В чем смысл поклонения и каковы его основопологающие столпы.
Поклонение в арабском языке обозначается термином «ибада». В языковом значении этот термин означает «покорность», «смирение».
В шариатском значении поклонение («ибада») - это понятие, которое включает в себя все слова и деяния, совершаемые телом и сердцем, которые Аллах любит и которыми Он доволен. Более подробно мы оставимся на этом при разборе некоторых отдельных форм поклонения.
Поклонение зиждется на трех столпах.
1. Совершенная любовь к Пречистому Аллаху. Всевышний Аллах сказал об этом: «Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (сура «аль-Бакъара», аят 165).
2. Совершенная надежда на милость Аллаха. Как сказал Всевышний: «Они надеются на Его милость» (сура «аль-Исра», аят 57).
3. Совершенный страх перед Аллахом. Всевышний сказал: «…и страшатся мучений от Него» (сура «аль-Исра», аят 57).
Все эти три величайших столпа, на которых зиждется поклонение, Пречистый и Всевышний Аллах собрал воедино в суре «аль-Фатиха»: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милующему, Властелину Дня воздаяния!» Первый аят - «Хвала Аллаху, Господу миров» указывает на любовь к Всевышнему Господу, потому что Аллах – Благодетель, а того, кто дарует блага, следует любить и почитать в зависимости от степени его добродетели. Второй аят - «Милостивому, Милующему» содержит указание на надежду, потому что следует надеяться на милость того, кто обладает милосердием. В третьем аяте - «Властелину Дня воздаяния!»содержится указание на страх, потому что следует бояться наказания того, кто способен воздать по заслугам и призвать к отчету.
И поэтому после этих трех аятов Всевышний Аллах сказал: «Тебе одному мы поклоняемся…». Это означает, что мы поклоняемся нашему Господу, испытывая эти три чувства. Мы любим Его, о чем свидетельствуют слова «Хвала Аллаху, Господу миров». Мы надеемся на Него, что подтверждается словами «Милостивому, Милующему». И мы боимся Его, на что указывают слова «Властелину Дня воздаяния».
Поклонение принимается только при выполнении двух условий:
1. Искренность перед Аллахом.Всевышний принимает только такие деяния, которые совершаются искренне ради Его Лика. Всевышний сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне» (сура «аль-Беййина», аят 5);
«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» (сура «аз-Зумар», аят 3);
«Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру» (сура «аз-Зумар», аят 14).
2. Следование Сунне Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах принимает только те деяния, которые соответствуют указаниям Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «аль-Хашр», аят 7).
Он также сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура «ан-Ниса», аят 65).
Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо внесет в это наше дело (рилигию) то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто» (аль-Бухари «Сахих» (2697)). То есть оно будет возвращено ему.
Деяния, которые совершены не ради Аллаха и не соответствуют Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являются бессмысленными. Один из великих имамов прошлого аль-Фудайль бин Ийад сказал о смысле слов Всевышнего «…чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» следующее: «(То есть) более искренними и более правильными». Когда же его спросили: «А что означает: более искренними и более правильными?», - он ответил: «Если деяние является искренним, но неправильным, то оно не принимается, и если оно является правильным, но неискренним, то оно тоже не принимается. Оно должно быть искренним и правильным. Искренним же является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне» («Хилйат аль-Аулийа» (8/95)).
Оба эти условия объеденены в словах Всевышнего: «Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (сура «аль-Кахф», аят 110).
Некоторые формы поклонения.
Существует множество видов поклонения, и каждое богоугодное слово, каждое праведное деяние, совершенное душой или телом, считается одной из форм поклонения, если Аллах любит его или доволен им. Здесь же мы ограничимся некоторыми из них.
1. Мольба (ду’а). Существуют два вида данной формы поклонения: мольба с прошением (ду’а маса’ля) и мольба в поклонении (ду’а ’ибада).
Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру» (сура «Гафир», аят 14).
Он так же сказал: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же (или не поклоняйтесь) ни к кому наряду с Аллахом» (сура «Джинн», аят 18).
А также:«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (сура «аль-Ахкаф», аят 5-6).
И, следовательно, если человек обращается с мольбой кому-либо, кроме Всемогущего и Всевышнего Аллаха, в том, на что способен только Аллах и никто кроме Него, то такой человек впадает в многобожие и неверие; и не имеет значения - молит он живое творение или взывает к мертвому. Здесь необходимо уяснить важную деталь, что если человек обращается к живому и присутствующему человеку за посильной помощью, к примеру, просит накормить или напоить его и т.п., то нет в этом греха. Но если человек обращается за помощью к мертвому или к отсутствующему живому человеку и т.п., то он является многобожником, потому что мертвый или отсутствующий человек не способен ответить на его мольбу.
Мольба с прошением (ду’а маса’ля) – это прошение блага в этом мире и в мире вечном, а мольба в поклонении (ду’а ’ибада) охватывает все угодные Аллаху деяния, совершаемые сердцем и органами, потому что поклоняющийся Аллаху человек, словами и поступками просит у своего Господа принятия его поклонения и вознаграждения его за него.
Любой коранический приказ обращаться с мольбой к Аллаху и запрет молить кого-либо, кроме Аллаха, относится и к мольбе с прошением, и к мольбе в поклонении.
2, 3, 4. Любовь (махабба), страх (хауф) и надежда (раджа). Эти формы поклонения мы разъясненили при рассмотрении столпов поклонения.
5. Упование (таваккуль). Уповать значит положиться на кого-либо или что-либо. Уповающий на Аллаха должен искренне вверить свою судьбу только Ему Всевышнему, положиться на Него и довериться Ему, используя для этого приказанные или разрешенные Аллахом причины и средства, которые требуются для обретения блага и оберегания от зла. Всевышний Аллах сказал: «Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими» (сура «аль-Маида», аят 23).
Он также сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (сура «ат-Таляк», аят 3).
6, 7, 8. Чаяние (рагба), боязнь (рахба), смирение (хушу). Чаяние - это стремление к достижению того, что любимо тебе. Под боязнью же понимается такой страх, который заставляет сторониться того, чего страшишься. Смирение подразумевает такое унижение и преклонение перед величием Всевышнего Аллаха, когда раб покоряется Его предопределению и законам. Всевышний Аллах упоминая эти три формы поклонения, сказал: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» ( сура «аль-Анбийа», аят 90).
9. Опасение (хашья). Это – страх, который основан на осознании величия и совершенного могущества того, кого опасаешься. Всевышний Аллах сказал: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня» (сура «аль-Бакъара», аят 150); «Не бойтесь же их, а бойтесь Меня» (сура «аль-Маида», аят-3).
10. Обращение (инаба). Под этим видом поклонения понимается обращение к Всевышнему Аллаху посредством совершения угодных Ему дел и избежания грехов. Всевышний сказал: «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (сура «аз-Зумар», аят 54).
11. Мольба о помощи (истиана). Это – мольба о том, чтобы Аллах оказал помощь в религиозных и мирских делах. Всевышний сказал: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (сура «аль-Фатиха», аят 5). Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, назидая Абдуллаха ибн `Аббаса, сказал: «Если ты молишь о помощи, то моли об этом Аллаха» (ат-Тирмизи «Сунан» (2516), Ахмад «Муснад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным).
12. Мольба о защите (истиаза). Это – мольба о покровительстве и защите от любых неприятностей. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил» (сура «аль-Фаляк», аяты 1-2).
Всевышний также сказал: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя, исчезающего при поминании Аллаха» (сура «ан-Нас», аяты 1-4).
13. Мольба о спасении (истигаса). Это – мольба с просьбой об избавлении от несчастья и спасении от погибели. Всевышний Аллах сказал: «Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам» (сура «аль-Анфаль», аят 9).
14. Жертвоприношение (забх). Это – заклание жертвенного животного путем пролития ее крови в соответствии с установленными правилами с целью приближения к Аллаху. Всевышний Господь сказал: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров» (сура «аль-Ан’ам», аят 162).
Он также сказал: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (сура «аль-Каусар», аят 2).
15. Обет (назр). Это – возложение на себя обязательств выполнить что-либо или совершить необязательное богоугодное дело. Всевышний Аллах сказал: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (сура «аль-Инсан», аят 7).
Выше были упомянуты лишь некоторые формы поклонения. Всех их достоин только Аллах, так как они являются правом только Его одного, и запрещается посвящать их кому-либо, кроме Него.
В зависимости от того, посредством чего совершаются эти формы поклонения, они подразделяются на три вида.
Первый вид - это формы поклонения, которые совершаются сердцем, такие как любовь, страх, надежда, обращение, опасение, боязнь, упование и т.п.
Второй вид включает в себя формы поклонения, которые совершаются языком, такие как восхваление (тахмид), провозглашение единобожия (тахлиль), прославление (тасбих), молитва о прощении (истигфар), чтение Корана, мольба и т.п.
К третьему виду относятся формы поклонения, совершаемые телом, такие как намаз, пост, закят, хадж, милостыня, джихад и т.п.