Обряд как таинство веры: взгляд изнутри
…Жра кумирам и възлагая на крады…
…Ови из них жряху капищем, а друзии – дубию…
Летописное наследие
Фото 17
Довольно часто практикам обряда, приходится слышать расхожее словечко «новодел», оно означает весьма условную стилизацию под старину с использованием современных строительных материалов. Заметим, что строительные «кирпичики» современных обрядов: этнографические единицы имеют многотысячелетнюю историю и используются в обрядовой практике в их первозданном виде: таковы хороводы и песни, зажжение огня, круговая братина… Среди возрождённых действ есть обряд «сбора жерети» известный по летописным источникам западных славян.
В древности некую часть от общинного хлеба получали жрецы и старейшины, ведущие обряд. Одно из его названий жереть, иначе символический сбор хлебной доли. Жрецы обходят круг собравшихся и люди кладут в подставленный короб кусочки хлеба, печева, или иной пищи. Этот малый дар становится знаком овеществленного приятия, доверия и всеобщей готовности следовать за жрецом в неведомый путь, за Калинов мост, в мир Богов и Светлых пращуров, коим является во время обряда капище.
Жреческая доля – не только дань традиции: её даяние и получение делает возможным само проведение обряда! Явно выраженная воля общины даёт жреческой группе право вести обряд. Правильный силовой взаимообмен между мирами осуществляется в том числе и через символические акты.
Но это «правовое» объяснение – не главное и не единственное. К моменту образования особого духовного сословия жреческая доля стала единственным заработком жреца, залогом его жизни и признанием его особого положения в общине. Жрец не мог ходить на охоту и возделывать хлеб наравне с земледельцами в силу возраста, если принадлежал к кругу старейшин и в силу особого образа жизни: страннического или уединенного. Получая хлеб, жрец получал право на жизнь. Сегодня это малое даяние возрождает священное понимание священных вещей и возвращает нас в священное время, когда хлеб почитался драгоценным мерилом самой Жизни, даром Богов и самой благородной жертвой.
«СОТВОРЕНИЕ МИРА»
Священное это – не пафос, а эпос!
Священный смысл большинства обрядов остаётся сокрытым от нас вне мифов, породивших этот смысл: «Обряд, выстроенный в соответствии с мифом, служит языком подобия для разговора с Богами, он устанавливает и укрепляет связи миров, открывает обоюдные пути познания и высветляет пути людей и дороги Богов» (М.Б. Новиков-Новгородцев) Именно мифы содержат образный ключ к прочтению обрядового пространства и тех ритуалов, которые составляют живую ткань обряда и самой первым обрядовым мифом будет «Сотворение Мира».
В день праздника Мир всякий раз «сотворяется заново» в духовном и силовом единении мужского и женского начал.
Но чтобы соединить, надо сначала разделить потоки разноименных сил и дождаться их предельного возрастания: так мужчины и женщины образуют отдельные круги и расходятся по разные стороны обрядовой поляны. Это обязательное разделение начал восходят к самому далекому истоку человечности, откуда ведут свою историю хороводы и обрядовое пение.
Мужское действо: ярение – это плясы, ристалища и поединки. Они горячат кровь, пробуждают удаль и «ум тела», дают возможность проявиться природной ловкости и силе.
Фото 18
Однако их обрядовое значение неизмеримо глубже. Элементы ритуальной борьбы имеют место в разных формах обрядности связанной с Культом Предков. На славянской тризне ритуальные состязания происходили в самый кульминационный момент ритуала, и составляли важный элемент почестей, воздаваемых при прощании. Функциональное назначение их заключалось в имитативной магии: ведь и души предков, покровительствующие общине, ведут неустанную борьбу против сил, препятствующих благополучию потомков. «Ритуальные состязания, связанные с этой космической борьбой, представляют собою не только оказание почестей предкам, но и как бы усиление, укрепление их сил, с одной стороны и воздаяние им своей кровью и жизнью – с другой. По всей видимости, в основе ритуальных состязаний славян-язычников лежит сложный синтез многих элементов, сконцентрированная общность действ различного функционального назначения. Истоки же их лежат, вероятнее всего в поединках (и один на один и групповых), которые решали участь боровшихся: победители оставались на земле, побежденные же отправлялись к праотцам. Ритуальная жеребьевка в разного рода обрядности по-видимому, стадиально более позднее явление, сменяющее ритуальную борьбу», пишет Н. Велецкая.
Весенние обрядовые бои традиционно велись «до первой крови» эта драгоценная капля пробуждала землю к «ярому» плодоношению.
Фото 19
Приведем действенный магический сценарий ритуального мужского поединка перед началом обряда, его цель поднятие духа и привлечение внимания духовного мира; прежде всего Светлых Предков, но главным образом – очищение пространства, как это бывает после грозы, поэтому в первую очередь пробуждаются силы Перуна.
Действо начинается с символического «вызова на поединок» – метание копья или боевого топорика, пускание стрелы в заранее подготовленную цель. После этого мужчины начинают круговой пляс противосолонь, как бы затягивая внутрь круга, в силовую воронку всё, что представляется негативным, враждебным, заслуживающим изгнания. После того, как «враг пришел», начинается бой-ярение, поединки или «стенка на стенку». Зло «выжигается», «изгоняется» за границы круга, ритуальный бой заканчивается кличем победы и хороводом посолонь, закручивающим восходящий поток. Он создаёт дорогу, «небесный мост» для прихода пращурских сил.
Каждый ритуальный бой, включенный в дообрядовую подготовку, заканчивается примирением и единением: рождением мужского воинского братства.
Женское таинство включает заговор-обращение и обряд «обличения в силу»: «…Облекуся во облаки, опояшусь утренней зарей, подтычусь частыми звездами, ясным месяцем остануюсь …» – говорила древняя чаровница. Этот заговор направлен на преображение внутренней и внешней женской природы.
Следующее женское действо может проходить как хороводный пляс, как ткачество из «сердечных нитей» «волшебного покрова Макоши», это действо переходит в творение женского обережия для всей Земли.
Заключительное действо зовется «цветок» или «раскрытие небу», когда женский круг, удерживаясь за руки, одновременно отклоняется от центра и раскрывается небу, как цветок о многих лепестках.
Фото 19-А
Это сокровенное цветение – символ самораскрытия женской души и готовности целиком отдать себя предстоящему действу. Женщины пробуждают себя изнутри во время «истового голошения». Голос, уходит в небо и достигает неизмеримой высоты, возникает общая волна, она очищает и наполняет звенящей силой всё обрядовое пространство.
Оживляющая сила этих действ велика – к мужчинам выходят помолодевшие красавицы, воплощенные Богини.
Раздельная работа женского и мужского круга перед началом обряда с их яркой ликующей встречей и общим хороводом означает долгожданное соединение начал: Сотворение Мира.
Древний мир знал одну важную истину: совершенным подобием Бога является не мужчина и не женщина в отдельности – а их соединение в объятии, в обоюдной любви.
Ту же мысль выразил и А. Блок, когда сказал: Только влюблённый имеет право на звание человека!
Мужчины славят пришедших женщин: женщины в восторге замирают перед мужчинами. Эта ритуальная встреча двух «миров» являет красоту и величие чувств, и говорит о вечном пути мужчин и женщин к высотам духа, о том, что только вместе в вечной тяге друг к другу, рука об руку мужчина и женщина найдут пути к счастливому будущему Земли.
Итак, переход к духовной практике, которой собственно и является современный родноверческий обряд, начинается с осознанного раскачивания эмоционального равновесия, с резкого выброса сил, с запуска внутренних резервов, он включает даже создание управляемого хаоса, как это происходит в кологодних мистериях-карнавалах. Следующий шаг означает упорядочивание и выравнивание сил, приведение мира людей и духов к всеобъемлющему ладу.
ХОРОВОД – ПО СОЛНЦУ ХОД
Хороводный танец, или пляс – в полном смысле слова ровесник пробуждения человечества и Сотворения Мира. Первые хороводы, точнее хороводное движение, как подражание всеобщему коловращению мира, теоретически могло быть знакомо ещё неандертальцам.
Среди обрядовых хороводов есть «живой» и «мертвый» круг. «Живой» хоровод посолонь выражает ликование и обретение, движение в будущее, «мертвый» – противосолонь означает отдание, освобождение, встречу с прошлым и желание плотнее соприкоснуться с миром Предков.
Древнейшая брачная суть хороводов отражена в традиционных запретах, например, в сельский хоровод не пускали «чужого, пришлого, первого встречного», не допускали и детей до определённого возраста. Позволим себе немного углубиться в историю хороводных игр. Их современные формы «Ручеек», «Капустка», «Змейка» родились ещё в среднем палеолите, когда сообщества первобытных охотников столкнулись с проблемой беспорядочных кровосмесительных связей внутри общины, и неизбежных, зачастую кровавых конфликтов на этой почве. Выход был найден в табуировании крови сородича, одновременно под запрет попала и специфическая женская кровь. Брачный контакт с женщинами своего рода, то есть с прямыми родственницами стал потенциально опасен, и влечение к ним стало сознательно подавляться. Выраженное развитие лобных долей человеческого мозга нейрофизиологи связывают с усиленным развитием центров торможения, главным образом сексуального. Другой, чисто биологический механизм, регулирующий брачные отношения внутри тесного семейства вскрыл Ч. Дарвин. Он заметил, что самцы эскимосской ездовой лайки не стремятся к близкому общению с собаками своей упряжки, но проявляют повышенный интерес к самкам из других стай. Среди факторов, подавляющих влечение, он назвал вынужденное ежедневное общение и трудности выживания.
Другим механизмом возникновения дуально-родового брака стала охота. Добыча крупных животных требовала полной сублимации духовных и физических сил всего племени. Удача на охоте дарила жизнь, неудача – грозила гибелью. Новые запреты на близость внутри коллектива кровных родственников родились из охотничьих табу. Периоды долгого воздержания перед выходом на охоту и сами далекие охотничьи экспедиции вели к неизбежному возникновению брачных отношений с отдаленно живущими племенами людей. Умножение культурных запретов неизбежно толкало мужчин и женщин на поиски партнёров за «тридевять земель». Дуально-родовой брак между отдаленно живущими общинами стал важнейшим шагом в борьбе за продолжение жизни рода человеческого. Сообщества, сумевшие перейти к мирной и эгалитарной форме брачных отношений и преодолеть опасности инцеста, обрели важнейшие эволюционные преимущества.
Постепенно брачные отношения между отдельными племенами обрели устойчивые формы. Но женщин, готовых к продолжению рода всегда было меньше, чем мужчин. Причиной тому был долгий период вынашивания и вскармливания ребенка, а также сознательное «прореживание» новорождённых с целью оставить больше мальчиков-охотников. Поэтому право выбора предоставлялось меньшинству – то есть женщинам. Видимо в интересах женщин были проведены и самые первые игровые хороводы, напоминавшие наш «ручеек». Они сдерживали натиск мужчин, и приучали всё сообщество к терпению и обрядовому поведению. Хороводные игры позволяли присмотреться и почувствовать друг друга, отвлечься от немедленной страсти, пробудить любование и человечность.
Хоровод стал важным культурным шагом, но его ритуальная роль обозначилась позже. От столетия к столетию его социальное и магическое значение только росло: таковы «игрища межю селы» и весенние «хороводы плодородия», на многие десятки километров, опоясывающие поля.
В идеале в хороводе должно быть равное количество мужчин и женщин. Общий хоровод, иногда мы называем его «хоровод-знакомство» совершенно необходим для того, чтобы люди «вошли в обряд» с ощущением предельной духовной близости и доверия друг к другу, чтобы включилась и заработала генная память. Это древнейшее магическое действо сбирает людей в единый космос-лад и по соединению сил уже является сильнейшим обрядом.
В некотором роде люди повторяют шаги творения, когда содруга берется за руки, замыкая круг силы вокруг незримого до поры «огня Рода». Постепенно круг приходит в движение. Поток раскручивается посолонь, вращая восходящий круговой вихрь. Это известное из древности восхищение духа: предельная готовность к встрече с божеством, отсюда глагол «восх Итить» – поднять на воздух. Здесь можно упомянуть и об измененном состоянии сознания, с присущими им феноменами. Есть свидетельства очевидцев, когда «восхищенный» хоровод шел «по воде как по суху».
Сугубо практическое значение хоровода – согреть людей на холоде и подготовить их к сосредоточенной духовной работе на обряде, но хороводное действо, по мнению самих участников, «меняет состав крови» и раскрывает «врата восприятия», заставляя людей по-новому взглянуть на мир. Чем полнее растворение личного в восходящих потоках радости и любви, чем ярче и ощутимее слияние с миром, тем ближе человек к долгосрочной цели обряда – изменению сознания, «перемене ума», к обретению духовного опыта и расширенного понимания.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Пронзительная суть этих вновь открытых истин – отражение личной судьбы человека и целостный путь его души во всех мирах. Шаг сквозь Духовные врата – едва ли не самое значимое из внутренних состояний человека, приступающего к обряду. И чтобы этот шаг состоялся необходимо обозначить его рядом действий, говорящих о необратимости грядущих перемен, поэтому обряды перехода всякий раз повторяют канву славянских ритуалов смерти и рождения.
Наступает время обряда и люди идут на капище. Вход на капище представляет собою своеобразный коридор из рушников или зеленых ветвей, которые держат в руках женщины-берегини. На мужские и ратные праздники ворота образуют горящие факелы. На день Перуна люди проходят между скрещенных мечей, как обрядовые ворота иногда используют и раздвоенные деревья. На Осенние Деды вратами служит рушник без обережной вышивки – Белая дорога. Посетить мир Богов и вернуться обратно в древности означало получить посвящение. Но чтобы «родится там», надо «уйти из этого мира».
Построение Ворот является обязательным элементом обряда и восходит к древнейшим общеславянским играм, которые у чехов носит наименование «На золотых вратах» или «Мост». Название словацкой столицы «Злата Прага» и «Золотые врата» во Владимире означает все тот же Порог-переход. У русских эта игра называется «Золотые ворота», в неё в русских сёлах играли до ХХ века.
В народном тайноведении слово «золотой» означает «последний», и обладает в глазах ведающих особым, «роковым» смыслом. Золотое Слово князя в «Слове о Полку Игореве» это завет потомкам на пороге смертного часа. «Золотые врата» города ведут к его главной святыне, и в некотором смысле определяют границы иного мира.
Это подтверждают и правила игры в «Мост» заключающиеся в том, что через ворота проходят не все – один или больше участников отсекается и их участь решается отдельно. Перед ними может ставиться ритуальный выбор: Бог или Дьявол, Ад или Рай, как русском варианте игры:
Ходи пекло ходи рай,
Ходи в дедушкин сарай,
Там и пиво там и мед
Там и дедушка живет.
«Дедушкин сарай» – по мнению Б. Рыбакова – это языческий храм или «контина»: у западных славян это «место для бесед». «Можно представить себе, что новогодние праздники или весенние обряды в честь «великой Лады» начинались церемонией на мосту у золотых врат, где следовали опросы членов фратрий, которые должны были назвать свой символ или тотем».
Дожившая до наших дней детская игра «На Золотом крыльце сидели …» посвящена обрядовому вопрошению и определению скрытого «качества» людей, входящих внутрь заветного пространства: Кто ты такой?