Ый и 2-ой аяты суры «Ступени»
В двух первых аятах суры «Ступени» сказано: «Спросил спрашивающий о наказании, которое постигает неверных. Нет от него спасения».Это еще один из отрывков Священного Корана, относящийся к событиям дня Гадир Хум, когда Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) объявил Имама Али (да будет мир с ним) своим приемником в руководстве над мусульманами. По поводу его ниспослания во многих трудах шиитских и суннитских авторов приводится следующая история. Вначале описываются события, которые произошли в день Гадир Хум. Как Пророк Ислама поднял руку Имама Али и объявил его предводителем всех верующих. Как сподвижники поздравили Имама Али и принесли ему присягу. Затем… Харис ибн Нуман слез со своего верблюда, подошел к Пророку и обратился к нему со словами: «О Мухаммад, ты велел нам засвидетельствовать единство Аллаха и твою пророческую миссию, мы приняли это и засвидетельствовали. Затем ты велел нам выполнять пять молитв, выплачивать закят, держать пост, совершать хадж, и мы приняли это. Теперь ты поднял руку своего двоюродного брата и сказал, что для каждого, кому ты являешься предводителем, Али также является его предводителем. Ты сказал это от себя или по приказу Аллаха?» Пророк ответил ему: «Клянусь Единым Господом, я сказал это по Его приказу». После этого Харис ибн Нуман повернулся и пошел в сторону своего верблюда. По пути он сказал: «Господи, если то, что говорит Мухаммад, правда, ниспошли на меня камень с небес или мучительное наказание». Не успел он достичь верблюда, как с неба на него упал камень и поразил его насмерть. После этого были ниспосланы два этих аята.
Данная история приводится в 10-ом томе толкования Корана, выполненного Куртуби, в толковании «Рух аль-маани», принадлежащего перу Алуси, а также в других работах суннитских ученых. Шиитский историк Алляме Амини в своем историческом труде «Аль-гадир» приводит адреса тридцати суннитских источников, в которых повествуется о причинах ниспослания двух первых аятов суры «Ступени». Эта история наглядно демонстрирует, что имамат двенадцати безгрешных имамов и руководство Имама Али имеют божественные корни. Она свидетельствует, что Аллах назначает для мусульман руководителей, которые способны вести за собой исламскую общину к вечному счастью.
Претензия по поводу толкования аята
Ибн Теймия и ряд других суннитских исследователей, пытаясь опровергнуть связь между ниспосланием этих двух аятов и событиями в Гадир Хуме, утверждают, что сура «Ступени» является мекканской сурой. Она была ниспослана в Мекке задолго до событий, произошедших после совершения Посланником Аллаха хаджа.
Ответ: Отвечая на подобную критику, шиитские исследователи говорят, что часть аятов суры «Ступени» была ниспослана в Мекке, а часть аятов в Медине. В Священном Коране существует несколько сур, которые называются мединскими, но часть аятов которых была ниспослана в Мекке. Также существует нескольку сур, называемых мекканскими, но часть аятов которых была ниспослана в Медине. Сура «Ступени» относится к подобным сурам. В качестве примера приведем другие суры:
1. Сура «Паук». Все аяты этой суры мекканские кроме десяти первых аятов, которые были ниспосланы в Медине.
2. Сура «Пещера». Все аяты этой суры мекканские, кроме семи первых аятов, которые являются мединскими.
3. Сура «Взывающая». Все аяты этой суры были ниспосланы в Медине, а десять первых аятов в Мекке.
Помимо этого множество хадисов в трудах ученых обоих исламских направлений также указывают на то, что эти два аята были ниспосланы после завершения обрядов хаджа в связи с событиями, имевшими место в Гадир Хуме.
Аят «Наставление»
Аятом «Наставление» называют 7-ой аят суры «Гром», в котором сказано: «Воистину, ты всего лишь увещеватель, и у каждого народа есть наставник, наставляющий на истинный путь».
Этот коранический аят является еще одним указанием на необходимость следования божественным руководителям, которых Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) по приказу Всевышнего Аллаха объявил предводителями мусульман. В аяте Посланник Аллаха назван увещевателем, который, получив откровение от Господа миров, довел его до человечества. В продолжении аята сказано, что после Пророка исламская община не предоставлена самой себе, мусульмане не забыты Господом, наоборот, Всевышний Аллах проявил к мусульманам огромную милость, назначив для каждого времени безгрешных наставников, которые наставляют на истинный путь всех желающих последовать за последним небесным писанием. В толковании Корана «Нур ас-сакалейн» приводится хадис от Имама Садика (да будет мир с ним), сказавшего: «Имам является наставником народа, живущего в его время».В «Аль-кафи» приводится высказывание Имама Бакира (да будет мир с ним): «В каждое время есть наставник из нас (из пророческого рода), который наставляет людей к тому, что принес Пророк».
Суннитские ученые привели множество хадисов, являющихся комментариями к аяту «Наставление». Фахр Рази в своем толковании Корана, комментируя данный аят, приводит от ибн Аббаса хадис следующего содержания: «Пророк положил свою руку на грудь и сказал: «Я увещеватель». Затем он указал на Али и сказал: «Ты наставляющий, о Али. Посредством тебя будут наставляться стремящиеся к наставлению после меня».[274]
Табари также приводит в своем толковании Корана подобный хадис: «Когда был ниспослан аят «Наставление», Пророк положил руку себе на грудь и сказал: «Я увещеватель, и для каждого народа существует наставник. А потом продолжил, указав на Али: «Ты наставник, о Али. Только посредством тебя будут наставляться люди после меня».[275]
Ахмад ибн Ханбал передает высказывание Имама Али, служащее разъяснением этого аята: «Посланник Аллаха увещеватель, а наставник – человек из рода Бани Хашим».[276]
Хаким Нишабури тоже приводит слова Имама Али: «Посланник Аллаха увещеватель, а я наставляющий на истинный путь». После упоминания данного хадиса Нишабури пишет: «Этот хадис имеет достоверную цепочку передатчиков, соответствующую условиям двух шейхов (Бухари и Муслима), но, несмотря на это, они не привели его в своих сборниках».[277]
В дополнение к сказанному выше приведем еще несколько достоверных хадисов, которые помогут четче осознать и понять смысл аята «Наставление». Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) всегда и везде подчеркивал, что безгрешные имамы из его рода являются его наследниками и руководителями мусульман, что они являются хранителями этой религии и истинными толкователями аятов Священного Корана. Он говорил: «Я господин пророков, а Али господин наследников. Моих наследников двенадцать, первый из них Али, а последний Махди».[278]
В другом хадисе от Посланника Аллаха сказано: «Эта религия будет стойкой до тех пор, пока не наступит час и не закончится правление двенадцати халифов. Все они из курайшитов».[279]
Посланник Аллаха сказал по поводу важности следования имамам из его рода: «О люди, я оставляю среди вас Коран и мой род. Если вы будете держаться за них, то никогда не впадете в заблуждение».[280]
Также Посланник Аллаха говорил: «Мой род среди вас подобен ковчегу Ноя. Каждый, кто вступит на него, спасется, а тот, кто отвернется, погибнет».[281]
Имам Хусейн (да будет мир с ним) сказал: «Люди обязаны познать имамов своего времени, подчинение которым вменено в их обязанность».[282]