Главы о совершении земных поклонов во время чтения Корана и о том, как это полагается делать
Глава 434: О том, что сообщалось относительно совершения земных поклонов во время чтения Корана, и о том, как это полагается делать в соответствии с сунной.
538 (1067). Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Как-то раз) в Мекке пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читавший суру “Звезда”, совершил во время чтения земной поклон. Вместе с ним поклонились и все присутствовавшие, за исключением одного старца1, который поднял с пола горсть мелких камешков или земли, поднёс их ко лбу и сказал: “Довольно с меня и этого”, а потом я видел, что его убили2 как неверного».
1 Здесь, как и в остальных случаях, слово “старец” /шaйх/ не обязательно указывает на преклонный возраст человека в современном понимании. При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так могли именовать мужчин старше сорока лет.
2 Этот человек был убит во время битвы при Бадре.
Глава 435: Совершение земного поклона при чтении суры “Сад”.
539 (1069). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(При чтении суры) “Сад” совершать земной поклон необязательно, однако я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал это, читая её».
Глава 436: Мусульмане совершают земной поклон вместе с многобожниками, (несмотря на то что) многобожник является нечистым1 /наджас/ и не совершает омовения /вуду/.
1 Многобожник является нечистым и духовно, поскольку он не верит в Единого Бога, и физически, так как не следит за чистотой своего тела должным образом.
540 (1071). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал земной поклон (во время чтения суры) “Звезда”, вместе с ним кланялись мусульмане и многобожники, джинны и люди.1
1 Имеется в виду, что чтение этой суры оказывало огромное впечатление на всех присутствовавших.
Глава 437: О том, кто прочитал айаты, требующие совершения земного поклона, но не поклонился.
541 (1073). Передают со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что (однажды) в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он прочитал (суру, начинающуюся словами) “Клянусь звездой”,1 однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не совершил земного поклона.2
1 Имеется в виду сура “Звезда”.
2 Этот хадис не может служить указанием на необязательность совершения земного поклона в подобных обстоятельствах, так как речь идёт только о данном конкретном случае. Возможным объяснением может служить, например, то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил омовения /вуду/, или же не поклонился по какой-нибудь иной уважительной причине. Таким образом, в определённых условиях земной поклон можно не совершать.
Глава 438: Совершение земного поклона при чтении “Когда небо расколется…”1
1 Имеется в виду 84-я сура Корана “Раскалывание”.
542 (1074). Сообщается, что Абу Салама, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
«(Однажды,) увидев, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, читавший “Когда небо расколется…”, совершил земной поклон, я спросил: “О Абу Хурайра, ты и в самом деле совершил земной поклон?” (В ответ) он сказал: “Я бы не поклонился, если бы не видел, что (в подобных обстоятельствах) так же поступил и пророк, да благословит его Аллах и приветствует ”».
Глава 439: О том, кто не находил места для совершения земного поклона из-за большого скопления людей и совершал земной поклон вслед за читавшим Коран.
543 (1075). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал в нашем присутствии такую суру, в которой упоминалось о земном поклоне, он сам совершал поклон, а мы кланялись вместе с ним, (и иногда получалось так, что) некоторым из нас не удавалось найти (на полу) места, которого можно было бы коснуться лбом».
Главы о сокращении молитвы
Глава 440: О сказанном относительно сокращения и о том, в течение какого периода пребывания на одном месте следует продолжать совершать сокращённые молитвы.
544 (1080). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставался на одном месте девятнадцать дней1, (в течение которых) он сокращал свои молитвы».
1 Здесь речь идёт о пребывании пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке в январе 630 года, когда мусульмане овладели городом.
545 (1081). Сообщается, что Йахйа бин Исхак, да помилует его Аллах, сказал:
«Услышав слова Анаса, да будет доволен им Аллах: “Вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мы двинулись из Медины в Мекку1, и (в течение всего времени пребывания в пути) вплоть до возвращения обратно в Медину его молитвы2 состояли из двух ракатов”, я спросил: “А пришлось ли вам провести какое-то время в самой Мекке?” Он ответил: “Мы прожили там десять дней».
1 В этом хадисе упоминается о совершении “прощального паломничества” в январе — феврале 632 года.
2 Имеются в виду все обязательные молитвы, за исключением закатной /магриб/, которая всегда состоит из трёх ракатов.
Глава 441: Молитвы в Мине.1
1 Речь идёт о периоде хаджжа.
546 (1082). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«В Мине я совершал молитвы в два раката вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакром и ‘Умаром, а также с ‘Усманом в начале его правления, а затем он стал совершать их полностью1».
1 Иначе говоря, вместо совершения полуденной, послеполуденной и вечерней молитв в сокращённом виде ‘Усман, да будет доволен им Аллах, стал совершать их в четыре раката. Комментаторы высказывали разные мнения относительно причины этого, однако в любом случае не приходится сомневаться в том, что причина была уважительной.
547 (1083). Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с нами в Мине молитвы в два раката и в самое безопасное время1».
1 В Коране сказано: «А когда вы находитесь в пути, то не будет на вас греха, если вы укоротите молитву, опасаясь дурного* со стороны тех, кто не уверовал» (“Женщины”, 101).
* В данном случае имеется в виду угроза нападения во время ведения военных действий.Во время путешествия молитва сокращается, даже если путнику ничего не угрожает.
548 (1084). Сообщается, что, когда ‘Абдуллаху Ибн Мас‘уду, да будет доволен им Аллах, сказали:
«‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, совершил с нами молитву в четыре раката», он воскликнул: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы вернёмся!»1 — потом сказал: «Я совершил в Мине молитву в два раката с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я совершил в Мине молитву в два раката с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, и я совершил в Мине молитву в два раката с ‘Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах», (после чего добавил): «О, если бы выпало мне счастье совершить четыре таких раката, (хотя бы) два из которых будут приняты!»
1 Здесь эти слова служат выражением удивления в связи с тем, что ‘Усман, да будет доволен им Аллах, не сделал того, что является наиболее предпочтительным.
Глава 442: Какое расстояние необходимо покрыть, чтобы молитву можно было сокращать?
549 (1088). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, отправляться в поездку, которая займёт день и ночь, без сопровождения близкого родственника1”».
1 Имеется в виду “махрам” — такой близкий родственник, с которым, по шариату, нельзя вступить в брак. В других версиях этого хадиса наряду с родственниками упоминается и муж.
Глава 443: Совершение в пути закатной /магриб/ молитвы в три раката.
550 (1091). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я видел, что, когда пророку, да благословит его Аллах и приветствует, находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву, которую совершал в три раката, после чего произносил слова таслима. Спустя непродолжительное время объявляли о начале вечерней молитвы, и он совершал эту молитву в два раката, после чего (также) произносил слова таслима. А после вечерней молитвы он уже не совершал дополнительных молитв до тех пор, пока не вставал (для этого) посреди ночи».
551 (1094). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нередко совершал дополнительные молитвы, сидя верхом и обратившись не в сторону киблы».
Глава 444: Добровольная молитва, совершаемая верхом на осле.
552 (1100). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды он совершил молитву, сидя верхом на осле и повернувшись лицом налево от киблы, а потом его спросили: «(Почему же) ты молишься, не обращаясь лицом к кибле?» Он сказал: «Я бы не сделал этого, если бы не видел, что так поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ».
Глава 445: О том, кто не совершал дополнительных молитв после (обязательной) молитвы, находясь в пути.
553 (1101). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я (часто) сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не видел, чтобы он совершал в пути дополнительные молитвы, а Аллах, велика слава Его, сказал: “Посланник Аллаха (являет собой) прекрасный пример для вас… ”»1
1 “Сонмы”, 21.
Глава 446: О том, кто совершал в пути дополнительные молитвы, но не перед обязательными молитвами и не после них.
554 (1104). Передают со слов ‘Амира бин Раби‘а, да будет доволен им Аллах, что он видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути и сидел верхом на своей верблюдице, совершал ночью дополнительную молитву, (продолжая молиться,) куда бы она ни поворачивалась вместе с ним.
Глава 447: Объединение закатной и вечерней молитв в пути.
555 (1107). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней».
Глава 448: Если человек не в состоянии молиться сидя, он может совершать молитву лёжа на боку.
556 (1117). Сообщается, что ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал:
«У меня был геморрой, и я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о (том, как мне совершать) молитву. Он сказал: “Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку1”».
1 Имеется в виду, что в подобном случае необходимо лечь на правый бок и повернуться лицом к кибле.
Глава 449: Если кто-нибудь (из-за недомогания начинает) молиться сидя, а (во время молитвы недомогание) проходит или же человек чувствует облегчение, ему следует закончить (молитву) стоя.
557 (1118). Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что до тех пор, пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не достиг преклонного возраста, она никогда не видела, чтобы он молился ночью сидя, и (только после этого) он стал читать Коран сидя. Когда же он хотел совершить поясной поклон, то вставал, прочитывал тридцать или сорок айатов, а потом совершал поклоны.
(1119). В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, (также) сказала:
«Потом он делал то же самое во время совершения второго раката, а когда завершал свою молитву, смотрел (на меня), и, если я бодрствовала, разговаривал со мной, а если спала, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ложился (отдыхать)».