Аравийские племена в начале новой эры

Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пусты­ню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существо­вать лишь возле немногочисленных оазисов. Здесь жили племена ко­чевников-бедуинов, у которых к VII веку сохранялись многие черты родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал меджлис — совет, состоящий из глав семей или родовых общин. За­метную роль играли военные вожди.

Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды.

Каждое племя поклонялось своим божествам, определенное влияние имели религии спасения — иудаизм и христианство. Тем не менее все арабские племена поклонялись общей святы­не — черному камню Кааба (его происхождение неизвестно, предположительно это метеорит), хранившемуся в центральном храме одного из крупнейших городов Аравии — Мекки. Возле храма устанавливались изображения племенных божеств.

Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысяче­летии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию.

К началу VII века в Аравии все острее ощущалась проблема пере­населенности. Торговля переживала серьезный кризис, контроль над торговыми путями в основном перешел к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщиков были причиной массового недовольства городских низов.

Возникновение ислама

Основателем новой религии был Мухаммад (это имя означает «одержимый духом», или «пророк»). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом.

По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, оде­тых в белые одежды. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы нового учения и провозгласив­ший Мухаммада пророком единого Бога — Аллаха.

Проповедь нового учения, ислама (это слово означает «покор­ный»), вызвала раздражение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вы­нужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата его переселения (хиджры) считается в исламских странах точкой отсче­та нового летоисчисления.

Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися язы­ческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Ара­вия была объединена сторонниками ислама.

Исламское учение после смерти пророка было изложено в свя­щенной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. Кроме того, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник — сунну.

Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусуль­мане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предпи­сывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.

Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.

Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, омовение, строго соблюдать посты. Им запрещалось пить ви­но, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось но­сить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным.

К числу различий относились следующие.

Во-первых, ислам выступал не только религией, он жестко рег­ламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг право­верного мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единст­венным источником права. Их нарушение рассматривалось не только как моральный грех перед Богом (как в случае пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое властями преступление. Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд.

Во-вторых, ислам был воинствующим учением. При провозгла­шении джихада, священной войны с неверными, участие в ней рас­сматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что по­гибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убежде­нии, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека реша­ется волей единого Бога — Аллаха.

В-третьих, ислам закреплял нормы патриархата, отводя жен­щине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой рели­гии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.

Арабские завоевания

Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель»), им принадлежала вся полнота духов­ной и светской власти. Под их руководством арабские войска на­несли поражение двум крупнейшим державам, ведущим борьбу за контроль над Ближним Востоком, — Византии и Ирану. Арабы за­воевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неодно­кратно (в 668, 673—678, 716-718) осаждали Константинополь. Двигаясь на восток, арабы дошли до реки Амударьи, Северной Ин­дии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Север­ную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, где в 732 г. в битве при Пуатье они потерпе­ли поражение от франков.

Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причина­ми. Бедуины, привыкшие к суровым условиям пустыни, закаленные постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мог им противостоять. Их во­енные победы стали сильным аргументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счет населения захваченных тер­риторий.

Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византий­ского христианства и иранского зороастризма, быстро усваива­лись широкими массами населения в покоряемых землях. В исла­ме еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, мог стать любой верующий, знающий Коран. Необходимость подчине­ния суровым законам шариата нередко воспринималась как мень­шее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чи­новников. В ходе завоеваний многие бывшие крупные землевладельцы погибали или бежали. Их владения частично пе­реходили к крестьянским общинам, принявшим ислам. Брошен­ные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обра­батывались в основном трудом рабов, которых захватывали в результате войн и набегов.

Арабских воинов называли «дети пустынь». У них не было тради­ций владения землей и ее обработки, они не претендовали на нее. Поэтому они селились в укрепленных лагерях-гарнизонах, некото­рые из них впоследствии стали крупными городами (Басра в Месо­потамии). Слоя феодалов-рыцарей, на манер западноевропейского, в исламских странах не сложилось.

Утверждению ислама на завоеванных территориях способствова­ла гибкая политика халифов. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в луч­шем экономическом положении. Они платили лишь поземельный налог (харадж) и небольшой налог на помощь бедным. Привержен­цы же других вероисповеданий и горожане должны были вносить еще подушную подать (джизью). Это косвенно содействовало рас­пространению ислама.

Распад Арабского халифата

Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоевате­ли осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Местная знать, землевладельцы территорий, вошедших в хали­фат, приняв ислам, постепенно оказались в составе новой правящей элиты. Она стала костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землей приближенных, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распрост­ранилась эта практика при Гаруне аль Рашиде (правил в 786—809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».

Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки цент­ральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они прохо­дили под религиозными лозунгами.

Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, набе­гов на земли «неверных». В составе армии возрастающую роль нача­ли играть наемники, в основном из кочевых племен, принявших ис­лам, — берберов из Северной Африки и особенно турок. Это воинственное кочевое племя, живущее на северо-востоке халифата, постепенно переходило к земледелию, оседая на землях вблизи границ Ирана.

В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми­ров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.

Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.

Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада до­стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи­озной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон­фликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), не­редко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен вы­бираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.

Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада­ние богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аске­тизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазелиты (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они счи­тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.

Наши рекомендации