Обязательность отмеривания и отвешивания сполна
عنِ ابنِ عباسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ : لَمَّا قَدِمَ النَّبِيrالمَدِينَةَ كَانُوا مِنْ أَخْبَثِ النَّاسِ كَيْلاً فَأَنْزَلَ اللهُ سُبْحَانَهُ:âوَيْلٌ لِّلْمُطَفِّفِينَá، فَأحْسَنُوا الْكَيْلَ بَعْدَ ذَلِكَ .
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Когда пророк, , приехал в Медину, люди, (которые там жили), обвешивали и обмеривали покупателей как никто иной, но после того, как Аллах, слава Ему, ниспослал:
â×@÷ur tûüÏÿÏeÿsÜßJù=Ïj9 á
«Горе обвешивающим (других)...»[59], они стали отмеривать и отвешивать должным образом.[60]
а) Передатчик этого хадиса
Передатчиком этого хадиса является видный сподвижник ‘Абдуллах бин ‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб бин Хашим из рода хашим племени курайш. Он являлся наиболее выдающимся факихом и улемом этой общины и относился к числу наиболее достойных сподвижников. ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передавший большое количество хадисов, умер в Таифе в 68 г. х. в возрасте семидесяти двух лет.
б) Общий смысл этого хадиса
Высокие принципы ислама требуют отмеривать и отвешивать товар сполна, придерживаться правдивости во взаимоотношениях с людьми и уважать законные права каждого из тех, кто имеет право на что-либо. Эта религия запрещает обмеривать, обвешивать и прибегать к обману, ведь Аллах Всевышний сказал:
â×@÷ur tûüÏÿÏeÿsÜßJù=Ïj9 ÇÊÈ tûïÏ%©!$# #sÎ) (#qä9$tGø.$# n?tã Ĩ$¨Z9$# tbqèùöqtGó¡o ÇËÈ #sÎ)ur öNèdqä9$x. rr& öNèdqçRy¨r tbrçÅ£øä ÇÌÈ á
«Горе обвешивающим (других), которые берут сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами отмеривают или отвешивают, то причиняют (другим) убытки!»[61]
Толкователи Корана указывают, что когда посланник Аллаха, , приехал в Медину, жители этого города обмеривали и обвешивали покупателей, себе же отмеряли полной мерой. Они указывают также, что в Медине жил человек по имени Абу Джухайна. У него были две меры, одну из которых он использовал, чтобы отвешивать себе сполна, а другую - для того, чтобы обвешивать других. Аллах Всевышний, слава Ему, судил, чтобы мусульманин придерживался справедливости и не обманывал других, отвешивая или отмеривая покупателям товар. Он должен быть правдивым, чтобы жизнь его в этом мире была благословенной, а в мире вечном он заслужил бы великую награду, поскольку тот, кто занимается обмериванием и обвешиванием людей, навлекает на себя гнев и наказание Аллаха в обоих мирах. Именно это постигло живших прежде людей, которые брали себе сполна, другим же старались дать меньше, чем было положено.
в) На что указывает этот хадис
1. Этот хадис побуждает мусульман отмеривать и отвешивать товар сполна, а также придерживаться правдивости во взаимоотношениях с людьми.
2. Мусульманин должен желать себе того же, чего он желает другим.
3. Запретно прибегать к обману как в торговле, так и во всех прочих делах.
4. Тем, кто обмеривает и обвешивает людей, грозит гибель.
г) Вопросы
1. Чего требуют принципы ислама? Что запрещается делать тому, кто взвешивает или отмеривает товар?
2. Какое наказание ждет того, кто обмеривает и обвешивает людей?
3. Что приобретает тот, кто отмеривает и отвешивает товар должным образом?
18-й хадис