Кто посчитал, что сподвижники стали вероотступниками.
Сказал также: Кто посчитал, что сподвижники стали вероотступниками после смерти пророка, мир ему и благословение Аллаха, кроме малой их части, менее десяти человек, или же что они совершали нечестие, нет сомнения в неверии того, кто это сказал, более того, кто засомневался в его куфре, тот является кафиром».
Также он (Ибн Теймия) сказал: «А кто посчитал, что слова Всевышнего: «Установил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него» (Аль Исра, 23). Что в словах «Установил» имеется ввиду предопределение, и что любое происходящее является по Его желанию, и таким образом посчитал, что поклонение идолам является поклонением только Аллаху — такой человек из самых великих людей своим неверием во все книги».
(Маджмуа ль Фатава, 2 том, 124).
Нет сомнения в том, что высказывавшие эти мнения были из обладателей знания, праведности и много поклонялись, и в том, что причина этих их утверждений — невежество. Аллах Всевышний рассказал о неверующих, что они находятся в сомнении касательно того, к чему их призывают посланники, и рассказал, что они сомневаются в воскрешении, например они говорили посланникам, отправленным к ним: «Мы сильно сомневаемся в том, к чему вы нас призываете» (Сура Ибрахим, 9).
И сказал Всевышний, рассказывая о них:«Мы лишь предполагаем, и не убеждены ни в чём»(Сура Джасия, 32).
Также Аллах рассказал о неверных, что: «Они взяли шайтанов своими покровителями вместо Аллаха, и думают, что следуют прямым путём» (Сура А’раф, 30).
Также Всевышний сказал: «Скажи: «Не рассказать ли вам о тех, чьи дела принесут наибольший убыток?» Это те, дела которых стали тщетными в этой жизни, в то время как они думали, что они поступают хорошо» (Сура 104).
Описал их Аллах крайней степенью невежества, как сказано об этом в словах Всевышнего:
«У них сердца, которыми они не понимают, и у них глаза, которыми они не видят, и у них уши, которыми они не слышат, они являются подобными скотине, даже более заблудшие. И они являются невеждами». (Сура Аль А’раф, 179).
Слепое следование за кем-либо в познании Аллаха является запрещённым.
Аллах Всевышний порицает слепо следующих, сказав об их словах в Коране: «Мы нашли своих отцов на правильном пути, и мы будем следовать по их стопам»(Зухруф, 22).
И несмотря на это Аллах назвал их кафирами. Этим аятом и другими аятами наподобие этого ученые аргументировали на запрещенность слепого следования в познании Аллаха и вопросах посланничества.
Худжа (довод) Аллаха уже установлен.
И худжа (довод) Аллаха Всевышнего установлена над людьми посредством посылания посланников к ним, даже если они не поймут этих аргументов и разъяснений.
Сказал шейх Мувафику Ддин Абу Мухаммад ибн Кудама, да смилостивится над ним Аллах, когда говорил об одном из вопросов: «Каждый ли муджтахид заслуживает награды?» И предпочёл мнение большинства ученых, что не каждый муджтахид является заслуживающим награды, наоборот, из всех мнений ученых истинное мнение лишь одно. Затем он сказал: «И выдумал Джахиз (му’тазилитский ученый), что противоречащий религии
Ислам, если начал изучать, но не смог познать истину, то является оправданным, и не получает грех».
Опровержение на Джахиза.
Затем он (Ибн Кудама) сказал:
«А что касается того, к чему склонился Джахиз, то это явный бред, и неверие в Аллаха, и это противоречие Аллаху и Его посланнику, ведь мы знаем с убежденностью, что пророк, мир ему и благословение приказал иудеям и христианам принимать Ислам и следовать за ним, и порицал их за то, что они оставались на своей религии, сражался с ними всеми, и убивал того, кто достиг половой зрелости. И мы знаем о том, что упорствующий кафир это тот, который знает о чём говорит, а большинство же людей являются слепо следующими: «Они верили в религию своих отцов слепо следуя за ними, и не знали о чудесах пророка и его правдивости. И множество аятов Корана указывает на это, как например слова Аллаха: «Таково предположение неверующих. Горе же тем, которые являются неверующими от Адского огня» (Сура Сод, 27).
Также Он сказал: «Таковы ваши предположения, которые вы предполагаете о своем Господе, которые погубили вас и стали вы из потерпевших убыток» (Фуссылят, 23 аят).
А также сказал: «Они всего лишь предполагают» (Сура Джасия, аят 24).
А также сказал: «И они полагают, что они на чём то правильном» (Сура Муджадаля, аят 18).
А также сказал: «И они полагают, что следуют прямым путём» (Сура Зухруф, 37).
А также сказал: «Те, чьи усилия были заблуждением в земной жизни, в то время как они думают, что поступают хорошо. Они и есть те, которые не верят в знамения их Господа и во встречу с Ним»(Аль Кахф, 104).
И также есть много текстов в которых порицаются те, кто не поверил в посланника, текстов, которых не счесть в Книге и Сунне».
(Ибн Къудама, Раудату Нназыр ва Джаннату ль Муназыр, 362 стр.).
То, что обязательно делает человека вероотступником:
Ученые упоминают в своих книгах, что каждый, кто отрицает обязательность одного из пяти столпов Ислама, или же сказал хотя бы про одну из них, что он является не обязательным, а является сунной (желательным), или же отрицает дозволенность хлеба и подобное этому, или отрицает запрещённость спиртных напитков, или сомневается в этом и подобное этому, если он из тех, кто не мог не знать об этих вещах, то становится кафиром.
А если он был из тех, кто мог не знать, то ему объясняют, и если он остаётся на своём после объяснения, то становится кафиром и убивается, и не сказали они: Если прояснилась ему истина и он стал упорствовать.