Сподвижники в Коране и хадисах
В качестве довода к справедливости и праведности всех без исключения сподвижников Посланника Аллаха сунниты ссылаются на некоторые из аятов Священного Корана. Мы приведем их чуть позже, но прежде хотелось бы сказать, что все подобные аяты необходимо рассматривать беспристрастно и непредубежденно, не забывая при этом о существовании в Коране других аятов, в которых некоторые из сподвижников порицаются, в адрес некоторых звучит угроза, а некоторые названы лицемерами. Да, ряд аятов восхваляет сподвижников, но есть и другие аяты, укоряющие их. Это еще раз подтверждает точку зрения шиитов о том, что не все сподвижники были праведниками, что были среди них как благочестивые верующие, так и нечестивцы. Это еще раз опровергает веру суннитов в исключительную справедливость всех сподвижников.
Разве Коран не обращается к сподвижникам с укором? «О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете».[485]
Разве некоторые из сподвижников не пытались попрекать Пророка тем, что оказали ему услугу, приняв проповедуемую им религию? «Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: «Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду».[486]
Разве Коран не сообщает нам о некоторых сподвижниках, которые пытались уклониться от борьбы на пути Аллаха, выдумывая всевозможные отговорки? А ведь уклонение от борьбы под предводительством Посланника Аллаха является величайшим грехом. «О вы, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно. Если вы не выступите в поход, то Он подвергнет вас мучительным страданиям и заменит вас другим народом. Вы ничем не навредите Ему, ибо Аллах способен на всякую вещь».[487]
Разве Аллах не упрекает некоторых сподвижников за их жадность и скупость? «Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли».[488]
Разве Коран не сообщает нам о случае, произошедшем во время одной из пятничных молитв? Тогда сподвижники оставили Посланника Аллаха посреди проповеди, а сами выбежали из мечети навстречу каравану, прибывшему в Медину. Разве так поступают справедливые и праведные верующие? «Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять во время пятничной проповеди. Скажи: «То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах – Наилучший из дарующих удел».[489]
Разве Аллах не предупреждал, что рядом с Пророком находятся не только искренние верующие, но и лицемеры? «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения».[490]
Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Я раньше всех вас подойду к райскому источнику. Кто подойдет к нему и выпьет из него, больше никогда не испытает жажды. Подойдет группа людей, которых знаю я, и они знают меня. Но между нами возникнет преграда. Я скажу: «Мои сподвижники». Мне ответят: «Ты не знаешь, какие искажения они совершили после тебя». Тогда я скажу: «Отдалитесь прочь те, кто обратился вспять».[491] И это хадис повествует именно о сподвижниках, а не о каких-либо других людях.
Также он говорил: «Среди моих сподвижников есть люди, которых я впоследствии никогда не увижу, и они никогда не увидят меня».[492]
Хадисов, указывающих на отсутствие справедливости у ряда сподвижников, великое множество. Литература по истории Ислама полна свидетельствами того, как возникали разногласия между ними, порой перерастающие в кровавые столкновения. Шиитские ученые могут проиллюстрировать свои слова сотнями и тысячами ситуаций, в которых сподвижники совершают поступки, противоречащие духу религии. И во всех этих случаях они будут ссылаться на труды суннитских авторов. Можно с уверенностью сказать, что корни всех бед, с которыми столкнулась мусульманская община, уходят в эпоху сподвижников. Их разногласия, их расхождения во мнениях, а порой и их вражда друг к другу вызвали раскол среди последователей исламской религии, породив множество идейных течений и правовых школ. События тысячелетней давности до сих пор продолжают будоражить общину, и исправить эту ситуацию можно только беспристрастно пересмотрев историю Ислама и все аспекты небесного вероучения.
Доводы суннитов
Рассмотрим теперь некоторые из приводимых суннитами аятов Корана.
1. «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние».[493]
2. «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготованы прощение и щедрый удел».[494]
В этих аятах, как уже было сказано ранее, речь идет не обо всех мухаджирах и ансарах, а о некоторых из них. Ранее уже была приведена часть аятов, в которых сподвижники не восхвалялись, а порицались. И самое главное, никогда не нужно забывать, что снискали довольство и прощение Аллаха, а также заслужили пребывание в райских садах только те мусульмане, в том числе и сподвижники, которые оставались праведниками и истинно верующими до конца своей жизни. Алламе Табатабаи пишет: «Если Всевышний Аллах восхваляет в своих аятах сподвижников и сообщает о своем довольстве ими, то делает Он это по причине их покорности, следования истине и совершения ими добрых деяний в момент ниспослания данных аятов. Однако будет неправильно распространять довольство Аллаха на их будущее, то есть утверждать, что чтобы не совершили сподвижники в будущем, Аллах все равно будет доволен ими».[495]
Данная истина лучшим образом отображена в аятах, имеющих отношение к женам Посланника Аллаха. Коран говорит о них: «О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина».[496]А в другом аяте говорится: «О жены Пророка! Если кто из вас совершит явную мерзость, то ее мучения будут удвоены. Это для Аллаха легко».[497] Иными словами важно не просто быть женой Пророка или его сподвижником. Важно быть истинным верующим, прожить достойную жизнь и уйти из этого мира, не запятнав себя несправедливостью и грехами. Если же жены или сподвижники совершат мерзость и несправедливость, то их ожидает не довольство Аллаха и райские сады, а Его гнев и наказание. Однажды некий человек сказал сподвижнику по имени Бара ибн Азиб: «Как ты счастлив, ведь ты общался с Посланником Аллаха и принес ему присягу». Он ответил: «Ты не знаешь, что мы сделали после Посланника Аллаха».[498]
3. «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой».[499]
В этом аяте также не говорится об абсолютном довольстве Аллаха всеми без исключения сподвижниками, а говорится о конкретном праведном их деянии – о присяге под деревом в Худейбие. И довольство Аллаха обуславливается верностью данной присяге, ее соблюдением до конца жизни. Ибн Аббас говорил относительно данного аята: «Покой был ниспослан на тех, кто был верен присяге».[500] И как можно утверждать, что Аллах доволен всеми без исключения присягнувшими под деревом, если в книгах по истории Ислама зафиксирован факт того, что в тот день под деревом в Худейбие присягу Пророку принесли также лицемеры, например, Абдулла ибн Убай?!