное».

Установлено, что человеческий эмбрион вытягивается до тех пор, пока не приобретает внешний вид, напоминающую по форме пиявку. На этой стадии он получает питательные вещества из крови матери, подобно тому, как пиявка питается кровью других организмов. Он прикрепляется к стенке хорионического мешка и будто бы находится в подвешенном состоянии, будучи окруженным амниотической жидкостью подобно тому, как пиявка окружена водой. На этой стадии эмбрион обладает примитивной системой кровообращения и нервной системой. Таким образом, коранический термин «алака» соответствует внешнему виду зародыша и способу его крепления к поверхности матки. Не менее важно и то, что зародыш человека и эмбриональные мешочки на этой стадии имеют внешнее сходство со сгустком крови. Причина этого заключается в том, что в зародыше на этой стадии имеется относительно большое количество крови. Однако кровь в эмбрионе пока еще не циркулирует, и так продолжается до конца третьей недели развития. Поэтому эмбрион на этой стадии похож на сгусток крови.

Таким образом, три значения слова «алака» точно описывают человеческий эмбрион на стадии сгустка крови, которая завершается на 24-25 день развития.

Следующая стадия, упомянутая в кораническом аяте, называется стадией разжеванного кусочка. Арабское слово «мудга» означает «нечто разжеванное». Если взять пластинку жевательной резинки и разжевать ее во рту, а затем сравнить ее с эмбрионом на стадии кусочка мяса, то сходство между ними будет очевидно. Причина же этого в том, что сомиты, располагающиеся в спинной части эмбриона, напоминают отпечаток, оставляемый зубами на разжеванном предмете.

Переход от стадии сгустка крови к стадии разжеванного кусочка совершается очень быстро: она начинается уже на 26-27 день. Развитие эмбриона на этой стадии имеет определенные особенности:

а) внешний вид сомитов постоянно меняется подобно тому, как меняется вид отпечатков зубов в процессе жевания;

б) в процессе формирования новых тканей эмбрион поворачивается подобно тому, как поворачивается жевательная резинка в процессе жевания;

в) спинка эмбриона изгибается, как изгибается пластинка жевательной резинки;

г) по мере формирования сомитов часть внутренних элементов подвергается дифференцировке в зачаточные органы, а другая часть остается недифференцированной, что также нашло отражение в Коране: «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом – из капли, потом – из сгустка крови, потом – из разжеванного кусочка, сформировавшегося или несформировавшегося».[647]

Согласно коранической классификации, далее начинается стадия образования костей. По окончании стадии разжеванного кусочка зародыш имеет хрящевой скелет. Первичные центры оссификации появляются лишь на 7-й неделе. До этого периода внешний вид эмбриона человека довольно трудно отличить от эмбрионов многих других животных, но на этой стадии он приобретает присущий ему облик. Эмбрион постепенно распрямляется, и формируются органы, обеспечивающие жизнедеятельность плода.

Вслед за этим наступает стадия облечения костей мясом. И хотя миобласты (примитивные мышечные клетки) располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит только после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. На этой стадии (7-8 неделя) продолжается выпрямление тела и начинается дифференциация гонад половых желез и формирование яичек и яичников.

На 9-й неделе начинается этап внутриутробного развития плода, что нашло четкое отражение в Коране: «Потом Мы вырастили его в другом творении».[648]

Примечательно, что при описании предыдущих стадий Аллах использовал глагол «халака», означающий «создавать». На начало нового этапа указывает глагол «аншаа», который означает «растить». На этом этапе формируются конечности, соотношение размеров головы, тела и конечностей становится более пропорциональным, кожа покрывается пушком, происходит дифференциация наружных половых органов, закладка поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. В это время у плода появляются координированные рефлексы и движения, происходит и ряд других изменений, которые подтверждают, что зародыш превращается в другое творение – плод.

Кораническое описание эмбрионального развития человека является всесторонним, несмотря на его лаконичность. Оно безупречно и полностью совпадает с научными фактами, установленными сравнительно недавно, несмотря на то, что в период ниспослания Корана человечество не обладало таким богатым научным потенциалом и придерживалось совершенно иных воззрений. Все это не может не восхищать благоразумных людей и является ярким свидетельством неподражаемости Корана и его чудесного происхождения.

Мы коснулись лишь нескольких примеров того, как священный Коран излагает истины, подтвержденные современной наукой. Примечательно, что среди упомянутых в Коране научных данных нет ничего, что бы противоречило современным научным открытиям, подтвержденным путем исследований, опытов и экспериментов.

Ранее мы уже отмечали, что Коран не является научным трудом, и законы мироздания не разъясняются в нем в той форме, в которой мы привыкли видеть их учебниках и научных статьях. Упоминания об этих законах и тонкие указания на них призваны напомнить людям о милости Господа, дабы они смирились перед Его бесконечным могуществом, осознали Его безграничную мудрость и устремились к Нему всем сердцем.

Здравомыслящие люди видят эти знамения и понимают, что пророк Мухаммад, e, живший более 14 веков тому назад, не знавший грамоты и не имевший никаких представлений об астрофизике, эмбриологии и других науках, мог получить подобные достоверные сведения только от Творца небес и земли. Это особенно ясно ученым и образованным людям, осведомленным об истории развития науки и том, на каком уровне знаний находилось человеческое общество в конце VI – начале VII веков. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Пусть знают те, кому даровано знание, что это – истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь».[649]

И только невежественные упрямцы, не желающие признавать истину и следовать ей, придумывают сотни небылиц и невероятных теорий, пытаясь объяснить появление в Коране этих чудесных знамений и оболгать Божьего посланника, e. Словно в подтверждение этого далее Всевышний Господь сказал: «А неверующие не перестанут сомневаться в нем, пока не нагрянет внезапно Час или пока не постигнут их мучения в бесплодный день».[650]

Научный феномен Корана, истинность которого подтверждается современными открытиями в области естественных, технических и прочих наук, не является последним свидетельством неподражаемости писания Аллаха. Еще одной из его изумительных особенностей является доподлинное описание событий в будущем, некоторые уже произошли именно так, как это было предсказано в Коране. И, если на то будет воля Аллаха, об этом мы поговорим в следующей главе.

Наши рекомендации