Правила, которые относятся к прекраным именам и совершенным качествам Всевышнего Аллаха
Правило первое: То, что сказано о сущности Аллаха можно отнести и к Его качествам.
Данное правило означает, что божественная сущность, качества и деяния Всевышнего Аллаха не имеют подобия с чем-либо. А раз мусульмане не разногласят по поводу того, что Аллах действительно обладает сущностью, которая непохожа на творения, то значит и божественные качества, которые упоминаются в Священном Коране и Пречистой Сунне, являются подлинными, и не имеют подобия с качествами творений. Следовательно, то, что говорится о сущности Аллаха, может быть сказано и о Его качествах.
Это важное правило опровергает тех, кто отрицает качества Аллаха, признавая Его божественную сущность, тем более, что среди всех мусульман существует единодушное согласие в божественной сущности Великого и Могучего Аллаха.
И если кто-либо скажет, что он не признает божественные качества, потому что признание их является уподоблением Аллаха творениям, то ему нужно ответить следующим: «Ты же веришь в то, что у Аллаха действительно есть божественная сущность, и признаешь также, что и творения тоже обладают сущностью. Разве на твой взгляд это не является уподоблением?». Он ответит: «Я верю в то, что сущность Аллаха не похожа на сущности творений», – и это единственное, что он может сказать в ответ. Тогда ему следует сказать: «Значит, таким же образом ты должен относиться и к качествам Аллаха. Божественная сущность действительно не похожа на сущности творений, и это значит, что присущие ей качества так же не похожи на качества творений». И если он скажет: «Как я могу поверить в качества, если я не знаю, какие они на самом деле?», – то ему следует ответить: «Ты должен верить в это так же, как веришь в божественную сущность, не зная, какая она на самом деле».
Правило второе: то, что сказаное об одних качествах Всевышнего Аллаха можно отнести к другим Его качествам.
Из данного правила следует то, что если мы признаем или отрицаем одни божественные качества, опираясь на определенные шариатские доводы, то эти же самые доводы можно отнести ко всем остальным качествам Аллаха. Это правило опровергает тех, кто верит в одни божественные качества, отрицая при этом другие. И если человек признает такие качества Аллаха, как жизнь, знание, мощь, слух или зрение, и верит в их истинность, однако отрицает такие Его качества, как любовь, удовлетворение, гнев, истолковывая их в переносном смысле, то ответом ему будет следующее: «Между тем, во что ты веришь, и тем, что ты отрицаешь, фактически нет никакой разницы. Сказанное об одних из этих качеств в полной мере можно отнести ко всем остальным. Ты же признаешь, что Аллах живет и обладает знанием, мощью, слухом и зрением, и это не считается уподоблением Аллаха творениям, которые обладают такими же качествами?! Значит ты должен признать и то, что Аллах любит, остается довольным и гневается, как Он Сам сообщил нам об этом, и что в этом нет уподобления Его творениям. В противном же случае ты противоречишь сам себе».
Правило третье: имена и качества Аллаха не подлежат обсуждению.
Имена и качества Аллаха не подлежат обсуждению, и человеческий разум не в состоянии определить их. Поэтому мы обязаны довольствоваться тем, что сообщается по этому поводу в Коране и Сунне, ничего не прибавляя к этому и ничего не убавляя от этого. Разум не способен постичь, какие имена и качества соответствуют величию Аллаху, и поэтому мы должны ограничиваться священными текстами. Всевышний Аллах сказал: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (сура «аль-Исра», аят 36). Этого принципа придерживались известные имамы и ученые мусульманской уммы. Имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Характеризовать Аллаха можно только качествами, которыми Аллах описал Себя и которыми Его описал посланник Аллаха. Нельзя выходить за рамки Корана и хадисов». Обладатели знания говорили, что познать какую-либо вещь настолько хорошо, чтобы суметь ее описать, можно тремя путями. Для этого нужно либо увидеть ее, либо увидеть нечто подобное ей, либо услышать о ней описание того, кто знает о ней. Наше знание о Всевышнем, Его именах и качествах ограничивается этим третьим путем, т.е. возможностью услышать описание того, кто знает о ней, и поэтому мы можем узнать о Его качествах только от тех, кому они известны. Однако знать об Аллахе лучше, чем Сам Всевышний Господь и Его посланники, которым Он внушал откровение и которых Он обучал, не может никто. А это значит, что при изучении имен и качеств Аллаха мы должны обязательно строго придерживаться откровения. Мы не видели нашего Господа при жизни в этом мире, чтобы описать Его самостоятельно, и нет Ему подобных среди творений Его, чтобы мы могли описать Его их качествами. Пречист наш Господь, и превыше Он всего этого!
Четвертое правило: все имена Аллаха прекрасны.
Все имена Аллаха прекрасны, то есть совершенны по своей красоте. Всевышний сказал: «У Аллаха – самые прекрасные имена» (сура «аль-А’раф», аят 180). Это объясняется тем, что эти прекрасные имена указывают на самое прекрасное и самое славное из существ – Великого и Могучего Аллаха. Также это объясняется тем, что все эти имена включают в себя абсолютно совершенные качества, в которых нельзя ни предположить, ни допустить каких-либо недостатков.
Возьмем, к примеру, одно из прекрасных имен Аллаха Живой (Аль-Хайй). Это имя подразумевает самую совершенную форму жизни, которая не похожа на форму жизни творений, и которой не предшествовало небытие и за которой не последует исчезновение. Жизнь в свою очередь подразумевает наличие у Всевышнего других качеств совершенства, таких как знание, мощь, слух, зрение и т.п.
Следующий пример: Имя Всевышнего Аллаха - Знающий (Аль-Алим). , Оно подразумевает совершенное знание, которому не предшествовало невежество и которое не сменится забывчивостью. Всевышний сказал: «Знание об этом – у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не предает забвению» (сура «Та ха», аят 52). Это – безграничное всеобъемлющее абсолютное знание обо всякой вещи в общем и в частности, включающее знание о Его божественных деяниях и деяниях Его творений. Всевышний по этому поводу сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (сура «Гафир», аят 19).
Каждое из имен Всевышнего Аллаха прекрасно и совершенно как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. И благодаря сочетанию двух прекрасных и совершенных имен Всевышнего возникает еще более прекрасное совершенство. Например, имя Всевышнего Аллаха Могущественный, Мудрый (Аль-Азиз аль-Хаким). В Священном Коране эти имена сочетаются часто. Каждое из них является конкретным проявлением совершенста, т.е. могущество Могущественного и мудрость Мудрого. Сочетание же этих двух имен уже дает другую форму совершенства, выражающуюся в могуществе Всевышнего Аллаха сопряженном с Его мудростью. Могущество Господа миров отрицает от Себя деспотизм и несправедливость, которые проявляются у некоторых творений, которым было даровано ограниченное могущество от Всевышнего. И их могущество иногда подталкивает эти творения к чрезмерности, к нарушению Его запретов и границ, к несправедливости и тирании. С другой стороны, совершенная власть и мудрость Всевышнего Аллаха сопряжены с таким же совершенным могуществом, в то время как власть и мудрость творений, могут быть сменены унижением. Аллах же знает об этом лучше!