Часть 1. христианство на руси: до и после реформ никона
Часть 1. ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ: ДО И ПОСЛЕ РЕФОРМ НИКОНА
Заметки на полях об Арианстве
Википедия: Арианство — одно из ранних течений в христианстве в IV—VI века н. э., утверждавшее начальную тварность Бога-Сына, позднее — неединосущность его с Богом-Отцом. Получило название по имени основоположника учения, александрийского священника Ария, умершего в 336 году.
Там же: По приказу Константина в г. Никея в 325 году был созван I Вселенский Собор, на котором в качестве символа веры (Никейский символ) было принято учение о единосущности Сына Отцу, арианство было осуждено, Арий изгнан, его книги были сожжены.
Основные положения ариан:
1 ариане не признавали Иисуса Богом, а лишь первым из равных — посредником между Богом и людьми;
2 отвергали идею о троичности Бога;
3 Иисус не существовал всегда, т.е. существует его «начало бытия»;
4 Иисус сотворён из небытия, так как до этого его не было;
5 Иисус не может быть равен Отцу-Богу, т.е. не единосущ, а подобосущ.
Отметим один существенный момент:
Арианство — это вероисповедание раннего христианства.
Получается, что князь Владимир принял христианство арианского толка. Дополнительным свидетельством того, что на Руси было арианство, может служить приведённое ниже изображение царя Ивана Грозного, на груди которого виден арианский крест:
Портрет Ивана Грозного из коллекции вологодского краеведческого музея. http://www.zoroastrian.ru/node/655)
Историк А.Г. Кузьмин в своей книге «Начало Руси. Тайны рождения русского народа», также поддержал версию, что раннее христианство на Руси носило арианский характер.
Первые упоминания о присутствии церковных структур на территории Руси, подчинённых греческому патриаршеству, относятся только к XII веку.
Википедия:
«За период от 969 до 1118 гг. не сохранилось ни одного списка епархий Константинопольского патриархата. В списке от 1170 до 1179 года Киевская митрополия значится на 62-м месте».
Д. Флетчер в своей работе «О государстве русском» пишет, что по польским преданиям 990 года, Владимир принял христианство, а собственное сказание русских говорит о 1300 году. Т.е. говорить о «крещении Руси» ранее XII века нет никаких оснований. Основываясь на датировке памятников и захоронений, можно прийти к выводу, что крещение было в XII—XIII веках (см. работу М.Г. Маркабова «Датировка крещения Руси и древнерусское искусство»).
Вероятнее всего, христианство на Руси в X веке присутствовало, но существовало мирно со всеми остальными вероисповеданиями и носило арианский характер. В дальнейшем стало появляться вероисповедание византийского толка, и первопроходцем в этом деле мог стать Киев. Новая вера пришла не на пустое место, а на сложившуюся к тому времени систему отношений. Во многом пришествию новой веры способствовали отсутствие у Руси своего проекта глобальной значимости, в основу которого могли быть положены принципы единобожия (единый Бог славян — Род) и справедливости, сформированные в Русской цивилизации к тому времени, а также деградация жреческой власти.
В итоге некоторые русские князья приняли идеологию исторически сложившегося христианского вероучения византийского толка. В этой идеологии их прельщали нормы, в основу которых, по сути, были заложены принципы рабовладения и паразитизма правящим «элитарным» меньшинством над большинством простолюдинов, а также роскошь и изобилие, в которой жили правители Византии.
На Руси, в докрещенский период, рабства, как социального явления, не было. И только в 1649 году (за 5 лет до церковного раскола на Руси и внедрения латинской модификации христианства — об этом см. ниже) Соборным Уложением было закреплено на государственном уровне крепостное право — система правоотношений, вытекавшая из зависимости земледельца, крестьянина от владельца земли. Всё в соответствии писанию апостола Павла:
«5. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
Крещение Руси (часть 3): Краткий экскурс в древнейшую историю славян
Крещение Руси летописно привязано к 988 году, хотя сам процесс носил продолжительный и сложный характер, поскольку христианство пришло не на пустое место, а в какую-то сложившуюся в течение многих веков систему отношений. Почему оно смогло укорениться на новой почве, а старая система отношений — ушла в прошлое? Ведь единобожие было известно славянам и до христианства: существовал культ единого Бога — Рода. Однако наряду с этим были и другие верования подобно тому, как сегодня есть множество различных сект от больших доминирующих в государстве до мелких малоизвестных.
Почему же именно христианство укоренилось на Руси? Гражданская война или так называемые «княжеские междоусобицы» начались по причине прихода христианства или противоречия назревали и до крещения? Что было их причиной? Мы считаем, что главная причина принятия христианства — это неспособность волхвов вовремя разработать концепцию глобальной значимости и сделать доступными для всех людей на Земле принципы справедливой этики, которая начала складываться на Руси. Как следствие волхвы были вписаны в западную концепцию управления и, не сумев предъявить обществу альтернативу, сошли с арены под воздействием более эффективной концепции, хотя и с порочной этикой. Князья и бояре оказавшись на вершине власти автоматически и не будучи концептуально властными, не понимая сути происходящего, тем не менее стали искать идеологические подпорки и нашли их в христианском вероучении. Отчасти мы эти процессы рассмотрели в предыдущих статьях о крещении Руси http://inance.ru/2015/06/kreschenie-01/ и http://inance.ru/2015/06/kreschenie-02/.
Бронзовый век славян
Прародину славян в расцвет бронзового века (в середине II тысячелетия до нашей эры) следует размещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса протяжённостью с севера на юг около 400 километров, а с запада на восток около полутора тысяч километров располагалась так: её западная половина подпиралась с юга европейскими горами (Судетами, Татрами, Карпатами), а на севере доходила почти до Балтийского моря. Восточная половина праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси. Восточные границы менее ясны: тшинецкая культура здесь охватывала Средний Днепр и низовья Десны и Сейма.
http://i013.radikal.ru/1104/94/78e8cd1fe4d0.png
Жили славяне небольшими деревнями, расположенными в два порядка. Хозяйство велось на основе четырёх отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Орудия труда — топоры, ножи, серпы — делались ещё из камня. Бронза применялась главным образом для украшений, а из хозяйственного инвентаря только для долот, нужных в деревянном строительстве.
Погребальный обряд был связан с идеей переселения душ: телам умерших придавали позу эмбриона, как бы подготавливая покойника ко второму рождению. Социальные различия не прослеживаются, то есть расслоения не было, как не было и рабства.
Наиболее богатым районом (его иногда выделяют в особую, комаровскую, культуру) были земли в Прикарпатье, где имелись залежи соли, высоко ценившейся в первобытную эпоху. Археологические памятники тшинецко-комаровской культуры образуют несколько отдельных скоплений, которые, возможно, являлись землями союзов соседствующих друг с другом славянских племён.
http://s14.postimg.org/esxe8mqcx/hydronyms.jpg
Ещё до появления скифов-иранцев в степях Восточной Европы здесь, на краю степи, в удобной для земледелия лесостепной зоне, защищенной от степняков островами лесных массивов, на старой территории тшинецкой праславянской культуры, местное славянское население прогрессивно развивается. На рубеже II—I тысячелетий до нашей эры они уже знали плужное земледелие, резко поднявшее всю систему хозяйства и позволившее к VI—V векам до нашей эры перейти к систематическому экспорту хлеба в Грецию через черноморский порт Ольвию, который греки называли торжищем борисфенитов (днепрян). Систематичность экспорта может говорить и о единстве экономической, а значит и политической жизни на этом пространстве.
Археологическим соответствием среднеднепровскому славянству в эпоху этого подъёма является так называемая чернолесская культура рубежа бронзового и железного веков. Её славянский характер непреложно следует из работ известного советского лингвиста О. Н. Трубачева: составленная Трубачевым карта архаичных славянских названий рек во всех деталях совпадает с областью чернолесской культуры.
Железный век
Вторым и чрезвычайно важным элементом прогресса было открытие железа. Если в бронзовом веке племена, не располагавшие залежами меди и олова, вынуждены были привозить металл издалека, то с открытием железа они необычайно обогатились, так как тогда использовалась болотная и озёрная руда, имевшаяся в изобилии во всех славянских землях с их многочисленными болотами, речками и озёрами. По существу, славяне перешли в железный век из каменного.
Перелом был весьма значителен. Он отразился и в древнем славянском эпосе о богатырях-кузнецах, кующих гигантский плуг в 40 пудов и побеждающих зловредного Змея, нападающего на славян. Под эпическим образом Змея подразумевались кочевники-киммерийцы X—VIII веков до нашей эры, нападавшие на славянские области Среднего Поднепровья. Киммерийцы были воинственными племенами, наводившими страх на различные народы и государства от Ближнего Востока до низовий Дуная. Обороняясь от них, славяне приобщились к событиям мировой истории. Вплоть до наших дней по берегам рек, впадающих в Днепр, сохранились как остатки древних огромных крепостей предскифского времени, в которых славяне могли оборониться во время наездов киммерийского «Змея», так и остатки древних валов, носящих до сих пор примечательное название «Змиевы валы» (Б.А. Рыбаков. Рождение Руси http://www.lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/russ.txt_with-big-pictures.html#).
Господствующие представления о всеобщей дикости, племенной раздробленности, якобы царивших на Руси в эти времена сформированы церковниками и «варягами» послепетровских времён — академиками-иностранцами, не всегда умевшими хотя бы читать по-русски (а тем более — по-древнерусски), чьи чувства были глухи к жизни народов России. Против «варяжских» воззрений на древнюю Русь возражал ещё М.В.Ломоносов. Но наиболее убедительно они опровергаются археологией: Змиевы валы́, тянущиеся по югу нынешней Украины, — их неоспоримое опровержение. 12 мая 2004 года по Первому каналу российского ТВ был показан документальный фильм о Змиевых валах «Славянские пирамиды». Фильм доступен в Интернете, в частности по ссылке: http://video.yandex.ru/users/arni-raj/view/701/.
Датируют валы как правило с 3 века до н.э. по 7 век н.э. Они могли достраиваться и возникать вновь во всё то долгое время, когда пахарям приходилось обороняться от степняков-кочевников и в глубокой древности, и в средние века, но даже официальная версия относит их строительство ко временам начала нашей эры, задолго до «призвания варягов» и крещения.
http://ic.pics.livejournal.com/ibigdan/8161099/5236782/original.jpg
Создание и эксплуатация стратегической фортификационной системы протяжённостью в тысячу километров с глубиной эшелонированной обороны до 200 км в условиях дикости и племенной раздробленности невозможно.
Это требует высокой культуры, эффективной и быстродействующей организации, охватывающей население огромной территории, что просто невозможно без единой государственности.
http://www.organizmica.org/archive/804/pic-081.jpg
Начало новой эры
К рубежу нашей эры сарматы свирепствовали на всем тысячевёрстном пространстве причерноморских степей. Возможно, что сарматские набеги и увод в плен земледельческого населения стимулировались Римской империей, которая в своем широчайшем завоевательном размахе (от Шотландии до Месопотамии) нуждалась в огромных контингентах рабов для самых разнообразных целей — от пахарей до гребцов во флоте.
«Женоуправляемые» сарматы, прозванные так из-за сильных пережитков матриархата у сарматской знати, тоже оставили свой след в славянском фольклоре, как и киммерийцы: в волшебных сказках сохранились повествования о Змеихе, о змеиных женах и сёстрах, о Бабе Яге, жившей не в лесной избушке на курьих ножках, а в подземелье близ моря, в знойной приморской стране враждебного «Девичьего царства», где отрубленные «русские головушки торчат на тычинушках»
О Змие и календаре
Есть мнения, что образ Змея более древний и берёт своё начало из противостояния народов Древнейшей Руси и Древнейшего Китая, где Дракон — древний символ страны. Когда-то давно в древности противостояние закончилось заключением мирного договора, от которого и стали считать лета новой, мирной эры.
Указом Петра I старый календарь был отменён. 20 (30) декабря 7208 года от сотворения мира (с момента заключения мира между Русью и тогдашним Китаем) был выпущен царский указ «О праздновании Новаго года», который объявлял о введении летоисчисления от Рождества Христова и предписывал всем впредь использовать новый календарь и считать этот год 1700, как то имело место в Европе (http://www.bibliotekar.ru/calendar/29.htm). Таким образом введение нового календаря «обрезало» нашу историю на добрых 5000 лет. Некоторые всё же помнят. Так в Поморье в 2006 году отмечали Новый 7515 год от сотворения мира (http://www.vesti.ru/doc.html?id=85674), да и 14 сентября наступит Новый 7524 год (https://ru.wikipedia.org/wiki/2015_%D0%B3%D0%BE%D0%B4).
Сарматский натиск, продолжавшийся несколько столетий, привёл к упадку славянских земель и к уходу населения из лесостепи на север, в лесную зону. Здесь, в густых лесах, защищенных от вторжений непроходимыми пространствами болот, начинают возникать новые славянские центры, оставившие многосотенные кладбища, где захоронения совершены по обряду сожжения, подробно описанному Нестором.
Сразу за широкой полосой припятских и нижне-деснинских болот, севернее их, в полной недоступности от сарматского юга в земле древних невров мы видим большие новопостроенные крепости (вроде Горошкова на Днепре, между устьями Сожа и Березины), которые могли быть центрами дреговичей — «болотников» («дрыгва» — болото).
К первым векам нашей эры относятся наиболее ранние сведения античных авторов о славянах-венедах. К сожалению, они очень мало дают нам сведений о восточных славянах, заслонённых от взгляда античных писателей сарматами, дошедшими уже до Среднего Дуная, и лесами, в которые попрятались славяне, расселившиеся из пределов древней прародины.
Новый и очень яркий период в истории славянства связан как с постепенным преодолением результатов сарматских наездов, так и с новыми событиями европейской истории в первые века нашей эры. Многое в истории Старого Света связано в это время с возрастающим могуществом Римской империи. Рим оказал сильное влияние на германское население и часть западных славян на Рейне, Эльбе и Одере. Римские легионы овладели греческими городами в Северном Причерноморье и использовали их как рынки закупки местного хлеба и рыбы.
Особенно усилились связи Рима с народами Восточной Европы при императоре Марке Ульпии Траяне (98—117 годы нашей эры), когда римляне покорили всю Дакию и заставили её население говорить на «ромейском», латинском языке. Империя стала непосредственной соседкой славянских земель, где благодаря такому соседству вновь активно развилось экспортное земледелие, и притом в крупных масштабах.
О размахе славянского экспорта II—IV веков мы можем судить, во-первых, по огромному количеству кладов римских монет в земледельческой славянской лесостепи. Приток римского серебра резко возрос именно при Траяне, и высокий уровень держался на протяжении нескольких веков. Недаром автор «Слова о полку Игореве», упоминая далекие времена благоденствия, назвал «века Трояновы»…
В «трояновы века» славяне Среднего Поднепровья (северная лесостепная половина так называемой черняховской археологической культуры) пережили новый и весьма ощутимый подъём. Развилось ремесло, появился гончарный круг, домницы для варки железа, ротационные жернова. Славянская знать широко пользовалась импортными предметами роскоши: лакированной столовой посудой, украшениями, различными предметами быта. Возрождалась ситуация, близкая к той, которая существовала до сарматского нашествия, в эпоху расцвета соседней скифской державы.
Одним из торговых центров на Днепре было место будущего Киева.
В связи с экспортным земледелием наладились вновь пути на юг, к Чёрному морю. Римские дорожные карты упоминают венедов в низовьях Дуная, а в середине III века часто упоминаются и военные морские походы, в которых наряду с готами (южная приморская часть черняховской культуры) участвуют и какие-то «скифы», в которых, по всей вероятности, следует видеть юго-восточную часть славянства.
Следует отметить, что уже в II—IV веках, до нашествия гуннов (около 375 года), у южной части восточных славян, занимавшей те же самые плодородные лесостепные пространства, где были в свое время расположены «царства» сколотов-земледельцев, можно говорить о наличии государственности. В пользу этого говорит и богатство славянской знати, основывавшееся на экспортном земледелии, и появление «огнищ» — больших домов для челяди, и неукреплённость сёл при наличии общегосударственной оборонительной линии, и начало дружинных походов далеко за пределы своей земли (Б.А. Рыбаков. Рождение Руси http://www.lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/russ.txt_with-big-pictures.html#).
Открытие процесса глобализации и жрецы Руси
В прошлом процесс глобализации был для многих не очевиден, и соответственно, те, кто не учитывали этот процесс, вписались в планы тех, кто понимал, что такое глобализация и как ею управлять. Впервые процесс глобализации был открыт в Древнем Египте. Там впервые один из жрецов заметил, что информационно-финансовые центры древнего мира укрупняются, вбирая в себя всё больше связей и проходящих через них путей следования товаров, исходя из чего сделал вывод о том, что в будущем человечество неизбежно объединиться.
Это было поразительным открытием для того времени, но более поразительным было другое открытие, сделанное может и тем же жрецом, может и коллективом жрецов Египта — они открыли, что можно управлять глобализацией, то есть можно выбрать субъективную концепцию, в соответствии с которой можно будет объединить человечество.
http://img11.nnm.me/0/f/b/c/9/75f5cef0db6badec7f347fd9bd3.jpg
Так, пройдя первые этапы полной функции жречество Древнего Египта впоследствии разработало первую концепцию глобализации человечества, которую мы знаем под названием Библия. Поскольку они были первыми, то они получили существенное преимущество перед теми, кто не осознавал ни глобализации, ни того, что ею можно управлять. Жреческие центры древнего мира выполняли полную функцию управления по отношению к локальным территориям своих региональных цивилизаций, а египетские жрецы осуществили управление по полной функции в отношении всего человечества, автоматически вписав таким образом все прочие региональные концепции управления в свою. Именно поэтому многие региональные цивилизации в прошлом и многие страны в настоящее время лишились своей управленческой верхушки — они не смогли выйти на уровень глобальной ответственности, не смогли преобразить свои местячковые концепции управления в глобальные концепции управления глобализацией в целом. Именно эта катастрофа постигла и жрецов Древней Руси по каким-то причинам не пожелавшим взять на себя глобальную ответственность за судьбу всего мира.
Если смотреть на крещение Руси из Византии, как представительницы библейской (западной) цивилизации, то она безуспешно на протяжении нескольких веков стремилась подчинить себе идеологически «северных варваров», поскольку устала с ними воевать. Но к крещению Русь привели не столько усилия Византии, сколько обострение кризиса её собственной жреческой власти.
Во времена посещения Руси в I веке апостолом Христа Андреем Первозванным жреческая власть была дееспособна, и потому он не стал крестителем Руси, хотя и запомнился русичам. Но неадекватно прореагировав на свидетельства Андрея Первозванного, принёсшего жрецам по сути весть о наличии в мире концепции глобального уровня, жреческая власть ступила на путь медленной деградации, в попытках как-то адаптироваться к первой концепции глобализации, в то время по большей части изложенной в книгах и законах для иудеев, вследствие чего к концу первого тысячелетия утратила дееспособность. Княжеско-боярская корпорация (в период до становления государственности она была профессиональной корпорацией управленцев и играла роль общецивилизационной законодательно-исполнительно-судебной власти, подчинённой слову жречества), осознав недееспособность жречества, стала искать идейного руководства за рубежом и нашла его в лице византийской церкви. В результате состоялось крещение Руси Владимиром, чем были удовлетворены интересы и Византии, и княжеско-боярской корпорации Руси.
Культур компактно-общинного проживания в доисторической и раннеисторической древности было много. Но русская культура — если не единственная, то одна из немногих, в которой жречество не обособилось от остального народа ни корпоративно, ни сословно. По отношению к этому факту, все прочие обстоятельства носят подчинённый или сопутствующий характер (т.е. имеют чисто формальное значение), если соотноситься с полной функцией управления по отношению к обществу. Именно это обстоятельство в конечном итоге, после сильнейшего мировоззренческого кризиса позволило и Пушкину описать принципы жреческой власти в «Песни о Вещем Олеге», и Русской цивилизации не только сохраниться, но и разработать альтернативу библейскому проекту глобализации, открыв явление концептуальной власти в обществе.
Часть 1. ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ: ДО И ПОСЛЕ РЕФОРМ НИКОНА