Аль-бара ибн малик аль-ансари
Не назначайте аль-Бару командующим ни одной из мусульманских армий, так как есть опасение, что он погубит войска своей отвагой.
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах
Этот человек с всклокоченными и запыленными волосами был хилого телосложения, тощим и настолько невзрачным, что случайно увидевший его сразу же старался отвернуться.
Однако, несмотря на это, в личных поединках он убил сто язычников, не говоря уже о тех врагах, которых он уничтожил в групповых боях и схватках.
Он был отважным воином-героем, по поводу которого аль-Фарук (Умар), да будет доволен им Аллах, писал своим наместникам в провинциях: “Не назначайте аль-Бару командующим ни одной из мусульманских армий, так как есть опасение, что он погубит войска своей отвагой”.
Аль-Бара ибн Малик аль-Ансари был братом Анаса ибн Малика, слуги Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Если бы я взялся перечислять вам все подвиги аль-Бары ибн Малика, то это заняло бы слишком много времени и затянуло бы повествование. Поэтому я счёл возможным рассказать вам об одном из его подвигов, что даст вам представление обо всех других.
* * *
Эта история началась буквально в первые часы после смерти благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда целые роды из арабских племён начали отступать от религии Аллаха подобно тому, как в своё время они принимали её. Верность Исламу сохранили только жители Мекки, Медины, Таифа, а также ряд рассеянных по стране общин, в сердцах которых Аллах укрепил веру.
* * *
Правдивейший халиф Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, несокрушимой стеной стал на пути этой разрушительной и слепой смуты.
Из мухаджиров и ансаров было сформировано одиннадцать армий, которым халиф вручил знамёна, а затем двинул их во все концы Аравии для того, чтобы вернуть вероотступников на путь истины и права, а упорствующих мечом направить на правильный путь.
Самыми упорными и многочисленными вероотступниками были люди из племени Бану Ханифа, откуда родом был лжепророк Мусайлима.
Под свои знамёна Мусайлима собрал сорок тысяч опытных бойцов из своего племени и других союзников.
Большинство из этих людей следовали за Мусайлимой исключительно в силу своего националистического фанатизма, а не веры в него. Некоторые из них говорили: “Свидетельствуем, что Мусайлима — лжец, а Мухаммад прав... Однако лживый родственник из южных арабов милее и ближе нам, чем правдивый и искренний выходец из северных арабов”.
* * *
Войска Мусайлимы нанесли поражение первой из армий мусульман, которая выступила против него под командованием Икримы ибн Абу Джахля, вынудив его отойти.
Правдивейший халиф, да будет доволен им Аллах, направил вторую армию под командованием Халида ибн аль-Валида, где был собран цвет ансаров и мухаджиров.
В авангарде и тех и других действовал аль-Бара ибн Малик аль-Ансари с отрядом лучших мусульманских богатырей.
* * *
Обе армии встретились на земле Йамамы в Наджде. Через некоторое время чаша весов в бою начала склоняться в пользу Мусайлимы и его сторонников, и почва начала уходить из-под ног мусульманских бойцов. Под нажимом противника мусульмане начали отходить, и сторонники Мусайлимы атаковали шатёр Халида ибн аль-Валида. Им удалось повалить шатёр на землю, и они обязательно убили бы жену Халида, если бы один из мусульман не защитил её.
В этот момент мусульмане почувствовали серьёзнейшую опасность и осознали, что если они потерпят и на этот раз поражение от Мусайлимы, то Ислам прекратит своё существование в Аравии, так как люди перестанут поклоняться Одному Аллаху, у Которого нет сотоварища.
В этот тяжёлый момент Халид устремился к солдатам своей армии и перестроил их таким образом, чтобы отделить мухаджиров от ансаров, а бедуинов - от тех и других.
Все сыновья одного отца действовали под флагом одного из них, так что была видна степень отваги каждой боевой группы в сражении. При такой организации легко устанавливалось также направление главного удара против мусульман.
* * *
Между двумя противоборствующими сторонами завязался ожесточённый кровавый бой, примера которому до тех пор не было в истории войн, которые вели мусульмане. Солдаты из народа Мусайлимы проявляли чудеса храбрости на поле боя и стояли насмерть, подобно несокрушимым скалам, не взирая ни на какие потери. Мусульмане же, со своей стороны, совершили столько блестящих подвигов, что если их все собрать, то можно было бы написать одну из самых замечательных исторических эпопей.
Знаменосец ансаров Сабит ибн Кайс[8] вырыл себе яму, завернулся в саван, подобно мумии, залез по колено в яму и несокрушимо стоял в ней, защищая знамя своего народа до тех пор, пока не пал смертью храбрых в бою.
Брат Умара ибн аль-Хаттаба Зайд ибн аль-Хаттаб взывал к мусульманам:
— О люди! Стисните зубы, крушите вашего врага и идите вперёд... О люди! Клянусь Аллахом, я не произнесу больше ни одного слова, пока не будет сокрушён Мусайлима или я встречусь с Аллахом, и я представлю Ему мой аргумент...
Затем он бросился на врага и сражался, пока не был убит.
Знамя мухаджиров, было в руках Салима Мауля Абу Хузайфа, но бойцы опасались, что он ослабнет. Они сказали ему: “Мы опасаемся, что обгоним тебя в бою”. Он ответил: “Если вы опередите меня в бою, то я плохой носитель Корана...”
Затем он яростно атаковал противника и геройски воевал, пока не был сражён на поле боя.
Однако все эти подвиги меркнут перед героизмом аль-Бары ибн Малика.
Когда Халид увидел, что разгар битвы достиг высшей степени ожесточения, он повернулся к аль-Баре ибн Малику и сказал:
— Иди к ним, надежда ансаров...
Вернувшись к своим людям, аль-Бара воззвал к ним:
— О ансары! Пусть никто из вас и не помышляет об отступлении в Медину. С сегодняшнего дня нет для вас Медины, а есть лишь только Один Аллах... и Рай...
Затем, увлекая за собой ансаров, он бросился в атаку на язычников. Своим мечом аль-Бара рассеивал ряды противника, беспощадно рубил головы врагам Аллаха, пока дрожь не охватила ноги Мусайлимы и его сторонников. Они попытались скрыться в саду (араб. хадика), который с тех пор получил название в истории “сад смерти” из-за огромного количества людей, убитых там в тот день.
* * *
Этот “сад смерти” представлял собой обширную территорию, покрытую растительностью и окружённую высокими стенами. За этими стенами и попытался укрыться Мусайлима с тысячами своих сторонников, заперев за собой ворота. Из-за высоких стен солдаты Мусайлимы обрушили на мусульман тучи стрел, которые были подобны дождю.
Тогда вперёд вышел легендарный богатырь мусульман, их герой аль-Бара ибн Малик и обратился к воинам:
— О люди! Положите меня на щит и поднимите его вверх на копьях, а затем сбросьте меня в сад через стену вблизи ворот. Я либо погибну, либо открою вам ворота.
В мгновение аль-Бара ибн Малик уселся на щит, так как был худощавым человеком, хрупкого телосложения. Десятки копий подняли щит вверх и перебросили его в “сад смерти” в самую гущу солдат Мусайлимы. Подобно смертоносной молнии, аль-Бара обрушился на них, ведя с ними жестокий бой у ворот парка. Аль-Бара убил десятерых противников и ему удалось открыть ворота, несмотря на то, что в схватке он получил более восьмидесяти ранений, нанесённых копьями и мечами... Со стен и через ворота мусульмане ворвались в “сад смерти” и начали рубить головы искавшим убежища вероотступникам. В этой схватке было убито почти двадцать тысяч язычников, среди которых был и сам Мусайлима.
* * *
Израненного аль-Бару ибн Малика отнесли на его стоянку для лечения. Халид ибн аль-Валид оставался в лагере в течение целого месяца, пока аль-Бара залечивал раны. В конце концов, Аллах ниспослал ему выздоровление, как и победу, мусульманским воинам через посредство аль-Бары.
* * *
Аль-Бара ибн Малик аль-Ансари по-прежнему стремился отдать жизнь во имя Аллаха и принять мученическую смерть, которая миновала его в день схватки в “саду смерти”.
Стремясь осуществить свою заветную мечту и встретиться с благородным Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, аль-Бара принимал участие в одной битве за другой, пока не настал день сражения за Тустар в Персии. Мусульмане осадили персов, которые укрепились в одной из крупных крепостей. Крепость была окружена прочным кольцом блокады, которая через некоторое время стала источником больших бед для персов. С крепостных стен они начали спускать вниз железные цепи с прочными стальными крюками на концах, раскалёнными на огне до такой степени, что они были горячее горящих углей. Эти крюки впивались в тела мусульман, и их поднимали вверх мёртвыми или полумертвыми.
Один из таких крюков зацепил брата аль-Бары ибн Малика Анаса ибн Малика. Едва завидев это, аль-Бара прыгнул на крепостную стену и схватился за цепь, на которой висел его брат. Поймав крюк, он попытался вынуть его из тела брата. Рука аль-Бары начала обгорать, но он не оставлял своих попыток, пока не спас брата. Затем он спустился с ним на землю, когда его рука превратилась в голую кость, поскольку мышцы сгорели.
В этой битве аль-Бара ибн Малик аль-Ансари воззвал к Аллаху, чтобы Он ниспослал ему мученическую смерть героя. Аллах ответил на его призыв — аль-Бара пал в этой битве смертью храбрых, стремясь к встрече с Аллахом.
* * *
Аллах поместил аль-Бару ибн Малика в райские кущи рядом со Своим пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует.
Bottom of Form
ВДОВА АРАБОВ УММ САЛАМА
Умм Салама... Если бы вы знали, кто такая Умм Салама!
Её отец был одним из знатных и высокопоставленных вождей племени Махзум. Кроме того, он был редким по своей щедрости человеком среди арабов. За это его даже назвали «благодетелем путешественника», поскольку если путники направлялись к нему или путешествовали вместе с ним, то им не было нужды брать с собой большие запасы провизии.
Её мужем был Абдулла ибн Абд аль-Асад, который входил в число первых десяти мусульман. До него Ислам приняли только правдивейший Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и небольшая группа людей, количество которых можно было пересчитать на пальцах.
Эту женщину звали Хинд, но все знали её как Умм Салама, и это прозвище заменило впоследствии её настоящее имя.
* * *
Умм Салама приняла Ислам вместе со своим мужем, став, таким образом, также одной из первых мусульманок. Не успела распространиться весть о том, что Умм Салама и её муж приняли исламскую веру, как среди курайшитов поднялось недовольство и начались волнения. В назидание другим против них была поднята настоящая травля, настолько сильная, что сокрушила бы и огромную гору. Однако они не пали духом, не отступились и проявили завидную стойкость.
Когда же травля и преследования стали уже невыносимыми для мусульман, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил им покинуть родину и переселиться в Эфиопию, Умм Салама и её муж были в первой группе мухаджиров.
Таким образом, Умм Салама и её муж переселились на чужбину, оставив в Мекке свой родной дом, былое великолепие и знатную родню, прося награды Аллаха и стремясь к Его благосклонности.
Несмотря на предоставленную защиту со стороны эфиопского негуса - вознаградил его Аллах Раем за это - Умм Салама и другие мухаджиры испытывали сильную тягу к родине и ностальгию по ней.
Они очень переживали из-за того, что с ними не было посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дававшего советы и наставляющего на путь истинный. Подобное положение вызывало глубокую тоску и печаль у Умм Саламы и её мужа.
Затем до мухаджиров в Эфиопии начали доходить вести о том, что значительно возросла численность мусульман в Мекке.
Переход в исламскую веру Хамзы ибн Абдель Мутталиба и Умара ибн аль-Хаттаба увеличил их силу, мужество и стойкость. Курайшиты смягчили свои преследования по отношению к ним, и группа мухаджиров твёрдо решила вернуться в Мекку, влекомая неодолимым чувством ностальгии.
Тоска по родине звала их туда... Умм Салама и её муж были в составе первой группы возвращающихся.
* * *
Однако очень скоро возвращающиеся узнали, что в вестях, которые доходили до них, были преувеличения.
Тот шаг вперёд, который сделали мусульмане с принятием Ислама Хамзой и Умаром, был встречен серьезным противодействием со стороны курайшитов.
Язычники всячески изощрялись, подвергая пыткам мусульман, издеваясь над ними и запугивая их.
Они заставили испытать их невиданные до сих пор муки и горе.
В таких условиях посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил своим сподвижникам переселиться в Медину. Умм Салама и её муж решили быть первыми переселенцами, спасающими свою религию и себя лично от зла курайшитов.
Однако переселение Умм Саламы и её мужа оказалось вовсе не таким простым и лёгким делом, как это им казалось.
Тяжким и печальным было это переселение, принесшее такое горе, какое не идет ни в какое сравнение с любым другим.
Впрочем, дадим слово Умм Саламе, чтобы она сама поведала нам эту трагическую историю. Её чувства более сильны и глубоки, а описание более точно и выразительно.
Умм Салама рассказывала:
«Собравшись отправиться в Медину, Абу Салама приготовил для меня верблюда, затем посадил меня на него, а нашего сына Саламу - впереди меня. Не обращая ни на кого и ни на что внимания, Абу Салама повёл верблюда, на котором мы сидели, вперёд.
Ещё до того, как мы вышли за пределы городской черты Мекки, нам преградили путь язычники из моего племени Бану Махзум. Они сказали Абу Саламе:
— Если ты погубил свою собственную душу, то при чём здесь эта женщина — твоя жена?! Она из нашего рода, и с какой стати мы должны позволить тебе забрать её у нас и увезти в чужие края?!
Затем они набросились на него и силой захватили меня.
Когда люди из рода моего мужа Бану Абд аль-Асад увидели, как махзумиты захватывают меня вместе с сыном, то они страшно разгневались и сказали:
— Мы никогда не позволим, чтобы ребёнок остался у вас после того, как вы забрали его силой у нашего соплеменника... Это наш сын и мы его покровители. После этого обе стороны стали тянуть моего сына Саламу, пытаясь завладеть им, в разные стороны так сильно, что вывихнули руку ребенка. Всё это происходило на моих глазах. В конце концов, его забрали люди из рода Абд аль-Асада.
Через несколько мгновений я почувствовала себя обездоленной и одинокой.
Мой муж по зову своей религии и души отправился в Медину, а мой сын остался у людей из рода Абд аль-Асада, истерзанный и покалеченный…
Меня же захватили люди из моего племени Бану Махзум и оставили у себя...
В одночасье я была разлучена с мужем и собственным сыном.
Начиная с этого дня, я каждое утро выходила в долину и сидела на том месте, где произошла эта трагедия.
Передо мной вновь и вновь возникали картины тех мгновений, когда меня разлучили с моим сыном и мужем. Я начинала рыдать, и безутешно плакала каждый день до наступления темноты.
Так продолжалось целый год или около этого, пока как-то мимо меня не прошёл один из детей моего дяди.
Сжалившись и смилостивившись надо мной, он сказал людям из моего племени:
— Неужели вы не отпустите эту бедняжку?! Вы же разлучили её с мужем и сыном!
Он продолжал добиваться смягчения их сердец и молить о милости до тех пор, пока они, наконец, не сказали мне:
— Отправляйся к своему мужу, если хочешь!
Но как же я могла отправиться к мужу в Медину в то время, когда мой сыночек, кровинушка моя, продолжал оставаться в Мекке у людей из племени Бану Абд аль-Асад?!
Разве утихли бы мои муки и высохли глаза от слёз, если бы я переселилась в Медину, а мой маленький сыночек оставался в Мекке, и я бы ничего о нём не знала?
Нашлись люди, которые поняли, что может излечить мою грусть и мои горести. Они всем сердцем вошли в моё положение и поговорили по моему поводу с людьми из племени Бану Абд аль-Асад, которые, в конце концов, проявили ко мне снисхождение и вернули мне моего сына Саламу.
* * *
Мне совсем не хотелось оставаться в Мекке, ожидая, пока найдётся попутчик, вместе с которым я могла бы отправиться. Я опасалась того, что может случиться нечто непредвиденное и помешает мне присоединиться к мужу... Собравшись ехать в одиночестве, я приготовила верблюда и вместе с сыном села на него. Наш путь лежал в Медину, к моему мужу, и со мной, кроме сына, не было ни одного из созданий Аллаха. Добравшись до Танаима, расположенного в трёх милях от Мекки, я встретила там Усмана ибн Талху[9], который спросил:
— Куда ты направляешься, о дочь «благодетеля путешественников?»
— Я еду к мужу в Медину, — ответила я.
— Неужели ты едешь одна, и с тобой никого нет? — спросил Усман.
— Клянусь Аллахом, нет со мной никого, кроме Аллаха и моего сыночка!
— Клянусь Аллахом, я никогда не оставлю тебя одну, пока ты не достигнешь Медины! - воскликнул Усман. Затем он взял за поводья моего верблюда и продолжил путь вместе со мной...
Клянусь Аллахом, в жизни не было у меня более благородного, честного и великодушного попутчика. Если мы останавливались на привал, то он ставил на колени моего верблюда и отходил в сторону, пока я не слезу с него и не расположусь на земле. После чего он подходил, распрягал верблюда и привязывал его к дереву неподалёку...
Затем он уходил к другому дереву в стороне от меня и отдыхал в его тени.
Когда наступало время продолжать путь, Усман запрягал мне верблюда и подводил его ко мне. Затем он отходил от меня в сторону и говорил: «Садись!» Когда я устраивалась на верблюде, он подходил, брал его за поводья, и мы продолжали свой путь.
* * *
Усман продолжал вести себя подобным образом каждый день, пока мы не достигли Медины. Когда он увидел деревню Кубу в пригороде Медины, где проживал род Амра ибн Ауфа, то сказал: «Твой муж в этой деревне. Вступай же в нее с благословением Аллаха». Сам же он развернулся и отправился обратно в Мекку».
* * *
После длительной разлуки разобщенная семья вновь воссоединилась, и Умм Салама опять увидела своего мужа. Абу Са-лама был очень счастлив встретить свою жену и сына. Затем события начали развиваться с невероятной скоростью.
После этого была битва при Бадре, в которой участвовал Абу Салама, и в которой мусульмане одержали блестящую победу.
После Бадра последовала битва при Ухуде, где Абу Салама проявил себя с самой лучшей стороны, но получил тяжёлое ранение. Он продолжал упорно лечиться, пока не почувствовал, что выздоравливает. Но затянувшаяся снаружи рана воспалилась изнутри. Внезапно она открылась, и Абу Салама был вынужден слечь.
Во время лечения он говорил своей жене: «О Умм Салама, я слышал, как посланник Аллаха говорил:
«Если кого-то постигает несчастье, то он должен говорить при этом: «Истинно к Аллаху, истинно к Нему мы возвращаемся», затем: «О Аллах, я безропотно принял это несчастье. О Аллах, возмести его мне добром с избытком», то Аллах непременно выполнит твою просьбу»...
* * *
Больной Абу Салама проводил дни в постели. Как-то утром его навестил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Не успел он закончить свой визит, как Абу Салама скончался. Своими праведными руками Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, закрыл глаза покойному другу.
Подняв взор к небу, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воззвал:
«О Аллах, прости прегрешения Абу Саламе и приблизь его к Себе.
Возмести потерю его детям и близким.
О Владыка миров, отпусти нам и ему грехи, дай ему простор в могиле и освети её».
Вспоминая о том, что рассказывал ей Абу Салама о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Салама говорит:
«О Аллах, я безропотно приняла это несчастье от Тебя...» Однако её душа не лежала к тому, чтобы сказать: «О Аллах, возмести его мне добром с избытком». Она просто недоумевала: разве может быть кто-нибудь лучше Абу Саламы?!
Тем не менее, Умм Салама закончила свою мольбу...
* * *
Мусульмане как никогда переживали горе, постигшее Умм Саламу, и стали называть её «вдовой арабов»...
В Медине у нее не было ни одного родного человека, кроме детишек, похожих на неоперившихся птенцов.
* * *
Мухаджиры и ансары почувствовали, что Умм Салама может выбрать одного из них в мужья. Едва она закончила свой траур по Абу Саламе, как к ней посватался правдивейший Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, но Умм Салама не приняла его предложение.
Затем к ней посватался Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, но Умм Салама отвергла его, как и предыдущего претендента...
Затем к ней пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но Умм Салама сказала ему:
— О посланник Аллаха, у меня есть три основных качества: я очень ревнивая женщина и боюсь, что ты будешь гневаться на меня, а за это меня накажет Аллах; к тому же я женщина в летах, и у меня есть дети.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в ответ на это:
— Ты упомянула свою излишнюю ревность, но я обещаю, что призову Всемогущего Аллаха лишить тебя этой черты. Ты сказала о своём возрасте, но я в таком же возрасте, как и ты. Что касается детей, то я считаю их своими.
После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Умм Саламе, а это означает, что Аллах услышал и ответил на её призыв, то есть возместил её потерю добром с избытком, дав ей мужа лучшего, чем Абу Салама.
С этого дня Хинд из племени Махзум уже не была матерью одного Саламы. Она стала матерью всех правоверных.
Да ниспошлет Аллах Умм Саламе свежесть райских кущ и Свою благосклонность, будучи удовлетворённым ею.
САМАМА ИБН УСАЛЬ
Сподвижник, который установил экономическую блокаду по отношению к курайшитам.
В шестом году по Хиджре Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решилрасширить сферу своего призыва к Аллаху. Он написал восемь посланий арабским и иностранным правителям, которые отправил им, призывая их к Исламу.
Среди тех, кому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил свои послания, был Самама ибн Усаль аль-Ханафи.
Ничего удивительного в этом не было, поскольку в период джахилийи Самама был одним из знатных и влиятельных арабских князей.
Он был также крупным вождём племени Бану Ханифа и входил в число правителей Йамамы, которого никто не смел ослушаться.
* * *
С большим неудовольствием и возмущением Самама получил послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Гордыня и могущество ввергли его в грех, сделали его глухим к призыву истины и добра...
Шайтан оседлал его и подтолкнул к замыслу убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и похоронить вместе с ним его призыв. Он упорно искал возможность уничтожить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, захватив его врасплох. Ужасное преступление чуть было не случилось на самом деле, если бы один из дядей Самамы в последний момент не отговорил его от этого. Таким образом, Аллах спас Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от зла Самамы.
Отказавшись от своего замысла убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Самама не оставил подобных мыслей в отношении его сподвижников. Он стал поджидать удобный момент и подстерегать их. Это удалось ему, и Самама жесточайшим образом убил нескольких сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В ответ на это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил пролить его кровь, о чём объявил своим сподвижникам.
* * *
Через некоторое время после этого Самама ибн Усаль решил совершить малое паломничество. Из Йамамы он взял свой путь на Мекку, преисполненный мечтаний совершить обход Каабы и зарезать жертвенное животное для её идолов...
* * *
Когда Самама проделал часть своего пути и был недалеко от Медины, с ним случилась беда, которой он никак не ожидал.
Один из разъездов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который вёл патрулирование населённых районов, опасаясь ночных пришельцев и других незванных людей, имеющих недобрые намерения, захватил Самаму в плен. Не зная этого человека, стражники привели его в Медину и привязали к одной из колонн мечети. Они решили дождаться Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он сам разобрался с этим пленником и отдал соответствующий приказ.
Собираясь войти в мечеть, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел Самаму, привязанного к колонне. Тогда он спросил своих сподвижников:
— Знаете ли вы, кого взяли в плен?
— Нет, о Посланник Аллаха! — ответили они.
— Это Самама ибн Усаль аль-Ханафи. Обращайтесь с ним хорошо, — повелел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Вернувшись домой, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим домочадцам:
— Соберите, что у вас есть из еды и отправьте это Самаме ибн Усалю...
Затем он приказал доить утром и вечером свою верблюдицу и поить Самаму её молоком... Всё это Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сделал прежде, чем увиделся и поговорил с ним.
* * *
Желая постепенно приобщить Самаму к Исламу, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда пришёл к нему, начал свою речь следующим образом:
— Ну, с чем явился, Самама?
— С добром, о Мухаммад, — ответил он. — Если убьёшь меня, то убьёшь по обычаю кровной мести. Если пожалуешь своим прощением, то простишь благодарного... Если тебе нужны деньги, то проси и получишь, сколько захочешь.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил его на два дня в том же положении, предоставляя ему пищу и питьё, а также молоко своей верблюдицы. Затем он во второй раз пришёл к нему и спросил:
— Ну, что у тебя, Самама?
— Всё то же самое, что я сказал тебе в прошлый раз, — ответил Самама. — Если пожалуешь меня своим прощением, то простишь благодарного... Если убьёшь, то убьёшь по обычаю кровной мести... Если тебе нужны деньги, то проси и получишь, сколько захочешь.
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, опять оставил его, а придя на следующий день, спросил;
— Ну, что у тебя, Самама?
— То же самое, что я говорил тебе ранее... Если пожалуешь меня своим прощением, то простишь благодарного... Если убьёшь, то убьёшь по обычаю кровной мести... Если тебе нужны деньги, то я дам тебе их столько, сколько ты захочешь.
Повернувшись к своим сподвижникам, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
— Отпустите Самаму!
Его развязали и отпустили на свободу.
* * *
Самама покинул мечеть Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и направился в пальмовую рощу в пригороде Медины, недалеко от аль-Бакиа[10], где опустил своего верблюда. Очень тщательно он совершил омовение водой из источника, а затем опять направил свои стопы в мечеть.
Достигнув цели, он тут же остановился перед группой мусульман и произнёс:
— Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник.
Затем он направился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:
— О Мухаммад! Клянусь Аллахом, что не было на земле для меня более ненавистного лица, чем твоё... Но сейчас твоё лицо для меня самое любимое и желанное из всех лиц. Клянусь Аллахом, что не было для меня ненавистнее религии, чем твоя религия. Но сейчас твоя религия стала для меня самой желанной. Клянусь Аллахом, что не было для меня более ненавистного места, чем то, где находился ты. Но сейчас это место наилучшее для меня из всех других.
Далее он сказал:
— Я пролил кровь твоих сподвижников. Что я должен теперь сделать?
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
— Нет тебе порицания за это, о Самама... Истинно, в Исламе не засчитывается то, что было до него...
Далее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвестил ему о добре, которое ниспошлёт ему Аллах за то, что он принял Ислам. Черты лица Самамы разгладились, и он с воодушевлением воскликнул:
— Клянусь Аллахом, что я уничтожу язычников во много раз больше, чем я убил твоих сподвижников! Я отдаю себя самого, мой меч и всех моих людей в помощь тебе и твоей религии!
Затем он сказал:
— О Посланник Аллаха, твоя конница захватила меня, когда я намеревался совершить малое паломничество. Как ты думаешь, что мне делать?
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
— Продолжай совершать прерванное паломничество, но только соблюдай при этом Закон Аллаха и Его Посланника.
Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил его необходимым обрядам.
* * *
Достигнув Заповедного Дома Аллаха — Каабы, которая была его целью, Самама остановился и своим громким, звучным голосом возвестил:
“Ляббейка, Аллахумма, ляббейк(а).
Ляббейка, ля шарика лякя, ляббейк(а).
Инна ль-хамда ва н-ни‘мата лякя ва ль-мулк(а).
Ла шарика лякя”.
(“Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой!
Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой!
Поистине, хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе!
И нет у Тебя сотоварища...”)
Это был первый на нашей планете мусульманин, который, вступив на священную территорию Мекки, произнёс слова тальбийи “вот я перед Тобой”. Эти слова стали девизом Хаджа, его символом и знаком его значимости.
* * *
Когда курайшиты услышали взывающий к Аллаху голос, провозглашающий о том, что паломник внял призыву Аллаха, что он покорен Ему и спешит на зов Аллаха, они переполошились и среди них поднялась тревога. Заблестели выхваченные из ножен мечи, и люди устремились к взывающему человеку, чтобы расправиться с тем, кто посмел вторгнуться в их обитель.
Когда люди приблизились к Самаме, он, гордо взирая на них, еще громче стал произносить тальбийу. Один из курайшитских юношей приготовился поразить стрелой из своего лука этого человека, но остальные воспрепятствовали ему сделать это со словами:
“Горе тебе! Знаешь ли ты, кто это?”
“Ведь это Самама ибн Усаль, властитель Йамамы...”
“Если вы причините ему зло и убьёте его, то его народ прекратит снабжать нас продовольствием и мы умрём с голоду”.
Вложив мечи в ножны, люди подошли к Самаме и спросили:
“Да что с тобой, о Самама, ты впал в детство, оставив свою веру — веру твоих отцов?!!”
Он ответил:
“Я не впал в детство, а принял лучшую религию... Я стал последователем религии Мухаммада”.
Далее он продолжил:
“Клянусь Владыкой этого Дома, что после моего возвращения в Йамаму, вы не получите оттуда ни одного пшеничного зёрнышка или чего-либо другого из её благ, пока все до единого не станете последователями Мухаммада...”
На глазах у курайшитов Самамаибн Усаль совершил обряд паломничества точно так, как повелел ему Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Он зарезал жертвенное животное для Аллаха, а не для истуканов и идолов, а затем отправился обратно в свою страну. Там он повелел своему народу прекратить поставки продуктов курайшитам. Люди послушно выполнили его приказ, и блага Йамамы перестали поступать жителям Мекки.
* * *
Постепенно блокада курайшитов, установленная Самамой становилась всё жестче. Начался рост цен, люди стали голодать, и впадать в отчаяние. Многие уже всерьёз опасались голодной смерти.
В этой ситуации они направили послание Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в котором писали:
“Мы очень надеемся на тебя, что ты проявишь милосердие к своим родственникам и войдёшь в наше положение в такой тяжёлой ситуации...
Однако ты прервал с нами всякие связи, мечом убивал отцов, а детей умертвлял голодом.
Самама ибн Усаль прекратил поставлять нам продовольствие, чем нанёс нам большой ущерб. Если ты сочтёшь возможным написать ему, чтобы он возобновил поставки нам самого необходимого, то сделай это”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написал Самаме, чтобы он возобновил поставки продуктов. Самама выполнил это указание.
* * *
Всю свою жизнь Самама ибн Усаль был верен своей религии, сохраняя преданность Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предстал пред Всевышним, а арабы группами и поодиночке начали отказываться от религии Аллаха, и когда лжепророк Мусайлима из племени Бану Ханифа начал призывать их уверовать в него, Самама встал на его пути. Он обратился к своему народу со следующими словами:
— О люди Бану Ханифа, остерегайтесь этого тёмного дела, ибо нет в нём никакого света... Клянусь Аллахом, большую беду ниспошлёт Всевышний и Всемогущий Аллах тому из вас,кто пойдёт за лжепророком, и испытание тому, кто не будет следовать ему.
Он сказал также:
— О люди Бану Ханифа, не может быть двух пророков одновременно. Истинно, Мухаммад — Посланник Аллаха, и нет пророка после него. И нет также пророка вместе с ним.
Затем он продекламировал:
“Ха Мим (Восхваляемый, Владыка Чести). Откровение Книги есть от Аллаха, Могучего, Всеведущего.Прощающего грех и Принимающего раскаяние, Строгого в наказании, Владеющего щедротами. Нет божества, кроме Него. У Него — конечное прибежище”. (Верующий, 1—3).
Затем Самама сказал:
— Разве могут быть словами Аллаха то, что говорит Мусайлима:
“О лягушка чистая, не испортишь ты питья, и не замутишь ты воды”.
Объединившись с теми из своего народа, кто сохранил верность Исламу, Самама начал священную войну с вероотступниками во имя Аллаха и возвышения Его слова на всей Земле.
Пусть Всевышний щедро вознаградит добром Самаму ибн Усаля за его преданность Исламу и мусульманам и дарует ему райские кущи, обещанные праведникам.
Bottom of Form
АБУ АЙУБ АЛЬ-АНСАРИ
Дошёл до Константинополя и был похоронен у его стен.
Это великий сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, полное имя которого Халид ибн Зайд ибн Кулайб, родом из племени Бану ан-Наджар.
Прозвище его было Абу Айуб, а происходил он из ансаров.
Кто же из нас, мусульман, не знает Абу Айуба аль-Ансари?!
Память о нём Аллах превознёс на Востоке и Западе и сделал его избранником судьбы, выбрав из всех домов мусульман именно его дом, чтобы в нем поселился благодарный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после его переселения в Медину, что стало предметом его гордости.
Существует целая история о том, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановил свой выбор на доме Абу Айуба, которую приятно пересказывать и повторять.
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, он встретил самый сердечный приём со стороны её жителей, который только может быть оказан прибывшему гостю...
Обращённые на него глаза излучали тепло, свойственное тому, как смотрят друг на друга любящие люди...
Жители Медины открыли Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, свои сердца, и он занял в них самое высокое место.
Однако первое время после своего переселения Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провёл в деревне Куба, расположенной в двух милях от Медины, где построил свою мечеть, которая была первой, основанной на благочестии.
После этого, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился в Медину. Вскоре дорогу ему перегородили вожди Йасриба, каждый из которых стремился получить честь принять в своём доме Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Один за другим они преграждали путь верблюдице со словами:
— Остановись у нас, о Посланник Аллаха, с любым количеством людей и с любым снаряжением. Мы гарантируем тебе любую защиту и полную безопасность.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал им:
— Оставьте верблюдицу, пусть она следует, как ей приказано.
Верблюдица продолжала идти к своей цели, и люди с замиранием сердца следили за ней...