Ответ на критику временного брака
Критика 1: Браки в Исламе заключаются для того, чтобы супруги приобретали душевный покой и воспитывали потомство. Душевный покой и воспитание детей осуществимы в случае заключения брака на всю жизнь. Эти задачи во временном браке неосуществимы, так как главной целью временного брака является удовлетворение физических потребностей.
Ответ: Нет никаких сомнений в том, что браки в Исламе заключаются для душевного покоя и гармонии супругов, а также для воспитания доброго и благочестивого потомства. Однако не следует утверждать, что заключение браков в исламской религии преследует лишь эти две цели. Помимо них одной из основных целей исламского брака является дозволенное удовлетворение полового инстинкта мужчины и женщины, что в свою очередь влечет за собой снижение в обществе греха и морального разложения. Всевышний Аллах вложил в человека половой инстинкт и повелел ему верно использовать его, а верное использование полового инстинкта возможно только в шариатском браке, который в Исламе делится на два вида. Если мусульманин по каким-либо причинам не в состоянии заключить постоянный брак, то Ислам разрешает ему заключить брак временный. Ибо в его случае временный брак остается единственным дозволенным способом удовлетворить свои естественные потребности. Мудрый Аллах не возлагает на человека непосильные обязанности, которые тот не в состоянии соблюсти.
Многих людей, которые не имеют правильного представления о временном браке, смущает следующий факт. Им кажется, что дозволенность временных браков может дать зеленый цвет разного рода нечестивцам и распутникам, которые не приемлют возможностью использовать данный вид брака в своих мерзких целях. Существование таких нечестивцев служит причиной того, что в глазах некоторых людей размывается граница между временным браком с одной стороны и развратом с прелюбодеянием с другой. К сожалению, подобное иногда происходит. Однако не нужно упускать из виду того, что временный брак, как и все остальные положения исламской религии, в первую очередь установлен для благочестивых и богобоязненных верующих, которые ответственны за свои деяния и поступки. Богобоязненный верующий не станет использовать данное положение исламской религии в каких-либо мерзких целях, он не будет уподобляться распутнику, предаваясь разврату направо и налево. Богобоязненный человек, если и заключит временный брак, то сделает это, соблюдая все положения шариата и нормы приличия. А распутник будет предаваться разврату независимо от того, убежден он в дозволенности временного брака или нет. Поэтому ни в коем случае не следует критиковать данный вид брака, если несколько нечестивцев посредством него станут воплощать в жизнь свои похотливые желания. Этого не следует делать так же, как не стоит критиковать институт исламского многоженства, если несколько безответственных молодых людей обманом взяли себе вторых или третьих жен, а затем бросили их на произвол судьбы. Или как не следует осуждать исламское положение, призывающее мусульман давать своим братьям в долг, если кто-то воспользуется этим, наберет взаймы у большого количества мусульман, а потом исчезнет, даже не думая возвращать долги.
Критика 2: Временный брак сводит на нет достоинство и положение женщины, превращая ее в наемницу для удовлетворения мужчины.
Ответ: Критика безосновательна, ибо временный брак в исламской религии подобен постоянному браку, за исключением ряда положений, которые подробно описаны в трудах шиитских факихов. Женщина, заключая временный брак, получает такой же махр, который причитается женщине при заключении постоянного брака. В данном положении между двумя видами брака нет существенной разницы. Заключение брака (и постоянного, и временного) не является одним из видов финансового или имущественного соглашения, а является священным союзом между мужчиной и женщиной, который они заключают без принуждения по взаимному согласию. А махр, который мужчина при этом должен отдать женщине, обязал его платить сам Всевышний Аллах, о чем сказано в Священном Коране и многочисленных пророческих хадисах. Также не нужно забывать, что половой инстинкт присущ не только мужчине, но и женщине. Те люди, от которых исходит данная критика временного брака, изначально смотрят на женщину как на средство удовлетворения различных прихотей мужчины. Поэтому свое отношение к женщине эти люди пытаются таким образом перенести на плоскость временного брака, осуждая и критикуя его. В то время как институт временного брака наилучшим образом сохраняет достоинство и положение добропорядочной женщины, которой Аллах даровал возможность дозволенным путем и по собственной воле удовлетворять свои естественные потребности, не впадая при этом в грех. К примеру, живет в неком городе состоятельная вдова, не испытывающая никаких материальных затруднений и в данный момент не имеющая возможности связать свою жизнь узами постоянного брака. Или же она не встретила достойного мужчину, с которым хотела бы сделать это. Или же ее взрослые дети по каким-либо причинам не желают видеть свою мать замужем за другим человеком. В таком случае заключение временного брака остается для нее самым оптимальным средством удовлетворения своих естественных потребностей, на наличие которых пытаются не обращать внимания лица, всеми способами критикующие временный брак.
Критика 3: Временный брак становится причиной появления детей, которые будут лишены родительской ласки и полноценного семейного воспитания. Такие дети обычно пополняют ряды преступников и грешников.
Ответ: Причиной появления подобных детей становится не заключение временных браков, а безответственная позиция родителей в отношении своих детей. Если отец или мать являются легкомысленными людьми, не задумывающимися о будущем своих детей, то конечно же вероятность того, что в будущем они не станут благочестивыми членами общества очень высока. В данном случае нет никакой разницы между временным и постоянным браком. Дети, рожденные во временном браке, являются такими же законнорожденными и обладателями всех прав, как и дети, появившиеся в постоянном браке. И шариат обязывает родителей воспитывать своих детей наилучшим образом, а также обеспечивать все их необходимые потребности. Также необходимо обратить внимание читателя на следующее. Несмотря на то, что на заведение потомства во временном браке не налагается запрет, мужчина и женщина в этом виде брака имеют право без уведомления друг друга предохраниться от нежелательной беременности. В постоянном браке многие исламские ученые дозволяют предохраняться только с согласия обеих сторон. Это положение временного брака способно свести на нет возникновение вероятных трудностей, о которых было сказано в данной критике.
Критика 4: Заключение временных браков может привести к тому, что с течением времени отцы и матери не будут знать в лицо своих детей, или браться и сестры не будут знать о существовании друг друга. В таких ситуациях возрастает вероятность заключения браков между кровными родственниками.
Ответ: Ни в коем случае не нужно возводить подобную клевету на институт временного брака, который, как и все остальные предписания исламской религии, прежде всего направлен на урегулирование жизни благочестивых и богобоязненных верующих. Если сказанное в данной критике когда-нибудь произойдет, что маловероятно, то виной этому будет не временный брак, а беспечность и безответственность родителей, не придавших должного значения будущему своих отпрысков.
Критика 5: В случае дозволенности временного брака родители не будут уверены в благочестии и целомудрии своих дочерей, так как возрастет вероятность того, что дочери станут заключать такие браки без разрешения родителей.
Ответ: Девушка, не бывшая прежде замужем, не имеет права заключать брак без разрешения своего опекуна, кем обычно является ее отец или дед со стороны отца. Данное положение одинаково относится к постоянному и временному браку. По этой причине несостоятельность данной критики вполне очевидна. В шиитских сборниках хадисов имеется огромное количество хадисов, в которых сказано о запрете заключения временного брака с девственницей без разрешения ее опекуна, даже в том случае, если временный брак будет заключен не для интимной близости, а для каких-либо других целей. Имам Рида (да будет мир с ним) говорил: «Девственница не должна вступать во временный брак без разрешения своего отца».[604]
Об этом же сказано в хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним): «Девушка, имеющая отца, не должна вступать во временный брак без его разрешения».[605]
Кстати, данную критику можно направить и в адрес ряда суннитских ученых, которые дозволяют девственницам заключать постоянные браки и браки мисйар без согласия своих опекунов.
Критика 6: В 33-ем аяте суры «Свет» сказано: «Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости». Если мусульманин не имеет возможности заключить брак, то он должен терпеливо ждать, соблюдая при этом целомудрие, пока Всевышний Аллах не дарует ему возможность заключить постоянный шариатский брак. Если бы Аллах дозволял временный брак, то Он не призывал бы мусульман к целомудрию, а предписал бы им заключение временного брака.
Ответ: Временный брак является таким же обоснованным шариатом положением, как и брак постоянный. Поэтому данный аят предписывает соблюдение целомудрия тем мусульманам, которые не имеют возможности заключить постоянный брак, а также по каким-либо причинам лишены возможности заключить временный брак. Этому аяту можно дать и иное толкование. Тем из мусульман, которые не обладают возможностью заключить постоянный брак, необходимо соблюсти целомудрие. А целомудрие заключается в том, чтобы удовлетворить свой половой инстинкт дозволенным путем, то есть посредством временного брака, а не в том, чтобы пытаться заглушить свои инстинкты, что постоянно делать практически невозможно.
Критика 7: Временный брак практиковался многобожниками в доисламскую эпоху, а с приходом Ислама был постепенно упразднен.
Ответ: Данная критика является очередной попыткой выдать желаемое за действительное. Исходит она из уст тех, кто нашел в своих сборниках хадисов множество свидетельств того, что во времена Посланника Аллаха мусульмане практиковали временные браки. Поэтому они пытаются дать объяснения, которые с одной стороны подтвердят их убеждения относительно запрета временного брака, а с другой стороны разъяснят, почему в их книгах присутствуют подобные хадисы. Однако объяснение, заключающееся в том, что временный практиковался в доисламскую эпоху, а с приходом Ислама был упразднен, не имеет под собой документальной основы. В Священном Коране есть аят о дозволенности временного брака, о чем сказано в многочисленных суннитских и шиитских комментариях к небесному писанию, но нет аята отменяющего его. Как говорил Имран ибн Хасын: «Посланнику Аллаха был ниспослан аят о временном браке, и не было ниспослано аята, упраздняющего его. Посланник Аллаха повелевал нам придерживаться данного указания и в его эпоху мы заключали временный брак. Посланник Аллаха покинул этот мир, и он не запрещал нам заключение временного брака».[606]
Ни в одном сборнике хадисов и ни в одном из трудов ранних исламских ученых не говорится о постепенном упразднении временного брака. Никто из исламских историков и исследователей не писал о распространении среди арабов-язычников подобного вида брака. Арабы в доисламскую эпоху совершали прелюбодеяния, брали себе в жены бесчисленное количество женщин, совершали множество других деяний, которые впоследствии были запрещены или исправлены Посланником Аллаха, но никогда они не заключали временных браков. Если бы это было не так, то мы были бы свидетелями существования огромного количества документальных источников, подтверждающих данную тему. К примеру, пьянство в исламской религии упразднялось постепенно, этап за этапом, ибо арабы в доисламскую эпоху погрязали в пьянстве. На первом этапе было сказано, что пьянство это мерзость, затем было сказано, чтобы мусульмане не становились на молитву в нетрезвом состоянии. А на последнем этапе было ниспослано откровение, навсегда наложившее запрет на употребление опьяняющих напитков. Подтверждение постепенному упразднению пьянства мы можем обнаружить как в Коране, так и в сборниках хадисах и трудах практически всех исламских историков. Но мы никогда не найдем такого подтверждения постепенному упразднению временных браков, так как временный брак не является языческой традицией эпохи невежества, а является шариатским положением, упомянутым в последнем небесном откровении.
Критика 8: В шиитских сборниках хадисов существует множество свидетельств того, что временные браки запрещены, а шиитские имамы не дозволяли своим последователям заключать их.
Ответ: Снова притязание, лишенное всяких обоснований. Данная критика в основном исходит от тех, кто всеми способами пытается выставить шиитов в неприглядном свете, не гнушаясь при этом подтасовывать факты в свою пользу. Этим они стремятся воздействовать на умы людей, чтобы у тех появилось негативное отношение к временному браку в частности и всему шиитскому учению в целом. Например, они говорят, что в «Аль-кафи» есть хадис, в котором Имам Садик обращается к двум своим последователям: «Я запрещаю вам заключать временный брак». Вооружившись этим хадисом, они утверждают, что сами шиитские имамы не дозволяли шиитам заключать временные браки. Но давайте взглянем на этот хадис так, как его на самом деле передал Кулейни. Кулейни передает слова Аммара, сказавшего: «Имам Садик обратился ко мне и Сулейману ибн Халиду со словами: «До тех пор, пока вы двое находитесь в Медине, я запрещаю вам заключать временный брак, так как вы часто наведываетесь в мой дом. Поэтому я опасаюсь, что вас арестуют, сказав: «Они последователи Джафара Садика».[607] Как видите, в хадисе не говорится об абсолютном запрете временного брака. В хадисе говорится о том, что Имам Садик предостерег таким образом своих друзей, чтобы государственный аппарат тех времен, с подозрением и недоверием относившийся к имамам из пророческого рода, не причинил им ненужных неприятностей.
Критика 9: Шиитские ученые, говоря о разрешенности временного брака, опираются на слабые, сомнительные и недостоверные хадисы, а также пытаются истолковать в свою пользу некоторые аяты Священного Корана.
Ответ: Ну какие же это сомнительные и недостоверные хадисы, если они имеются в самых авторитетных суннитских сборниках хадисов, таких как «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима. Часть этих хадисов уже была приведена в предыдущей главе, поэтому не будем повторяться. А по поводу того, что отрывок из 24-ого аята суры «Женщины» был ниспослан в связи с дозволенностью временного брака, говорится во множестве суннитских комментариях к Корану, где сами их авторы, такие как Суюти, Ибн Касир, Алуси, Табари подтверждают это. Следует заметить, что в дебатах относительно дозволенности временного брака (да и во всех других случаях) шииты не опираются на труды шиитских ученых, а все свои доказательства приводят из трудов авторитетных суннитских ученых. Обратите внимание на следующий хадис, который Бухари и Муслим привели в своих сборниках в «Книге брака». Некоторые из сподвижников говорили: «Мы принимали участие в военных походах под командованием Посланника Аллаха, и не было с нами наших жен. По этой причине мы обратились к Пророку: «Должны ли мы оскопиться?» Но он запретил нам делать это, и велел заключать временные браки даже за одну одежду, сказав при этом: «Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас». Из данного хадиса, включенного в самые авторитетные суннитские сборники, следует, что Посланник Аллаха велел своим сподвижникам заключать временные браки. При этом он сослался на 87-ой аят суры «Трапеза», указав, что временный брак является дозволенным благом Аллаха для верующих. Могут ли после этого оставаться сомнения в дозволенности временного брака и в его шариатском обосновании в Коране и сунне Посланника Аллаха?
Шариатский развод
Бывает, что совместная жизнь семейных пар не складывается, а продолжение дальнейших семейных отношений не представляется возможным. Ислам в отличие от некоторых религиозных учений в подобных жизненных ситуациях не принуждает своих последователей продолжать семейную жизнь, усугубляя этим отношения между мужчиной и женщиной. В пророческом хадисе сказано, что развод перед Всевышним Аллахом является самым нежелательным из всех разрешенных шариатом деяний. Нежелательным, но все-таки разрешенным. Поэтому, если совместная жизнь семейной пары не сложилась, а в перспективе нет никакой надежды на то, что отношения мужчины и женщины изменятся в лучшую сторону, то Ислам дозволяет им разойтись по-доброму. В данной главе будут рассмотрены два вопроса, касающиеся шариатского развода, в которых между шиитами и суннитами существуют расхождения во взглядах. Первое различие касается присутствия на процессе развода двух справедливых свидетелей. Второе различие относится к произнесению трех разводов за один раз.