В это положение входит вера в то, что Аллаху не присущи качества, противоречащие тем описаниям, которые Он дал Себе
Сам, или тем, которые дал Ему Его Посланник. Таухид Имён и Атрибутов Аллаха обязывает мусульманина верить в то, что у Аллаха нет и не может быть супруги, сотоварища, равного, помощника и того, кто заступается перед Ним, защищает или покровительствует без Его разрешения. Мусульманин также обязан верить в то, что Аллах не спит, не устаёт, не умирает, от Его знания ничто не может ускользнуть, Он не притесняет никого, не поступает ни с кем несправедливо, ничто не ускользает от Его внимания, Он ничего не забывает, Им не овладевает дремота, Он беспристрастен. Иными словами, Он свободен от любых недостатков. Что же касается второго положения, то оно обязывает нас ограничиваться признанием лишь тех Имён и Атрибутов, которые упомянуты в Коране или достоверной Сунне. Имена и Атрибуты Аллаха мы узнаём только из этих надёжных источников, и здесь нет места для мнений и самостоятельных суждений. Мы обязаны описывать Аллаха только так, как Он Сам описал Себя, или так, как описал Его Посланник, и называть Его только теми Именами, которыми Он Сам назвал Себя, или которыми назвал Его Посланник. Это потому, что Всевышний Аллах лучше знает о Себе, Своих Именах и Атрибутах, чем кто-либо другой.
Всевышний сказал: «Скажи: "Вы лучше знаете или же Аллах?"» (2:140). Он знает о Себе больше, чем кто бы то ни было, а Его посланники приходят к людям только с Истиной и говорят лишь то, что внушает им Всевышний в Откровении. Поэтому мы должны признавать или отрицать Имена и Атрибуты Аллаха, руководствуясь только тем, что сообщил нам об этом Всевышний или Его Посланник. Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Аллаха можно описывать лишь посредством характеристик, которые дал Себе Он Сам или дал Ему Его Посланник, и мы не должны выходить за пределы сказанного в Коране и хадисах»
Ар-равдат ан-надийя. С. 22; Шарх аль-'акыдат аль-васатыйя. С. 21.э
Ну'айм ибн Хаммад, шейх аль-Бухари, сказал: «Кто уподобляет Аллаха Его творениям, тот неверующий, и кто отказывается верить в те описания, которые дал Себе Аллах или которые дал Ему Посланник, тот неверующий. В том, что касается описаний, данных Всевышним Самому Себе, или же тех, которые дал Ему Его Посланник, недопустимо уподобление»
Итхаф аль-каинат. С. 6; Мулла 'Али аль-Кари. Шарх. С. 15.
Это положение обязывает каждого совершеннолетнего и разумного мусульманина верить в Имена и Атрибуты Всевышнего,
Которые упомянуты в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника. Причём понимать их он должен в соответствии с их значением в арабском языке, то есть в прямом, очевидном смысле. Мусульманин не имеет права отрицать их полностью или частично или искажать их истинный, очевидный смысл посредством различных толкований.
Что же касается третьего положения, то оно обязывает каждого совершеннолетнего и разумного раба Всевышнего верить в Имена и Атрибуты Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне, не спрашивая при этом об их истинной сущности, не пытаясь докопаться до их истинного смысла. Это потому, что знание истинной сути определённого качества возможно лишь в том случае, если мы знаем в точности, что представляет собой сущность, которой это качество присуще. Ведь качество не всегда одинаково — даже при одинаковом названии оно может иметь различную природу и выражение в зависимости от объекта, которому оно присуще. А когда речь идёт о Сущности Аллаха, мы не спрашиваем: «каким образом?», ибо она для нас — тайна, и нам не дано знать, что она представляет собой на самом деле. Точно так же и Атрибуты Аллаха — мы не задаём вопрос: «каким образом?» и не пытаемся постичь или представить себе это.
(Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты. Манхадж ва дирасат ли-аят аль- асма' ва ас-сыфат. С. 25; Ар-равдат ан-надийя. С. 23, 28.).
От многих из наших праведных предшественников передаётся, что они, отвечая на вопрос о том, как именно возвысился Всевышний Аллах над Троном, говорили:
«Возвышение известно, каким образом — неизвестно, вера в него обязательна, а вопрос о нём — нововведение»
Ар-равдат ан-надийя. С. 29 .
То есть наши праведные предшественники были согласны в том, что мы не можем постичь истинный смысл этого, а вопрос об этом — нововведение.
И если кто-то спросит нас: «Как нисходит наш Господь к нижнему небу?» — мы скажем в ответ: «А каков Он Сам?» Этот человек скажет: «Я не знаю Его истинной сущности». Тогда мы скажем ему: «Точно так же мы не знаем того, как именно нисходит Он к нижнему небу». И это вполне естественно, ведь, чтобы понять и постичь определённое качество, необходимо понять и постичь сущность объекта, которому данное качество присуще, ибо качество следует за сущностью и зависит от неё. Так как же ты спрашиваешь нас о том, каким образом Всевышний Аллах слышит, видит и говорит, а также о Его возвышении над Троном и нисхождении к нижнему небу, если ты не можешь постичь Его Сущность, и она для тебя — тайна? Если ты признаёшь, что Аллах - реальность, и что Он обладает совершенными Качествами, и Он не подобен никому и ничему, то ведь Его Слух, Зрение и Речь, а также Его Нисхождение и Возвышение — это тоже реальность, и они — совершенны, а значит, не подобны слуху, зрению, словам, нисхождению и возвышению творений.
Ар-равдат ан-надийя. С. 34.