Необходимость веры в Божьих посланников
Вера в пророков и посланников, равно как и в священные писания, является одним из столпов мусульманской веры, на что указывают многочисленные доводы их Корана и Сунны. Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников».[141]Аллах упомянул веру в посланников в числе того, во что должны уверовать мусульмане, и отметил, что она не будет действительной до тех пор, пока человек не уверует во всех посланников.
В писании Аллаха сказано: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения».[142]Из этих слов следует, что если человек отказывается уверовать в посланников или делает между ними различия, то он является самым настоящим неверующим, даже если он признает некоторых из них. В подтверждение этого далее в Коране говорится: «А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой. Аллах – Прощающий, Милосердный».[143]
Коран призывает уверовать во всех посланников, однако неправильно было бы полагать, что все они занимают одинаковую ступень, и что никто из них не имеет превосходства перед остальными. Напротив, Аллах поместил каждого посланника на ту ступень, которая подобает ему, возвысив его над многими из Своих верующих рабов. Всевышний сказал: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения и поддержали его Святым Духом (Джибрилем)».[144]
В священном Коране упоминаются имена двадцати пяти пророков и посланников:
1. Адам (Адам)
2. Нух (Ной)
3. Ибрахим (Авраам)
4. Исмаил (Измаил)
5. Исхак (Исаак)
6. Лут (Лот)
7. Йакуб (Иаков)
8. Йусуф (Иосиф)
9. Муса (Моисей)
10. Харун (Аарон)
11. Давуд (Давид)
12. Сулейман (Соломон)
13. Ильяс (Илия)
14. Аль-Йаса (Елисей)
15. Йунус (Иона)
16. Аййуб (Иов)
17. Закарийа (Захария)
18. Йахйа (Иоанн)
19. Иса (Иисус)
20. Идрис
21. Худ
22. Зуль-Кифл
23. Шуейб
24. Салих
25. Мухаммад
В некоторых аятах имена этих пророков перечисляются одно за другим: «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айубу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону). Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)».[145]
«Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму (Аврааму) против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь – Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха (Ноя), а из его потомства – Давуда (Давида), Сулеймана (Соломона), Айуба (Иова), Йусуфа (Иосифа), Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона). Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию (Захарию), Йахйу (Иоанна), Ису (Иисуса) и Ильяса (Илию). Все они были из числа праведников. А также Исмаила (Измаила), Аль-Йacaa (Елисея), Йунуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы превознесли над мирами».[146]
Наряду с этими великими личностями в Коране встречаются имена праведников Лукмана, Зуль-Карнейна и Узейра. Некоторые богословы считали, что они тоже были Божьими пророками, однако в пользу этого нет однозначных свидетельств. В то же время некоторые из пророков не упоминаются в Коране по именам, хотя речь о них заходит в коранических историях. К числу таких пророков относятся двенадцать сынов пророка Йакуба; праведник, повстречавшийся с пророком Мусой у места слияния двух морей; и многие другие.
Из всего сказанного не следует, что число Божьих посланников ограничивается только ими. Существует мнение, что к людям было отправлено сто двадцать четыре тысячи пророков.[147] Что касается числа посланников, то в хадисе Абу Умамы сообщается, что их было триста десять с лишним.[148] Ибн Касир сказал, что он достоверен согласно требованиям Муслима. Аль-Хейсами сказал, что все его рассказчики правдивы и заслуживают доверия.[149] Тем не менее, знатоки хадисов высказывали разные мнения о достоверности этих сообщений.
Всевышний сказал: «Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе».[150] Это откровение ясно указывает на то, что многие из посланников не упомянуты в Коране. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что пророки приходили к каждому народу: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»[151]
Поклонение одному Аллаху и полный отказ от приобщения сотоварищей к Нему лежали в основе проповедей всех посланников. Они исповедовали одну религию и имели одинаковые убеждения. Они приносили людям откровения от Аллаха и указывали им на прямую стезю. В Коране об этом говорится: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости».[152]Несмотря на это, принесенные ими законодательства различались, поскольку каждое из них соответствовало той эпохе и тому обществу, в котором проповедовал посланник. Всевышний сказал: «Каждому из вас Мы установили закон и путь».[153]
Вера в посланников помогает человеку осознать милость Аллаха и Его заботу о творениях. Он не предоставил их самим себе и отправил к ним людей из их среды для того, чтобы наставить их на прямой путь и спасти от заблуждения и тяжких мучений. Вера в посланников вдохновляет раба благодарить Господа за эту великую милость и учит его любить и уважать Божьих избранников. Поистине, они заслуживают почтительного отношения правоверных, потому что каждый из них достойно выполнил свою миссию, дал своим последователям самые правильные советы и наставления и проявил недюжинное терпение, снося обиды и оскорбления своих врагов.