Повиновение пророку Мухаммаду

Хорошо известно, что в основе религии Аллаха лежит свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Всякий, кто засвидетельствует это и будет верен своему завету с Аллахом, войдет в Рай. Однако Всевышний Аллах предписал людям не только произнесение этих слов, но и выполнение всех их требований. Свидетельство «нет божества, кроме Аллаха», требует от человека отречься от поклонения чему-либо помимо Аллаха, ибо только Он достоин искреннего обращения к Нему молитв, обетов, жертвоприношений, подаяний, мольбы и прочего поклонения. Кто же поклоняется чему-либо наряду с Аллахом, тот приобщает к Нему сотоварищей и обрекает себя на вечные страдания в Геенне. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) гре­хи, кому пожелает. Кто же приоб­щает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех».[168] Свидетельство «Мухаммад – посланник Аллаха» требует от мусульманина полной покорности пророку Ислама, e, как в мирских, так и в религиозных делах. Всякий, кто отклоняется от дороги пророка, e, впадает в ересь, которую отвергает Всевышний, и поэтому священный Коран гласит: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания».[169]

Аллах обязал правоверных любить пророка, e, и сделал любовь к нему частью веры. Он поставил любовь к нему в один ряд с любовью к Всевышнему Аллаху и предписал любить его сильнее, чем кого бы то ни было, будь то собственная душа, имущество, семья или дети. Великий и Могучий Аллах сказал: «Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей».[170]

Мусульмане обязаны отдавать предпочтение его словам перед собственными словами, его делам перед собственными делами, о чем сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах – Слышащий, Знающий».[171]

Они должны отдавать предпочтение его решениям перед собственными решениями, брать с него пример во всех наших делах и подчиняться его повелениям, потому что Всевышний Аллах сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего реше­ния и не подчинятся полностью».[172]

В этом благородном аяте Аллах поклялся Самим Собой, сказав, что Его рабы не станут верующими до тех пор, пока не сделают Его посланника, e, судьей во всех спорных вопросах, как в мелких, так и в крупных. Однако Аллах не довольствовался этим, добавив, что для того, чтобы стать истинным верующим, недостаточно всего лишь обращения к суду пророка: люди не уверуют, пока в их сердцах не исчезнут стеснение и неудовлетворенность его решением, и пока они не подчинятся и не покорятся полностью. Всевышний сказал: «Не бывает ни для верующего, ни для верующей выбора в деле, когда его решили Аллах и Его посланник. А кто ослушивается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение». [173]

Причина же этого заключается в том, что Господь сделал Своего посланника, e, достойным образцом для подражания. Всевышний сказал: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха».[174]

Этот аят является великим аргументом для доказательства необходимости следования примеру посланника Аллаха, e. Он является тем эталоном, по которому оцениваются поступки людей, их речь, убеждения и иные дела. Для истинного же следования его примеру необходимо иметь твердые знания о его поступках и изречениях во всех областях религии и действовать согласно им.

Уклоняются от повиновения пророку, e, только маловеры, лицемеры и неверующие, сердца которых поражены недугом и пороком. Всевышний сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверо­вали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глу­бокое заблуждение».[175]

Эти и многие другие аяты указывают на то, что повиновение пророку Мухаммаду, e, является обязательным для каждого правоверного. Повинуясь ему, человек фактически повинуется Всевышнему Господу, поскольку он выполняет Его приказ. Эта истина нашла свое отражение и в Коране: «Кто покорился посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем».[176]

Пророк, e, обрадовал тех, кто покорился ему и последовал его путем, что они получат великую награду и добьются самой желанной цели – войдут в Райские сады и обретут вечное блаженство. В хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Все мои последователи войдут в Рай, кроме тех, кто отказался». Люди спросили: «О посланник Аллаха! А кто же откажется?» Он ответил: «Кто покорился мне, тот войдет в Рай, а кто ослушался меня, тот и отказался».[177]

Славный сподвижник Убейй б. Кааб говорил: «Придерживайтесь Сунны, ибо если раб, который придерживается Сунны, помянет Аллаха, и его глаза наполнятся слезами, то Огонь никогда не коснется его. Поистине, умеренно следовать Сунне лучше, чем проявлять усердие, уклонившись от Сунны».[178]

Эти священные тексты предостерегают людей от ереси и новшеств в религии и призывают держаться вместе и неуклонно следовать прямым путем посланника, e. А наряду с этим они подчеркивают важность Сунны как второго источника исламской религии.

Место Сунны в Исламе

Коранические аяты и достоверные хадисы однозначно свидетельствуют о том, что ниспосланные пророку Мухаммаду, e, откровения не ограничивались тем, что вошло в Коран. Мы уже отмечали, что Коран – это Слово Аллаха. Господь произнес его истинно и научил ему ангела Джибрила, который услышал его и передал пророку Мухаммаду, e. Вторым источником Божьего откровения в Исламе является Сунна.

Арабское слово «сунна» означает «образ», «дорога», «жизненный путь». В этом смысле оно может носить как положительный, так и отрицательный характер. В достоверном хадисе, переданном Ибн Маджой со слов Абу Джухейфы, сообщается, что пророк, e, сказал: «Кто проложит добрый путь, которым будут следовать после него, тот получит свое вознаграждение и вознаграждение тех, кто последовал за ним, причем их вознаграждение от этого ничуть не уменьшится. А кто проложит дурной путь, которым будут следовать после него, тот взвалит на себя свой грех и грех тех, кто последовал за ним, причем их грех от этого ничуть не уменьшится».[179]

В шариатской терминологии слово «сунна» имеет различные определения. В законоведении «сунной» называются предписания, которые законодатель приказал выполнять, но не сделал их обязательными. Знатоки хадисов называют Сунной предания обо всех словах и поступках, которые пророк, e, совершал сам или одобрял, а также о нравственных и внешних качествах, которыми он отличался до начала пророчества и после этого. Нас же интересует только та часть Сунны, которая освещает его слова и поступки после начала пророчества, потому что именно в этот период посланник, e, получал откровение и руководствовался Божьими повелениями.

Сунна складывается из хадисов, которые делятся на две части: пророческие хадисы (ахадис набавиййа) и священные хадисы (ахадис кудсиййа). Пророческие хадисы чаще всего называют просто хадисами. Они охватывают слова и поступки, которые пророк, e, совершал сам или одобрял, а также его качества и характеристики. Священными хадисами называют предания, которые пророк, e, рассказывал от имени своего Господа, в точности передавая их смысл. Священные хадисы передают смысл слов Аллаха, но по форме являются словами посланника[180], e. Они превосходят остальные хадисы, которые являются словами самого пророка, e, по смыслу и по форме. Это превосходство совершенно очевидно, поскольку Слова Аллаха всегда превосходят слова творений.

Доказательства того, что пророк Мухаммад, e, в своих словах и поступках руководствовался откровением от Господа, мы можем встретить во многих аятах. Всевышний сказал:«Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается».[181]

Шейх ас-Саади писал: «Мухаммад не проповедует среди вас то, что приходит ему на ум, а возвещает вам только то, что узнает из ниспосылаемого ему откровения. Он сам следует прямым путем и призывает к этому других. Эти аяты являются доказательством того, что высказывания пророка Мухаммада, e, которые дошли до нас в достоверных хадисах, являются частью божественного откровения».[182]

Все это подтверждается аятом, в котором Господь однозначно засвидетельствовал, что пророку Мухаммаду, e, помимо священного Корана, была ниспослана и мудрость: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!»[183]

Аллах научил пророка, e, мудрости для того, чтобы он разъяснил людям смысл Божьего писания и обучил их всему, что они должны знать для того, чтобы искренне и правильно выполнять свои обязанности и поклоняться Господу. В Коране об этом сказано: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались».[184]

Пророк, e, полностью покорился воле Господа, обучил своих последователей Корану и тонкостям богословия, благодаря чему его сподвижники стали самыми образованными людьми. Более того, они стали образцами для подражания для всех ученых и праведников. Они превзошли всех людей в благородстве и праведности, знаниях и духовности. Они очистились от скверны невежества и грехов и стали вождями правоверных и вдохновителями благочестивых. Всевышний сказал: «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении».[185]Знатоки богословия и толкователи отмечали, что под писанием и мудростью здесь подразумеваются Коран и Сунна.[186]

Немало подтверждений тому, что хадисы пророка, e, являются частью откровения, мы находим и в самой Сунне. В достоверном хадисе аль-Микдама б. Маадикариба сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Слушайте! Мне было даровано писание и столько же вместе с ним. Слушайте! Близко то время, когда сытый человек будет лежать на своем диване и говорить: «Вы должны придерживаться этого Корана. Считайте дозволенным только то, что вы находите в нем дозволенным, и считайте запрещенным только то, что вы находите в нем запрещенным». Слушайте же! Вам не дозволены ни мясо домашнего осла, ни всякий клыкастый хищник, ни то, что потерял немусульманин, заключивший с вами договор, если только хозяин потерянной вещи не нуждается в ней. А если путник остановился в гостях у людей, то они обязаны угостить его, и если они не угощают его, то он может отнять у них силой то, что равноценно его угощению». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд.[187]

Сунна необходима для правильного понимания Корана, и Всевышний Аллах оберегает ее наряду с Кораном, ибо, если мусульманская община останется без хадисов и пророческих разъяснений, правоверные не смогут правильно понять писание Аллаха и непременно собьются с прямого пути. Вот почему для каждого мусульманина так важно изучать жизнеописание посланника, e, и придерживаться его решений во всех начинаниях. Все это нашло отражение в хадисе, переданном имамом Маликом, в котором говорится: «Воистину, я оставляю вам то, с чем вы не впадете в заблуждение после меня, если будете придерживаться этого. Это – Писание Аллаха и моя Сунна».[188]

А в другом известном хадисе аль-Арбада б. Сарийи сообщается, что пророк, e, сказал: «Я заповедаю вам исповедовать богобоязненность, а также слушаться и повиноваться, если даже вами будет править абиссинский раб. Тот из вас, кто будет жить после меня, увидит много разногласий. Посему придерживайтесь моей Сунны и сунны праведных халифов. Руководствуйтесь ею и держитесь за нее задними зубами. А еще остерегайтесь новшеств, потому что любое новшество – это ересь, а любая ересь – это заблуждение». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким.[189]

Только следуя путем пророка Мухаммада, e, правоверный сможет снискать благоволение Господа и пройти прямым путем, не уклонившись от него и не погрязнув в ереси и нечестии. Этот путь является светлым и ясным, и его свет не прерывается в момент расставания с этой жизнью и не расстается с человеком ни в могиле, ни после воскрешения. И поскольку воздаянием за следование этим путем является Райская обитель и прощение от Аллаха, на нем человека ожидают великие испытания и большие трудности. В достоверном хадисе Абу Хурейры, переданном Ахмадом и ат-Тирмизи, говорится: «Верующий подобен колосу: ветер не перестает теребить его, и испытания не перестают постигать верующего. А лицемер подобен рисовому стеблю, который не колеблется, пока не созреет для уборки».[190]

Устоять перед бесконечными искушениями удается только тем, кто познал истину и возложил надежду на Аллаха и будущую жизнь, кто понял, что этот мир не является его постоянным местопребыванием, кто отнесся к мирской жизни как к огромному океану и сделал праведные деяния своим надежным кораблем. Помочь же в этом может только Всемогущий Творец!

Часть III

История Корана

Начало откровений

Пророческая миссия Мухаммада, e, началась, когда ему уже исполнилось сорок лет. Период пророчества продолжался в течение последующих двадцати трех лет вплоть до его смерти. Первые тринадцать лет он провел в Мекке, а последующие десять лет – в Медине.

Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, e, началось с благих видений во сне, и когда он видел их, они приходили подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, занимаясь там благочестивыми делами, что выражалось в поклонении Аллаху в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые припасы, а потом возвращался к Хадидже и снова брал все, что ему было нужно, для очередного уединения. Наконец, когда он находился в пещере Хира, ему открылась истина. К нему явился ангел и сказал: «Читай!» Он ответил: «Я не умею читать!» Пророк, e, рассказывал: «Тогда он схватил меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова сказал: «Читай!» Я сказал: «Я не умею читать!» Тогда он во второй раз сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я снова сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный».Посланник Аллаха, e, сердце которого трепетало от страха, вернулся к Хадидже бинт Хувейлид и сказал: «Укройте меня! Укройте меня!» Его укрыли, а когда прошел его страх, он рассказал ей обо всем и сказал: «Я боюсь за себя!» Хадиджа сказала: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Он никогда не опозорит тебя, ведь ты поддерживаешь родственные связи, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь переносить тяготы судьбы!» После этого Хадиджа вышла вместе с ним из дома и привела его к своему двоюродному брату Вараке б. Науфалю б. Асаду б. Абд аль-Уззе, который во времена невежества принял христианство и, пользуясь письменностью иудеев, выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху. Он был уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: «О сын моего дяди, выслушай своего племянника!» Варака спросил его: «О племянник, что ты видишь?» Посланник Аллаха, e, сообщил ему о том, что он видел. Тогда Варака сказал: «Это – хранитель тайн (Намус), которого Аллах отправил к Мусе! О, если бы я был молод и дожил до того времени, когда твой народ прогонит тебя!» Посланник Аллаха, e, спросил: «А разве они прогонят меня?» Варака ответил: «Да, ибо, когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принес ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до того дня, то буду помогать тебе, как только смогу!» Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились».[191]

Из этого хадиса следует, что самые первые откровения пророк Мухаммад, e, получал во сне.

Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Сновидения верующего равняются одной сорок шестой части пророчества».[192] На эту тему существует много похожих хадисов, в которых сообщается, что благое сновидение или сновидение верующего равняется одной двадцать шестой, или одной сороковой, или одной сорок пятой, или одной сорок девятой, или одной пятидесятой, или одной семидесятой частью пророчества. Кадий Ийад сообщил, что ат-Табари считал, что эти различия определяются различиями между состояниями людей, которые видят сновидения. Сновидение праведного верующего оказывается одной сорок шестой частью пророчества, а у нечестивого – одной семидесятой. Согласно другому толкованию, неясное сновидение является одной семидесятой частью, а отчетливое – одной сорок шестой. По словам аль-Хаттаби, некоторые богословы считали, что благое сновидение является одной сорок шестой частью пророчества, потому что пророк, e, пророчествовал в Мекке тринадцать лет, в Медине – десять лет, и видел откровения во сне в течение шести месяцев, которые предшествовали пророчеству. Некоторые богословы считали это объяснение слабым, поскольку нет достоверных сообщений о продолжительности правдивых сновидений до начала пророчества. Аль-Мазари сказал: «Возможно, под этим подразумевается, что сновидение является вестью о сокровенном, и это – всего лишь один из плодов пророчества. Оно не определяет пророчество, ибо если Всевышний Аллах отправил пророка для того, чтобы тот издавал законы и разъяснял предписания, то этот пророк может и ничего не сообщать о сокровенном, и это нисколько не умалит его пророчества и не повлияет на его суть. Благое сновидение – всего лишь часть пророчества и весть о сокровенном. Но если оно является, то обязательно оказывается правдивым».[193]

Из достоверных хадисов известно, что пророк Мухаммад, e, видел во сне правдивые видения и после начала пророческой миссии. Первое кораническое откровение он получил в месяце рамадан посредством ангела Джибрила. Это были первые пять аятов суры «аль-Алак». После этого ниспослание откровений временно прекратилось.

Ибн Хаджар писал: «Ахмад б. Ханбал в «ат-Тарихе» передал слова аш-Шааби о том, что ниспослание откровений прекратилось на три года. То же самое утверждал Ибн Исхак. Аль-Бейхаки сообщил, что благие сновидения продолжались в течение шести месяцев. Из этого следует, что пророческие сновидения у посланника Аллаха, e, начались в рабиуль-аввале – в том месяце, когда он родился. Это произошло после того, как ему исполнилось сорок лет. А ниспослание ему откровений наяву началось в рамадане. Однако прекращение откровений на три года между ниспосланием суры «аль-Аляк» и суры «аль-Муддассир» не означает, что Джибрил вообще не являлся к нему. Это означает лишь то, что было прекращено ниспослание Корана».[194]

В течение последующих двадцати лет ангел Джибрил непрерывно передавал пророку Мухаммаду, e, коранические откровения: десять лет – в Мекке и десять лет – в Медине. Согласно наиболее распространенному мнению, коранические аяты и суры, ниспосланные в Мекке, называются мекканскими, а откровения, ниспосланные в Медине, называются мединскими. К последним относятся и откровения, ниспосланные за пределами Медины, например, во время военных походов и поездок.

Наши рекомендации