Присутствие свидетелей на разводе
Шиитские факихи имеют единогласное мнение в том, что в процессе шариатского развода, то есть во время произношения мужчиной формулы развода, необходимо присутствие двух справедливых свидетелей. Без их присутствия развод не будет действителен, даже если муж и жена являются набожными праведниками и расходятся по обоюдному согласию. Тогда как суннитские факихи говорят, что мужчина может дать жене развод, не беря при этом свидетелей. В соответствии с четырьмя суннитскими мазхабами развод будет действителен и без присутствия двух справедливых свидетелей. Здесь необходимо отметить, что сунниты считают обязательным присутствие двух свидетелей при заключении брака, однако шииты не находят их присутствие необходимым при заключении брачного договора. Развестись в соответствии с учением безгрешных шиитских имамов несколько сложнее, чем заключить брак. Для того чтобы развод был действителен необходимо присутствие двух свидетелей, а также женщина при этом должна быть чиста от менструальных кровотечений, и после окончания последних месячных муж не должен вступать с ней в интимную близость. Без соблюдения данных условий развод будет неверен. Несложно догадаться, что соблюдение этих условий в первую очередь направлено на то, чтобы супруги не принимали поспешных решений, а основательно подумали перед тем, как решиться развестись.
Шейх Садук писал: «Знай, что развод не считается совершенным, если женщина не чиста от менструальных кровотечений, если после окончания последних месячных муж вступал с ней в интимную близость, и если при разводе не присутствуют два справедливых свидетеля».[608]
Шейх Туси говорил: «Если развод будет дан в отсутствии двух справедливых свидетелей, то он аннулируется, даже если при разводе будут соблюдены остальные необходимые условия. Однако суннитские факихи не согласны с этим и не считают обязательным соблюдение данных условий развода».[609]
Ибн Идрис Хилли писал: «Верность шариатского развода зависит от соблюдения ряда условий, одним из которых является непосредственное присутствие при процедуре развода двух справедливых свидетелей».[610]
В своих фетвах шиитские факихи в первую очередь опираются на аяты Священного Корана: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока. Ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе. Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения».[611]
По поводу того, к чему относится повеление Аллаха «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас», существует три вероятные точки зрения:
1. К фразе «Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока».
2. К фразе «Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему».
3. К фразе «Или же отпустите по-хорошему».
Все шиитские факихи придерживаются первой точки зрения, ибо только в этом случае присутствие двух свидетелей приобретает разумное обоснование. Анализ второй фразы показывает, что в ней говорится о праве мужчины на возвращение своей жены, которой он дал развод и которая в данный момент соблюдает идду. Никто из исламских факихов не считает необходимым наличие свидетелей при возвращении. В третьей фразе сказано об окончательном разрыве отношений между мужчиной и женщиной после окончания срока идды, до окончания которой мужчина обязан содержать свою разведенную жену. В этом случае также никто не утверждает об обязательном присутствии свидетелей. Поэтому остается первая точка зрения, которая гласит, что два справедливых свидетеля должны присутствовать при произнесении мужчиной формулы шариатского развода. Об этом же говорится и в многочисленных хадисах от безгрешных имамов. Однажды некий человек в Куфе подошел к Имаму Али (да будет мир с ним) и сказал ему: «Я дал своей супруге развод после окончания ее месячных, после которых не вступал с ней в интимную близость». Имам спросил его: «Взял ли ты при этом свидетелями двух справедливых мужчин, как повелел тебе Аллах?» Человек ответил: «Нет». Имам сказал: «Тогда иди, данный тобой развод недействителен».[612]
Мухаммад ибн Фудайл передал слова Имама Казима (да будет мир с ним), обращенные к Абу Йусуфу – ученику Абу Ханифы: «Никогда религия не основывается на аналогии, к которой прибегаешь ты и твои единомышленники. Всевышний Аллах в своей Книге предписал развод и повелел при этом брать двух свидетелей, пожелав, чтобы они непременно были справедливыми. Он также в своей Книге предписал заключение брака и ничего не сказал о присутствии свидетелей при этом. Вы же считаете необходимым присутствие свидетелей там, где Аллах счел их присутствие необязательным. И находите их присутствие не нужным там, где Аллах счел это обязательным».[613]
Три развода за один раз
В соответствии с предписаниями шариата мужчина может дать своей супруге два развода, после которых имеет право вернуть ее в период идды или же повторно заключить с ней брак после окончания срока идды. Но если он даст своей супруге третий развод, то не имеет права жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого человека и не разведется с ним. В данном вопросе между шиитами и суннитами имеется одно существенное и очень важное различие, принятие или непринятие которого способно кардинально изменить семейную жизнь супругов. Шиитские факихи убеждены в том, что между тремя разводами должны быть временные промежутки, то есть, если за один раз мужчина даст своей жене три развода, то это засчитается как один развод. Тогда как суннитские факихи допускают три развода за один раз. Другими словами, если мужчина-суннит сознательно три раза подряд скажет своей жене «Ты разведена», то она становится запретной для него и сможет выйти замуж за него только после того, как заключит брак с другим человеком и разведется с ним.
Правоту шиитов в данном вопросе подтверждают ясные и недвусмысленные аяты Священного Корана. В 229-ом аяте суры «Корова» сказано: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму». В 230-ом аяте этой же суры говорится: «Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого». После двух разводов мужчина имеет право вернуть свою жену в период идды, или заключить с ней повторный брак после окончания идды. Но если он даст ей третий развод, то он считается окончательным разводом. Внешний смысл аятов указывает, что между разводами необходимо наличие временного промежутка; каждый из них должен даваться после истечения определенного времени после предыдущего развода, а не за один раз. Если мы не примем внешний смысл аята, то фраза «после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» теряет свое значение, ибо данное предписание относится к идде, во время которой муж имеет право вернуть жену.
Этому имеются многочисленные подтверждения в шиитских сборниках хадисов и, что интересно, во множестве авторитетных суннитских источниках. Насаи приводит хадис, в котором сказано: «Посланника Аллаха известили о мужчине, который за один раз дал своей жене три развода. После этого он встал и гневно произнес: «Разве можно таким образом играть с Книгой Аллаха, в то время как я нахожусь среди вас?»[614]
Ахмад ибн Ханбал и Байхаки приводят следующий хадис от Ибн Аббаса: «Ракана дал своей жене три развода за один раз, а затем пожалел о сделанном. Он задал Посланнику Аллаха вопрос о подобном разводе. Посланник Аллаха спросил его: «Каким образом ты развел свою жену». Ракана ответил: «Я дал ей три развода». Посланник спросил: «За один раз?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник сказал: «Это считается за один развод. Верни ее, если желаешь».[615]
Из ряда хадисов в суннитских источниках следует, что легитимность трех разводов данных за один раз является нововведением Умара ибн Хаттаба, который не раз позволял себе изменять предписания шариата. К сожалению, суннитские ученые, пытаясь оправдать многочисленные деяния второго халифа, на самом деле оправдывают исказившиеся в результате его вмешательства шариатские положения. Муслим передает слова Ибн Аббаса, говорившего о том, по каким причинам Умар дозволил давать три развода за один раз: «В эпоху Посланника Аллаха, Абу Бакра и в два первых года правления Умара три развода, данные за один раз, считались одним разводом. Затем Умар сказал: «Люди спешат ускорить то, в чем для них заключено ожидание. Было бы лучше, если бы мы дозволили им это». И он дозволили им это».[616]
В этом же сборнике хадисов сказано, как Абу Сахба спросил Ибн Аббаса: «Разве в эпоху Посланника Аллаха и Абу Бакра три развода не считались одним разводом?» Ибн Аббас ответил: «Да, так и было. Однако в эпоху Умара люди спешили с разводом, и он разрешил им это».[617]
[1] Сура «Рассеивающие», аяты 20-21
[2] Сура «Семейство Имрана», аяты 190-191
[3] Сура «Собрание», аяты 23-24
[4] Сура «Украшения», аят 84
[5] Сура «Железо», аят 4
[6] Сура «Каф», аят 16
[7] Сура «Железо», аят 3
[8] Сура «Башни», аят 16
[9] Сура «Та Ха», аят 5
[10] Сура «Совет», аят 11
[11] Сура «Искренность», аят 4
[12] Сура «Скот», аят 103
[13] Сура «Корова», аят 55
[14] Сура «Преграды», аят 143
[15] Об этом же сказал имам Али (да будет мир с ним) в 18-ой проповеди «Нахдж аль-балага», что в книге (Коране) одна часть подтверждает другую, и что нет в ней противоречий.
[16] Нахдж аль-балага, проповедь 179
[17] Сура «Женщины», аят 48
[18] Сура «Толпы», аят 65
[19] Сура «Толпы», аят 62
[20] Сура «Совет», аят 12
[21] Сура «Человек», аят 3
[22] Сура «Звезда», аят 39
[23] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.160
[24] Ханифами среди древних арабов, среди которых было очень много язычников, называли последователей пророка Ибрагима (да будет мир с ним), которые в отличие от большинства жителей аравийского полуострова исповедовали единобожие. Предки пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) никогда не были язычниками, а были ханифами – то есть единобожниками.
[25] Сура «Ясное знамение», аят 4
[26] Сура «Корова», аят 21
[27] Сура «Корова», аят 284
[28] Сура «Трапеза», аят 44
[29] Сура «Трапеза», аят 110
[30] Сура «Муравьи», аят 40
[31] Сура «Корова», аят 97
[32] Сура «Раскалывание», аяты 10-12
[33] Сура «Преграды», аят 37
[34] Сура «Разъяснены», аят 30
[35] Сура «Сонмы», аят 9
[36] Сура «Йунус», аят 3
[37] Сура «Преграды», аяты 59, 65, 73, 85
[38] Сура «Открывающая Книгу», аят 5
[39] Сура «Разъяснены», аят 54
[40] Сура «Башни», аят 20
[41] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.68, стр.23
[42] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.66, стр.293
[43] Гурар аль-хикам
[44] Сура «Женщины», аят 165
[45] Сура «Сонмы», аят 7
[46] Сура «Пески», аят 35
[47] Сура «Сонмы», аят 40
[48] Сура «Испытуемая», аят 8
[49] Сура «Корова», аят 256
[50] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.25, стр.205
[51] Сура «Семейство Имрана», аят 79
[52] Сура «Женщины», аят 172
[53] Сура «Джинны», аяты 26-27
[54] Сура «Семейство Имрана», аят 49
[55] Сура «Йусуф», аят 102
[56] Сура «Скот», аят 50
[57] Сура «Семейство Имрана», аят 49
[58] Сура «Йунус», аят 3
[59] Сура «Корова», аят 255
[60] Сура «Корова», аят 254
[61] Сура «Женщины», аят 64
[62] Сура «Йусуф», аяты 97-98
[63] Сура «Корова», аят 154
[64] Сура «Преграды», аят 188
[65] Сура «Корова», аят 285
[66] Сура «Трапеза», аят 3
[67] Сура «Преграды», аят 157
[68] Хиджаз – область на территории Аравийского полуострова
[69] Сура «Железо», аят 25
[70] Сура «Комнаты», аят 13
[71] Сура «Румы», аят 30
[72] Сура «Корова», аят 285
[73] Сура «Трапеза», аяты 15-16
[74] Сура «Перенес ночью», аят 88
[75] Сура «Корова», аят 23-24
[76] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.2, стр.280
[77] Сура «Аль-хиджр», аят 9
[78] Сура «Пчелы», аят 89
[79] Сура «Женщины», аят 135
[80] Сура «Трапеза», аят 8
[81] Сура «Закутавшийся», аяты 2-4
[82] Сура «Закутавшийся», аят 20
[83] Сура «Мухаммад», аят 24
[84] Сура «Месяц», аят 17
[85] Сура «Скот», аят 155
[86] Во многих исторических книгах говорится, что халиф Мамун Аббаси, при помощи одного из своих судей, издал указ, который гласил: «Тот, кто убежден в сотворенности Корана, не имеет права занимать государственные должности, а его свидетельство в суде не будет приниматься».
[87] Сура «Перенес ночью», аят 72
[88] Сура «Корова», аят 171
[89] Сура «Трапеза», аят 64
[90] Сура «Худ», аят 37
[91] Сура «Ибрахим», аят 4
[92] Васаиль аш-шиа, т.18, стр.28
[93] Нахдж аль-балага, проповедь 18
[94] Сура «Собрание», аят 7
[95] Сура «Сонмы», аят 36
[96] Нахдж аль-балага, проповедь 210
[97] Сахих, Бухари, т.1, стр38
[98] Сунан, Тирмизи, т.5, стр.662
[99] Сура «Женщины», аят 87
[100] Сура «Вырывающие», аяты 37-41
[101] Нахдж аль-балага, изречение 131
[102] Сура «Верующие», аят 115
[103] Сура «Коленопреклоненная», аят 21
[104] Сура «Скот», аят 12
[105] Сура «Каф», аят 15
[106] Сура «Йа Син», аяты 78-79
[107] Сура «Пески», аят 33
[108] Сура «Йа Син», аят 79
[109] Сура «Воскрешение», аяты 3-4
[110] Сура «Йа Син», аяты 51-52
[111] Сура «Месяц», аят 7
[112] Сура «Поклон», аят 17
[113] Сура «Неизбежное», аяты 19-26
[114] Сура «Йа Син, аят 65
[115] Сура «Разъяснены», аяты 20-21
[116] Сура «Землетрясение», аяты 4-5
[117] Сура «Марьям», аяты 71-72
[118] Данный хадис упоминается в трудах и шиитских, и суннитских учных
[119] Сура «Пророки», аят 47
[120] Сура «Поражающее», аяты 6-9
[121] Сура «Завернувшийся», аят 38
[122] Сура «Пророки», аят 28
[123] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.8, стр.42
[124] Канз аль-уммаль, Хинди, т.14, стр.390
[125] Бихар аль-анвар, т.8, стр.56
[126] Сура «Верующие», аят 100
[127] Сура «Семейство Имрана», аяты 169-170
[128] Сура «Верующий», аяты 45-46
[129] Сура «Румы», аяты 55-56
[130] Бихар аль-анвар, т.6 стр.218
[131] Сура «Покаяние», аят 89
[132] Сура «Гром», аят 35
[133] Сура «Семейство Имрана», аят 15
[134] Сура «Покаяние», аят 72
[135] Аль-мизан, Табатабаи, т.9
[136] Сура «Заря», аяты 27-30.
[137] Сура «Покаяние», аят 119.
[138] Фахр Рази, знаменитый суннитский ученый, в комментариях к данному аяту пишет: «Этот аят указывает на то, что каждый человек, который не защищен от ошибок, обязан следовать тому, кто свободен от грехов и ошибок. А безгрешными являются те, кого Аллах в данном аяте назвал «правдивыми». Поэтому не защищенным от ошибок надлежит повиноваться правдивым, чтобы те удержали их от совершения промахов и просчетов. А так как смысл вышесказанного не относится к какому-либо определенному времени, то данный аят указывает также и на то, что правдивые, то есть безгрешные, существуют в любую эпоху». Мафатих аль-гейб, т.16, стр.221
[139] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.33, стр.149.
[140] Сура «Корова», аят 124
[141] Аль-манакиб, т.1, стр.300
[142] Дурр аль-мансур, Суюти, т.2, стр.60
[143] Сура «Корова», аят 124
[144] Сура «Пророки», аят 73
[145] Сахих, Муслим, т.4, стр.1873
[146] Сунан, Тирмизи, т.5, стр.662
[147] Сахих, Муслима, т.3, стр.1453; Сахих, Бухари, т.3, стр.101; Сунан, Тирмизи, т.4, стр.501
[148] Данный хадис передают от Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его род) более 110-ти его сподвижников, и упоминается он в более чем 360-ти трудах известных исламских ученых.
[149] Сура «Поэты», аят 214
[150] Камиль, Ибн Асир, т.2, стр.63; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.11
[151] Сахих, Мулим, т.3, стр.1259
[152] Мунтахаб аль-асар, т.8, стр.249
[153] Канз аль-уммаль, т.11, стр.617
[154] Сура «Комнаты», аят 13
[155] Сура «Препирательство», аят 22
[156] Сура «Покаяние», аят 100
[157] Джами ахадис аш-шиа, т.1, стр.18
[158] Аль-кафи, т.1, стр.58.
[159] Сура «Семейство Имрана», аят 190
[160] Сура «Скот», аят 65
[161] Сура «Скот», аят 50
[162] Сура «Добыча», аят 22
[163] Сура «Пещера», аят 49
[164] Сура «Покаяние», аят 70
[165] Сура «Семейство Имрана», аят 108
[166] Сура «Корова», аят 286
[167] Сура «Худ», аят 82
[168] Сура «Неизбежное», аяты 5-6
[169] Сура «Румы», аят 41
[170] Сура «Женщины», аят 79
[171] Сура «Гром», аят 11
[172] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.5, стр.17
[173] Иджтихад – извлечение правовых положений из шариатских источников.
[174] Сура «Трапеза», аят 3
[175] Аль-кафи, Кулейни, т.2, стр. 74; Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.67, стр.96
[176] Джами аль-ахадис, т.1, стр.18
[177] Тазкиратуль-хуффаз, т.1, стр.166
[178] Тахзиб ат-тахзиб, т.2, стр.104
[179] Сура «Йунус», аят 36
[180] Сура «Саба», аят 13
[181] Сура «Скот», аят 111
[182] Сура «Скот», аят 116
[183] Сура «Верующие», аят 70
[184] Сура «Поэты», аят 8
[185] Маджма аль-баян, Табарси, т.1, стр.187
[186] В арабском языке ши’а (شیعة)
[187] Лисан аль-араб, т.7, стр.258
[188] Аль-муфрадат, стр.270
[189] Сура «Стоящие в ряд», аят 83
[190] Сура «Рассказ», аят 15
[191] Сура «Месяц», аят 51
[192] Аль-миляль уан-нихаль, т.1, стр.47
[193] Макалят аль-исламийин, стр.65
[194] Камус аль-мухит
[195] В арабском языке ташаййу’ (تشيّع)
[196] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.151
[197] Сунан, Тирмизи, т.5, стр.621
[198] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.151
[199] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.149
[200] Сахих, Бухари, т.8, стр.127
[201] Дурр аль-мансур, Суюти, т.6, стр.589
[202] Сунан, Ибн Маджа, т.2, стр.479
[203] Сунан, Тирмизи, т.5, стр.26
[204] Бихар аль-анвар, т.65, с.169
[205] Бихар аль-анвар, т.65, с.167
[206] Тухаф аль-укуль, с.295
[207] Аль-кафи, т.2, с.233
[208] Тухаф аль-укуль, с.303
[209] Аль-кафи, т.2, с.73
[210] Аль-кафи, т.2, с.236
[211] Бихар аль-анвар, т.78, с.29
[212] Мустадрак аль-васаиль, т.8, с.313
[213] Аль-кафи, т.8, с.228
[214] Аль-кафи, т.2, с.636
[215] Бихар аль-анвар, т.68, с.313
[216] Бихар аль-анвар, т.68, с.164
[217] Тухаф аль-укуль, с.380
[218] Бихар аль-анвар, т.68, с.164
[219] Тухаф аль-укуль, с.488
[220] Бихар аль-анвар, т.47, стр.390
[221] Некоторые шиитские исследователи считают, что Абудлла ибн Саба является вымышленной личностью, и что в истории никогда не существовало такого человека. К таким исследователям относится Алламе Аскари.
[222] Тахзиб ат-тахзиб, 2/470
[223] Бухус филь-миляль уан-нихаль, 6/133. Информация о том, что не следует воспринимать всерьез слова Сейфа ибн Умара, присутствует также и в суннитских книгах, переведенных на русский язык. Например, на 122-ой странице книги «Поиски приближения к Аллаху: его правила и виды», составленной Мухаммадом аль-Аббаси по лекциям Мухаммада Насриддина Альбани написано: «Сейф ибн Умар Тамими единодушно признан хадисоведами слабым рассказчиком. Ибн Хиббан даже сказал о нем: «Он рассказывает выдуманные хадисы от имени правдивых рассказчиков, и богословы говорили, что он выдумывает хадисы».
[224] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.110
[225] Сахих, Муслим, т.7, стр.130
[226] Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.2, стр.32
[227] Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.6, стр.292
[228] Дурр аль-мансур, Суюти, т.5, стр.199
[229] Сура «Семейство Имрана», аят 61
[230] Сунан, Тирмизи, т.2, стр.166
[231] Нахдж аль-балага, проповедь 87
[232] Нахдж аль-балага, проповедь 97
[233] Нахдж аль-балага, проповедь 94
[234] Нахдж аль-балага, проповедь 154
[235] Нахдж аль-балага, проповедь 147
[236] Нахдж аль-балага, проповедь 4
[237] Нахдж аль-балага, проповедь 105
[238] Нахдж аль-балага, проповедь 109
[239] Нахдж аль-балага, проповедь 144
[240] Нахдж аль-балага, проповедь 190
[241] Сура «Женщины», аят 59
[242] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.286
[243] Сура «Аль-хиджр», аят 9
[244] Сунан, Тирмизи, Китаб аль-манакиб
[245] Маджма аз-заваид, Хайсами, т.9, стр.108
[246] Дурр аль-мансур, Суюти, т.2, стр.293
[247] Мафатих аль-гейб, Фахр Рази, т.12, стр.26
[248] ولي
[249] انّما
[250] Сура «Покаяние», аят 71
[251]Сады праведных, Навави, хадис 231 со ссылкой на Бухари
[252] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.121
[253] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.110
[254] Сахих, Муслим, т.7, стр.130
[255] Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.6, стр.292
[256] Дурр аль-мансур, Суюти, т.5, стр.199
[257] Сура «Йа Син», аят 82
[258] الرجس
[259] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.133; Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб; Кашшаф, Замахшари, т.1, стр.193
[260] Джами ас-сагыр, Суюти, т.1, стр.168
[261] Сахих, Муслим, Книга о достоинствах сподвижников, глава об Али ибн Аби Талибе
[262] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.276
[263] Йанаби аль-мавадда, Кундузи Ханафи, стр.117
[264] Аль-амали, Шейх Туси, стр.121
[265] Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.1, стр.191
[266] Камаль ад-дин, т.1, стр.253
[267] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.5, стр.181
[268] Сахих, Муслим, т.6, стр.3
[269] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.121
[270] Более подробная информация содержится в главе «Хадис Гадир Хум»
[271] Дурр аль-мансур, Суюти, т.3, стр.116; Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.1, стр.255; Мафатих аль-гейб, Фахр Рази, т.12, стр.49; История Дамаска, Ибн Асакир, т.12, стр237, и другие
[272] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.289
[273] История Багдада, Хатыб Багдади, т.7, стр.361. Хадисы о том, что аят «Совершенство» был ниспослан после событий в Гадир Хуме, привели в своих трудах и другие суннитские ученые, например, Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.1, стр.201; Дурр аль-мансур, Суюти, т.3, стр.19 и другие
[274] Мафатих аль-гейб, Фахр Рази
[275] Джами аль-баян, Табари, т.12, стр.72
[276] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.126. Род Бани Хашим является одной из ветвей племени Курайш. Именно к этому роду относятся Посланник Аллаха и двенадцать безгрешных имамов
[277] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.129
[278] Ахбар ар-рида, т.1, стр.64
[279] Сахих, Бухари, т.8, стр.127
[280] Сунан, Тирмизи, Китаб аль-манакиб
[281] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.2, стр.343
[282] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.23
[283] В арабском оригинале الصادقين
[284] Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.1, стр.341
[285] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.33, стр.149
[286] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.208
[287] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.121
[288] Маджма аз-заваид, Хайсами, т.9, стр.147
[289] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.210
[290] Тафсир Бурхан, толкование аята «Обладатели напоминания»
[291] Сура «Развод» 10, 11 аяты
[292] Амали, Шейх Садук, стр.428
[293] Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.1, стр.334
[294] В арабском языке зикр (ذكر)
[295] Тафсир Сафи, т.3, стр.77
[296] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.225
[297] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.257
[298] Тафсир Куми, т.1, ст.367
[299] Манакиб, Ибн Магазали, стр.134
[300] Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.1, стр.307
[301] Амали, Шейх Туси, стр.272
[302] Тафсир Аййаши, т.1, стр.194
[303] Тафсир Аййаши, т.1, стр.194
[304] Йанаби аль-мавадда, Кундузи Ханафи, стр.119
[305] Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.1, стр.130
[306] Сура «Скот», аят 153
[307] Сура «Ясное знамение», аят 6
[308] Маджма аз-заваид, Хайсами, т.9, стр.131
[309] История Багдада, Хатыб Багдади, т.12, стр.289
[310] Дурр аль-мансур, Суюти, т.6, стр.7
[311] Джами аль-баян, Табари, т.25, стр.16
[312] Сура «Поэты», аяты 109, 127, 145, 164, 180
[313] Сура «Совет», аят 23
[314] Сура «Различение», аят 57
[315] Сура «Саба», аят 47
[316] Кашшаф, Замахшари, т.4, стр.220; Мафатих аль-гейб, Фахр Рази, т.27, стр.165
[317] Канз аль-уммаль, Муттаки Хинди, т.16, стр.456
[318] Дурр аль-мансур, Суюти, т.6, стр.7
[319] Гурар аль-хикам» т.1, стр.211
[320] Му’джам аль-кабир, Табарани, т.11, стр.102
[321] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.2, стр.241
[322] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.135
[323] Сунан, Тирмизи, т.5, стр.664
[324] Аль-кафи, Кулейни, т.8, стр.112
[325] Сахих, Муслим, т.1, стр.86
[326] Сахих, Бухари, т.5, стр.92
[327] Сунан, Тирмизи, т.5, стр.701
[328] Сахих, Бухари, т.5, стр.100
[329] Му’джам аль-кабир, Табарани, т.7, стр.86
[330] Сунан, Тирмизи, т.5, стр.599; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.77
[331] В арабском языке «аль-курба» (القربی)
[332] Сура «Трапеза», аят 67
[333] Сура «Трапеза», аят 3
[334] Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб
[335] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.109
[336] Фатх аль-бари, Аскалани, т.7, стр.61
[337] Рух аль-маани» Алуси, т.6, стр.61
[338] مولی
[339] Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.4, стр.438
[340] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.110
[341] Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб
[342] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.5, стр.181
[343] Сахих, Муслим, т.7, стр.122
[344] Сахих, Муслим, т.7, стр.130
[345] Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.6, стр.292
[346] Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.2, стр.38
[347] Джами ас-сагыр, Суюти, т.1, стр.168
[348] Сахих, Бухари, т.8, стр.127
[349] Сахих, Муслим, т.6, стр.3
[350] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.5, стр.99
[351] Манакиб, ибн Шахир Ашуб, т.1, стр.300
[352] Уйун ахбар ар-рида, т.1, стр.64
[353] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.533
[354] Камаль ад-дин, т.1, стр.297
[355] Сура «Сад», аят 26
[356] Сура «Корова», аят 124
[357] Сура «Пророки», аят 73
[358] Сура «Корова», аят 247
[359] Сура «Та Ха», аяты 29-30
[360] Сура «Женщины», аят 59
[361] Йанаби аль-мавадда, Кундузи Ханафи, стр.117
[362] Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.4, стр.438; Хасаис, Насаи, стр.75; Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.110; Сунан, Байхаки, т.6, стр.342
[363] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.330; Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.143
[364] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.545
[365] Маджма аз-заваид, Хайсами, т.7, стр.41; Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.129
[366] История Дамаска, ибн Асакир, т.2, стр.95; Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.128
[367] Маджма аз-заваид, Хайсами, т.9, стр.108; Йанаби аль-мавадда, Кундузи Ханафи, стр.237
[368] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.121; Канз аль-уммаль, Муттаки Хинди, т.11, стр.610
[369] Маджма аз-заваид, Хайсами, т.9, стр.113; Тарих, Табари, т.5, стр.43
[370] История Дамаска, ибн Асакир, т.3, стр.5
[371] Канз аль-уммаль, Муттаки Хинди, т.6, стр.155
[372] Табакат аль-кубра, Ибн Саад, т.3, стр.23; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, х.1550; Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб; Сунан, Ибн Маджа, т.1, стр.45; Сахих, Муслим, т.4, стр.30
[373] Сура «Та Ха», аяты 29-32
[374] Сура «Та Ха», аят 36
[375] وزیر
[376] Сахих, Бухари, т.3, стр.242; Сунан, Ибн Маджа, т.1, стр.57
[377] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.126
[378] Сунан, Тирмизи, т.5, стр.596
[379] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.146; Маджма аз-заваид, Хайсами, т.5, стр.101
[380] Хилиятуль-аулия, т.1, стр.65
[381] Аль-истигаб, Куртуби, т.3, стр.39
[382] Сахих, Бухари, т.6, стр.187
[383] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.135
[384] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.2, стр.466
[385] Сура «Поэты», аят 214
[386] Тарих, Табари, т.2, стр.220. Также эту историю приводят другие суннитские ученые: Тарих, Захаби, стр.144; Аль-камиль, Ибн Асир, т.2, стр.62; Хасаис, Насаи, стр.205; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.189; Табакат аль-кубра, Ибн Саад, т.1, стр.187; Мустадрак, Хаким Нишабури, т.1, стр.187
[387] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.2, стр.343
[388] История халифов, Джалалуддин Суюти, стр.573
[389] Аль-му’джам ас-сагыр, Табарани, т.1, стр.139
[390] Маджма аз-заваид, Хайсами, т.9, стр.168. О вратах прощения говорится в 58-ом аяте суры «Корова».
[391] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.149
[392] Аль-му’джам аль-кабир, Табарани, т.3, стр.46
[393] Джами ас-сагыр, Джалалуддин Суюти, т.2, стр.189
[394] История Дамаска, Ибн Асакир, т.2, стр.95
[395] Дурр аль-мансур, Джалалуддин Суюти, т.2, стр.60
[396] Йанаби аль-мавадда, Кундузи Ханафи, стр.22
[397] Сахих, Бухари, т.2, стр.13; Сахих, Муслим, т.6, стр.21; Аль-му’джам аль-кабир, Табарани, т.10, стр.350; Сунан, Байхаки, т.8, стр.156; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.2 стр.83 и 154
[398] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.23, стр.83
[399] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.181
[400] Ат-табакат аль-кубра, Ибн Саад, т.2, стр. 216
[401] Ат-табакат аль-кубра, Ибн Саад, т.2, стр. 423
[402] Сура «Пчелы», аят 44
[403] Сура «Собрание», аят 7
[404] Сура «Звезда», аяты 2-4
[405] Сахих, Муслим, Китаб аль-васыйа
[406] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.22, стр.469
[407] Сура «Комнаты», аят 1
[408] Сура «Комнаты», аят 2
[409] Сура «Препирательство», аят 22
[410] Сура «Предвечернее время», аят 2-3
[411] Аль-кафи, т.2, стр.33
[412] Джами аль-усуль, т.1, стр.10
[413] Сура «Женщины», аят 94
[414] Хадиль-арвах иля билядиль-арвах, стр.305
[415] Фатава аль-альбани, стр.142
[416] Бихар аль-анвар, т.4, стр.31
[417] Нахдж аль-балага, проповедь 185
[418] Нахдж аль-балага, проповедь 179
[419] Сахих, Муслим т.5, стр.136
[420] Сура «Скот», аят 103
[421] Сура «Воскресение», аяты 22-23
[422] Сура «Воскресение», аяты 24-25
[423] Сура «Пещера», аят 110
[424] Сура «Обвешивающие», аят 15
[425] Сахих, Бухари, т.8, стр.208-211
[426] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.5, стр.180
[427] Аль-иткан фи улюмиль-Куран, Суюти, т.3, стр.72
[428] Муснад, Ахмад Ханбал, т.5, стр.132
[429] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.2, стр.330-331
[430] Сунан, Ибн Маджа, т.1, стр.625
[431] Сура «Трапеза», аят 35
[432] Сура «Джинны», аят 18
[433] Сура «Гром», аят 14
[434] Сура «Преграды», аят 194
[435] Сура «Преграды», аят 197
[436] Сура «Ангелы», аят 14
[437] Сура «Женщины», аят 64
[438] Сура «Преграды», аят 78-79
[439] Сура «Украшения», аят 45
[440] Сура «Корова», аят 154
[441] Сура «Семейство Имрана», аяты 169-170
[442] Сахих, Бухари, т.5, стр.76-77
[443] Сахих, Бухари, т.2, стр.123
[444] Канз аль-уммаль, Муттаки Хинди, т.1, стр.507
[445] Маджма аз-заваид, Хайсами, т.9, стр.24
[446] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.108; Маджа аз-заваид, Хайсами, т.9, стр.256
[447] Сунан, Дарами, т.1, стр.43
[448] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.51
[449] Сура «Трапеза», аят 64
[450] Сура «Милостивый», аят 29
[451] Сура «Гром», аят 39
[452] Сура «Гром», аят 11
[453] Сура «Преграды», аят 96
[454] Дурр аль-мансур, Суюти, т.4, стр.66
[455] Аль-кафи, Кулейни, т.2, стр.470
[456] Тарих, Табари, т.11, стр.172
[457] Сура «Корова», аят 124
[458] Сура «Корова», аят 247
[459] Сура «Семейство Имрана», аят 159
[460] Сура «Совет», аят 38
[461] На арабском языке (عصمة)
[462] Сура «Пророки», аят 73
[463] Сура «Сонмы», аят 33
[464] Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.1, стр.191
[465] Сура «Скот», аят 59
[466] Сура «Джинны», аяты 26-27
[467] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.26, стр.160
[468] Уйун ахбар ар-рида, т.1, стр.64
[469] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.99
[470] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.13
[471] Камаль ад-дин, Шейх Садук, стр.332
[472] Сура «Паук», аят 14
[473] Сура «Стоящие в ряд», аяты 142-144
[474] Сура «Женщины», аяты 157-158
[475] Камаль ад-дин, Шейх Садук, стр.438
[476] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.179
[477] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.179
[478] Мунтахаб аль-асар, стр.397
[479] Йанаби аль-мавадда, Кундузи Ханафи, стр.499
[480] Бихар аль-анвар, т.52, стр.26
[481] Исбат аль-худат, т.6, стр.311
[482] Путь предводителей, стр.697
[483] Аль-джами ли ахкамиль-куран, т.16, стр.299
[484] Аль-исаба, т.1 стр.17
[485] Сура «Ряды», аяты 2-3
[486] Сура «Комнаты», аят 17
[487] Сура «Покаяние», аяты 38-39
[488] Сура «Железо», аят 10
[489] Сура «Пятница», аят 11
[490] Сура «Покаяние», аят 101
[491] Сахих, Бухари, т.4, стр.355
[492] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.6, стр.298
[493] Сура «Покаяние», аят 100
[494] Сура «Добыча», аят 74
[495] Макалят тасисийа, стр.227
[496] Сура «Сонмы», аят 32
[497] Сура «Сонмы», аят 30
[498] Сахих, Бухари, т.5, стр.160
[499] Сура «Победа», аят 18
[500] Дурр аль-мансур, Суюти, т.6 стр.73
[501] Сура «Переселение», аят 10
[502] Ас-сахифа ас-саджадийа, молитва 4
[503] На арабском языке (رجعة)
[504] Мизан аль-хикма, Мухаммад Рейшахри
[505] Уйун ахбар ар-рида
[506] Бихар аль-анвар, т.53, стр.40
[507] В арабском языке бид’а (بدعة)
[508] Сура «Корова», аят 79
[509] Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.54
[510] Шарх нахдж аль-балага, ибн Аби аль-Хадид, т.19, стр.235
[511] Сура «Верующий», аят 28
[512] Сура «Семейство Имрана», аят 28
[513] Васаиль аш-шиа, т.11, стр.461
[514] Сура «Пчелы», аят 106
[515] Аль-кафи, Кулейни, т.3, стр.482
[516] Аль-кафи, Кулейни, т.3, стр.482
[517] Васаиль аш-шиа, т.4, стр.612
[518] Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3 стр.171
[519] Канз аль-уммаль, Хинди, т.8, стр.342
[520] Джавахир аль-ахбар уаль-асар, т.2, стр.191
[521] Мизан аль-и’тидаль, т.1, стр.139
[522] Нейл аль-аутар, т.2, стр.44
[523] Сунан, Байхаки, т.1 стр.425
[524] Мабади аль-фикх аль-ислами, стр.38
[525] Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.81, стр.156
[526] Васаиль аш-шиа, т.4, стр.650
[527] Нейл аль-аутар, т.2, стр.38
[528] Ан-нихайа, стр.13
[529] Тазкиратуль-фукаха, т.1, стр.168
[530] Разъяснение шариатских положений
[531] Аль-ма’на, т.1, стр.120
[532] Аль-джами’ ли-ахкамиль-Куран, т.6, стр.91
[533] Канз аль-уммаль, Хинди, т.9, стр.443
[534] Сахих, Бухари, т.1, стр.52
[535] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.108
[536] Сахих, Бухари, т.1, стр.166
[537] وجوهَكم ايديَكم ارجلَكم
[538] برووسِكم
[539] Из таких ученых можно назвать имена Шейха Ибрахима Халби (Ганийатуль-мутамалля, стр.16), Шейха Абуль-Хасана Санади Ханафи (Шарх сунан ибн Маджа, т.1, стр.88), Фахра Рази (Мафатих аль-гейб, т.11, стр.161)
[540] Васаиль аш-шиа, 15-ая глава из глав о малом омовении
[541] Аль-кафи, Книга очищения, 19-ая глава
[542] Сахих, Бухари, т.1, стр.21
[543] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.153
[544] Сунан, Ибн Маджа, т.1, стр.156. Этот же хадис включили в свои сборники Насаи (Сунан, т.2, стр.226) и Хаким Нишабури (Мустадрак, т.1, стр.241)
[545] Канз аль-уммаль, Хинди, т.9, стр.436
[546] Канз аль-уммаль, Хинди, т.9, стр.429)
[547] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.200
[548] Джами аль-баян, Табари, т.6, стр.82
[549] Джами аль-баян, Табари, т.6, стр.82
[550] Сахих, Бухари, т.1, стр.72; Сахих, Муслим, т.2, стр.152; Сунан, Абу Дауд, т.2, стр.6
[551] Сахих, Муслим, т.2, стр.151; Сунан, Тирмизи, т.1, стр.354
[552] Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.251
[553] Муснад, Абдур-Раззак, т.2, стр.556; Канз аль-уммаль, Хинди, т.2, стр.242
[554] Ман ля йахдуруху аль-факих, Шейх Садук, т.1, стр.186
[555] Сахих, Бухари, Книга особенностей молитвы
[556] Бидаятуль-муджтахид, т.1, стр.137
[557] Васаиль аш-шиа, т.4, главы о молитве
[558] Васаиль аш-шиа, т.4, главы о молитве
[559] Тазаккуруху, т.2, стр.4