Обстоятельства ниспослания аятов
Ибн Хабиб ан-Нишапури в книге «ат-Танбих аля Фадль Улум аль-Куран» сказал: «Среди наук о Коране одной из самых благородных является наука о ниспослании и его аспектах. Она изучает порядок того, что ниспослано в Мекке и Медине, что ниспослано в Мекке, но считается мединским, что ниспослано в Медине, но считается мекканским, что ниспослано в Мекке о мединцах, что ниспослано в Медине о мекканцах, что из мединского похоже на ниспосланное в Мекке, что из мекканского похоже на ниспосланное в Медине, что ниспослано в аль-Джухфе, что ниспослано в Иерусалиме, что ниспослано в Таифе, что ниспослано в Худейбийе, что ниспослано ночью, что ниспослано днем, что ниспослано в сопровождении многих, что ниспослано само по себе, мединские аяты в мекканских сурах, мекканские аяты в мединских сурах, что было отвезено из Мекки в Медину, что было отвезено из Медины в землю Абиссинии, что ниспослано сжатым, что ниспослано растолкованным, что вызывало споры, когда одни говорили – мединское, а другие – мекканское. Всего получается двадцать пять аспектов. И кто не знает или не различает их, тому не следует говорить что-либо о писании Всевышнего Аллаха».[444]
Наука о ниспослании Корана позволяет понять причину и смысл ниспослания того или иного религиозного предписания, уточнить его характер и устранить неясности. Аль-Вахиди сказал: «Невозможно толковать аят, не узнав связанной с ним истории и не выяснив все о его ниспослании». Ибн Дакик аль-Ид говорил: «Выяснение обстоятельств ниспослания – это надежный путь к тому, чтобы понять смыслы Корана». Ибн Теймиййа же говорил: «Знание обстоятельств ниспослания помогает понять аят. Наука об условии передает свое наследство науке об обусловленном».[445]
В подтверждение сказанному приведем несколько примеров. Передают, что Усман б. Мазун и Амр б. Мадикариб считали, что вино разрешено, ссылаясь на слова Аллаха: «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния».[446] Впоследствии, когда им разъяснили истину, они покаялись в этих воззрениях. А ведь если бы они знали обстоятельства ниспослания этого аята, они не допустили бы этой ошибки. Дело же обстояло следующим образом. Когда было запрещено вино, люди спросили: «А что же с теми, кто был убит на пути Аллаха или умер, но пил вино, эту мерзость?» И тогда был ниспослан аят.[447]
В качестве еще одного примера можно привести аят: «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий».[448] Если исследовать смысл этого аята, не обращая внимания на обстоятельства его ниспослания, то получается, что поворачиваться лицом к кибле во время намазов необязательно. Однако при изучении обстоятельств его ниспослания выясняется, что он был ниспослан по поводу добровольных намазов в пути или по поводу того, кто не знает точного направления киблы.[449]
Наука об обстоятельствах ниспослания также позволяет избежать ошибок тогда, когда аят, на первый взгляд, содержит ограничение. Например, Всевышний сказал: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха».[450] Из этого аята не следует, что мусульманам позволено употреблять в пищу все, кроме перечисленных вещей, потому что он был ниспослан не для установления религиозных ограничений, а в ответ на ошибочные утверждения язычников. Аллах словно упрекнул язычников, что именно то, что они разрешали употреблять в пищу, было в действительности запрещено.
Имам аш-Шафии по этому поводу сказал: «Неверующие запрещали то, что Аллах разрешил, и разрешали то, что Аллах запретил, погрязнув в упрямстве и противостоянии. И этот аят был ниспослан как возражение против их намерения». Всевышний как будто сказал: «Не осталось дозволенного, которое бы вы не запретили, и запретного, которое бы вы не разрешили». Вот похожая ситуация. Тебе говорят: «Ты не ел сегодня сладости», – а ты отвечаешь: «Я не ел сегодня ничего, кроме сладостей». Твоя цель при этом – не отрицание, а утверждение истины. Ты просто возражаешь. Всевышний как бы сказал: «Нет запретного, которого бы вы не разрешили: мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, что забито не ради Аллаха». Он не имеет в виду, что все остальное разрешается употреблять в пищу, так как цель – подтверждение запрета, а не утверждение дозволенного».[451]
Богословы расходились во мнениях и относительно того, определяется ли кораническое назидание общим смыслом слов или конкретным поводом ниспослания.
Наиболее достоверным является первое мнение, поскольку многие религиозные предписания были ниспосланы по поводу каких-либо сподвижников, после чего они были распространены на всех остальных мусульман. Например, аят о языческом обряде отречения от жен (зихар) был ниспослан по поводу Саламы б. Сахра, аят о взаимном проклятии (лиан) по поводу Хилала б. Умеййи, аят о мере наказания клеветников по поводу тех, кто оклеветал мать правоверных Аишу. И хорошо известно, что ниспосланные в них предписания сохраняют свою силу по сей день.
Таким образом, если аят, ниспосланный по конкретному поводу, содержит в себе повеление или запрет, то он распространяется и на того человека, и на других, подобных ему, и если содержит сообщение, похвалу или порицание, то и оно распространяется и на того человека, и на тех, кто подобен ему.
Следует знать, что некоторые аяты ниспосылались более одного раза. И хотя это мнение разделяли не все богословы, в том числе толкователь и законовед маликитского толка Абу аль-Хусейн аль-Кинди, большинство считало, что утверждение о том, что некоторые аяты ниспосылались более одного раза, справедливо.
Таким образом, например, обстоят дела с сурой «аль-Фатиха», поскольку есть доказательства того, что она была ниспослана как в мекканский период, так и после переселения в Медину. В пользу первого утверждения свидетельствуют, например, слова Убады: «Сура, открывающая писание, была ниспослана в Мекке».[452] Передают также, что Али б. Абу Талиб сказал: «Сура, открывающая писание, была ниспослана в Мекке из сокровищницы под Троном».[453] О повторном ниспослании «аль-Фатихи» после хиджры свидетельствует целый ряд достоверных хадисов. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Однажды, когда мы находились рядом с посланником Аллаха, e, возле него был Джибрил. Тут мы услышали скрип на небесах, и Джибрил поднял взор на небо и сказал: «Это на небесах открылась дверь, которая не открывалась никогда прежде». Через нее спустился ангел, который явился к пророку, e, и сказал: «Возрадуйся двум светочам, которые получил ты и которые не получал никто прежде! Это – сура «аль-Фатиха» и последние аяты суры «аль-Бакара», и ты непременно получишь все, что попросишь в них».[454]
В толкованиях Корана также приводятся хадисы о том, что более одного раза была ниспослана и сура «аль-Ихлас». Похожих примеров в священном Коране много.
Причиной ниспослания аята или суры может быть вопрос или событие, требующие ниспослания какого-либо аята, который прежде уже был ниспослан. И тогда посланник Аллаха, e, получал в откровение тот самый аят как еще одно напоминание людям.
Некоторые богословы отмечали, что повторно могли быть ниспосланы аяты, допускающие два или более чтения. В пользу этого свидетельствует хадис Убеййа б. Кааба, в котором сообщается, что пророк, e, сказал: «О Убейй! Мне было велено читать Коран на одном чтении. Я же попросил облегчения для моих последователей. Во второй раз мне было позволено читать Коран на двух чтениях. Я опять попросил облегчения для моих последователей, и в третий раз мне было сказано: «Читай Коран на семи чтениях, и за каждый раз, что тебе было позволено заступаться за них, ты можешь обратиться ко Мне с просьбой». Тогда я сказал: «О Аллах, прости моих последователей! О Аллах, прости моих последователей!» А третью просьбу я оставил на тот день, когда ко мне устремятся все люди, даже Ибрахим».[455]
Отмена аятов и предписаний
Ранее мы упомянули о том, что во времена ниспослания Корана записи откровений были фрагментарными. Безусловно, важнейшей причиной этого было то, что иногда аяты сразу нескольких сур ниспосылались в один период, и их ниспослание носило смешанный характер. Однако не менее важную роль играло то, что Всевышний Аллах отменял некоторые ранние откровения, которые по божественному замыслу, в конечном итоге, не должны были войти в Коран. Эта божественная практика получила название отмены, или аннулирования коранических аятов или предписаний (насх).
Это арабское слово означает «удаление», «перемещение», однако в шариатской терминологии оно приобрело более конкретное значение. Отмена предписаний – это замена второстепенного практического религиозного предписания, подтвержденного священным текстом, другим более поздним второстепенным практическим религиозным предписанием, также подтвержденным священным текстом, причем эти предписания должны исключать друг друга и не должны быть связаны.
Законность отмены религиозных предписаний подтверждается кораническими аятами и достоверными хадисами. Всевышний сказал: «Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь? Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника?».[456]
Он также сказал: «Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты – лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого. Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман».[457]
Он также сказал: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания».[458]
Он также сказал: «Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: «Принеси нам другой Коран или замени его!» Скажи: «Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут мучения в Великий день».[459]
Что же касается хадисов, подтверждающих истинность отмены коранических аятов и предписаний, то их очень много. Мы же ограничимся упоминанием лишь некоторых из них.
Передают, что Анас б. Малик рассказывал, что посланник Аллаха, e, проклинал тех, кто убил мусульман у колодца Мауна, в течение тридцати дней. Он проклинал семейства Рил, Закван и Усеййа, которые ослушались Аллаха и Его посланника. Затем Анас сказал: «По поводу тех, кто был убит у колодца Мауна, был ниспослан Коран: «Сообщите нашему народу, что мы уже встретились с нашим Господом, и Он остался доволен нами, и мы остались довольны Им». Мы читали это откровение, а затем оно было отменено».[460]
Передают, что Абу Муса аль-Ашари рассказывал: «Мы читали суру, которая была такой же длинной и суровой, как и сура «Бараат»,[461] и случилось так, что я позабыл ее. Я запомнил из нее только слова: «Если бы у сына Адама было две долины богатства, то он пожелал бы третью, и ничто не заполнит его живот, кроме земли». А еще мы читали суру, которая была похожа на те, что начинаются прославлением Аллаха. Она начиналась словами «Славит Аллаха то, что на небесах…», и случилось так, что я позабыл ее. Я запомнил из нее только слова: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ведь свидетельство будет записано на ваших шеях, и вы будете спрошены о нем в День воскресения!»[462]
В длинном хадисе, рассказанном Ибн Аббасом, сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб поднялся на кафедру мечети, восславил Аллаха достойными словами и сказал: «Я скажу вам слова, которые мне предписано сказать. Я не знаю, возможно, мой срок уже истекает. Кто поймет и запомнит мои слова, пусть передаст их всем, до кого он сумеет добраться на своей верблюдице. А тому, у кого будут опасения, что он не понял их, я не позволяю говорить от моего имени ложь. Воистину, Аллах отправил Мухаммада, e, с истиной и ниспослал ему писание. Среди того, что ниспослал Аллах, был и аят о побивании камнями. Мы читали, осмысливали и запоминали его. Посланник Аллаха, e, побивал прелюбодеев камнями, и мы побивали их таким же образом после него. Я боюсь, что спустя много времени, среди людей найдется такой, который скажет: «Клянусь Аллахом, мы не видим аята о побивании камнями в писании Аллаха!» Так они могут впасть в заблуждение, отказавшись от обязательного предписания, ниспосланного Аллахом. В писании Аллаха истинно говорится о побивании камнями мужчин и женщин, которые вступили в брак, если они совершили прелюбодеяние, которое подтверждается свидетельствами, или беременностью, или признанием.[463] Кроме того, мы читали в писании Аллаха, что нельзя отворачиваться от отцов, поскольку отворачиваться от отцов является вашим неверием».[464]
Передают, что Абу Убейд рассказывал, что коранические аяты отменялись при жизни посланника Аллаха, e. Ему ниспосылались суры, которые впоследствии были отменены, и их не читали и не записывали. Передают также, что Убейй б. Кааб и Аиша рассказывали, что сура «аль-Ахзаб» по своей длине была равна суре «аль-Бакара».[465]
Передают, что Абу Умама б. Сахль б. Хунейф рассказывал, что один из сподвижников знал наизусть суру, но не смог прочесть ее ночью, когда встал на намаз. Другой тоже встал, чтобы прочесть ее, но не смог этого сделать. И третий тоже встал, но не смог этого сделать. На утро они пришли к посланнику Аллаха, e, собрались у него и рассказали ему о случившемся. Он же сказал им: «Вчера она была отменена».[466]
Опираясь на многочисленные свидетельства из Корана и Сунны, подавляющее большинство мусульманских богословов признает истинность отмены аятов и предписаний. Лишь некоторые богословы, не исповедовавшие праведные воззрения, отрицали отмену коранических аятов. Одним из них был Абу Муслим Мухаммад б. Бахр аль-Исфахани, который сказал: «Ничего подобного в Коране нет».[467] Однако его мнение является слабым и неприемлемым, а его аргументы – совершенно неубедительными.
Шейх Абдуллах аль-Джудей писал: «Предания об отмене предписаний дошли до нас от многих сподвижников пророка, e, независимо друг от друга, и этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов раннего и позднего периода, и не разделяла его лишь небольшая группа тех, кто был известен своими еретическими воззрениями».[468]
Несмотря на это, в настоящее время многие невежественные мусульмане попали под влияние западных критиков Ислама и с сомнением относятся к отмене аятов и предписаний. Противники Ислама не соглашались с отменой аятов и предписаний с первых дней распространения истинной религии. Всякий раз, когда Всевышний Господь заменял одно предписание другим, иудеи и многобожники упрекали верующих и обвиняли во лжи пророка Мухаммада, e. Сегодня востоковеды и миссионеры критикуют Ислам и задают один и тот же вопрос: «Как может Всеведущий Творец отменить то, что было сказано и ниспослано Им прежде?!» Однако они забывают о том, что Аллах волен делать, что Ему угодно, и повелевать, что Ему угодно. Именно поэтому после упоминания об отмене некоторых аятов и предписаний Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника?».[469]
Ибн Джарир в толковании этого аята писал: «Разве ты не знаешь, Мухаммад, что Мне принадлежит власть над небесами и землей, и что никто другой не может править ими? Разве ты не знаешь, что Я распоряжаюсь ими и теми, кто на них, как пожелаю? Я приказываю им и тем, кто на них, что пожелаю, и запрещаю, что пожелаю. Я отменяю, заменяю и аннулирую законы, которые Я издал для Моих рабов, как пожелаю и когда пожелаю. И Я утверждаю для них, что пожелаю».
Затем он сказал: «Эти слова Всевышнего Аллаха обращены к Его пророку, e, и выражают Его величие, однако они фактически изобличают во лжи иудеев, которые не признали отмену предписаний Торы и отвергли пророчества Исы и Мухаммада, которые принесли от Аллаха предписания, изменившие некоторые предписания Торы. Аллах сообщил им, что Ему принадлежит власть над небесами и землей, и что все творения принадлежат к Его царству. Они обязаны слушаться Его и повиноваться Его повелениям и запретам. Он же имеет право приказывать им, что пожелает, и запрещать им, что пожелает, и отменять, что пожелает, и утверждать, что пожелает, и развивать свои повеления и запреты, как пожелает».
В дополнение к этим словам Ибн Джарира выдающийся толкователь Корана Ибн Касир сказал: «Иудеи стали рассуждать об отмене предписаний только по причине своего неверия и упрямства. Здравый разум не считает отмену предписаний Всевышнего Аллаха невозможной, поскольку Он повелевает, что пожелает, и совершает, что Ему угодно. Более того, отмена предписаний имела место и в предыдущих писаниях и сводах законов. Так, сыновьям Адама поначалу было позволено жениться на его дочерях, после чего это было запрещено. Нуху после того, как он сошел с ковчега, было позволено употреблять в пищу всех животных, после чего это предписание было отменено. Исраилу и его сыновьям было позволено жениться на двух сестрах одновременно, а в Торе и последующих писаниях это уже было запрещено. Ибрахиму было приказано зарезать своего сына, и этот приказ был отменен до того, как он выполнил его. Большинству сыновей Адама было приказано убить тех, кто поклонялся тельцу, после чего это повеление было отменено для того, чтобы их род не был искоренен. Примеров этому очень много, и люди писания признают их и верят в них».[470]
Давайте рассмотрим примеры отмены религиозных предписаний в книгах Ветхого и Нового Заветов подробнее.
1. В начале Торы сообщается, что Бог сказал Ною, когда тот вышел из ковчега: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте».[471] Однако в Левите говорится о том, что некоторые виды животных запрещаются для потребления в пищу.[472] Таким образом, предыдущий стих был отменен.
2. В Торе Бог вначале разрешает сыновьям Адама жениться на его дочерях. Однако затем это было запрещено, что также является наглядным примером отмены раннего предписания.
3. Если ранее охота в субботу не была запрещена, то затем Бог ее запретил. В субботу было запрещено даже разводить огонь: «Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти; не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы».[473]
4. Бог вначале приказал сынам Израиля убить поклонившихся тельцу, а затем отменил этот приказ: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой».[474]
5. Иакову и его сыновьям было позволено жениться на двух сестрах одновременно,[475] хотя в законе Моисея это запрещено: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее».[476]
6. В законе Моисея развод был разрешен.[477] Однако в Евангелии сообщается, что Иисус отменил его: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».[478]
7. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус был послан только к народу Израиля: «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».[479] Однако в Евангелии от Марка говорится о том, что он был послан ко всем народам: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».[480]
8. Закон Моисея запрещал употреблять в пищу свинину: «И свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас».[481] И хотя в Евангелиях не упоминается о том, что Иисус отменил этот запрет, апостол Павел сделал это за него: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем».[482]
Если принять все эти библейские стихи за истину, то получается, что более поздние из них отменяли и аннулировали предыдущие. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Таким образом, отмена религиозных предписаний и замена одних предписаний другими является извечным предустановлением Всевышнего Господа, и мусульманский шариат в этом отношении не отличается от законов предыдущих религиозных общин.
В чем же смысл отмены религиозных предписаний? Почему Аллах сразу не ниспослал окончательное повеление или окончательный запрет? При внимательном исследовании этого вопроса становится ясно, что отмена предписаний всегда служила во благо тем, на кого они были возложены.
В одних случаях более легкое предписание отменяло более тяжелое, которое было ниспослано ранее для того, чтобы испытать верующих. Например, поначалу Всевышний повелел правоверным исповедовать богобоязненность самым совершенным образом и сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»[483]Однако это предписание оказалось непосильным для многих мусульман, и тогда Всевышний Аллах облегчил их обязанности и сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе».[484]
Приведем еще один пример. Всевышний Аллах сказал: «О пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что они – люди неразумеющие».[485] Однако это предписание было чрезвычайно сложным для мусульман, и поэтому в следующем аяте Господь облегчил их бремя и сказал: «Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми».[486]
В других случаях более совершенное предписание аннулировало менее совершенное, что было связано с тем, что доисламское общество увязало в грехах и было не готово сразу принять мудрое божественное законодательство. Примеров этому очень много, но мы довольствуемся упоминанием лишь одного из них. В первые годы пророческой миссии употребление опьяняющих напитков не было запрещено Аллахом, поскольку это отвратительное деяние было широко распространено в обществе, и лишь некоторые воздерживались от употребления вина и прочих опьяняющих напитков. В хадисе, переданном имамом Ахмадом и другими, сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб обращался к Аллаху с мольбой: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» Тогда был ниспослан аят из суры «аль-Бакара»: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы».[487] Умар не перестал взывать с мольбой: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» Тогда был ниспослан аят из суры «ан-Ниса»: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…»[488] Когда муэдзин посланника Аллаха, e, возвестил о начале намаза, он объявил, что никто не должен ставать на намаз в состоянии опьянения. Затем подозвали Умара и прочитали ему этот аят, а он сказал: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» В конце концов, был ниспослан аят из суры «аль-Маида»: «Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»[489] Люди позвали Умара и прочли ему этот аят, и тогда он воскликнул: «Мы прекратили! Мы прекратили!»[490]
О мудрости последовательного ниспослания божественного шариата Всевышний Аллах сказал: «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман».[491]
Аллах отменял и изменял религиозные предписания в зависимости от обстоятельств, поскольку Ему прекрасно известно о том, что больше всего подходит Его верующим рабам в сложившихся обстоятельствах. Когда же ниспослание шариата завершилось, и все религиозные предписания приобрели самую совершенную форму, Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам».[492]
Поэтому в настоящее время мусульманские богословы не могут упразднять одни религиозные предписания и изменять другие в зависимости от обстоятельств, поскольку это означало бы опровержение предписаний Всевышнего Господа. Однако, руководствуясь мудрыми принципами мусульманского права, они могут принимать самостоятельные решения о том, какое из религиозных предписаний соответствует сложившимся обстоятельствам. Безусловно, принимаемые ими решения могут отличаться в зависимости от общества и многих других условий, к которым будет применяться их религиозное постановление.
Возвращаясь к вопросу об отмене аятов и предписаний, мы должны отметить, что некоторые откровения и предписания изначально не подлежали отмене. В первую очередь, это относилось к повелениям исповедовать единобожие и правильные мусульманские воззрения, касающиеся веры в Аллаха, ангелов, небесные писания, пророков, Судный день, вознаграждение и наказание, божественное предопределение и т.п.
Во-вторых, это относилось к историческим повествованиям и предсказаниям о событиях в будущем. Здесь уместно отметить, что повествования о грядущем наказании могли быть отменены, и в этом нет ничего удивительного, поскольку Аллах сообщил, что тех, кто заслуживает наказания, Он может подвергнуть мучениям, если пожелает, или простить, если пожелает. Конечно же, окончательное избавление от наказания возможно только для правоверных, исповедовавших единобожие.
В-третьих, это относилось к священным текстам о благонравии и достойных качествах, поскольку достойное качество не может быть упразднено. Противоположностью достоинства является низость, противоположностью добродетели – злодеяние, противоположностью великодушия – скупость, и религия никогда не призывала к этим низким и порочным качествам.
В-четвертых, это относилось к основным предписаниям, которые являются главной целью шариата. Отмененные аяты касались только второстепенных предписаний, и их отмена служила для сохранения и укрепления основных предписаний религии.
В-пятых, это относилось ко второстепенным предписаниям, которые объявлялись неизменными вплоть до наступления Судного дня. К таким предписаниям относились слова Всевышнего Аллаха, упомянутые в хадисе о вознесении на небеса, когда мусульманам было велено ежедневно совершать пять намазов: «Их будет пять, но они останутся пятидесятью. Мое слово неизменно!»[493] К ним же относились слова пророка, e, переданные Ахмадом и Абу Давудом со слов Муавии: «Переселение не прекратится, пока не прекратится покаяние, а покаяние не прекратится, пока солнце не взойдет оттуда, где оно садится».[494]
Вопросом отмены коранических аятов и предписаний занимались многие мусульманские богословы, которые детально исследовали эту тему и оставили после себя много фундаментальных трудов, среди которых можно выделить следующие:
1.«ан-Насих ва аль-Мансух», Катада б. Диама ас-Садуси (умер в 118 г.х.).
2.«ан-Насих ва аль-Мансух», Мухаммад б. Ахмад Ибн Хазм (умер в 320 г.х.).
3.«ан-Насих ва аль-Мансух», Абу Джафар Ахмад б. Мухаммад ан-Наххас (умер в 338 г.х.).
4.«аль-Идах ли Насих аль-Куран ва Мансухих», Макки б. Абу Талиб (умер в 437 г.х.).
5.«Навасих аль-Куран», Абд ар-Рахман б. Али Ибн аль-Джаузи (умер в 597 г.х.).
6.«Насих аль-Куран ва Мансухух», Хибатуллах б. Абд ар-Рахим Ибн аль-Баризи (умер в 738 г.х.).
7.«ан-Насих ва аль-Мансух», Камаль ад-Дин Абд ар-Рахман б. Мухаммад аль-Атаики (умер в 790 г.х.).
8.«ан-Насих ва аль-Мансух», Мухаммад б. Абдуллах аль-Исфарайини.