ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V – X вв.)
ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V – X вв.)
РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ В ЕВРОПЕ И ИХ РАСПАД
Римляне воспринимали распад своей империи как торжество «варваров», начало «темных веков». Отношение к раннему Средневековью в Европе как периоду упадка культуры стало преобладающим в эпоху Возрождения. Оно было типично также для воззрений просветителей XVIII века, оказавших влияние и на взгляды исторической науки XIX—XX вв.
Между тем именно в период раннего Средневековья закладывался фундамент быстрого изменения облика Европы в Новое время, стремительной экспансии европейской цивилизации.
Социально-экономические отношения раннего Средневековья
В V—X вв. сблизился характер социально-экономического развития европейских народов.
На территории Римской империи еще в III—IV вв. утвердилось крупное землевладение, в котором использовался труд рабов и свободных граждан (колонов). Они должны были отдавать часть урожая ее владельцу (оброк), нести иные повинности за право пользования землей. С падением империи многие поместья перешли к новым хозяевам — королям и знати «варварских» государств. Однако система хозяйствования не изменилась.
Основные перемены произошли в Северной и Центральной Европе, где первоначально преобладали сельские родовые общины, в которых земля находилась в общей собственности. В IV—VI вв. родовая община была вытеснена соседской. Она характеризовалась не столько родственными связями, сколько совместным проживанием. Вероятно, это было следствием Великого переселения народов, когда многие племена перешли на новые земли, где уже было оседлое население.
Собственностью соседской общины считались лишь угодья совместного пользования (леса, луга). Пахотная земля принадлежала непосредственно обрабатывающим ее малым семьям, которые могли передавать ее по наследству, продавать, сдавать в аренду.
В VII—X вв. на землях от Рейна до Дуная широкое распространение получило (преобладающее и на юге Европы) крупное землевладение. Одним из источников его развития было имущественное расслоение в соседских общинах. Другим — политика военных вождей, ставших королями и князьями, которые раздавали захваченные в походах земли вместе с их жителями своим дружинникам, приближенным, церкви. Нередко мелкие собственники и целые общины в тяжелые годы (они были связаны с неурожаями, войнами) сами обращались за помощью к землевладельцам, передавая им право собственности на свои земли.
Крупные земельные владения обычно делились на две части: господскую землю (домен, от лат. «dominus» — «господин») и угодья, находившиеся в пользовании крестьян. К числу выполнявшихся ими повинностей относились обработка господской земли (барщина), выплата оброка, служба в ополчении. Повинности различных категорий земледельцев (посаженных на землю военнопленных-рабов, лично свободных арендаторов, общинников, угодья которых перешли к собственнику) были неодинаковыми, но со временем их положение сравнялось.
Роль общинного самоуправления уменьшалась. Старосты обычно назначались собственником земли. Ему же постепенно перешли осуществление судебных функций на своей территории, сбор ополчения в случае войны и обеспечение поступления налогов в пользу казны.
Крупные землевладельцы были заинтересованы в прикреплении к земле тех, кто ее обрабатывает. Однако в Западной Европе не сложилось крепостного права. Большинство крестьян, кроме немногочисленных рабов, были лично свободными. Их привязывала к земле собственность на дом, инструменты труда. Кроме того, многие из них задолжали хозяевам и не могли уйти с земли, не расплатившись.
И наконец, отсутствовали свободные земли, куда крестьяне, недовольные своим положением, могли бы переселиться.
В хрониках раннего Средневековья упоминаются крестьянские волнения. Однако они были редкими и вызывались попытками землевладельцев увеличить продолжительность барщины или размер оброка. При сохранении тех повинностей, которые были для крестьян привычными, поводов для протеста не возникало.
Религиозное единство Европы
Обычаи и традиции различных районов Европы, как и названия титулов знати, на разных языках не совпадали. Однако в раннем Средневековье сложился важный фактор единства правящего слоя различных европейских государств — общность вероисповедания.
Высшей инстанцией христианской церкви считались Вселенские соборы, созывавшиеся в Византии. Наряду с ними особым авторитетом пользовались епископские кафедры, созданные еще во времена Римской империи апостолами Христа. На главенствующую роль среди них претендовала римская, основанная старшим из апостолов — Петром. Однако верховенство римской церкви и ее главы, папы, долгое время не признавалось ни другими епископатами, ни светскими владыками.
В V—VII вв. каждый из монархов стремился контролировать жизнь церкви на подвластной ему территории. Короли, подражая императору Византии, сами созывали местные церковные соборы, утверждали их решения, участвовали в выборах епископов, предоставляли «своим» церквам земли. Многие епископаты придерживались взглядов, признанных византийской церковью еретическими. Поэтому возникла угроза распада христианства в Западной Европе на множество соперничающих религиозных течений.
Положение изменилось после усиления Франкского королевства, которое при Карле Великом (742—814) достигло вершины своего могущества. Оно включило в себя земли современных Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Австрии, большей части Германии. Карл был заинтересован в религиозном единообразии своих владений и поддержал претензии Рима на верховенство в христианском мире. Еще предшественник Карла Пи-пин подарил папе римскому земли в Центральной Италии, где было создано светское папское государство, и взял на себя обязательство охранять его неприкосновенность.
По инициативе Карла Великого прошла церковная реформа. Ликвидировались все местные церковные установления, утвердились единый текст Библии и порядок отправления службы. Сложилась сеть приходов, к которым прикреплялось население державы. Значительную поддержку получили монастыри, призванные служить центрами хранения и передачи знаний.
В 800 г. папа римский Лев III возложил на Карла Великого императорскую корону. Современники восприняли это как возрождение Римской империи.
Коронация не означала, что власть церкви стояла выше власти императора. Императорский сан понимался как высший в феодальной иерархии, его носитель рассматривался в качестве главы христианского мира, защитника и одновременно управителя церкви. При Карле аббаты (настоятели монастырей) и епископы, получившие землю, приносили вассальную присягу императору. Они обязались выставлять по его требованию войска, заботиться о духовном благоденствии подданных императора.
В 843 г. империя франков прекратила свое существование. Она была разделена между внуками Карла Великого на три части (Восточно-Франкское, Западно-Франкское королевства и Лотарингию).
Падение империи ослабило позиции римской церковной иерархии. Местные епископаты вновь оказались под влиянием многочисленных, враждующих друг с другом светских властителей. Тем не менее религиозное и культурное единство Западной Европы сохранилось. Большую роль играло то, что повсеместно церковная служба велась на латыни, на этом же языке осуществлялась переписка между монархами, составлялись судебные документы, летописи.
ЭКСПАНСИЯ ИСЛАМА
Попытки создания вселенских (всемирных) империй предпринимались неоднократно. Однако характер завоеваний Арабского халифата был уникальным: это был первый в истории поход под религиозными лозунгами, которые принимались большинством покоренных народов. Они присоединялись к завоевателям, чтобы нести дальше зеленое знамя ислама. Попытки повторения этого опыта (в частности, во время крестовых походов христиан) были не столь успешными.
Возникновение ислама
Основателем новой религии был Мухаммад (это имя означает «одержимый духом», или «пророк»). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом.
По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, одетых в белые одежды. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы нового учения и провозгласивший Мухаммада пророком единого Бога — Аллаха.
Проповедь нового учения, ислама (это слово означает «покорный»), вызвала раздражение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вынужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата его переселения (хиджры) считается в исламских странах точкой отсчета нового летоисчисления.
Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися языческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Аравия была объединена сторонниками ислама.
Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. Кроме того, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник — сунну.
Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусульмане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предписывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.
Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.
Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, омовение, строго соблюдать посты. Им запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось носить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным.
К числу различий относились следующие.
Во-первых, ислам выступал не только религией, он жестко регламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг правоверного мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единственным источником права. Их нарушение рассматривалось не только как моральный грех перед Богом (как в случае пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое властями преступление. Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд.
Во-вторых, ислам был воинствующим учением. При провозглашении джихада, священной войны с неверными, участие в ней рассматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что погибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убеждении, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека решается волей единого Бога — Аллаха.
В-третьих, ислам закреплял нормы патриархата, отводя женщине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой религии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.
Арабские завоевания
Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель»), им принадлежала вся полнота духовной и светской власти. Под их руководством арабские войска нанесли поражение двум крупнейшим державам, ведущим борьбу за контроль над Ближним Востоком, — Византии и Ирану. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неоднократно (в 668, 673—678, 716-718) осаждали Константинополь. Двигаясь на восток, арабы дошли до реки Амударьи, Северной Индии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Северную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, где в 732 г. в битве при Пуатье они потерпели поражение от франков.
Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причинами. Бедуины, привыкшие к суровым условиям пустыни, закаленные постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мог им противостоять. Их военные победы стали сильным аргументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счет населения захваченных территорий.
Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византийского христианства и иранского зороастризма, быстро усваивались широкими массами населения в покоряемых землях. В исламе еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, мог стать любой верующий, знающий Коран. Необходимость подчинения суровым законам шариата нередко воспринималась как меньшее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чиновников. В ходе завоеваний многие бывшие крупные землевладельцы погибали или бежали. Их владения частично переходили к крестьянским общинам, принявшим ислам. Брошенные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обрабатывались в основном трудом рабов, которых захватывали в результате войн и набегов.
Арабских воинов называли «дети пустынь». У них не было традиций владения землей и ее обработки, они не претендовали на нее. Поэтому они селились в укрепленных лагерях-гарнизонах, некоторые из них впоследствии стали крупными городами (Басра в Месопотамии). Слоя феодалов-рыцарей, на манер западноевропейского, в исламских странах не сложилось.
Утверждению ислама на завоеванных территориях способствовала гибкая политика халифов. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в лучшем экономическом положении. Они платили лишь поземельный налог (харадж) и небольшой налог на помощь бедным. Приверженцы же других вероисповеданий и горожане должны были вносить еще подушную подать (джизью). Это косвенно содействовало распространению ислама.
Распад Арабского халифата
Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.
Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоеватели осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, начали обостряться внутренние противоречия.
Местная знать, землевладельцы территорий, вошедших в халифат, приняв ислам, постепенно оказались в составе новой правящей элиты. Она стала костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землей приближенных, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распространилась эта практика при Гаруне аль Рашиде (правил в 786—809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».
Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки центральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они проходили под религиозными лозунгами.
Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, набегов на земли «неверных». В составе армии возрастающую роль начали играть наемники, в основном из кочевых племен, принявших ислам, — берберов из Северной Африки и особенно турок. Это воинственное кочевое племя, живущее на северо-востоке халифата, постепенно переходило к земледелию, оседая на землях вблизи границ Ирана.
В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эмиров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.
Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.
Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада достойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религиозной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с конфликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), нередко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен выбираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.
Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что обладание богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аскетизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазелиты (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они считали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.
ВИЗАНТИЯ
Раскол христианства
Разногласия между восточной и западной ветвями христианской церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий круг вопросов.
Папа римский претендовал на верховную власть над церковью, а патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской церкви порядки постепенно увеличивали различия в религиозных догматах и осуществлении обрядов. Римская церковь вела богослужения только на латыни, византийская — на местных языках. На Западе считалось, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына. На Востоке признавалось, что его источником может быть только Бог-Отец. На Западе причащались простым пресным хлебом, на Востоке — квасным. В VIII—IX вв. Рим не поддержал начавшееся в восточной церкви иконоборчество. Византийское же духовенство не поддержало клюнийские реформы римской церкви X—XI вв. Они были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургундии возникло движение за строгое соблюдение монахами и священнослужителями норм святости в повседневной жизни, в частности за введение обета безбрачия для духовных лиц.
Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере обострения борьбы за разграничение сфер влияния восточной и западной ветвей христианства. Постепенное ослабление Византии сопровождалось расширением сферы влияния папской власти. В XI веке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал признать его права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. Получив отказ, папа римский в 1054 г. отлучил патриарха Константинополя от церкви. Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) на папство. Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел II выразил сожаление по поводу разрыва 1054 г., принеся извинения за действия, предпринимавшиеся католиками против православной церкви.
Закреплением церковного раскола стал Латеранский собор 1059 г., на котором было принято решение, что папу римского избирают высшие должностные лица римско-католической церкви — кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; считалось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвигались на этот пост группировками знати, императорами Священной Римской империи). Одновременно запрещалась «симония» — продажа церковных должностей за плату.
Эти решения знаменовали организационное оформление римско-католической церкви, принявшей принцип независимости духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в Византии, была другой. Там император считался высшим авторитетом в вопросах как светской, так и духовной жизни.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юстиниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказалось невозможным?
2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи. Отметьте особенности императорской власти.
3. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика поземельных отношений?
4. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?
5. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах?
ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V – X вв.)