Коран и компьютерные исследования
Неподражаемость Корана проявляется во многих аспектах. Одним из них является числовой аспект, указывающий на существование удивительной взаимосвязи между буквами и словами Корана. Эту тему я исследовал вместе с группой специалистов еще в 1997 г., когда мы опубликовали брошюру под названием «Чудо священного Корана в числах и буквах». Принимая во внимание ценность этих сведений, я решил использовать собранные нами материалы при написании этой главы.
В результате компьютерных исследований, проведенных в 70-80-х годах прошлого столетия, было обнаружено, что между буквами и словами в священном Коране существует удивительная смысловая и количественная взаимосвязь.[590]
Прежде всего, обращает на себя внимание чудесный баланс, установленный в Коране между словами, имеющими противоположное значение.
Слова «мирская жизнь» (дунйа) и «последняя жизнь» (ахират), несмотря на то, что они не упоминаются вместе в более чем 50 аятах, повторяются в священном Коране по 115 раз.
Слова «сатана» (шейтан) и «ангел» (малак), а также их производные повторяются в тексте Корана по 68 раз. Кроме того, количество их синонимов и имен также одинаково – они встречаются по 20 раз. Таким образом, во всем Коране дьяволы и ангелы упоминаются по 88 раз.
Выражение «праведные деяния» (салихат) со всеми своими производными встречается в Коране 167 раз. Ровно столько же повторяется и выражение «плохие деяния» (сеййиат) с его производными.
Слово «смерть» (маут) вместе с производными от него словами повторяется, когда речь идет о творениях и живых существах, 145 раз. Это соответствует количеству повторения слова «жизнь» (хайат) и производных от него слов.
Слово «благо» (нафъ) с его производными повторяется в Коране 50 раз. Столько же раз повторяются и все производные слова «порочность» (фасад).
Слова «лето» (сайф) и «жара» (харр) повторяются столько же раз, что и слова «зима» (шита) и «холод» (бард). Несмотря на то, что они упоминаются вместе только в одном аяте, слова «лето» и «зима» повторяются по одному разу, а «холод» и «жара» – по 4 раза.
Слова «желание» (рагба) и «боязнь» (рахба) упоминаются вместе только в одном аяте.[591] Производные же от этих слов встречаются в различных аятах Корана. Несмотря на это, во всем тексте Корана они повторяются по 8 раз.
Все производные от слова «стеснение» (дык) повторяются 13 раз. Столько же раз повторяются производные от слова «спокойствие» (туманина), несмотря на то, что вместе они упоминаются лишь в одном аяте.
Равновесие и цифровое равенство существуют и между словами, близкими по сути и значению, что позволяет благоразумным и здравомыслящим людям делать для себя полезные выводы.
Слово «религия» (дин) и производные от него слова повторяются в Коране 92 раза. Столько же раз повторяется слово «мечети» (масаджид) с его производными. Со времен пророка Мухаммада, e, мечети являются домами, в которых мусульмане ежедневно собираются вместе, чтобы поклоняться Аллаху и поминать своего Господа. Вне всякого сомнения, именно мечети в Исламе являются центрами религии.
В то время как слово «закят» (закят) повторяется в Коране 32 раза, слово «благодать» (баракат) также употребляется 32 раза. Из достоверных хадисов известно, что закят и пожертвования очищают имущество мусульманина и приумножают его благодать.
Все производные от слова «разум» (акль) повторяются в Коране 49 раз. Столько же раз в нем повторяется слово «свет» (нур) с его производными.
Слово «благочестие» (бирр) с его производными повторяется в Коране 20 раз. Ровно столько же повторяется и слово «награда» (саваб), обещанная благочестивым праведникам.
Слово «идолы» (аснам), поклонение которым является одной из форм многобожия, повторяется в Коране 5 раз. Ровно столько же встречается и само слово «многобожие» (ширк).
Слово «ад» (джахим) повторяется в Коране 26 раз. Столько же раз встречается и слово «наказание» (икаб). Слово «мерзость» (фахиша) вместе со всеми его производными встречается в тексте Корана 24 раза. Ровно столько же повторяется и слово «гнев» (гадаб).
Слово «колдовство» (сихр) вместе с его производными упоминается в Коране 60 раз – ровно столько же, сколько встречается слово «искушение» (фитна).
Слово «вино» (хамр) повторяется в Коране 6 раз, но в одном случае оно использовано при описании вина райского.[592] В то же время слово «свинья» (хинзир) повторяется в тексте Корана 5 раз. Таким образом, вино и свинья, запрещенные Аллахом, упоминаются в откровении по 5 раз.
Слово «люди» (нас) и его синоним — «человечество» (башар) вместе с их производными встречаются в Коране 368 раз. Слово «посланники» (русуль) вместе с его производными также употребляется 368 раз.
Слова «произнесение вслух» (джахр) и «явность» (аланийа) вместе с их производными встречаются в Коране по 16 раз.
Слово «несчастье» (шидда) с его производными встречается в священном Коране 102 раза. Ровно столько же повторяется слово «терпение» (сабр) и производные от него слова.
Иблис упоминается в Коране только 11 раз. Ровно столько же повторяется испрашивание у Аллаха защиты от сатаны.
Слово «неверующие» (кафирун) упоминается в тексте Корана 154 раза. Столько же повторяются слова «огонь» (нар) и «пламя» (харик): «огонь» – 145 раз, а «пламя» и его производные – 9 раз. Таким образом, слова «огонь» и «пламя» вместе с производными от них словами тоже повторяются 154 раза.
Слово «вера» (иман) и производные от него слова повторяются в Коране 811 раз. Слово «наука» (ильм) с его производными повторяется 782 раза, а его синоним «знание» (маарифа) – 29 раз. Таким образом, «наука», «знание» и производные от них слова повторяются в Коране 811 раз –ровно столько, сколько в нем встречается слово «вера» с его производными.
Одним из названий Корана, ниспосланного для различения между добром и злом, истиной и ложью, прямым путем и заблуждением, является «Различение» (аль-Фуркан). Это слово повторяется в Коране 7 раз. Столько же раз в Коране упоминаются сыны Адамовы (бану Адам), которым был ниспослан Коран.
В 46-м аяте суры «аль-Ахзаб» пророк Мухаммад, e, сравнивается со светильником. Слова «Мухаммад» и «светильник» (сирадж) встречаются в Коране по 4 раза. Столько же раз встречается слово «шариат» (шариат) вместе с его производными. Это может указывать на то, что повиновение пророку Мухаммаду, e, является неотъемлемой частью шариата Аллаха.
Такое равенство продолжается в разных комбинациях и на разные темы. Например, священный Коран сообщает, что Аллах сотворил семь небес. Господь повторяет эту истину в Коране 7 раз. Повествование о сотворении небес и земли за шесть дней также повторяется 7 раз. Откровения о представлении творений Аллаху и том, что они будут стоять рядами, также повторяются семь раз. Производные от слова «ряд» (сафф) также повторяются семь раз!
Аллах даровал пророку Мухаммаду, e, семь «часто повторяемых» аятов или сур.[593] Приводя в пример тех, кто расходует свое имущество на Его пути, Аллах рассказал о семени, из которого вырастают семь колосьев.[594] Свои Слова Аллах сравнил с морем, которое иссякнет раньше, чем закончатся Его Слова, даже если его будут поддерживать еще семь морей.[595] Коран сообщает, что у Ада – семь врат.[596] Свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха» (Ля иляха илля-ллах, Мухаммадун расулу-ллах) тоже состоит из семи слов!
Необходимо отметить, что числовой аспект сверхъестественности Корана не ограничивается лишь количественным равенством синонимов, антонимов или близких по смыслу слов. Оно выражается и в чудесных подсчетах, приводящих к удивительным открытиям.
Одно из таких чудес состоит в том, что слово «неверие» (куфр) повторяется в священном Коране 25 раз – ровно столько же, сколько встречается слово «вера» (иман). Несмотря на то, что существует числовое равенство между самими словами «неверие» и «вера», количество производных от них слов сильно различается. «Вера» и производные от него слова повторяются 811 раз, в то время как слово «неверие», его синоним «заблуждение» (даляль) и их производные повторяются 506 и 191 раз соответственно, что в общей сложности составляет 697 раз. Другими словами, «вера» и производные от него слова без синонимов повторяются 811 раз, в то время как «неверие», его производные и синонимы повторяются 697 раз. Разность между этими двумя числами равна 114. Ни для кого не секрет, что это – число сур священного Корана. Таким образом, мы приходим к удивительному открытию: веру от неверия отделяет число сур Корана!
Начиная с 31-го аята суры «ар-Рахман», описываются Ад и грешники. В этой суре неоднократно повторяется стих «Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?» В описании Ада этот стих повторяется 7 раз. В той же суре, начиная с 46-го аята, приводится описание Рая, и этот стих повторяется в нем 8 раз. Из Корана и Сунны нам известно, что число врат Ада равно 7, а Рая – 8.
Имена пророков Исы и Адама повторяются в Коране по 5 раз. Это можно расценить как одно из указаний на мудрость слов Всевышнего: «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму».[597]
Проявлением равенства и симметрии является и то, что в писании Аллаха мы сталкиваемся с числовыми удвоениями, утроениями и т.д. Например, слово «Милостивый» (ар-Рахман), являющееся одним из прекрасных имен Аллаха, повторяется в священном Коране 57 раз, в то время как слово «Милосердный» (ар-Рахим) – 115 раз. Однако в одном случае слово «милосердный» не употребляется в значении имени Аллаха, а является одним из качеств Его посланника.[598] Таким образом, слово «Милосердный», как одно из прекрасных имен Аллаха, повторяется в Коране 114 раз – столько же, сколько сур в Коране, и вдвое больше, чем слово «Милостивый». Нельзя не вспомнить, что прекрасное имя «Милостивый» подразумевает милость Аллаха по отношению ко всем творениям, как верующим и праведным, так и неверующим и грешникам, тогда как прекрасное имя «Милосердный» подразумевает Божью милость по отношению только к правоверным, которая в будущей жизни будет во много раз превосходить милость Аллаха к творениям в этом мире.
Если мы продолжим наше исследование, то увидим, что слово «грешники» (фуджжар) упоминается в Коране 3 раза, в то время как слово «благочестивые» (абрар) повторяется 6 раз, то есть вдвое больше.
Слово «воздаяние» (джаза) и его производные повторяются в Коране 117 раз. В то же время слово «прощение» (магфира) упоминается 234 раза, то есть ровно вдвое больше, чем «воздаяние» со всеми его производными.
Особое внимание следует уделить феномену числа 19 в Коране. Известно, что в писании Аллаха отдается предпочтение десятичной системе исчисления взамен используемой в то время сложной и крайне запутанной шестидесятеричной. В Коране часто встречаются слова «десять», «сто», «тысяча». Первой цифрой этой системы исчисления является 1, а последней – 9. Некоторые связывают феномен числа 19 именно с этим.
В суре «аль-Муддассир» сообщается о суровом наказании тех, кто отрицал божественную природу Корана и приписывал его создание людям. 26-й аят этой суры сообщает, что они будут брошены в Преисподнюю. В 30-м же аяте сообщается, что над ней стоят 19 ангелов, а далее в 31-м аяте сообщается причина, по которой Аллах упомянул их число: «Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих, чтобы не сомневались те, кому было даровано Писание, и верующие».
Таким образом, число ангелов Ада названо для испытания неверующих и укрепления веры правоверных и людей писания в то, что Коран является Словом Великого Аллаха, ниспосланным Мухаммаду, Его рабу и посланнику, e. Это число упомянуто для уничтожения всякого сомнения в сердцах людей. И сколько же чудес в писании Аллаха связано с этим числом!
Первыми стихами Корана, ниспосланными святому пророку, e, являются первые пять аятов суры «аль-Аляк». Число слов в них равно 19. Конечно же, здесь и далее речь идет об арабском тексте. Общее число аятов в этой суре также равно 19. Сама же сура по своему расположению в Коране является девятнадцатой с конца. Последней сурой Корана, ниспосланной пророку, e, является сура «ан-Наср». Число слов в ней – 19, и число букв в первом аяте этой суры – также 19!
Общее число сур в Коране кратно 19 (114:19 = 6). В начале сур Корана стоит самостоятельный аят «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим» (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного), число букв в котором также равно 19. Слово «Аллах» упомянуто в Коране 2698 раз, и это также кратно 19 (2698:19 = 142). Как мы уже отмечали, имя Аллаха «Милостивый» встречается в Коране 57 раз, а имя «Милосердный» – 114 раз. Как вы уже догадались, эти числа тоже кратны 19.
Кроме того, все 114 сур Корана, кроме суры «ат-Тауба», начинаются словами «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Таким образом, этот аят повторяется 113 раз. Однако в 30-м аяте суры «ан-Намль» это выражение встречается в 114-й раз. Равновесие не нарушилось!
Уместно отметить, что сура «ан-Намль» является девятнадцатой по счету после вышеупомянутой суры «ат-Тауба». А при сложении номеров сур, начиная с суры «ат-Тауба» и кончая сурой «ан-Намль», получается сумма 342, которая тоже кратна 19 (342:19 = 18).
Примечателен и тот факт, что в Коране употребляется всего тридцать разных цифр. При сложении этих цифр без учета повторов получается число 162146. Нельзя оставить без внимания то, что и это число кратно 19 (162146:19 = 8534).
Воистину, числовое чудо Корана — вопрос безграничный; он глубже, чем можно себе представить, и обширнее, чем можно предположить. В писании Аллаха заключены тайны, которые требуют тщательного изучения. Например, ограничивается ли числовое равенство всего лишь темами? Всевышний Аллах говорит в священном Коране: «Аллах – Тот, Кто ниспослал Писание с истиной и Весы».[599]
Если, согласно этому аяту, равновесие распространяется на весь священный Коран, то и слова в нем должны быть соразмерными и уравновешенными. Например, выражение «они сказали» (калу), подразумевающее под собой все то, что говорят творения как в этом мире, так и в Последней жизни, повторяется в священном Коране 332 раза. Удивительно то, что это слово повторяется столько же, сколько и слово «скажи» (куль), являющееся повелением Аллаха, обращенным к Его пророку, e, и ко всем остальным творениям!
Название последнего небесного откровения – «Коран» (аль-Куран), употребленное также без артикля и с личными местоимениями, встречается в писании Аллаха 80 раз. Ровно столько же повторяется слово «откровение» (вахй) вместе с его производными. Все это словно свидетельствует о том, что Коран – это не произведение человеческого разума, а откровение от Господа миров!
Выражение «в тот день» (йаумаизин), во всех случаях подразумевающее под собой День воскресения всех творений Аллаха для суда и справедливого воздаяния, повторяется в тексте Корана 70 раз. Поразительно, что само выражение «День воскресения» (йаум аль-кийама) встречается в писании Аллаха ровно столько же!
Еще одно удивительное числовое знамение можно обнаружить, размышляя над словами Аллаха: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю».[600]Истину изрек Всевышний Господь! Слово «месяц» (шахр) повторяется Коране 12 раз, слово «день» (йаум) – 365 раз, а слова «дни» (аййам) и «два дня» (йаумейн) – 30 раз, то есть как один месяц! Разве эта симметрия и это равновесие случайны? Воистину, это не может быть случайностью, ибо во владении Аллаха ничего не происходит вопреки Его воле.
Разве пророк Мухаммад, e, не знавший даже грамоты, был способен создать нечто подобное этому писанию, неповторимому по своему художественному стилю, бесценному по своему содержанию, преисполненному мудрости, великолепия и совершенства? Разве мог он сочинить книгу, состоящую из более 6200 стихов и более 320 тысяч букв, между которыми существует такая чудесная взаимосвязь, гармония, симметрия?! Ответ на эти вопросы ясен и разгадка этого чуда проста: Мухаммад, e, не был автором Корана. Это – Слово Всемогущего Аллаха, неподражаемое по своей красоте и значимости для человечества. Уверовав в него и покорившись ему, человечество обретет подлинное благополучие. Равновесие, установленное Аллахом в Его писании, неслучайно, и поэтому общество, построенное на Его законах, будет иметь столь же прочные устои и порядок. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Коран и современная наука
В этой главе мы рассмотрим научность священного Корана – еще один аспект, свидетельствующий о том, что это писание не может быть ничем, кроме откровения от Господа миров, Ведающего явное и сокровенное, Милосердного к Своим творениям.
Безусловно, Коран не является научным трудом, посвященным проблемам естественных или технических наук. Однако упомянутые в нем факты, связанные с географией, геологией, астрономией, астрофизикой, химией, физикой, биологией, гидрологией, эмбриологией, анатомией, физиологией и другими науками, заставляют современных ученых признать, что научный потенциал Корана многократно превосходил тот уровень познаний, которого человечество достигло к периоду ниспослания Корана.
Начало VII века было периодом господства бесчисленных суеверий и предрассудков. Вот как его описывают некоторые исследователи: «Не имея в своем распоряжении даже примитивных технологических средств, с помощью которых можно было бы исследовать Вселенную и природу, люди верили в многочисленные легенды и сказания, передававшиеся изустным путем от одного поколения к другому. Так, к примеру, считалось, что небесная сфера расположена на вершинах гор и держится благодаря ним. Согласно этому верованию, Земля представлялась плоской, а на обоих ее концах находились высокие горы. И эти горы, словно раздельные опоры, держали на себе весь небесный купол».[601]
Ошибочных взглядов придерживались не только погрязшие в невежестве и пороке язычники, но и образованные люди писания – иудеи и христиане. Они были хорошо осведомлены о достижениях науки того времени, многие из которых были опровергнуты впоследствии, и некоторые из их ошибочных представлений нашли отражение в их священных писаниях, которые они переписывали своими руками. Различия между этими записями и достоверными научными фактами стали выявляться, когда началась эпоха великих научных открытий. Вследствие этого церковь резко выступила против ученых, принялась фанатично отстаивать свою позицию и прибегла к чудовищному орудию борьбы с передовой мыслью – инквизиции. Но невежество не могло долго противостоять знанию, которое захлестывало умы людей, жаждущих познать истину. Поэтому приверженцы Библии были вынуждены искать объяснения тому, как неверные и даже неправдоподобные научные и исторические сведения попали на страницы писаний. Существование таких сведений не отрицают даже самые авторитетные представители Церкви. В Документа Второго Ватиканского Собора (1962-1965) некоторые библейские тексты просто названы «несовершенными» и «устаревшими». В IV главе этого Документа сказано: «Эти Книги несут в себе свидетельство истинно Божественных учений, даже несмотря на то, что в них содержатся сведения несовершенные и устаревшие».[602]
Этот вопрос был и остается объектом исследований многих ученых. Одним из них был академик Морис Бюкай, член Французской Медицинской Академии. В своей книге «Библия, Коран и наука» он писал: «Ветхий Завет содержит в себе различные описания одних и тех же событий, а также ряд противоречий, невероятных сведений, искаженных изложений исторических фактов и сведений, несовместимых с данными, точно установленными наукой. Все это вполне естественно, поскольку Ветхий Завет написан людьми глубокой древности. С подобным просто невозможно не столкнуться, просматривая любые книги, написанные в тех же исторических условиях».[603]
К аналогичному результату академик Бюкай пришел и после проведения параллелей между текстами четырех Евангелий и последними достижениями науки. Он писал: «Фантасмагории Матфея, явные противоречия между Евангелиями, невероятности и несуразности, несовместимость с данными современной науки, последовательно вносимые в текст правки и дополнения, приводящие к искажению, – все это лишний раз свидетельствует о том, что в Евангелиях содержатся моменты, являющиеся плодами человеческого воображения».[604]
Перечисленные обстоятельства побудили многих передовых ученых оспаривать научность Библии и даже отрицать истинность всех небесных писаний. Эта тенденция привела к формированию в Европе и Америке общества, в котором наука и религия считаются двумя совершенно несовместимыми вещами. И разрушение этого предрассудка, который лег в основу так называемого «научного» атеизма и материализма, началось только с проникновением Ислама в христианский мир.
Священный Коран открыто бросил вызов всем тем, кто пытался опровергнуть истинность ниспосланных в нем откровений, опираясь на научные открытия, и возвестил о том, что каждое новое великое открытие будет еще одним свидетельством его божественного происхождения. Всевышний сказал: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина».[605]
Коран изобличил лживость примитивных верований, призвал людей изучать науку и развеял миф о том, что вера и наука являются двумя несовместимыми противоположностями. Коран доказал, что вера во Всевышнего Творца не только не противоречит человеческому разуму, но и подтверждается современными научными открытиями и является единственной правильной концепцией в отношении происхождения человека, смысла его существования и образа его жизни. Коранические знамения идеально сочетаются с развивающимися познаниями людей и сопровождают научно-технический прогресс, и поскольку писание Аллаха охватывает многие сферы бытия, люди разного уровня развития легко могут понять его аргументацию и оценить его достоверность.
Ни для кого не секрет, что сегодня люди не могут увидеть ни посох Мусы, ни знамения Исы, ни могущество Сулеймана. Однако чудо священного Корана не перестает изумлять умы благоразумных мужей и останется непревзойденным вплоть до наступления Судного дня. Последняя небесная религия отличается от религий предыдущих пророков тем, что она универсальна и не потеряет своей значимости, пока не наступит Конец света, и поэтому Аллах даровал людям каждой эпохи возможность увидеть свидетельства небесной истины.
Всевышний сказал: «Для каждого сообщения установлен срок, и вы узнаете об этом».[606] В эпоху научно-технической революции, когда ученые перестали быть объектами гонений и преследований и по праву заняли высокое место в обществе, настало время для того, чтобы люди узнали о многочисленных научных фактах, заключенных в мудрых коранических аятах.
Шейх Мустафа Ахмад писал: «В те времена, когда пророк получил Откровение, арабы были весьма искусны в литературе и поэзии. Они часто устраивали поэтические конкурсы, доведя таким образом свой язык до самой высокой степени совершенства. Однако, услышав строки Корана, они были настолько изумлены непревзойденным красноречием и выразительностью его языка, что некоторые ученые, описывая воздействие Корана на людей, указывали на его магическое влияние. Поскольку мастерство владения языком людей того времени достигло высокой степени совершенства, лингвистические особенности Корана были главным доказательством его божественного происхождения.
Мы же живем в век науки. В результате ее быстрого развития человечество достигло многих успехов, и науку считают главным средством в поисках истины. Однако Коран, благодаря непрерывности своей чудесной природы и заключенным в нем беспрецедентным объемом знаний и сегодня доказывает, что это действительно Слово Создателя, и ничто не скрыто от Его знания».[607]
Научный феномен Корана затрагивает широкий спектр знаний из самых разных областей науки. Не вдаваясь в подробности, мы приведем лишь несколько примеров того, как коранические аяты проливали свет на важнейшие вопросы мироздания, охватывающие сведения о сотворении вселенной, происхождении жизни, появлении человека и многом другом.
Происхождение вселенной
Благодаря достижениям современной астрофизики, ученые установили, что вселенная некогда представляла собой темную, густую и горячую газовую смесь. Доказательством этого является образование новых звезд из остатков такого «дыма». Указание на это содержится и в священном Коране: «Потом Он обратился к небу, которое было дымом».[608]
Сегодня можно считать неоспоримым фактом, что Земля и другие небесные тела были созданы из такого «дыма». А это значит, что некогда вся вселенная была единым целым. В Коране по этому поводу говорится: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?».[609]
Примечательно, что эти научные факты были установлены не мусульманами, а неверующими, на что указывается в кораническом аяте. Несмотря на это, большинство из них все равно отказывается уверовать в божественную истину.
Расширение вселенной
До начала XX века среди ученых господствовало предположение о том, что вселенная имеет статичную, неподвижную структуру. Первую гипотезу о том, что вселенная постоянно развивается и расширяется, выдвинули в начале XX века русский физик Александр Фридман и бельгийский исследователь Георг Леметр. Это предположение получило экспериментальное обоснование в 1929 г., когда американский астроном Эдвин Хиббл обнаружил, что в зависимости от своей удаленности от Земли звезды испускают различное излучение. Спустя еще некоторое время он установил, что звезды отдаляются не только от Земли, но и друг от друга. Это означало, что вселенная постоянно расширяется, что получило подтверждение при наблюдениях в последующие годы. Это справедливое утверждение нашло отражение и в священном Коране: «Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем».[610]Таким образом, Коран заявил о расширении вселенной еще тогда, когда астрономия находилась на самой примитивной стадии развития.