Автор: Шейх Абдур-Раззак бин Абдуль-Мухсин аль-Бадр
Тема этой лекции, или то о чем я буду говорить, будет полезна для всех нас, даже если я сам проявлю в этом больше упущений, чем вы. И еще раз повторюсь, что в этом нуждается каждый из нас, т.к. многие из нас стремятся к благим делам, но не у всех это получается. Кто-то стремится к молитве, кто-то к благочестивому отношению к людям, но, к сожалению не всем Аллах открывает двери этих дел. Итак, тема этой лекции: что нужно для того, чтобы Аллах открыл тебе эти виды добра, или как сделать так, чтобы по причине тебя Аллах кому-то открыл то, в чем он нуждается.
Прошу Аллаха, чтобы Он поддержал меня в том, о чем я буду говорить, прошу, чтобы оно соответствовало истине и чтобы Аллах не оставил меня самому себе, т.к. знаний и правильного понимания у меня не много. И так же прошу Аллаха, чтобы Он сделал то, о чем я буду говорить в нашу пользу, а не против нас. Ведь Он Слышащий, Отвечающий.
О, мои достопочтенные братья!
Ибн Маджа передал в своей «Сунне», а так же ибн Асим в своей книге, и многие другие ученые, хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который передал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что тот сказал:
«Поистине, среди людей есть те, кто являются ключами к добру и замками к злу. И среди людей есть те, кто являются ключами к злу и замками к добру. Да будет Туба (дерево в Раю) тем, кого Аллах сделал ключами к добру в его руках и горе тому, кого Аллах сделал ключами к злу в его руках».
И подобных этому великому хадису высказываний Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые подтверждают содержание и смысл этого хадиса, множество.
Например, хадис, который приводится в «Сунне» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах:
«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо группы людей и сказал:«Не сообщить ли вам о лучшем и о худшем из вас?» Сидевшие в этом собрании замолчали, тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повторил трижды, после этого сидевшие сказали: «Конечно, о, посланник Аллаха, сообщи нам о лучшем из нас и о худшем из нас». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим из вас является тот, от которого не ожидаешь ничего, кроме добра и от которого не ждешь зла. А худшим из вас является тот, от которого не ожидаешь добра и от зла которого не находишься в безопасности». И так же хадис от Абу Мусы Ашари.
О, мои дорогие братья, поистине каждый мусульманин, желающий счастья, спасения для своей души в мире этом и в мире вечном, когда слышит этот великий хадис, без сомнений, что его сердце содрогается, желая быть ключом к добру, и страшится стать ключом ко всякому злу.
И нет такого мусульманина, который бы не хотел для своей души быть ключом к добру и не быть ключом к злу, который бы не желал для своей души быть из обладателей дерева Тубы и не быть среди тех, кому Аллах обещал горе и великое наказание.
И душа, мои дорогие братья, когда желает и стремится к чему-то, то необходимо чтобы она прилагала усилия для осуществления этой цели. Так как недостаточно одного только желания и стремления, в первую очередь необходимо понять сущность вопроса, затем выполнить следующие причины для достижения этой цели и, самое главное, просить у Аллаха помощи в этом.
Теперь давайте перейдем, мои дорогие братья, к самой теме, а именно: «каким образом ты можешь стать ключом к добру».
Данный вопрос является великим и очень важным, в котором нуждается каждый из нас. И он будет строиться на следующих пунктах, по причине которых человек может стать ключом к добру и замком от зла.
1 Первое (и это самое главное): это то, что необходимо знать и помнить каждому, что Открывающий — это Аллах, являющийся лучшим из открывающих.
«Аль-Фаттах» — это одно из имен Всевышнего. И является обязательным для каждого мусульманина, уверовавшего в Аллаха и во все Его совершенные имена, среди которых Его имя — «Аль-Фаттах», искать Его довольства, поклоняясь Ему посредством Его прекрасных имен, делая это в соответствии со словами Всевышнего: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (Сура «аль-Аграф», аят 180).
Ду’а (мольба) к Всевышнему Аллаху, посредством Его имен, охватывает в себе ду’а масала и ду’а ‘ибада.
Ду’а ‘ибада (поклонение):
а) осуществляется со стороны понимания этого имени, познанием того смысла, на которое оно указывает;
б) подтверждением атрибута, содержащееся в данном имени;
в) а так же осуществлением поклонения, которого требует от себя это имя.
Имя Всевышнего «Аль-Фаттах» — великое имя и оно приводится в Коране дважды:
Первое в словах Всевышнего при упоминании мольбы Шугайба, мир ему:
«Господь наш! Открой истину между нами и нашим народом, ведь Ты — Наилучший из открывателей» (Сура «Аль-Аграф», аят 89).
И второе в словах Всевышнего: «Скажи: «Наш Господь соберет всех нас, а потом откроет нам (рассудит между нами по истине) истину, ибо он Открывающий» (Сура «Саба», аят 26).
Имя Всевышнего «Аль-Фаттах» указывает на атрибут (описание) Всевышнего — а это «фатх» открывание.
И этот великий атрибут содержит в себе много смыслов, которые упоминают ученые. Из них — открытие Всевышним для своих рабов шариата, так же открытие для своих рабов вознаграждения, или открытие для своих рабов каких-либо мирских благ.
Как сказал Всевышний: «Какую бы милость не открыл Аллах для своих рабов, то никто не сможет ее удержать, а какую бы милость не удержал, то никто не сможет открыть после Него. Ведь Он Могущественный, Мудрый» (Сура «Фатыр», аят 2).
Так как Он — «Аль-Фаттах» — Открывающий.
Поэтому, первым шагом в достижении этой цели для того, кто хочет стать ключом к добру и замком от зла, является обращение к Открывающему, являющемуся лучшим из открывателей, чтобы Он открыл для тебя двери благ. Будучи смиренным перед Ним, желая своей цели, будучи правдивым с Всевышним Аллахом, так как Аллах не отвергает мольбу Своего раба, когда он взывает к Нему.
И это является первым шагом. Ведь открытие всех благ принадлежит одному Аллаху. Открытие для тебя полезных знаний, праведных дел, достопочтенных нравственных качеств. Как сказали некоторые из наших предшественников: «Поистине, хорошие нравы являются даром Аллаха, и поистине, если Аллах полюбит Своего раба, то одарит его ими. И Аллах, Свят Он и Велик, разделил между Своими рабами нравы, ризк (средства к существованию), дела. И все это от Аллаха».
И поэтому, первой вещью на этом пути является полное обращение к Всевышнему Аллаху. И невозможно достичь знаний или приобрести правильное понимание, или достичь хороших нравов, или выполнения поклонения и тому подобное, кроме как если тебе не откроет Аллах.
И как прекрасно сказал Муттараф ибн Абдуллах, который является из ученых таби’инов: «Если бы вынуть мое сердце и положить его на мою левую руку и собрать все благие нравы в моей правой руке, то я не смог бы положить что-то из этих нравственных качеств в мое сердце, кроме как если Аллах сам не положит их в мое сердце». То есть все зависит от Аллаха.
И поэтому бывает так, что человек слышит наставления и очень много вещей, которые принесут ему пользу как в жизни этой, так и в жизни вечной, слышит о дверях добра, благочестия, счастья, но его душа не приобретает пользы, сердце так и продолжает оставаться черствым.
И тауфик (помощь от Аллаха в поклонении) в руках Аллаха и нет ни у кого силы и мощи, кроме как у Аллаха.
2 Второй пункт, по причине которого человек становиться ключом к добру и замком от зла, являющийся большим ключом к добру — это таухид (единобожие Аллаха) и искреннее поклонение Ему Одному.
Таухид является ключом ко всякому добру, так же таухид является ключом от Рая.
И как пришло в хадисе, который передал имам Ахмад в «Муснаде» от Му’аза ибн Джабаля, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ключ к раю — Ля иляха илля Лллах (нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха)».
Что касается этого хадиса, есть разногласия в его достоверности, но смысл, который он в себе содержит, без сомнения, — истина. И доводов на это, подкрепляющих этот хадис, множество. Я не буду приводить их все, ограничусь лишь хадисом, который привели Бухари и Муслим от Умар ибн Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: „Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник“ (Ашхаду алля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарикя ляху ва ашхаду анна Мухаммадан ’абдуху ва расулюху), — обязательно откроются восемь врат Рая, и войдёт он, через какие пожелает».
Значит таухид — ключ к Раю. И тот, кто не придет к Аллаху с таухидом, тому не будут открыты двери Рая. И поэтому Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам»(Сура «аль-Аграф», аят 40).
То есть в Рай невозможно войти без единобожия. И как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не войдет в Рай никто, кроме души верующей».
«Ля иляха илля Ллах» — это слово единобожия и это ключ к Раю, как мы говорили об этом ранее.
Но не стоит забывать, что это слово поможет лишь тогда, когда раб будет делать дела в соответствии этому слову, делать то, что требует от тебя это слово. Как привел Бухари в своей книге «Сахих» от Ухба ибн Мунаббиха, что его спросили: «А разве «Ля иляха илля Ллах» не является ключом к Раю? Он ответил: «Конечно, но нет такого ключа, у которого не было бы зубчиков, и если ты будешь открывать дверь таким ключом, у которого они имеются, то она тебе откроется, а если их нет, то не откроется».
Этим самым он хотел сказать об условиях «Ля иляха илля Ллах», без которых оно не принесет пользы говорящему, если он их не выполнит. Как это пришло в книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть семь условий, которые упоминают ученые в своих книгах по таухиду, разбирая доводы на каждое из них.
Я не буду углубляться в подробности каждого из этих условий, ограничусь лишь их перечислением:
•знание, которое противоречит невежеству;
•убежденность, которая противоречит сомнению;
•правдивость, которая противоречит лжи;
•искренность, которая противоречит ширку;
•любовь, которая противоречит ненависти;
•следование, которое противоречит оставлению
•и принятие, которое противоречит отрицанию.
Один из ученых собрал все эти условия в одном стихе, который называется «Сулламул-усул»:
«Знание, убежденность, принятие и следование и знай о том, что скажу — а это правдивость и искренность, и любовь и поможет тебе Аллах в том, что полюбил».
Значит слова эти — великие, ведь слова единобожия являются ключом к Раю. И является обязательным для каждого, кто стремится стать ключом к Раю, держаться единобожия должным образом, усовершенствовать свою искренность перед Аллахом (т.е. быть искренним с Ним).
Желая во всех своих праведных делах лика Аллаха, прибегая к Нему своим поклонением, хорошими нравами к людям.
Как сказал Аллах: «Поистине, ведь Мы кормим вас только ради лика Аллаха и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности»(Сура «Человек», аят 9).
То есть люди делают праведные дела, не желая взамен ничего, кроме как достичь награды от Всевышнего и обещанного Аллахом Рая, который Он обещал своим искренним рабам.