Особенности феодальных отношений
Крупных землевладельцев в Европе называли феодалами — от латинского слова «feodum» — «земельное владение, пожалованное за службу». Условием владения землей было выполнение вассальных обязательств ее держателя (от лат. «vassus» — «слуга») перед государем: несение военной службы и обеспечение сбора налогов с феода. Со своей стороны, государь, сеньор (от лат. «senior» — «старший»), должен был защищать своего вассала в случае нападения на его земли, от обид и ущерба, причиненных ему другими властителями.
Обязательства сеньора и вассала были взаимными. Феодальное владение первоначально давалось в пожизненное пользование и отбиралось при нарушении вассальных обязательств (впоследствии оно стало наследственным). В то же время, если сеньор не мог или не хотел защитить своего вассала, тот также был вправе считать себя свободным от обязательств.
Система вассальных отношений распространилась по всей Европе. Вассалами не были лишь суверенные (от франц. «souverein» — «высший, верховный») монархи — императоры и короли. Признающие их сеньорами держатели крупных феодов наделяли землей собственных приближенных, которые становились уже их вассалами. Чем больше вассалов имел сеньор, тем больше войск он мог выставить в случае войны, тем большим было его влияние при дворе, т. е. количество земель и вассалов определяло статус землевладельца, который отражался в его титуле. Жалуя соответствующий титул отличившемуся подданному, суверен тем самым наделял его землей с проживающими на ней крестьянами.
Согласно иерархии, утвердившейся на франкских землях, рыцарь должен был обладать владениями, позволяющими ему создать боевой отряд (копье). Он включал самого рыцаря, его оруженосца и 3—4 вооруженных всадников-слуг. Барон должен был иметь в качестве вассалов как минимум шесть рыцарей. Владения виконтов, графов, маркизов включали от трех до шести баронств. Герцогство — это, по крайней мере, четыре графства. Королевством могло называться владение, объединявшее земли самое меньшее четырех герцогств (или 16 графств, или 64 баронств).
Основу армий раннефеодальных государств составляла тяжелая рыцарская конница. Поскольку доспехи, оружие и боевая лошадь, приученная носить большой вес, стоили дорого (оснащение одного рыцаря стоило примерно столько же, сколько 45 коров), численность войск была небольшой. Армии крупных феодалов насчитывали несколько сот рыцарей, каждого из которых сопровождали слуги и оруженосцы.
По мере того как все больше земель переходило в руки вассалов, они все меньше зависели от милостей королей. Стремления крупнейших землевладельцев к полной власти над своими владениями ослабляли возникшие после распада Римской империи раннефеодальные державы. Суверены далеко не всегда могли положиться на безоговорочную поддержку своих вассалов. Монархи, чтобы сохранить свою власть, использовали соперничество между феодалами, прибегали к методам придворной интриги, заключению династических браков.
Только возникновение общей для всех угрозы побуждало вассалов к повиновению. Так, покорение в начале VIII века Испании арабами-мусульманами и их вторжение в Галлию способствовали укреплению Франкского королевства, оказавшегося перед необходимостью дать отпор завоевателям.
Постепенно сложились общие нормы поведения и правила соперничества, рыцарский кодекс чести (на деле он не исключал коварства, предательства, убийств, но побуждал хотя бы внешне соблюдать приличия).
В среде рыцарей наибольшим уважением пользовались физическая сила, выносливость, ловкость, умение владеть оружием. Так, Карл Великий, судя по данным летописей, мог перепрыгнуть через двух лошадей, поставленных рядом. Английский король Ричард Львиное Сердце на конце копья поднимал взрослого человека.
Религиозное единство Европы
Обычаи и традиции различных районов Европы, как и названия титулов знати, на разных языках не совпадали. Однако в раннем Средневековье сложился важный фактор единства правящего слоя различных европейских государств — общность вероисповедания.
Высшей инстанцией христианской церкви считались Вселенские соборы, созывавшиеся в Византии. Наряду с ними особым авторитетом пользовались епископские кафедры, созданные еще во времена Римской империи апостолами Христа. На главенствующую роль среди них претендовала римская, основанная старшим из апостолов — Петром. Однако верховенство римской церкви и ее главы, папы, долгое время не признавалось ни другими епископатами, ни светскими владыками.
В V—VII вв. каждый из монархов стремился контролировать жизнь церкви на подвластной ему территории. Короли, подражая императору Византии, сами созывали местные церковные соборы, утверждали их решения, участвовали в выборах епископов, предоставляли «своим» церквам земли. Многие епископаты придерживались взглядов, признанных византийской церковью еретическими. Поэтому возникла угроза распада христианства в Западной Европе на множество соперничающих религиозных течений.
Положение изменилось после усиления Франкского королевства, которое при Карле Великом (742—814) достигло вершины своего могущества. Оно включило в себя земли современных Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Австрии, большей части Германии. Карл был заинтересован в религиозном единообразии своих владений и поддержал претензии Рима на верховенство в христианском мире. Еще предшественник Карла Пи-пин подарил папе римскому земли в Центральной Италии, где было создано светское папское государство, и взял на себя обязательство охранять его неприкосновенность.
По инициативе Карла Великого прошла церковная реформа. Ликвидировались все местные церковные установления, утвердились единый текст Библии и порядок отправления службы. Сложилась сеть приходов, к которым прикреплялось население державы. Значительную поддержку получили монастыри, призванные служить центрами хранения и передачи знаний.
В 800 г. папа римский Лев III возложил на Карла Великого императорскую корону. Современники восприняли это как возрождение Римской империи.
Коронация не означала, что власть церкви стояла выше власти императора. Императорский сан понимался как высший в феодальной иерархии, его носитель рассматривался в качестве главы христианского мира, защитника и одновременно управителя церкви. При Карле аббаты (настоятели монастырей) и епископы, получившие землю, приносили вассальную присягу императору. Они обязались выставлять по его требованию войска, заботиться о духовном благоденствии подданных императора.
В 843 г. империя франков прекратила свое существование. Она была разделена между внуками Карла Великого на три части (Восточно-Франкское, Западно-Франкское королевства и Лотарингию).
Падение империи ослабило позиции римской церковной иерархии. Местные епископаты вновь оказались под влиянием многочисленных, враждующих друг с другом светских властителей. Тем не менее религиозное и культурное единство Западной Европы сохранилось. Большую роль играло то, что повсеместно церковная служба велась на латыни, на этом же языке осуществлялась переписка между монархами, составлялись судебные документы, летописи.