Значение терминов шиит и шиизм

Кто такие шииты и что такое шиизм? – задаются вопросом многие люди. Некоторые из них совсем недавно узнали, что мусульмане, так же, как и последователи других небесных религий, поделены на различные идеологические течения. Среди них есть шииты, ашариты, салафиты, и все они обладают собственным мнением в разъяснении основных и второстепенных положений исламской религии, хотя необходимо заметить, что эти мнения имеют общую основу и не мешают мусульманам оставаться единой общиной. Мы убеждены, что первым шагом на пути познания какого-либо религиозного, идеологического или любого другого течения является ознакомление с его названием, то есть со значением имени, которым называются приверженцы данного течения. Поэтому в данной статье будет дан краткий анализ значений слов «шиит» и «шиизм».

Значение слова «шиит»

В лексическом (словарном) значении слово шиит[186] буквально означает последователь, сторонник, приверженец. Ибн Манзур пишет в «Лисан аль-араб», что слово шиит значит чей-либо последователь и помощник.[187] Рагиб Исфахани пишет: «Чей-либо шиит – это его приверженец и помощник».[188] Такого же мнения относительно лексического значения слова шиит придерживаются все знатоки арабского языка, толкователи Корана и составители словарей.

Арабское слово «ши’а» используется в аятах Священного Корана именно в этом значении. В суре «Стоящие в ряд» Пророк Ибрагим назван шиитом Пророка Нуха (да будет мир с ними), так как исповедовал ту же религию, что и Нух: «Воистину, Ибрагим был его приверженцем».[189]

В суре «Рассказ» шиитом Пророка Мусы (да будет мир с ним) назван один из жителей Египта, так как он разделял его веру и в вопросах религии следовал его мнению: «Войдя в город, он (Муса) встретил двух мужчин. Один был из его последователей, а второй был из его врагов. Тот, кто был из его последователей, попросил его помочь ему против того, кто был из его врагов».[190]

В суре «Месяц» говорится о шиитах неверующих язычников, которых Аллах наказал в отместку за их грехи и нечестие: «Мы уже погубили приверженцев (ваших воззрений). Но есть ли поминающие?»[191] Интересно, что многие недоброжелатели шиитов, желая выставить их в неприглядном свете, приводят этот аят и говорят, что Аллах в Коране отозвался о шиитах в отрицательном значении. Но при этом они стараются не замечать того, что слово «ши’а» использовано здесь в лексическом значении, а не в общеупотребительном терминологическом. Лексическое значение слова шиит может быть применено (положительно или отрицательно) к любой группе людей, которая следует чему-либо. Поэтому в данном аяте не подразумеваются приверженцы и последователи двенадцати безгрешных имамов. Почему эти люди упорно не замечают аятов Корана, в которых слово «ши’а» использовано применительно к пророкам и их последователям? Обычно так поступают проповедники, выучившие арабский язык в салафитских религиозных заведениях и, вернувшись домой, делающих все возможное для того, чтобы передать свои идеи жителям своих стран.

В общеупотребительной терминологии слово шиит применяют в отношении мусульманина, который считает, что духовное, правовое, политическое руководство исламской общиной после Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) принадлежит двенадцати имамам, первым из которых является Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ними). Шахристани пишет в своем известном труде: «Шиитами называются те, кто в вопросах веры следуют Али и считают, что его руководство обосновано шариатскими источниками».[192] Абуль-Хасан Ашари говорит: «Шиитов называют шиитами по той причине, что они являются последователями Али и предпочитают его остальным сподвижникам Пророка».[193] Фируз Абади пишет о шиитах: «Данным словом (ши’а) называются те, кто принял руководство Али и ахль аль-бейт. И это слово стало их особенным названием».[194]

Значение слова «шиизм»

После знакомства со значением слова шиит становится понятно, что в лексическом (словарном) значении слово шиизм[195] в буквальном смысле означает следование, приверженность. Об этом говорят известные арабские языковеды в своих трудах, таких как «Лисан аль-араб», «Тадж аль-арус», «Сихах аль-люга».

В общеупотребительном терминологическом значении шиизмом называют исламское течение, считающее руководство двенадцати безгрешных имамов из пророческого рода божественным назначением, упомянутым в Священном Коране и в высказываниях Посланника Аллаха. Шиизм обязывает мусульман к следованию двенадцати имамам во всех областях исламской религии, включая вероучение, право, богослужение, политику и все остальные положения. Следование и приверженность учению двенадцати безгрешных имамов не значит, что в шиизме отсутствует следование Корану и сунне Пророка, как могут подумать некоторые. Нет, следование им означает постижение Корана и сунны Пророка посредством них и их учения. Если любому мусульманину задать вопрос о том, чему он следует, он обязательно ответит: «Я следую Корану и сунне». Но когда он отвечает подобным образом, то подразумевает, что постигает Коран и пророческую сунну посредством авторитетного для него человека. Например, в вопросах веры многие сунниты следуют Абуль-Хасану Ашари или Ибн Теймие, то есть являются приверженцами их понимания аятов Корана и высказываний Пророка, в которых идет речь о вере. В богослужении многие из них следуют Абу Ханифе или Ахмаду ибн Ханбалу, то есть их интерпретации исламского права.

Точно также шииты следуют двенадцати имамам, но в отличие от суннитов шииты имеют четкие и неоспоримые указания Посланника Аллаха о необходимости следования двенадцати имамам. Достаточно упомянуть его слова: «Я оставляю среди вас Коран и ахль аль-бейт. Следуйте им и вы никогда не сойдете с истинного пути».[196] Поэтому шиизм является тем учением, которое проповедовал последний божий пророк, так как имамы из его рода являются хранителями религии, стражами истинной веры, толкователями священного писания, ключом к разрешению всех трудностей мусульман.

Спасенная община

Самой большой бедой, с которой сталкивается любая религия, является разделение ее последователей на различные течения и направления. Происходит это по той причине, что каждого человека или каждую группу людей отличают присущие только им особенности, и они постигают учение религии, опираясь на эти особенности. Прибавьте сюда также такие отрицательные моральные качества как враждебность, зависть, невежество, стремление к власти, славе и богатству, и вы познаете причины, из-за которых последователи одной и той же религии имеют разногласия в понимании ее основных и второстепенных принципов. Поэтому иудеи разделились на хасидов, саддукеев, а христиане на католиков, православных, протестантов и так далее. К сожалению, эта беда не обошла стороной и исламскую религию. Мусульмане, имевшие в эпоху Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) единые взгляды, сегодня разделились на множество толков, каждый из которых пытается убедить других в верности своего пути. Посланник Аллаха предвидел подобное разделение мусульман и предупреждал их о том, что им придется столкнуться с этой трудностью. Факт остается фактом. Сегодня мы являемся свидетелями разобщенности мусульман в вопросах веры, фикха, трактовке священных текстов. Но истинный путь всегда один, никогда не было такого, чтобы в мироздании существовало несколько противоречащих друг другу верных путей. Поэтому из большого количества исламских течений последователи лишь одного из них находятся на истинном пути, а остальные, осознавая или нет, пребывают в неведении этого пути. Каждый мусульманин обязан познать истину, каждый мусульманин, вооружившись здравомыслием, терпением и помощью Аллаха, должен исследовать эту тему и найти правильный путь. Каждый последователь Ислама обязан отыскать спасенную общину и примкнуть к ней, ведь от этого зависит его вечная жизнь в загробном мире.

Огромное число исламских ученых привели в своих трудах хадис от Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), который предупреждал: «Иудеи разделились на 71 направление, христиане на 72. Моя община разделится на 73 направления и лишь одно из них спасется и войдет в рай, остальные 72 попадут в огонь». Этот хадис приведен и в суннитской литературе, и в шиитской. Из суннитских ученых, которые включили данный хадис в свои труды, можно назвать Абу Дауда, Ахмада ибн Ханбала, Хакима Нишабури, Ибн Маджу, Тирмизи, Джалалуддина Суюти, а также множество других известных имен. В большинстве суннитских книг в тексте данного хадиса отсутствует указание на то, кто же является спасенной общиной (об этом сказано только в двух вариациях этого хадиса, которые будут рассмотрены в конце главы). В хадисе сказано лишь о том, что одна группа мусульман будет спасена и введена в рай, а все остальные будут лишены этого. Вследствие этого автор тафсира «Аль-манар» пишет: «Каждое течение и направление, которое имеет убежденность в пророческой миссии Посланника Аллаха, относит себя к спасенной общине».

Последователи шиитского учения всегда говорили и говорят, что смысл одних достоверных хадисов можно постичь при помощи других достоверных хадисов, точно так же, как одни аяты Священного Корана толкуются посредством других аятов. Если после прочтения какого-либо хадиса остается неясность, то эту неясность можно устранить другими хадисами, в которых необходимая тема рассматривается более подробно. Именно этим способом необходимо постигать смысл слов Пророка о спасенной общине. Когда шииты утверждают, что в данном пророческом хадисе подразумеваются они, то они подкрепляют свои утверждения неопровержимыми доводами из суннитских источников:

1. Хадис «Две драгоценности».Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «О люди! Я оставляю среди вас две драгоценности, следование которым никогда не сведет вас с истинного пути – Коран и мой род (ахль аль-бейт)».[197] Достоверность данного хадиса не подлежит сомнению, а количество авторитетных суннитских ученых, упомянувших его в своих трудах, не подлежит счету. Сопоставив хадис о двух драгоценностях с хадисом о спасенной общине, для любого разумного человека станет очевидным, что спасенной общиной являются последователи Корана и ахль аль-бейт. К ахль аль-бейт, о которых говорил Пророк, относятся двенадцать безгрешных имамов из его рода.

2. Хадис «Ковчег».Посланник Аллаха говорил: «Мой род (ахль аль-бейт) среди моей общины подобен ковчегу Ноя. Кто вступит на него – спасется, а кто отвернется от него – погибнет».[198] Это еще один из достоверных и имеющих широкую известность хадисов, в которых указывается на то, что в мире загробном спасение принадлежит последователям ахль аль-бейт.

3. Хадис «Защита».Посланник Аллаха говорил: «Звезды являются для обитателей земли (путешествующих по морю) защитой от потопления, а мой род (ахль аль-бейт) является для моей общины защитой от разногласий. Если кто-то из арабов выступит против моего рода и станет причиной возникновения раздора, то он окажется в партии Иблиса».[199] В соответствии с этими пророческими словами следование ахль аль-бейт гарантирует защиту от разногласий и заблуждений.

4. Хадис «Двенадцать руководителей». Посланник Аллаха говорил: «У этой общины будут двенадцать руководителей. Все они из курайшитов».[200] В различных версиях этого хадиса сказано, что исламская религия будет оставаться прочной, пока общину будут возглавлять двенадцать халифов, что не настанет судный день, пока не пройдет правление двенадцати руководителей. Число руководителей, о которых сказано в данном хадисе, совпадает лишь с числом безгрешных имамов из пророческого рода, которым во всех вопросах следуют шииты. Дополнив данным хадисом хадис о спасенной общине, становится ясно, кто относится к спасенной общине.

5. Хадис «Али и его последователи».Когда Всевышний Аллах ниспослал 7-ой аят суры «Ясное знамение»: «Воистину, те, которые уверовали и совершали благие деяния, они наилучшие создания», Посланник Аллаха обратился к Али: «О Али, в данном аяте говорится о тебе и твоих последователях».[201] Этот хадис приведен в огромном количестве суннитских толкований Корана и сборников хадисов. К наилучшим созданиям, которые преуспеют в судный день, Пророк отнес последователей (шиитов) Али. Они то и являются спасенной общиной.

Сунниты о спасенной общине

В двух версиях хадиса о спасенной общине, имеющихся в суннитской литературе, содержится указание на то, кто является спасенной общиной. Вооружившись этими двумя хадисами, сунниты утверждают, что спасение в судный день принадлежит им. Прежде чем мы приведем эти хадисы, считаем необходимым упомянуть два важных момента. Во-первых, хадисы о спасенной общине в большом количестве имеются в трудах шиитских ученых, и во многих их версиях прямым текстом говорится о том, что речь в них идет о шиитах. Во-вторых, сами сунниты разделены на множество идеологических и правовых течений. Ашариты, салафиты, матуридиты, мутазилиты и другие относят себя к суннитам, но в то же время считают истинным лишь свое учение. Кто же из них подразумевается в двух следующих хадисах?

1. Ибн Маджа приводит слова Пророка: «Моя община разделится на 73 направления, одно из которых спасется, а 72 окажутся в огне». Его спросили: «Кто они?» Пророк ответил: «Джамаат».[202]

Не говоря о том, что цепочка передатчиков данного хадиса не выдерживает никакой критики, ответ «джамаат», что переводится как община и коллектив, не проясняет ничего. Данный хадис не облегчает понимание смысла хадиса, а заменяет вопрос «кто относится к спасенной общине?» на другой вопрос «кто относится к джамаату?» Некоторые исследователи предполагают, что задавший вопрос «кто они?», имел в виду 72 заблудших направления, а не одно спасшееся.

2. Тирмизи приводит слова Пророка: «Моя община разделится на 73 направления, одно из которых спасется, а 72 окажутся в огне. Спасшимся будет тот, кто стоит на том же, на чем стою я и мои сподвижники».[203]

Подобные хадисы являются документальными свидетельствами того, как недоброжелатели шиитов выдумывали, искажали и уничтожали хадисы. Данный хадис не может быть достоверным по той причине, что первые разногласия в исламской общине начались именно среди сподвижников. Ведь именно среди них после ухода Пророка в мир иной появились расхождения во мнениях и деяниях. Именно раздоры среди сподвижников вызвали разделение исламской общины на течения и направления. Достаточно полистать страницы истории, на которых запечатлено несогласие многих сподвижников с действиями Усмана ибн Аффана, что привело к его убийству. История никогда не забудет деяний Тальхи, Зубейра, Аиши, Муавии, которые пошли войной на Али. Мусульмане всегда будет помнить нечестивого Язида, который убил Хусейна, разорил Медину и разрушил Священную Каабу, пытаясь избавиться от Абдуллы ибн Зубейра – своего конкурента за власть. Разногласий среди сподвижников было великое множество. Каким же образом сегодняшние сунниты могут быть дружной монолитной общиной, если они утверждают о своем следовании сподвижникам, разногласия среди которых доходили до кровопролитных битв?


Наши рекомендации