Особенности феодальных отношений

Крупных землевладельцев в Европе называли феодалами — от ла­тинского слова «feodum» — «земельное владение, пожалованное за службу». Условием владения землей было выполнение вассальных обязательств ее держателя (от лат. «vassus» — «слуга») перед госуда­рем: несение военной службы и обеспечение сбора налогов с феода. Со своей стороны, государь, сеньор (от лат. «senior» — «старший»), должен был защищать своего вассала в случае нападения на его зем­ли, от обид и ущерба, причиненных ему другими властителями.

Обязательства сеньора и вассала были взаимными. Феодальное владение первоначально давалось в пожизненное пользование и от­биралось при нарушении вассальных обязательств (впоследствии оно стало наследственным). В то же время, если сеньор не мог или не хотел защитить своего вассала, тот также был вправе считать себя свободным от обязательств.

Система вассальных отношений распространилась по всей Евро­пе. Вассалами не были лишь суверенные (от франц. «souverein» — «высший, верховный») монархи — императоры и короли. Признаю­щие их сеньорами держатели крупных феодов наделяли землей соб­ственных приближенных, которые становились уже их вассалами. Чем больше вассалов имел сеньор, тем больше войск он мог выста­вить в случае войны, тем большим было его влияние при дворе, т. е. количество земель и вассалов определяло статус землевладельца, ко­торый отражался в его титуле. Жалуя соответствующий титул отли­чившемуся подданному, суверен тем самым наделял его землей с проживающими на ней крестьянами.

Согласно иерархии, утвердившейся на франкских землях, рыцарь должен был обладать владениями, позволяющими ему создать боевой отряд (копье). Он включал самого рыцаря, его оруженосца и 3—4 вооруженных всадников-слуг. Барон должен был иметь в качестве вассалов как минимум шесть рыцарей. Владения виконтов, графов, маркизов включали от трех до ше­сти баронств. Герцогство — это, по крайней мере, четыре графства. Королевством могло называться владение, объеди­нявшее земли самое меньшее четырех герцогств (или 16 графств, или 64 баронств).

Основу армий раннефеодальных государств составляла тя­желая рыцарская конница. Поскольку доспехи, оружие и бое­вая лошадь, приученная носить большой вес, стоили дорого (оснащение одного рыцаря стоило примерно столько же, сколько 45 коров), численность войск была небольшой. Армии крупных феодалов насчитывали несколько сот рыцарей, каж­дого из которых сопровождали слуги и оруженосцы.

По мере того как все больше земель переходило в руки вассалов, они все меньше зависели от милостей королей. Стремления круп­нейших землевладельцев к полной власти над своими владениями ослабляли возникшие после распада Римской империи раннефео­дальные державы. Суверены далеко не всегда могли положиться на безоговорочную поддержку своих вассалов. Монархи, чтобы сохра­нить свою власть, использовали соперничество между феодалами, прибегали к методам придворной интриги, заключению династичес­ких браков.

Только возникновение общей для всех угрозы побуждало васса­лов к повиновению. Так, покорение в начале VIII века Испании арабами-мусульманами и их вторжение в Галлию способствовали укреплению Франкского королевства, оказавшегося перед необхо­димостью дать отпор завоевателям.

Постепенно сложились общие нормы поведения и правила соперничества, рыцарский кодекс чести (на деле он не исключал коварства, предательства, убийств, но побуждал хотя бы внешне соблюдать приличия).

В среде рыцарей наибольшим уважением пользовались физическая сила, выносливость, ловкость, умение владеть оружием. Так, Карл Великий, судя по данным летописей, мог перепрыгнуть через двух лошадей, поставленных рядом. Анг­лийский король Ричард Львиное Сердце на конце копья подни­мал взрослого человека.

Религиозное единство Европы

Обычаи и традиции различных районов Европы, как и названия ти­тулов знати, на разных языках не совпадали. Однако в раннем Сред­невековье сложился важный фактор единства правящего слоя раз­личных европейских государств — общность вероисповедания.

Высшей инстанцией христианской церкви считались Вселенские соборы, созывавшиеся в Византии. Наряду с ними особым авторите­том пользовались епископские кафедры, созданные еще во времена Римской империи апостолами Христа. На главенствующую роль среди них претендовала римская, основанная старшим из апосто­лов — Петром. Однако верховенство римской церкви и ее главы, па­пы, долгое время не признавалось ни другими епископатами, ни светскими владыками.

В V—VII вв. каждый из монархов стремился контролировать жизнь церкви на подвластной ему территории. Короли, подра­жая императору Византии, сами созывали местные церковные соборы, утверждали их решения, участвовали в выборах епис­копов, предоставляли «своим» церквам земли. Многие еписко­паты придерживались взглядов, признанных византийской церковью еретическими. Поэтому возникла угроза распада христианства в Западной Европе на множество соперничаю­щих религиозных течений.

Положение изменилось после усиления Франкского королев­ства, которое при Карле Великом (742—814) достигло вершины свое­го могущества. Оно включило в себя земли современных Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Авст­рии, большей части Германии. Карл был заинтересован в религиоз­ном единообразии своих владений и поддержал претензии Рима на верховенство в христианском мире. Еще предшественник Карла Пи-пин подарил папе римскому земли в Центральной Италии, где было создано светское папское государство, и взял на себя обязательство охранять его неприкосновенность.

По инициативе Карла Великого прошла церковная реформа. Ликвидировались все местные церковные установления, ут­вердились единый текст Библии и порядок отправления службы. Сложилась сеть приходов, к которым прикреплялось население дер­жавы. Значительную поддержку получили монастыри, призванные служить центрами хранения и передачи знаний.

В 800 г. папа римский Лев III возложил на Карла Великого импе­раторскую корону. Современники восприняли это как возрождение Римской империи.

Коронация не означала, что власть церкви стояла выше власти императора. Императорский сан понимался как высший в феодаль­ной иерархии, его носитель рассматривался в качестве главы христи­анского мира, защитника и одновременно управителя церкви. При Карле аббаты (настоятели монастырей) и епископы, получившие землю, приносили вассальную присягу императору. Они обязались выставлять по его требованию войска, заботиться о духовном благо­денствии подданных императора.

В 843 г. империя франков прекратила свое существование. Она была разделена между внуками Карла Великого на три части (Восточно-Франкское, Западно-Франкское королевства и Лотарингию).

Падение империи ослабило позиции римской церковной иерар­хии. Местные епископаты вновь оказались под влиянием многочис­ленных, враждующих друг с другом светских властителей. Тем не ме­нее религиозное и культурное единство Западной Европы сохранилось. Большую роль играло то, что повсеместно церковная служба велась на латыни, на этом же языке осуществлялась перепис­ка между монархами, составлялись судебные документы, летописи.

Наши рекомендации