Собрание Корана при жизни пророка
Священный Коран был записан полностью еще при жизни пророка Мухаммада, e, хотя канонического списка Корана у сподвижников не было. Из хадисов известно, что некоторые сподвижники составляли свои списки писания Аллаха, наиболее известными среди которых были списки Абдуллаха б. Масуда, Убеййа б. Кааба и Зейда б. Сабита. По свидетельству Ибн Абу Давуда, списки коранических откровений также были составлены Али б. Абу Талибом, Абдуллахом б. Аббасом, Абу Мусой аль-Ашари, Хафсой бт. Умар, Анасом б. Маликом, Умаром б. аль-Хаттабом, Абдуллахом б. аз-Зубейром, Абдуллахом б. Амром, Аишой бт. Абу Бакр, Салимом, Умм Саламой, Убейдом б. Умаром. Аль-Ансари прибавил к этому списку имена еще восьми сподвижников: Абу Бакра, Усмана б. Аффана, Муаза б. Джабала, Абу ад-Дарды, Абу Аййуба аль-Ансари, Убады б. ас-Самита и Тамима ад-Дари. Известно, что списки Аиши и Хафсы были составлены уже после смерти посланника Аллаха, e.[258]
Передают, что Абдуллах б. Амр однажды помянул Абдуллаха б. Масуда и сказал: «Я все так же люблю его. Я слышал, как пророк, e, сказал: «Берите Коран от четырех людей: Абдуллаха б. Масуда, Салима, Муаза и Убеййа б. Кааба».[259]
В нем упоминаются четыре выдающихся знатока Корана: двое из числа мухаджиров и двое из числа ансаров. К первым относятся Абдуллах б. Масуд и Салим б. Маакал, вольноотпущенник Усмана б. Аффана, а ко вторым – Муаз б. Джабал и Убейй б. Кааб. Салим был убит вскоре после кончины пророка, e, во время битвы при аль-Йамаме. Муаз б. Джабал скончался во время правления Умара б. аль-Хаттаба. Убейй б. Кааб и Ибн Масуд скончались во время правления Усмана б. Аффана. Безусловно, они не были единственными знатоками Корана среди сподвижников. В комментарии в этому хадису хафиз Ибн Хаджар писал: «Из хадиса очевидно, что пророк, e, приказал обучаться Корану у этих четырех сподвижников в то время, когда он произнес эти слова. Это не означает, что в то время никто больше не знал Коран наизусть. Среди сподвижников были и такие, которые знали Коран наизусть не хуже этих четырех, и такие, которые знали его лучше них. Говоря о трагедии у колодца Мауна, мы отметили, что погибших в нем сподвижников называли чтецами Корана, и их было семьдесят».[260]
В другом хадисе, переданном аль-Бухари, сообщается, что Катада спросил Анаса б. Малика: «Кто собрал Коран при жизни посланника Аллаха, e?» Он ответил: «Четверо, и все они были из числа ансаров. Это были Убейй б. Кааб, Муаз б. Джабал, Зейд б. Сабит и Абу Зейд».[261]
Славный сподвижник Анас б. Малик не имел в виду, что никто другой из мухаджиров и ансаров не собрал Коран целиком. О причине этого высказывания Анаса можно судить по другой версии хадиса, переданной ат-Табари. В ней сообщается, что Катада рассказывал, что племена аль-Аус и аль-Хазрадж хвастались друг перед другом, и люди из племени аль-Аус сказали: «Среди нас есть четверо: Саад б. Муаз, от смерти которого сотрясся Трон, и Хузейма б. Сабит, свидетельство которого равняется двум свидетельствам, и Ханзаля б. Абу Амир, тело которого помыли ангелы, и Асым б. Сабит, которого защитили пчелы». Тогда люди из племени аль-Хазрадж сказали: «А среди нас есть четверо тех, кто собрал Коран, и никто не собрал его, кроме них». И они перечислили имена четырех сподвижников, упомянутые в хадисе Анаса.[262] Хазраджиты гордились своими соплеменниками, которые собрали Коран, но это совершенно не означает, что среди мухаджиров не было знатоков писания Аллаха.
Кадий аль-Бакиллани привел целый ряд допустимых возражений на утверждение Анаса. Во-первых, слова Анаса могли не носить категорический характер, о чем мы уже говорили выше. Во-вторых, упомянутые им сподвижники могли собрать Коран во всех семи чтениях, чего не удалось сделать другим. В-третьих, они могли знать доподлинно обо всем, что было ниспослано, а затем отменено и аннулировано. В-четвертых, они могли выучить Коран непосредственно от посланника Аллаха, e, а не от его учеников. В-пятых, они могли считаться самыми известными знатоками Корана. В-шестых, они могли полностью собрать Коран в своих записях, что не означает, что никто другой не знал писание Аллаха наизусть. В-седьмых, они могли быть единственными, кто еще при жизни пророка, e, узнал о последних ниспосланных аятах. В-восьмых, они могли быть единственными, кто полностью и исправно исполнял все коранические заповеди. Имам Ахмад в книге «аз-Зухд» привел хадис о том, что некий мужчина сказал Абу ад-Дарде: «Мой сын собрал весь Коран!» Он же возразил: «О Аллах, прости нас! Собирает Коран только тот, кто слушает его и повинуется ему!»[263]
Одним словом, слова Анаса б. Малика не означают, что среди сподвижников больше не было тех, кто сумел собрать Коран при жизни пророка, e. В пользу этого свидетельствует и другой хадис, в котором вместо Убеййа б. Кааба назван Абу ад-Дарда. Передают, что Сабит аль-Бунани и Сумама рассказывали, что Анас б. Малик сказал: «Когда скончался пророк, e, Коран был собран только у четырех людей: Абу ад-Дарды, Муаза б. Джабаля, Зейда б. Сабита и Абу Зейда, наследниками которого были мы».[264]
Абу Убейд же сообщил, что среди мухаджиров знатоками Корана были Правдивейший Абу Бакр, Умар б. аль-Хаттаб, Усман б. Аффан, Али б. Абу Талиб, Тальха б. Убейдуллах, Саад б. Абу Ваккас, Абдуллах б. Масуд, Хузейфа б. аль-Йаман, Салим б. Маакал, Абу Хурейра, Абдуллах б. Саиб и четыре Абдуллаха. Среди женщин выучить Коран наизусть удалось Аише, Хафсе, Умм Саламе. Но следует отметить, что некоторые из этого списка завершили изучение Корана уже после смерти пророка, e. Ибн Абу Давуд называл среди знатоков Корана мухаджиров Тамима б. Ауса ад-Дари и Укбу б. Амира, а также ансаров Убаду б. ас-Самита, Муаза Абу Хулейму, Муджамму б. Харису, Фудалу б. Убайда, Масламу б. Махлада и других. При этом он также отметил, что некоторые из них выучили Коран наизуть после кончины пророка, e. Ибн Хаджар прибавил к этим спискам имена Абу Мусы аль-Ашари, Амра б. аль-Аса, Саада б. Убады и Умм Вараки.[265]
Здесь уместно еще раз отметить, что при жизни пророка семьдесят знатоков Корана погибли во время трагедии у колодца Мауна. Это были одни из лучших мусульман, которых посланник Аллаха, e, по совету Абу Бары, обещавшего неприкосновенность мусульманам, отправил в Неджд для того, чтобы они призвали жителей города обратиться в Ислам. Во главе их он поставил аль-Мунзира б. Амра. Остановившись у колодца Мауна, расположенного между землями племен Амир и Сулейм, они отправили Харама б. Милхана с посланием пророка, e, к Амиру б. ат-Туфейлу. Однако тот не стал читать послание и велел убить посла. А затем он призвал племена Амир и Сулейм сразиться с остальными мусульманами. Первые отказались вступить в сражение ради Абу Бары, однако семейства Усеййа, Рил и Закван из племени Сулейм окружили мусульман и убили их всех до последнего. Спасти в тот день удалось только Каабу б. Зейду б. ан-Наджжару, которого ранили и приняли за убитого.[266]
Еще несколько десятков знатоков Корана пали во время правления Правдивейшего Абу Бакра, когда мусульмане, во главе которых стоял Халид б. аль-Валид, сразились со сторонниками лжепророка Мусейлимы.[267] В той битве с жителями аль-Йамамы у «сада смерти» погибло семьсот сподвижников пророка, e. По некоторым сообщениям, число погибших было еще больше.[268]
Одним словом, точное число сподвижников, которые выучили наизусть Коран еще при жизни пророка, e, установить практически невозможно. Но нет сомнений в том, что их количество исчислялось сотнями. А лучше всего об этом известно Аллаху!