Хадисы об обтирании ног в суннитских источниках
Читатель может подумать, что хадисы о протирании ног в малом ритуальном омовении имеются только в шиитских сборниках хадисов. Однако это не так. Подобных хадисов предостаточно и в авторитетных суннитских источниках. В качестве примера приведем здесь несколько из них.
1. Передается от Абдуллы ибн Амру, который сказал: «Пророк (да благословит Аллах его и его род) отстал от нас в одном из путешествий, во время которого мы сопровождали его. Затем он догнал нас. Нас застало время молитвы, мы совершили малое омовение и протирали ноги. И крикнул он два или три раза громким голосом: «Горе будущим поколениям от огня».[542]
2. Передается от Али ибн Аби Талиба: «Я полагал, что протирание нижней поверхности стоп более лучше, чем протирание верхней поверхности, пока не увидел, что Посланник Аллаха протирает верхнюю поверхность стоп».[543]
3. Передается от Руфа’а ибн Рафи’а: «Я слышал, что Посланник Аллаха говорил: «Никому из вас не дозволяется выполнять молитву, пока он не совершит малое омовение так, как повелел Аллах – омоет лицо и руки до локтей, протрет голову и ноги».[544]
4. Передается от Хумрана: «Усман велел принести воды, совершил малое омовение, а затем рассмеялся. Потом он сказал: «Не хотите спросить, почему я смеюсь?» Его спросили: «Почему ты смеешься?» Он ответил: «Я видел, как Посланник Аллаха точно также совершил малое омовение. Он прополоскал рот и нос, три раза омыл лицо и руки, и протер голову и верхнюю поверхность стоп».[545]
5. Ибад ибн Тамим передает от своего отца: «Я видел Посланника Аллаха, совершающего малое омовение. Он протирал водой голову и ноги».[546]
6. Передается от Суфьяна, который говорил: «Я видел Али, совершающего малое омовение и протирающего при этом ноги».[547]
7. Акрама передает слова Ибн Аббаса, говорившего: «Малое ритуальное омовение состоит из двух омовений и двух протираний».[548]
8. Абдулла Атки передает слова Акрамы, который сказал: «Не нужно омывать ноги. То, что было ниспослано относительно ног, это протирание».[549]
Совмещение молитв
Одним из обвинений в адрес шиитов является то, что якобы они выполняют всего три ежедневные молитвы, а не пять, как предписывает исламская религия. На самом деле это не так. Шииты ежедневно выполняют пять обязательных молитв, и только горстка упрямцев продолжает утверждать обратное. Многие люди, не имеющие достаточной осведомленности о шиитах, оказавшись под влиянием антишиитской литературы, ошибочно полагают, что последние действительно выполняют всего три молитвы. Другие, зная, что шииты выполняют положенные пять молитв, упрекают их в том, что они совмещают выполнение молитв, то есть полуденную молитву совмещают с послеполуденной, а вечернюю с ночной. По их мнению, делать этого нельзя. Поэтому в этой главе будет вкратце рассмотрена данная тема.
Время выполнения молитв
В соответствии с джафаритским (шиитским) правовым мазхабом в сутках есть три промежутка времени для выполнения пяти обязательных ежедневных молитв:
1. С рассвета до восхода солнца. В данном промежутке времени необходимо выполнить утреннюю молитву.
2. С полудня до захода солнца. Данный промежуток времени является общим временем выполнения полуденной и послеполуденной молитв.
3. С захода солнца до полуночи. Данный промежуток времени является общим временем выполнения вечерней и ночной молитвы.
Аятолла Макарем Ширази пишет в своем сборнике фетв «Разъяснение шариатских положений»: «Время выполнения утренней молитвы (фаджр) начинается после утренней зари (рассвета) и продолжается до восхода солнца. Лучше всего выполнить утреннюю молитву до тех пор, пока не станет светло».
Там же сказано: «Полуденная (зухр) и послеполуденная (аср) молитвы имеют особое и общее время выполнения. Особым временем называется время, в которое разрешается выполнять только одну из этих молитв. А общим временем называется время, в которое разрешается выполнять обе молитвы. Особым временем выполнения полуденной молитвы является промежуток времени сразу же после наступления полудня, за который можно выполнить четыре раката молитвы. Особым временем выполнения послеполуденной молитвы является то время, за которое до захода солнца можно успеть выполнить четыре раката молитвы. Время между двумя особыми временами выполнения молитв является общим временем выполнения полуденной и послеполуденной молитв».
Там же сказано: «Вечерняя молитва (магриб) и ночная молитва (иша) также имеют особое и общее время выполнения. Особым временем выполнения вечерней молитвы является промежуток времени сразу же после наступления магриба, за которое можно выполнить три раката молитвы. Особым временем выполнения ночной молитвы является то время, за которое до наступления полуночи можно успеть выполнить четыре раката молитвы. Время между двумя особыми временами выполнения молитв является общим временем выполнения вечерней и ночной молитв».
Несколько важных моментов
Здесь необходимо отметить несколько важных моментов. Во-первых, одни шиитские муджтахиды считают, что магриб наступает сразу же после захода солнца. Другие придерживаются мнения, что магриб наступает только после исчезновения красноты на восточной стороне неба, которая появляется после захода солнца. Во-вторых, дозволенность совмещения молитв не означает того, что молитвы будут выполняться не в свое время. Совмещение молитв значит, что они будут выполняться в дозволенное время, но не в наилучшее. В шиитских сборниках хадисов содержатся указания о наилучшем времени выполнения каждой из пяти обязательных молитв и, основываясь на этих хадисах, шиитские ученые говорят, что каждую из пяти молитв лучше всего выполнять в наилучшее время их выполнения. В сборнике фетв аятоллы Макарема Ширази по этому поводу сказано:
«Наилучшим временем для выполнения полуденной молитвы (зухр) является промежуток времени от начала шариатского полудня до того момента, когда тень от воткнутой в землю палки достигнет длины самой палки. Наилучшим временем для выполнения послеполуденной молитвы (аср) является промежуток времени между тем моментом, когда тень от палки будет соответствовать длине палки, и тем моментом, когда тень палки будет в два раза больше самой палки. Наилучшим временем для выполнения вечерней молитвы (магриб) является промежуток времени от захода солнца до того момента, когда исчезнет краснота на западе, появляющаяся после захода солнца. Наилучшим временем для выполнения ночной молитвы (иша) является промежуток времени от исчезновения красноты на западе до истечения трети ночи. Наилучшим временем для выполнения утренней молитвы (фаджр) является промежуток времени от утренней зари до того момента, когда станет светло».
Но если по каким-либо причинам мусульмане не смогут выполнить свои обязательные молитвы в наилучшее время их выполнения, то они со спокойным сердцем могут сделать это в общее время выполнения молитв, и их молитвы будут действительны. Данное предписание исламской религии является облегчением для огромного числа мусульман, которые в повседневной жизни постоянно сталкиваются с рядом трудностей, мешающим им совершить величайшее богослужение в лучшее время.
В-третьих, в соответствии со сказанным выше можно сделать вывод о том, что каждая из ежедневных обязательных молитв имеет три времени выполнения:
1. Особое время, в которое можно выполнять только данную молитву, и нельзя выполнять другие обязательные молитвы
2. Наилучшее время, в которое лучше всего выполнять данную молитву.
3. Общее время, в которое дозволяется выполнить данную молитву и следующую.
Итак, джафаритский мазхаб дозволяет выполнять послеполуденную молитву сразу же за полуденной, а ночную молитву сразу же за вечерней. Тогда как четыре суннитских мазхаба разрешают своим последователям делать это только на Арафате и Муздалифе во время совершения обрядов хаджа, а также путникам во время их поездки. В остальное время суннитам запрещено совмещать молитвы, и это несмотря на наличие пророческих хадисов, подтверждающих точку зрения шиитов.