О Аллах, (истинная) есть награда мира вечного
помилуй же ансаров и мухаджиров!»
1 ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, имеет в виду ислам.
2 Речь идёт о преследованиях, которым идолопоклонники-курайшиты подвергли мусульман, а именно — о периоде бойкота, который продолжался более двух лет, когда мусульмане вместе со своими родственниками жили в квартале рода бану хашим у дома дяди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Талиба.
3 Речь идёт о втором переселении мусульман в Эфиопию.
4 Название места, расположенного примерно в 140 километрах к югу от Мекки на пути в Йемен.
5 Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, намеренно не говорит Ибн ад-Дагине, что он едет в Эфиопию.
6 Имеется в виду не здание, а специально отгороженное стенкой место для молитв.
7 Курайшиты стали бояться, что их жёны и дети тоже примут ислам под влиянием Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
8 То есть мы не хотим причинять ему никакого вреда, пока ты остаёшься его покровителем, так как это было бы нарушением наших обязательств перед тобой.
9 Речь идёт о позволении Аллаха.
10 В это молоко клали камни, раскаляя их либо на солнце, либо на костре.
11 Родственникам убитого полагалось отдать сто верблюдов или соответствующую их стоимости сумму.
12 Сурака старался сделать так, чтобы никто не заметил блеск наконечника копья и не увидел самого копья, поскольку он опасался, что в противном случае в погоню бросятся и другие люди, с которыми ему пришлось бы разделить обещанную награду.
13 Харра — лавовые поля, окружающие Медину.
14 Речь идёт о первой в истории ислама мечети, построенной в селении Куба близ Медины.
15 Скорее всего под “грузом Хайбара” имеются в виду финики.
1518 (3909). Со слов Асмы, да будет доволен ею Аллах, передают (рассказ о том, как в своё время) она была беременнa ‘Абдуллахом бин аз-Зубайром, да будет доволен Аллах ими обоими. (Асма, да будет доволен ею Аллах,) сказала:
«Когда я уезжала (в Медину), срок беременности уже почти закончился. Приехав в Медину, я остановилась в Куба1 и родила его там, а потом принесла (новорожденного) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и положила его ему на колени. После этого он велел принести себе финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот (ребёнка). Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А после этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) помазал этой кашицей его нёбо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него благословение, и был он первым из родившихся в исламе».2
1 См. примечание к хадису № 588.
2 То есть первым из родившихся в Медине, на земле ислама.
1519 (3922). Сообщается, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Находясь в пещере1 вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, я поднял голову, увидел ноги этих людей2 и сказал: “О пророк Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит вниз, то увидит нас!” (В ответ мне пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Молчи, о Абу Бакр, (ведь мы —) двое, третьим для которых является Аллах!”»
1 Речь идёт о той пещере, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, которого сопровождал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, прятался от преследовавших их курайшитов во время переселения из Мекки в Медину.
2 Имеются в виду преследователи.
Глава 1144: Приезд пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников в Медину.
1520 (3925). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Первыми из тех, кто приехал к нам1, были Мус‘аб бин ‘Умайр и Ибн Умм Мактум, которые учили людей чтению (Корана). Потом (к нам) приехали Билял, Са‘д и ‘Аммар бин Йасир, потом приехал ‘Умар бин аль-Хаттаб с двадцатью другими сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а потом приехал и сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и я не видел, чтобы жители Медины радовались чему-нибудь больше, чем (приезду) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потому что даже девочки-рабыни говорили: “Приехал посланник Аллаха!” И прежде чем он приехал, я уже читал “Славь имя Господа твоего Высочайшего…”2 и (некоторые) другие суры “муфассаля”3».
1 То есть в Медину.
2 “Высочайший”, 1. Аль-Бара, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что он уже знал наизусть всю суру “Высочайший” и некоторые другие из вышеупомянутых сур. Это объяснялось тем, что за некоторое время до этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил в Медину Мус‘аба бин ‘Умайра, да будет доволен им Аллах, который призывал к исламу её жителей и обучал их Корану.
3 См. примечание к хадису № 393.
Глава 1145: Пребывание мухаджира в Мекке после выполнения им всех обрядов хаджжа или умры.
1521 (3933). Передают со слов аль-‘Аля бин аль-Хадрами, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«После возвращения из Мины1 мухаджиру (разрешается оставаться в Мекке только) три (дня)».2
1 Иначе говоря, после завершения всех обрядов хаджжа.
2 Этот запрет распространялся только на мухаджиров и действовал как до, так и после завоевания Мекки.
Глава 1146: Иудеи приходят к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после его приезда в Медину.
1522 (3941). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если бы уверовали в меня десять иудеев1, то обязательно уверовали бы в меня и все они».
1 Имеются в виду предводители иудеев.
Книга военных походов
Глава 1147: Поход на аль-‘Ушайру.
1523 (3949). Сообщается, что (однажды) Зайда бин Аркама, да будет доволен им Аллах, спросили: «Сколько военных походов совершил пророк, да благословит его Аллах и приветствует?»1 Он ответил: «Девятнадцать». (Его) спросили: «А сколько походов совершил вместе с ним ты?» — и он сказал: «Семнадцать».
(Передатчик этого хадиса сказал):
«Я спросил: “А какой из них был первым?” Он сказал: “(Поход) на аль-‘Ушайр2 (или: аль-‘Усайру)”».
1 Речь идёт о тех военных походах мусульман, совершённых при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в которых он сам принимал участие.
2 Название этого места приводится и как аль-‘Усайра, и как аль-‘Ушайр. Речь идёт о нападении на торговый караван мекканцев.
Глава 1148: Слова Аллаха Всевышнего: «Вот обратились вы с мольбой о спасении к своему Господу, и Он ответил вам: “Поистине, Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих один за другим!” И Аллах сделал (эту помощь) не чем иным, как благой вестью, чтобы благодаря ей успокоились ваши сердца, ведь помощь (приходит) только от Аллаха, и Аллах — Всемогущий, Мудрый. (Вспомните,) как покрыл Он вас дремотой, чтобы успокоить вас, и ниспослал с неба воду1, чтобы очистить вас им, и удалить наущения шайтана, и укрепить ваши сердца, и укрепить этим ваши стопы. Вот внушил Господь твой ангелам: “Поистине, Я (буду) с вами! Укрепляйте тех, кто уверовал, а Я внушу страх сердцам тех, кто не уверовал, так рубите же им головы и отрубите все пальцы за то, что они ослушались Аллаха и Его посланника! А тот, кто не повинуется Аллаху и Его посланнику, (пусть знает, что,) поистине, Аллах подвергает суровому наказанию!”» (“Добыча”, 9 — 13).
1 То есть дождь.
1524 (3952). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды мне пришлось видеть, как вёл себя) аль-Микдад бин аль-Асвад, да будет доволен им Аллах, и, поистине, если бы (мог) я оказаться (на его месте), это было бы для меня дороже всего иного! Он подошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, призывавшему проклятия на многобожников, и сказал (ему): «Мы не скажем того, что сказали соплеменники Мусы (, сказавшие ему): “Ступай ты вместе с твоим Господом и сражайтесь … ”1, но будем сражаться справа и слева от тебя, перед тобой и позади тебя!» — и я увидел, как озарилось лицо (пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо это) порадовало его.
1 “Трапеза”, 24.
Глава 1149: Количество участников битвы при Бадре.
1525 (3962). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, из числа участников битвы при Бадре рассказывали мне, что их было столько же, сколько и сподвижников Талюта1, перешедших с ним через реку (, а именно —) более трёхсот десяти (человек)».2
Аль-Бара сказал:
«Нет, клянусь Аллахом, не перешёл с ним через реку никто, кроме верующих».
1 Талют — библейский Саул.
2 Точнее говоря от трёхсот тринадцати до трёхсот девятнадцати.
Глава 1150: Гибель Абу Джахля.
1526 (3926). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(После завершения битвы при Бадре) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто (пойдёт и) посмотрит, что постигло Абу Джахля1?” И (посмотреть на него) отправился Ибн Мас‘уд, увидевший, что его поразили два сына ‘Афра2, и он (находится уже при последнем издыхании. ‘Абдуллах бин Мас‘уд) спросил: “Ты Абу Джахль?” — и схватил его за бороду, а (Абу Джахль) сказал: “Здесь только человек, которого вы убили (или: человек, которого убили его соплеменники)”».
1 См. примечание к хадису № 172.
2 См. хадис № 1269.
1527 (3976). Сообщается, что Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В день Бадра по приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тела двадцати четырёх человек из числа храбрейших предводителей курайшитов были брошены в один из загрязнённых (и высохших) колодцев. Одержав победу над кем-либо, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обычно оставался на поле боя в течение трёх дней. На третий день после битвы при Бадре он велел оседлать свою верблюдицу, что и было сделано, после чего двинулся в путь, а за ним последовали его сподвижники, которые говорили (друг другу): “Он едет не иначе как по необходимости”. Подъехав к краю колодца, он стал обращаться к ним1, называя их имена и имена их отцов (и говоря): “О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались ли бы вы (сейчас), если бы покорились Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы (убедились), что обещанное нам Господом нашим — истина2, а убедились ли вы, что обещанное Господом вашим — истина?!” ‘Умар спросил: “О посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?!” — (на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, они не хуже вас слышат то, что я говорю!”»
1 Имеются в виду трупы курайшитов, брошенные в этот колодец.
2 Здесь имеется в виду обещанная Аллахом победа над многобожниками.
Глава 1151: Участие ангелов в битве при Бадре.
1528 (3992). Сообщается, что Рифа‘а бин Рафи‘ аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, отец которого был участником битвы при Бадре, сказал:
«(Однажды) Джибрил явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: “Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал в битве при Бадре?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Лучшими из мусульман”, или же (он сказал) что-то подобное. (Джибрил) сказал: “Такими же являются и ангелы1, принимавшие участие в битве при Бадре”».
1 То есть лучшими из ангелов.
1529 (3995). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день Бадра пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вот Джибрил с боевым оружием держится за голову своего коня».
Глава 1152: Без имени
1530 (3998). Передают со слов Хишама бин ‘Урвы, что его отец ‘Урва бин аз-Зубайр, да помилует его Аллах Всевышний, передал, что аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В день битвы при Бадре я встретился (на поле боя) с ‘Убайдой бин Са‘идом бин аль-‘Асом по прозвищу Абу Зат аль-Кариш, у которого были видны одни глаза, так как он был полностью закован в доспехи. Он сказал: “Я — Абу Зат аль-Кариш”, после чего я напал на него с дротиком, поразил его в глаз и он умер».
Хишам передал, что ему сообщили, что аз-Зубайр сказал:
«Я упёрся ногой о его (тело) и стал вытаскивать (дротик), но и после этого мне пришлось приложить немало усилий, чтобы вытащить его, так как оба конца (этого дротика) были изогнуты».
‘Урва сказал:
«А потом (этот дротик) попросил у него посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он отдал его ему, когда же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, (аз-Зубайр) взял его себе. Потом (этот дротик) попросил Абу Бакр, и он отдал его ему, когда же умер Абу Бакр, его попросил ‘Умар, и он отдал его ему, а после смерти ‘Умара (аз-Зубайр снова) взял его себе. Потом его попросил у него ‘Усман, и он отдал его ему, а после того как ‘Усмана убили, (этот дротик) оказался в семье ‘Али, и его попросил ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, у которого он и оставался, пока его не убили».
1531 (4001). Сообщается, что ар-Рубаййи‘ бинт Му‘аввиз, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл ко мне на следующее утро после моей свадьбы, когда маленькие девочки (, которые находились у меня,) били в бубны, оплакивая и поминая своих отцов, погибших в день Бадра. Одна девочка сказала: “Среди нас находится пророк, знающий, что будет завтра”, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: “Не говори так, а говори то, что ты говорила (прежде)”».1
1 То есть продолжай оплакивать погибших в битве при Бадре.
1532 (4002). Передают со слов Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, принимавшего участие в битве при Бадре вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Ангелы не входят в (такой) дом, где есть собака или изображение», имея в виду изображения того, в чём есть дух.
1533 (4005). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах,) сказал:
«(Когда моя дочь) Хафса бинт ‘Умар, да будет доволен ею Аллах, лишилась своего мужа, Хунайса бин Хузафы ас-Сахми, который был одним из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал в битве при Бадре и умер в Медине (от полученных в этой битве ран), я повстречался с ‘Усманом бин ‘Аффаном и предложил ему (в жёны) Хафсу, сказав: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”. (В ответ) он сказал: “Я подумаю над этим”. И я (ждал несколько) дней, (а потом) он сказал (мне): “Я думаю, что не стану жениться сейчас”. (Через некоторое время) я встретил Абу Бакра и сказал: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”, (однако) Абу Бакр промолчал и вообще ничего не ответил мне, и я рассердился на него ещё больше, чем на ‘Усмана, а ещё через несколько дней к ней посватался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и спросил: “Наверное, ты рассердился на меня после того, как предложил мне (в жёны) Хафсу, а я не ответил тебе?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “Принять твоё предложение помешало мне лишь моё знание о том, что о ней упоминал1 посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выдать же тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я не мог, а если бы он отказался, то я обязательно взял бы её сам!”»
1 То есть говорил, что хочет посвататься к ней.
1534 (4008). Передают со слов Абу Мас‘уда аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто станет читать ночью два последних айата из суры “Корова”, этого будет достаточно».1
1 Ибн Хаджар предлагает несколько вариантов толкования смысла этих слов: возможно, что чтение этих двух айатов заменяет собой ночное чтение Корана; возможно, что их чтения будет достаточно для защиты от любого зла; возможно, что этого достаточно для защиты от зла шайтана и т.д.
1535 (4019). Сообщается, что (однажды) аль-Микдад бин ‘Амр аль-Кинди, да будет доволен им Аллах, союзник племени бану зухра и один из тех, кто вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал в битве при Бадре, сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Скажи мне, если я встречу кого-нибудь из неверных, и мы сразимся с ним, и он отрубит мне руку мечом, а потом (попытается) спастись от меня, заберётся на дерево и скажет: “Я покорился Аллаху!”1 — то могу ли я убить его, о посланник Аллаха, после того как он скажет это?»
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тебе не следует убивать его».
(Аль-Микдад) воскликнул:
“О посланник Аллаха, но ведь он отрубил мне руку и произнёс эти слова только после того, как сделал это!”
(На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тебе не следует убивать его, ибо если ты убьёшь его, он станет таким же, каким был ты до его убийства, а ты станешь таким же, каким был он до того, как произнёс эти слова!»2
1 Иначе говоря, заявит о том, что принимает ислам.
2 Слова “он станет таким же, каким был ты” означают: его жизнь будет неприкосновенна, и о нём надо будет судить с учётом того, что он принял ислам; слова “ты станешь таким же, каким был он” означают: его наследники будут иметь право убить тебя в качестве воздаяния равным /кисас/. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не означают: ты станешь таким же неверным, каким был он, а Аллах знает об этом лучше.
1536 (4024). Передают со слов Джубайра бин Мут‘има, да будет доволен им Аллах, что о людях, захваченных в плен в битве при Бадре, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (следующее):
«Если бы аль-Мут‘им бин ‘Ади1 был жив и обратился ко мне с ходатайством за этих (людей), от которых исходит зловоние2, я бы обязательно (отпустил) их ради него».
1 Аль-Мут‘им бин ‘Ади — человек, взявший пророка, да благословит его Аллах и приветствует, под свою защиту после завершения трёхлетнего бойкота со стороны курайшитов и возвращения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Таифа, где он пытался призывать людей к исламу.
2 Это выражение следует понимать в переносном смысле. Имеется в виду мерзость неверия.
Глава 1153: Рассказ о том, как бану ан-надир предали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах Всевышний сказал:
«Он — Тот, Кто изгнал тех, которые не веровали из числа людей Писания, из жилищ их при первом сборе» (“Собрание”, 2).
1537 (4028). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Племена) ан-надир и курайза1 сражались (с пророком, да благословит его Аллах и приветствует), который выселил (племя) бану ан-надир, а (людям из племени) курайза позволил остаться (в Медине), оказав им милость2, (и они жили там), пока (снова) не выступили (против пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) с оружием в руках. Тогда он (велел) истребить их мужчин и разделил их женщин, детей и имущество между мусульманами. (Так) было со всеми, кроме тех из них, которые пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, гарантировавшему им безопасность, после чего они приняли ислам. И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) выселил из Медины всех иудеев (, а именно: племя) бану кайнука, (племя) ‘Абдуллаха бин Саляма, иудеев (племени) бану хариса и всех остальных иудеев Медины».
1 Бану ан-надир и курайза — иудейские племена, жившие в Медине и заключившие с мусульманами договор о союзе.
2 Иначе говоря, ничего не взяв с них за это.
1538 (4031). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжёг и вырубил пальмы бану ан-надир в Бувайре1, а потом был ниспослан (айат, в котором говорится): “То, что вы срубили из пальм или оставилистоять на корнях их, (было сделано) с соизволения Аллаха…”2»
1 Название места, расположенного между Мединой и селением Куба, где в сентябре 625 года мусульмане осаждали поселения бану ан-надир.
2 “Собрание”, 5.
1539 (4034). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(В своё время) жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послали ‘Усмана к Абу Бакру (с просьбой о выделении) им одной восьмой части из того, что Аллах даровал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует,1 я же всегда возражала против этого и говорила: “Неужели вы не боитесь Аллаха? Неужели вы не знаете, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Наше имущество не может быть унаследовано, а то, что мы оставили, есть садака”, имея в виду себя?2 (И неужели вы не знаете, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал): “Семейство Мухаммада может только питаться за счёт этого имущества”?»
И после того, как она (напомнила) об этом (другим) жёнам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они отказались (от своих просьб).
1 Имеется в виду “фа’й”. См. прим. к хадису № 1258.
2 См. хадис № 1258.
Глава 1154: Убийство Ка‘ба бин аль-Ашрафа.1
1 Союзник племени бану ан-надир, поддерживавший тайные связи с мекканцами и высмеивавший пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в своих стихах.
1540 (4037). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кому (можно поручить убить) Ка‘ба бин аль-Ашрафа, который нанёс обиду Аллаху и Его посланнику?» (Услышав это, со своего места) поднялся Мухаммад бин Маслама и спросил: «О посланник Аллаха, хочешь ли ты, чтобы я убил его?» Он сказал: «Да». (Мухаммад бин Маслама) сказал: «Тогда позволь мне сказать что-то»1, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Говори». После этого Мухаммад бин Маслама (и ещё несколько человек) явились к (Ка‘бу и Мухаммад бин Маслама) сказал: «Поистине, этот человек2 требует у нас садаку3 и причиняет нам страдания, и я пришёл к тебе, чтобы занять (что-нибудь) у тебя». (На это Ка‘б) сказал: «Клянусь Аллахом, (уже скоро) вы будете не в силах терпеть его!» (Затем Мухаммад бин Маслама) сказал: «Но раз уж мы последовали за ним, то нам не хотелось бы бросать его, пока мы не увидим, чем всё это закончится, а сейчас мы хотим одолжить у тебя один или два васка4 (продуктов». Ка‘б) сказал: «Да, но вы должны оставить мне что-нибудь в залог», и они спросили: “Чего же ты хочешь?” (Ка‘б) сказал: «Оставьте мне в залог ваших женщин». Они возразили: «Как же мы можем оставить тебе в залог наших женщин, когда ты являешься самым красивым из арабов?!» (Ка‘б) сказал: «Тогда оставьте мне в залог ваших сыновей». Они возразили: «Как же мы можем оставить тебе в залог наших сыновей, ведь потом (люди) станут поносить их и скажут: “(Такого-то) заложили за один или два васка еды!” — а это будет для нас позором! (Лучше) мы оставим тебе в залог (наше) оружие». И они договорились с (Ка‘бом), что (Мухаммад бин Маслама) придёт к нему, а ночью (Мухаммад бин Маслама) пришёл к нему вместе с Абу На’илей, молочным братом Ка‘ба. (Ка‘б) пригласил их в своё укрепление и спустился к ним, а (перед этим) его жена спросила его: «Куда ты идёшь в такое время?» (Ка‘б) сказал: «(Никуда, просто пришли) Мухаммад бин Маслама и мой брат Абу На’иля». (Жена Ка‘ба) сказала: «Я слышу такой звук, будто капает кровь!» Он сказал: «Это только мой брат Мухаммад бин Маслама и мой молочный брат Абу На’иля! Поистине, благородный обязательно должен отозваться на призыв ночью, даже если его зовут, чтобы нанести удар!»
(Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал):
«И после этого к нему зашёл Мухаммад бин Маслама, который провёл с собой ещё двоих».
(В другой версии этого хадиса сообщается, что этих людей звали Абу ‘Абс бин Джабр, аль-Харис бин Аус и ‘Аббад бин Бишр.)5
А (до этого Мухаммад бин Маслама сказал своим товарищам):
«Когда (Ка‘б) придёт, я возьмусь за его волосы и понюхаю их, и если вы увидите, что мне удалось схватить его за волосы, (бросайтесь и) рубите его!»
(Передатчик этого хадиса сообщил, что Мухаммад бин Маслама также сказал им):
«И я дам вам понюхать (его волосы)». И (когда Ка‘б), опоясанный мечом и распространявший вокруг себя запах благовоний, спустился к ним, (Мухаммад бин Маслама) воскликнул: «Таких благовоний я ещё не видел!» (На это Ка‘б) сказал: «Моя жена умеет выбирать благовония лучше всех среди арабов, и она вообще лучшая изо всех женщин!» (Мухаммад бин Маслама) попросил: «Не позволишь ли ты мне понюхать твои волосы?» Тот сказал: «Да», и тогда (Мухаммад бин Маслама сначала) понюхал их сам, потом предложил (сделать то же самое) своим товарищам, а потом (снова) попросил: «Не позволишь ли ты мне понюхать твои волосы (ещё раз)?» Тот сказал: «Да», и когда (Мухаммад бин Маслама снова получил возможность) схватить его, он воскликнул: «Он ваш!» — и они убили его, а потом явились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обо всём рассказали ему.
1 Мухаммад бин Маслама имел в виду, что он хочет прибегнуть к хитрости.
2 То есть Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
3 Имеется в виду закят.
4 См. примечание к хадису № 672.
5 Таким образом, согласно этой версии его сопровождали не двое, а трое людей.
Глава 1155: Убийство Абу Рафи‘а ‘Абдуллаха бин Абу-ль-Хукайка1, которого звали также Саллям бин Абу-ль-Хукайк.
1 Абу Рафи‘ ‘Абдуллах бин Абу-ль-Хукайк был крупным купцом из Хиджаза и главой иудеев оазиса Хайбар. Он стал одним из главных инициаторов и подстрекателей нашествия союзных племён на Медину в 627 году, получившего известность как “битва у рва”. После того как мусульмане вышли победителями в этой битве и выселили из Медины иудейское племя бану курайза, пошедшее на сговор с врагами мусульман во время ведения боевых действий, пятерым хазраджитам было поручено убить этого человека.
1541 (4039). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал несколько человек из числа ансаров (убить) иудея Абу Рафи‘а, назначив старшим над ними ‘Абдуллаха бин ‘Атика. Что же касается (этого) Абу Рафи‘а, то (вина его состояла в том, что) он наносил обиды посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и оказывал помощь (его врагам), а жил он в своём укреплении в Хиджазе. Когда (эти люди) приблизились к (его укреплению), солнце уже зашло, а люди пригнали свой скот с пастбищ, и ‘Абдуллах (бин ‘Атик) сказал своим товарищам: “Сидите на своих местах, а я пойду и постараюсь договориться с привратником: может быть, мне удастся проникнуть туда”. И он направился туда, а подойдя к воротам, прикрыл лицо одеждой, прикидываясь, что удовлетворяет нужду. (Тем временем все) люди уже вошли внутрь, и привратник обратился к нему (и сказал):1 “О раб Аллаха, если желаешь войти, то входи, так как я хочу запереть ворота!”»
(‘Абдуллах бин ‘Атик, да будет доволен им Аллах,) сказал:
«Так мне удалось проникнуть внутрь и спрятаться, а когда (все) люди вошли (туда, привратник) запер ворота и повесил ключи на деревянный столб, после чего я подошёл к этим ключам, взял их и открыл ворота. (В это время) в комнате Абу Рафи‘а находились люди, с которыми он вёл ночную беседу, а после того как они покинули его, к нему поднялся я и каждый раз, открыв какую-нибудь дверь, я закрывал её изнутри и говорил (себе): “Если люди и узнают обо мне, они не смогут схватить меня, пока я его не убью”. Так я добрался до него и обнаружил, что он спит в тёмном помещении среди членов своей семьи, но я не знал, где именно он находится. Тогда я позвал: “О, Абу Рафи‘!” Он спросил: “Кто это?” — а я пошёл на его голос и ударил его мечом, но не смог убить по причине своего замешательства. Он громко закричал, я же выскочил из помещения, подождал (некоторое время) поблизости, а потом (снова) вошёл туда и спросил: “Что это за крик, о Абу Рафи‘?” Он сказал: “Горе твоей матери! Только что какой-то человек ударил меня мечом в (моём) доме!” — и я нанёс ему несколько сильных ударов, но мне (опять не удалось) убить его. Тогда я приложил кончик меча к его животу (надавил на него) так, что меч вышел у него из спины, и только после этого убедился, что убил его. А потом я начал открывать одну дверь за другой, дошёл до его лестницы и, считая, что я уже добрался до земли, сделал шаг вперёд упал и сломал себе ногу, (несмотря на то что) ночь была лунной. Я перевязал (ногу) чалмой, а потом двинулся вперёд, уселся у ворот и сказал (себе): “Я не выйду (отсюда) этой ночью, пока не узнаю, (действительно ли) я убил его”. Когда раздался крик петуха, на стену поднялся человек, объявляющий о смерти, и закричал: “Я объявляю о смерти Абу Рафи‘а, купца из Хиджаза!” Тогда я пошёл к своим товарищам и сказал: “Бежим, ибо Аллах погубил Абу Рафи‘а!” А потом я (вместе со своими товарищами) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, обо всём рассказал) ему, и он сказал: “Вытяни свою ногу”. Я вытянул её, и он провёл по ней рукой, после чего боль прошла, будто её и не было».
1 Привратник принял ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, за одного из слуг.
Глава 1156: Битва при Ухуде. Слова Аллаха Всевышнего «Вспомни, как две группы из вас (были готовы) смалодушничать1, но Аллах был их Покровителем, и на Аллаха пусть уповают верующие» (“Семейство ‘Имрана”, 122).
1 Перед началом битвы при Ухуде от мусульманского войска отделился и вернулся в Медину ‘Абдуллах Ибн Убайй, который увёл с собой триста своих воинов. Это вызвало брожение в рядах бойцов из родов бану сальма и бану хариса, которые также были готовы вернуться, но Аллах удержал их от этого.
1542 (4054). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«В день (битвы при) Ухуде один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Скажи мне, где я окажусь, если меня убьют?” Он сказал: “В раю”, и тогда (этот человек) выбросил финики, которые держал в руке, (бросился в бой) и сражался, пока не погиб».
1543 (4055). Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В день (битвы при) Ухуде я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с двумя людьми в белых одеждах1, которые отчаянно сражались (, защищая) его, и я никогда не видел их ни до, ни после этого».
1 Ими были ангелы Джибрил и Микаил, мир им.
1544 (4046). Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В день (битвы при) Ухуде пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (отдал мне все стрелы из) своего колчана и сказал: “Стреляй, да станут отец мой и мать выкупом за тебя!”»
Глава 1157: Слова Аллаха Всевышнего: «Не имеешь ты никакого отношения к тому, простит Он их или подвергнет наказанию. Поистине, они несправедливы!» (“Семейство ‘Имрана”, 128).
1545 (4068). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В день (битвы при) Ухуде пророк, да благословит его Аллах и приветствует, которого ранили (в лицо), воскликнул: “Как могут преуспеть люди, которые ранили своего пророка?!” — после чего был ниспослан (айат, в котором сказано): “Не имеешь ты никакого отношения к тому…”»
1546 (4069). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что раньше он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выпрямлявшийся после поясного поклона и произнесения слов “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе! /Cами‘а-Ллаху ли-ман хамида-ху. Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд!/” во время совершения последнего раката утренней молитвы, говорил: «О Аллах, прокляни такого-то, такого-то и такого-то!» — а потом Аллах ниспослал (айат, в котором было сказано): «Не имеешь ты никакого отношения к тому, простит Он их или подвергнет наказанию. Поистине, они несправедливы!».
Глава 1158: Гибель Хамзы бин ‘Абд аль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах.
1547 (4072). Сообщается, что (однажды) ‘Убайдуллах бин ‘Ади бин аль-Хийар, да помилует его Аллах Всевышний, попросил Вахши, да будет доволен им Аллах:
«Не расскажешь ли ты мне о том, как был убит Хамза?»
Тот сказал:
«Да. В (битве при) Бадре Хамза убил Ту‘айму бин ‘Ади бин аль-Хийара, после чего мой хозяин Джубайр бин Мут‘им1 сказал мне: “Если ты убьёшь Хамзу за моего дядю, то получишь свободу”. И когда в год ‘Айнайн2, а ‘Айнайн это гора поблизости от (горы) Ухуд, которую отделяет от неё вади, люди выступили (из Мекки), я отправился на эту битву вместе с (ними). Когда они выстроились в боевой порядок, (из рядов) вышел Сиба‘ и закричал: “Примет ли кто-нибудь вызов?” К нему вышел Хамза бин ‘Абд аль-Мутталиб и сказал: “О Сиба‘, о сын Умм Анмар, которая делает обрезание женщинам3, (как смеешь) ты сопротивляться Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует?” А потом он напал на него и убил, будто его и не было. Я же прятался за камнем (, подстерегая) Хамзу, а когда он приблизился ко мне, бросил в него своё копьё, которое вошло в его тело в нижней части живота и выш