Если это делается не по причине высокомерия

Ученые, связавшие запрет опускания краев одежды только с высокомерием, сказали, что хадисы, в которых не упоминается такая причина как высокомерие, объясняются хадисами, в которых запрет на опускание краев одежды связан именно с высокомерием. Среди их доводов следующие хадисы:

От Ибн ‘Умара сообщается, что однажды он увидел человека, опустившего края изара и сказал ему: “Откуда ты?” Тот ответил: “Из племени Бану Лейс”. Тогда Ибн ‘Умар его узнал и сказал: “Я слышал своими двумя этими ушами, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто опустил свой изар, делая это лишь из-за высокомерия, то Аллах не посмотрит на него в День воскрешения!»” Муслим 2085.

Они говорят, что в данном хадисе ясно говорится, что причина запрета на опускание одежды связана именно с высокомерием.

Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однажды, когда один человек шел, опустив края своего изара, проявляя высокомерие, он провалился под землю, и он будет проваливаться вплоть до Судного дня!» аль-Бухари 2/373.

Ибн ‘Умара рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из-за высокомерия!» Услышав это, Абу Бакр сказал: “О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним!” На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия!» аль-Бухари 3665, 5784, Муслим 2085.

‘Икрима рассказывал: “Я видел, как Ибн ‘Аббас, когда надевал изар, опускал переднюю его часть так, что конец этого изара касался верхней части его ступней. А сзади он поднимал свой изар. Я спросил его: «Почему ты надеваешь изар таким образом?» Он ответил: «Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) надевал свой изар так же»”. Абу Дауд 4096, аль-Байхакъи 6147. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1238.

Также эта сторона в качестве довода использует некоторые сообщения от сподвижников и их последователей:

Абу Уаиль рассказывал: “Ибн Мас’уд опускал края своей одежды, и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине, у меня худые голени»”. Ибн Аби Шайба 25313. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сильным.

Абу Исхакъ рассказывал: “Я видел Ибн ‘Аббаса в долине Мина, который был с длинными волосами, на котором был изар, опускавшийся частями ниже щиколотки, и на котором была желтая накидка”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 10572. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 9/285.

Му’мар рассказывал: “Рубаха Ибрахима ан-Наха’и была до ступней”. Ибн Аби Шайба 24845.

Хаммад ибн Зайд рассказывал: “Однажды Айюб ас-Сахтияни повелел мне укоротить край его одежды и сказал: «Сделай так, чтобы его края касались ступней»”. ‘Абдуллах ибн Ахмад № 841.

‘Умар ибн Мухаджир рассказывал: “Края рубахи ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и прочей его одежды были между щиколотками и ремешком сандалий”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 5/322, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 5/403.

Однажды Абу Ханифа опустил края одежды ниже щиколотки и ему сказали: “Разве нам это не запрещено?!” На что он ответил: “Поистине, это было запрещено по причине высокомерия, а мы не из их числа!” См. “аль-Фатауа аль-хиндия” 5/332.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия о хадисах, запрещающих опускать края одежды ниже щиколоток, говорил: “Эти тексты запрещают опускание одежды по причине высокомерия. И те хадисы, которые упоминаются обобщенно объясняются конкретизирующими, поскольку большинство хадисов указывает на запрет с высокомерием”. См. “Шарх аль-‘Умда” 4/363.

Но у шейхуль-Ислама есть также и другие слова, в которых он не связывал запрет лишь с высокомерием. Так, он говорил: “Длина рубахи, штанов и прочей одежды, если будет опускаться, она не должна быть ниже щиколоток, как на это указывают достоверные хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 22/144.

Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Бассам говорил: “Шариатское правило указывает на то, что обобщенные тексты необходимо возвращать к конкретизирующим. И шариат связал запрет опускания краев одежды именно с причиной высокомерия. И основа в одеяниях состоит в том, что все дозволено, и ничего из этого не является запретным, кроме того, что запретили Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). И шариат связал запрет именно с проявлением высокомерия, а в противном случае все остается в своей основе дозволенным. Если мы обратим внимание на все виды одеяния и их фасон, то мы не найдем из них что-либо запретным, кроме того, что имеет причину. И по этой причине понимание хадисов указывает на то, что опускание краев одежды не по причине высокомерия не относится к числу тех вещей, за которые обещаны угрозы!” См. “Таудых аль-ахкам” 6/246.



Наши рекомендации