Радж’ат (возвращение к жизни)
Одним из религиозных убеждений, присущих исключительно последователям шиитского вероучения, является вера в возвращение некоторых умерших людей обратно к жизни. Данное убеждение в исламской терминологии обозначается словом «радж’ат»,[503] которое переводится с арабского языка как возвращение. Это произойдет не в судный день, а гораздо раньше уже в этом мире. После того, как Имам Махди (да будет мир с ним) начнет свое всемирное движение, Всевышний Аллах вернет к жизни отдельных людей. Повторное возвращение к жизни не коснется каждого человека. В число этих людей войдут только самые праведные верующие и самые отъявленные тираны. Первые, являющиеся олицетворением блага и истины, продолжат свое восхождение к духовному совершенству, а вторые, служа олицетворением зла, получат возмездие за свои ужасные преступления. Некоторые исследователи считают, что воскрешены будут лишь те тираны, которые не вкусили наказания и унижения в течение своей жизни.
Шейх Муфид писал: «Всевышний Аллах вернет к жизни группу верующих из общины Мухаммада (да благословит Аллах его и его род). Это произойдет после их смерти и до наступления судного дня. Вера в возвращение является неотъемлемым положением учения пророческого рода, и Коран свидетельствует о ней».
Сейид Муртаза говорил о вере шиитов в возвращение: «Шииты-имамиты убеждены, что во время пришествия двенадцатого имама Аллах вернет к жизни некоторых из его последователей, которые жили в прежние века. Вернув их к жизни, Аллах дарует им возможность увидеть имама и оказать ему помощь и содействие. Также Аллах вернет к жизни некоторых из его врагов, чтобы последние получили свое воздаяние уже в ближнем мире. Последователи имама испытают наслаждение от лицезрения того, как истина возьмет верх над ложью».
Не следует путать два мусульманских термина – возвращение и воскрешение, ведь в первом случае речь идет о кратковременном возвращении к жизни в этом мире, а во втором случае подразумевается вечная жизнь в загробном мире. Также нужно заметить, что возвращение к жизни в исламской интерпретации не имеет ничего общего с реинкарнацией, в которую верят последователи ряда религий. Исламское возвращение это возврат души в то же самое тело, тогда как реинкарнация означает бесконечное переселение души из тела в тело. Повторное возвращение к жизни в этом мире не противоречит разуму, который свидетельствует, что Аллах всемогущ и для Него не составит труда оживить тех, кого Он пожелает. Ни один разумный человек не станет отрицать этого. Данный религиозный принцип согласовывается с аятами Корана и подтверждается многочисленными хадисами от имамов из пророческого рода.
Шиитские ученые говорят, что в Священном Коране имеются две группы аятов, указывающих на возвращение к жизни в ближнем мире. В первой группе содержится повествование о том, что возвращение к жизни произойдет в будущем. Например, в 83-ем аяте суры «Муравьи» сказано: «В тот день Мы соберем из каждого народа группу тех, кто считал ложью Наши знамения, и их будут подталкивать».По свидетельству толкователей Корана в данном аяте речь идет о кратковременном возвращении к жизни неверующих грешников, которое произойдет до наступления судного дня. Если бы в аяте говорилось о воскрешении в судный день, то в нем не было бы сказано«Мы соберем из каждого народа группу», так как в судный день из могил встанут все люди без исключения, как говорится в 47-ом аяте суры «Пещера»: «Мы соберем их всех и никого не упустим».
Вторая группа аятов указывает на то, что кратковременное возвращение к жизни уже случалось среди людей, живших в прежние эпохи, подтверждая этим, что подобное возвращение не является чем-то невозможным. В 259-ом аяте суры «Корова» рассказывается о Пророке Узейре, который проходил мимо разрушенного селения и спросил себя, каким образом Аллах воскресит его жителей? Аллах показал ему это на деле: «Аллах умертвил его на сто лет, а затем оживил и сказал: «Сколько ты пробыл здесь?» Он сказал: «Я пробыл день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет».
В 243-ем аяте этой же суры говорится о людях, которые, страшась участия в битве с врагами, бежали из своих жилищ и в наказание были умерщвлены Аллахом: «Разве ты не знаешь о тех, которые покинули свои жилища, опасаясь смерти, хотя их были тысячи? Аллах сказал им: «Умрите!» Затем Он оживил их. Воистину, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны».
В 55-ом и 56-ом аятах суры «Корова» повествуется об иудеях, убитых Аллахом и снова возвращенных к жизни: «Вот вы сказали: «О Myca! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто». Вас поразила молния, тогда как вы наблюдали за этим. Затем Мы воскресили вас после смерти, – быть может, вы будете благодарны».
О возвращении к жизни говорили и безгрешные имамы. В хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним) сказано: «Клянусь Аллахом, дни и ночи не перестанут сменять друг друга, пока Аллах не вернет к жизни мертвых и не умертвит живых. Пока Он не вернет права лишенным их, не приведет к торжеству избранную Им религию и не установит ее на земле».
В другом хадисе от этого же имама сказано: «Когда наступит время пришествия Имама Махди, в месяц Джумади ас-сани и в первые десять дней месяца Раджаб пройдет сильный дождь, подобного которому люди не видали. Посредством этого дождя Аллах взрастит в могилах кости и тела искренних верующих. Я словно вижу, как они идут и стряхивают землю со своих волос».[504]
Однажды аббасидский халиф Мамун спросил у Имама Риды (да будет мир с ним): «Что ты думаешь о возвращении мертвых к жизни в этом мире?» Имам ответил: «Такое возвращение является истиной. Оно уже происходило в общинах прежних пророков, о чем повествует Коран. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Все, что случалось с прежними общинами, случится и с моей общиной».[505]
Почему Аллах оживит умерших людей в этом мире? Почему Он даст им вторую жизнь? Причин этому может быть множество. Ознакомление с рядом хадисов, а также размышления в этой области позволяют нам сделать следующие выводы.
1. Благочестивые и праведные верующие искренне стремятся достичь духовного совершенства, высочайших степеней веры и близости к Аллаху. Всю свою жизнь они проводят в деяниях, способствующих достижению этой великой цели. Но иногда смерть становится для них преградой и они не успевают сделать многое из того, что всем сердцем хотели сделать ради Аллаха и торжества истины. Поэтому Мудрый и Милостивый Аллах вернет их к жизни, дабы они продолжили свое восхождение к совершенству. Многие верующие всю свою жизнь провели в ожидании прихода Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие). Каждое мгновение они были готовы ответить на его призыв и влиться в ряды его бесстрашных помощников. Но отпущенные им годы пролетели, их души покинули тела, которые теперь лежат в могилах. Имам Садик говорил о благочестивых праведниках: «Каждый искренний верующий, который был убит, вернется в этот мир, чтобы прожить жизнь и умереть естественной смертью. И каждый искренний верующий, который умер естественной смертью, вернется в этот мир, чтобы пасть мученической смертью».[506]
2. Множество праведников были несправедливо убиты нечестивцами, многих из них лишили прав и отняли причитающееся им. Божественная мудрость допускает, что они и их угнетатели будут воскрешены к повторной жизни, дабы первые восстановили свои права, а последние получили возмездие за свои преступления уже в этом мире. На эту причину указывает один из хадисов от Имама Казима (да будет мир с ним).
Нововведения
Нововведения[507] в исламской религии противопоставляются сунне – религиозной традиции, то есть всем исламским и шариатским положениям, которые находят подтверждение в Священном Коране, а также в высказываниях и действиях Посланника Аллаха и безгрешных имамов из его рода. На протяжении веков мусульманскими учеными были даны различные объяснения тому, что такое нововведение, и эти объяснения вкратце сводятся к следующему. Нововведением является некое положение, которое пытаются внести в религию, придав ему статус обязательного или желательного деяния, при этом данное положение не упомянуто в основных исламских источниках и противоречит им. Нововведением также является действие, направленное на изъятие из религии некоего положения, истинность которого обосновывается в Священном Коране или сунне. В Коране содержится угроза в адрес тех, кто пытался или пытается внести в религию нечто новое, ибо этим они искажают первозданное учение божьих посланников: «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это – от Аллаха», – чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!»[508]
В известном пророческом хадисе, порицающем попытки внести в религию нечто новое или изъять из нее что-либо несомненное, сказано: «Каждое нововведение есть заблуждение, а каждое заблуждение ведет в огонь».
Следует еще раз подчеркнуть, что нововведениями считаются только те положения, которым пытаются придать статус обязательных или желательных религиозных деяний. Если же в какую-либо эпоху мусульмане начнут совершать некое деяние, которое не будет объявляться обязательным или желательным, и при этом не будет противоречить религиозной традиции и здравому смыслу, то данное деяние не станет считаться нововведением. Например, не является нововведением празднование дня рождения Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), безгрешных имамов (да будет мир с ними) и других достойных людей, ибо никто не утверждает, что подобные торжества являются неотъемлемой частью религии. Если мусульмане торжественно отмечают эти даты, устраивая праздники и различные мероприятия, то делают они это для проявления уважения, почитания и признательности, а также для установления духовной связи с предводителями исламской общины.
Также не являются нововведениями не противоречащие исламской религии обычаи и традиции различных народов, которые не пытаются выдать их за несомненные религиозные положения. Не являются нововведениями вновь сложившиеся в обществе традиции и церемонии, которые ранее не практиковались, но которые не претендуют называться неизменными основами Ислама. К ним относятся национальные и государственные торжества, проведения различных демонстраций и митингов, празднование различных событий и чествования национальных героев. Поэтому, все, что разрешено религией, не противоречит принципу Ислама о нововведениях. И люди спокойно могут совершать эти деяния, создавая новые обычаи и традиции. Но не нужно забывать, что распространение противоречащих Исламу обычаев и традиций является недостойным деянием и грехом. Необходимо сторониться их и по мере сил бороться с ними.
Мнение салафитов
К сожалению, представители салафитского течения в Исламе относят к нововведениям огромное количество деяний, отравляя этим жизнь остальным мусульманам. Эти деяния они считают запрещенными нововведениями по той причине, что они не практиковались в эпоху сподвижников Посланника Аллаха и следующего поколения мусульман. Например, Ибн Теймия находил празднование дня рождения Посланника Аллаха нововведением, противоречащим Исламу. А считал он так лишь потому, что первые поколения мусульман не отмечали этого праздника. Он писал по этому поводу: «Если празднование дня рождения Пророка действительно было благим и одобрительным деянием, то сподвижники более нас были достойны отмечать этот праздник. Ведь они видели Пророка Ислама, общались с ним и больше нас испытывали к нему любовь и привязанность. Поэтому, если бы этот праздник соответствовал исламской религии, то сподвижники непременно торжественно проводили бы его. Но они не делали этого». По поводу целования Священного Корана, которое является признаком уважения к нему со стороны мусульман, салафиты говорят: «Относительно подобного действия с Кораном мы не имеем достоверных свидетельств, указывающих на то, что сподвижники делали это».
В ответ необходимо сказать, что критерием в определении нововведений не являются поступки сподвижников и следующего за ними поколения мусульман. Критерием в определении истинных положений религии и нововведений является обращение к двум драгоценностям, о чем множество раз говорил Посланник Аллаха. Две драгоценности являются неопровержимым критерием независимо от того, какой смысл будет вложен в них. Часть мусульман считает, что двумя драгоценностями являются Священный Коран и двенадцать безгрешных имамов из рода последнего Пророка (ахль аль-бейт). Другая часть мусульман на основании хадиса, который привел Малик в своей книге «Муватта», полагает, что под двумя драгоценностями подразумеваются Коран и сунна. Поэтому нововведениями являются лишь те деяния, которые противоречат тому, о чем говорят две драгоценности, а не поступки сподвижников. Сподвижники и следующее за ними поколение мусульман так же, как и мы, были обязаны следовать двум драгоценностям. Их согласие или несогласие ни в коем случае не является критерием в определении истины и лжи, тем более если принять во внимание неопровержимый факт того, что не все они были благочестивыми и справедливыми людьми. Среди них были и богобоязненные и нечестивые, и справедливые и угнетатели.
Истоки нововведений
Появление в обществе нововведений и их дальнейшее распространение имеет несколько причин, однако наиважнейшей из них является следование человека своим страстям. Внимательное изучение жизни лжепророков, которые в разные времена лживо утверждали о своей непосредственной связи с Аллахом, заявляя о себе как о Его посланниках, показывает, что следование страстям, желание прославиться и добиться власти сыграло огромную роль в появлении в них подобных мыслей. Человек, который стоит у истоков возникновения нововведений, не является притязающим на непосредственную связь с Аллахом, но у него есть много общего с тем человеком, который лживо заявляет о своем пророчестве. И в том и в другом случае человеком движет следование страстям и желание прославиться, разбогатеть, получить власть. Во многих исламских хадисах указывается на данную причину появления нововведений. Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) говорил: «О люди. Истоки появления смуты заключены в страстях, которым начинают следовать, и в нововведениях, которым начинают повиноваться. Эти нововведения противоречат Корану, однако некоторые люди начинают защищать тех, кто ввел эти нововведения».[509]
Желание прославиться и разбогатеть в той или иной мере присутствует в каждом из людей. Если не контролировать это желание и если оно полностью захватит человека, то он начнет притязать на высокое положение, которого на самом деле не достоин. Возможно, что появление различных исламских течений в первые века после смерти Пророка Ислама связано именно с этим желанием. Такое желание возникло в сердцах некоторых людей, они не сумели обуздать его, а сегодня спустя много веков после их смерти их последователи продолжают возвеличивать их и защищать совершенные ими деяния. Ибн Аби аль-Хадид в своем комментарии к «Нахдж аль-балага» передает, что Имам Али взглянул на тела убитых в бою хариджитов и сказал: «Горе вам. Те, кто обманул вас, нанесли вам огромный ущерб». Присутствующие спросили его: «Кто же их обманул?» Имам ответил: «Их обманул сатана, который сбивает с истинного пути, и их обманули подверженные страстям собственные души, завладев их желаниями. Они приукрасили им грехи, пообещали им непременную победу, но завели их в огонь ада».[510]
Также в качестве причин появления нововведений в религии можно упомянуть желание быть лучше остальных, неуемные упрямство и фанатизм, а также слепое и бездумное подчинение тому, кто не является непорочным и безгрешным. Безгрешными являются лишь пророки и имамы, которых Всевышний Аллах очистил от всех грехов, ошибок и промахов.