Социально-экономическое развитие и реформы в Византии

Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Армия первоначально рекрутировалась из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобре­сти вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую службу. Однако со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разоря­лись, становились арендаторами. Будучи гражданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца. Использовался в усадьбах и труд рабов.

Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого. Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоя­тельности крестьянских хозяйств.

Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению.

В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. Их могущество стало восприниматься как угроза всевластию импе­ратора и чиновников, а рост веры в местных святых — как источник сепаратизма.

Волна религиозного фанатизма, охватившего Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны стра­хом перед вторжением арабов.

В этих условиях император Лев III (правил в 717—741) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идо­лопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов застав­ляли отбывать государственные повинности, жениться или всту­пать в армию. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на грань гражданской войны. Мно­гие провинции были охвачены восстаниями.

В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась. Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. по­читание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглаше­но ересью.

Аграрная политика византийских властей отличалась от западно­европейской. Многие земли перешли к государству, часть из них передавалась мелким землевладельцам. В X—XI вв. неоднократно принимались законы, которые укрепляли их права на владение землей. Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвра­щение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет на­зад. Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ес­ли она перешла в собственность государства. При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось одно­сельчанам.

Сановников и отличившихся приближенных редко награждали землей. Крупные землевладельцы не имели судебной власти над арендаторами своей земли. В награду за службу обычно жаловалось лишь право сбора налогов (прония) с определенной территории, но эта привилегия не наследовалась.

Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо­рение крестьянства. При этом она вызывала постоянное недовольст­во крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремивших­ся к освобождению от опеки столичных чиновников. Попытка решить возникшие противоречия была предпринята при правлении императоров из династии Комнинов (1081—1185). В частности, дер­жатели иронии получили всю полноту власти на соответствующих землях. Сановники начали жаловать земли собственным прибли­женным, создавая подобия императорских дворов. Это было шагом к утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по­лучили в ней полного развития.

Раскол христианства

Разногласия между восточной и западной ветвями христианской церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий круг вопросов.

Папа римский претендовал на верховную власть над церковью, а патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской церкви порядки постепенно увеличивали различия в религиозных догматах и осуществлении обрядов. Римская церковь вела богослу­жения только на латыни, византийская — на местных языках. На За­паде считалось, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына. На Востоке признавалось, что его источником может быть только Бог-Отец. На Западе причащались простым пресным хлебом, на Востоке — квасным. В VIII—IX вв. Рим не поддержал начавшееся в восточной церкви иконоборчество. Византийское же духовенство не поддержало клюнийские реформы римской церкви X—XI вв. Они были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургун­дии возникло движение за строгое соблюдение монахами и священно­служителями норм святости в повседневной жизни, в частности за введение обета безбрачия для духовных лиц.

Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере обострения борьбы за разграничение сфер влияния восточной и за­падной ветвей христианства. Постепенное ослабление Византии со­провождалось расширением сферы влияния папской власти. В XI ве­ке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал признать его права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. Получив отказ, папа римский в 1054 г. отлучил патриарха Константи­нополя от церкви. Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) на папство. Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел II выразил со­жаление по поводу разрыва 1054 г., принеся извинения за действия, предпринимавшиеся католиками против православной церкви.

Закреплением церковного раскола стал Латеранский собор 1059 г., на котором было принято решение, что папу римского изби­рают высшие должностные лица римско-католической церкви — кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; счита­лось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвига­лись на этот пост группировками знати, императорами Священной Римской империи). Одновременно запрещалась «симония» — про­дажа церковных должностей за плату.

Эти решения знаменовали организационное оформление римско-католической церкви, принявшей принцип независимости духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в Византии, была другой. Там император считался высшим авторите­том в вопросах как светской, так и духовной жизни.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юсти­ниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказа­лось невозможным?

2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской импе­рии. Отметьте особенности императорской власти.

3. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика поземельных отношений?

4. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?

5. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах?

Наши рекомендации