Возможно ли увидеть Аллаха во сне?
Нет разногласия среди ученых в том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) видел своего Господа во сне, и об этом говорится в известном хадисе:«Пришел ко мне мой Господь в наилучшем образе». Ахмад 5/243, ат-Тирмизи 3234. Достоверность хадиса подтвердили имам Ахмад, имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, шейх аль-Альбани. См. “аль-Камиль” 6/345, “ат-Тамхид” 24/325, “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 3234.
Имам ад-Дарими об этом хадисе сказал: “Поистине, этот случай произошел во сне, и во сне возможно увидеть Аллаха Всевышнего в любом состоянии и облике”. См. “ан-Накъд ‘аля аль-Мариси” 2/738.
А что касается вопроса: «Может ли Аллах присниться во сне кому-либо не из пророков?», то большинство имамов считали, что может. Более того, некоторые из них даже передали единогласное мнение относительно этого.
Ан-Науауи говорил, что Къады ‘Ийяд сказал: “Ученые единогласны в том, что возможно увидеть Всевышнего Аллаха во сне”. См. “Шарх Сахих Муслим” 15/25.
А шейхуль-Ислам Ибн Таймия, упомянув о том, что группа из числа му’тазилитов и джахмитов отрицали видение Аллаха во сне, сказал: “Это противоречит тому, в чем единогласны саляфы нашей общины и имамы, и даже разумные люди из числа сынов Адама. Ведь видение Аллаха во сне не является каким-то недостатком, связанным с Всевышним Аллахом”. См. “Баяну тальбис аль-джахмия” 1/73.
Но на самом деле в этом вопросе было разногласие, и иное мнение высказывали не только заблудшие, но и некоторые сторонники Сунны. Например, многие ханафиты считали, что видение Аллаха во сне – это было особенностью лишь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а не всех людей из его общины. См. “Табакъат ас-Сунния фи тараджим аль-ханафия” 1/154, “аль-Куллият” 1/749.
Также о наличии в этом вопросе разногласия передал ханбалитский имам ас-Саффарини, сказавший: “Было разногласие относительно видения Аллаха во сне, но правильное мнение в том, что это возможно”. См. “Ляуами’ аль-ануар” 2/285.
Те, кто считал, что это было особенностью пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не любого человека, говорили, что нельзя проводить аналогию с хадисом на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел Аллаха во сне в прекрасном облике, а значит и другие мусульмане могут это. Ведь это пророк (мир ему и благословение Аллаха), который имел возможность в отличие от иного человека отличить правдивый сон от лживого. А других текстов из Корана и Сунны на это нет, кроме упомянутой аналогии. А в качестве довода сами приводили следующий хадис, говоря что он указывает на отрицание возможности видения Аллаха в этом мире, будь то во сне или наяву: «Поистине, вы не увидите вашего Господа, пока не умрете!» См. «Сахих аль-джами’» № 2312.
Более того, они говорили, что если бы это было возможным, то видение Аллаха во сне передали бы сподвижники, во главе которых Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах). Однако ни от кого из сподвижников не передается, чтобы они видели Аллаха во сне, хотя они были самыми праведными в общине мусульман. А относительно некоторых сообщений от саляфов, что они видели Аллаха во сне, как это передается от Ахмада, от Абу Ханифы и др., то они ответили, что эти высказывания не имеют иснада и нуждаются в уточнении их достоверности.
Однако даже те имамы, которые говорили о возможности видения Аллаха Всевышнего во сне, поясняли важные моменты, связанные с этим:
Необходимо знать, что заявление кого-либо из людей, что он видел Аллаха в Его истинном облике, является ложью!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Кто бы ни сказал из рабов, будь это раннее поколение или позднее, что он видел своего Господа глазами, тот заблуждается по единогласному мнению обладателей знания и имана!” См. “аль-Уасыя аль-кубра” 77.
Шейх Мукъбиль ибн Хади сказал: “Передается от имама Ахмада и других саляфов, что они видели своего Господа во сне. Однако, если какой-либо человек увидел во сне своего Господа и явится с чем-то, что противоречит известным шариатским положениям, то не принимается это от него! Ведь увиденное им может быть как правдивым, так и просто наущением”. См. “Тухфа аль-муджиб” № 68.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Увидеть Аллаха во сне можно только в мире этом, поскольку в мире ином нет сна. И относительно этого сообщается в хадисе, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел своего Господа во сне. Что же касается видения Аллаха во сне кем-либо помимо пророка (мир ему и благословение Аллаха), то я не знаю, утверждено ли это достоверно или нет. Но сообщается, что имам Ахмад видел своего Господа во сне. Также шейхуль-Ислам передавал, что человек может увидеть своего Господа во сне. Это может быть в таком виде, что Всевышний Аллах явит ему сон в виде примера, в зависимости от степени его приверженности к религии. Т.е. он может увидеть благой сон, который станет для него помощью для стойкости в религии”. См. “Ликъа Баб аль-мафтух” 17/30.
Спросили шейха Ибн База: «Каково постановление относительно того, кто заявляет, что он видел Великого Господа во сне? И является ли достоверным то, о чем заявляют некоторые, что имам Ахмад видел Аллаха во сне более ста раз?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и другие имамы упоминали, что возможно человеку увидеть своего Господа во сне. Однако то, что он увидел, не будет таковым на самом деле, потому что Аллах не похож ни на что, как Он сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура 42: 11). Поэтому нельзя Его сравнивать ни с чем из Его творений! Но может быть так, что во сне человек видел, как он разговаривает со своим Господом. А если увидит какой-либо облик, то это не истинный облик Всевышнего Аллаха, потому что ничто не подобно Ему и нет равного Ему. Шейхуль-Ислам упоминал, что в отношении этого положения людей различаются в зависимости от того, кто видел сон. И всякий раз, как видящий сон является самым праведным из людей и благочестивым, то его сон ближе к правильному и правдивому, но не в таком образе, в котором он видел во сне Аллаха. Ведь важная основа гласит, что Всевышний Аллах не подобен ничему и никому! Может человек увидит сон, в котором будет сказано ему что-то, но без какого-либо образа при этом. Сообщается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он видел своего Господа во сне, как это сообщается в хадисе от Му’аза, да будет доволен им Аллах. Хадис об этом передается многими путями, и в нем сказано, что Всевышний Аллах положил Свою руку между лопаток пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он почувствовал холодок в груди. Об этом хадисе написал послание хафиз Ибн Раджаб, назвав его: «Ихтияр аль-ауля фи шарх хадис ихтисам маляиль-а’ля». И в этом хадисе довод на то, что пророки видели Аллаха во сне. Что же касается видения Аллаха в мире этом наяву, то этого нет! От пророка (мир ему и благословение Аллаха) сообщается, что он сказал: «Вы не увидите своего Господа, пока не войдете в Рай!» Этот хадис приводит Муслим в своем Сахихе. А когда самого пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Видел ли ты своего Господа?» Он сказал: «Я видел Свет», как это передал Муслим. И ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, когда ее спрашивали об этом, она говорила, что не увидит никто Аллаха в мире этом, потому что видение Аллаха будет только в Раю, что будет величайшим наслаждением для верующих. Это благо достанется только для верующих в Раю. Что касается видения Аллаха во сне, о чем заявляют многие люди, то это различается в зависимости от положения людей, как сказал шейхуль-Ислам, разнится по причине их праведности и богобоязненности. Может быть и так, что человек воображает себе, что он видел своего Господа, а на самом деле это не так, тогда как это лишь шайтан вводит в заблуждение и говорит, что он господь. Сообщается, что ‘Абдуль-Къадиру аль-Джайляни приснился сон, про трон над водой, и ему было сказано: «Я — твой господь, и я снимаю с тебя обязанности!» Тогда шейх ‘Абдуль-Къадир сказал: «Сгинь, о враг Аллаха, ты не мой Господь, поскольку веления моего Господа не спадают с совершеннолетних!» А что касается видения имама Ахмада во сне своего Господа, то я не знаю о достоверности этого. Было сказано, что он видел, но я не знаю достоверность этого”. См. “Фатауа Ибн Баз” 6/367 (Сокращенно).
Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Баррак сказал: “Что касается видения Аллаха во сне, то это случалось в мире этом, как об этом упоминали ученые. Однако остается вопрос относительно различия между правдивым сном в этом и обычным заявлением. Я не припоминаю, чтобы кто-либо упоминал условия, посредством которых различается истинное видение Аллаха во сне и простого заявления, как например, условия, которые были установлены для тех, кто заявлял, что он видел во сне пророка (мир ему и благословение Аллаха). Нет сомнения в том, что если кто-то посчитает, что увидел во сне своего Господа, то мы не примем это заявление от него, но и не отвергнем, поскольку не имеем того, что будет служить подтверждением или отвержением в этом вопросе. Но мы скажем: «Аллах лучше знает об этом»”. См. “аль-Фатауа” № 17495.
Также можно привести очень важные и полезные фатуа шейха Ибн ‘Усаймина по данному вопросу:
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Что касается видения Аллаха во сне, то передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел Его во сне. А что касается не пророка, то от имама Ахмада передается, что он видел Аллаха во сне, но Аллаху ведомо, достоверно ли это или нет? Однако, мы не нуждаемся для руководства в том, чтобы видеть во сне Всевышнего Аллаха. Но мы нуждаемся в том, чтобы читать Его слова (Коран) и жить по ним. Ведь посредством этого Он словно обращается и разговаривает с нами! Поэтому Он ниспослал Коран Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и нам вместе с ним, чтобы мы жили по нему. И не следует тебе увлекать себя этими вещами, потому что ты не обретешь этим желаемого результата, однако тебе следует следовать Корану и Сунне и жить по ним!” Сл. “Ликъа Баб аль-мафтух” № 213.
А в другой встречи «Ликъаат Баб аль-мафтух» шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Я в сомнении относительно того, что передают от имама Ахмада или от других, кто видел Аллаха Всевышнего во сне. Что же касается иной жизни, то верующие увидят своего Господа воочию, и прошу Аллаха сделать нас из их числа!”
Шейх Ибн ‘Усаймин также говорил: “Что касается видения Аллаха во сне, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел Его во сне. Однако сможет ли увидеть и другой? Передают, что имам Ахмад видел своего Господа во сне, и некоторые ученые говорили, что это возможно. Я не знаю, Аллах знает лучше. Но я опасаюсь, что если эта дверь будет открыта, то начнут входить через нее суфийские шейхи и им подобные, говоря: «Вчера я видел Господа, сидел с ним и мы разговаривали», а затем будут рассказывать небылицы, не имеющие основы! Я считаю, что важнее закрыть эти двери”. Сл. “Ликъа Баб аль-мафтух” 3/418.
Это очень важное наставление шейха Ибн ‘Усаймина, да смилуется над ним Аллах.
8 О том, что шайтан не может явиться во сне в образе пророка (мир ему и благословение Аллаха).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Увидевший меня во сне, увидел меня и наяву, ибо шайтан не может принимать мой облик». аль-Бухари 6993, Муслим 2266, 2267.
Тут важно отметить: то, что шайтан не может явиться во сне в образе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не говорит о том, что шайтан не может явиться в ином обличии к тому, кто никогда не видел пророка (мир ему и благословение Аллаха) и заявить, что он – пророк!
Имам Закария аль-Ансари говорил: “Нет ничего невозможного в том, что иблис может назвать себя пророком и повелеть что-либо из благодеяний спящему, чтобы привести его к запретному!”. См. “Файдуль-Къадир” 6/172.
Поэтому саляфы расспрашивали людей, говоривших о том, что они видели во сне пророка (мир ему и благословение Аллаха), каким именно они его видели?
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Когда Мухаммаду ибн Сирину приходил кто-либо и рассказывал ему, что он видел во сне пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он говорил: “Опиши мне его”. И если этот человек описывал его признаками, которые были неизвестны ему, то он говорил: “Ты не видел его!” Иснад этого сообщения достоверный. Также я нашел еще одно свидетельство, подкрепляющее правильность этого. Это то, что приводит аль-Хаким от ‘Асыма ибн Куляйба, передавшего со слов своего отца: “Я сказал Ибн ‘Аббасу: “Я видел во сне пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. Тогда он сказал: “Опиши мне его”. И я сказал, что он был похож на Хусейна ибн ‘Али (внука пророка). Тогда он сказал: “Ты действительно видел его”. Иснад этого сообщения хороший”. См. “Фатх аль-Бари” 16/328.