См.: Гаслов И. В. Современное Православное Богослужение. С. 73.
Посем глаголет: Помяни, Господи, и мое недостоинство, и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное. И взимает частицу.
И прием губу, собирает на дискос частицы доле святаго хлеба, якоже быти во утвержении, и не испаднути чесому.
Прт А. Шмеман пишет:
«Конечно, как и многое другое в нашем Богослужении, проскомидия нуждается в очищении; но как раз не чина, не формы, а того восприятия ее, что в сознании верующих сделало ее "только символом", уже в расцерковленном, номинальном смысле этого слова. Так, очистить, лучше же сказать - восстановить, нужно подлинный смысл того поминовения, которое в понимании верующих и духовенства свелось к одному из видов молитвы "за здравие" и "за упокой", то есть все к тому же предельно индивидуализированному и утилитарному пониманию церковного Богослужения. Тогда как основной смысл этого поминовения как раз в его жертвенном характере, в отнесении всех нас вместе и каждого в отдельности к Христовой жертве, в собирании и созидании вокруг Агнца Божия новой твари. И в том сила и радость этого поминовения, что преодолеваются в нем перегородки между живыми и мертвыми, между земной Церковью и небесной, ибо все мы - и живые и усопшие - "умерли и жизнь наша скрыта со Христом в Боге", ибо собрана на дискосе вся Церковь во главе с Божией Матерью и всеми святыми, ибо все соединены в этом приношении Христом Своего прославленного и оБоженного человечества Богу и Отцу. Поэтому, вынимая частицу и произнося имя, не просто о "здравии" - своем или своих ближних - печемся мы, и не о "загробной участи" умерших; мы приносим и отдаем их Богу в жертву "живую и благоугодную", дабы сделать их причастными "неисчерпаемой жизни" Царства Божия. Мы погружаем их в прощение грехов, воссиявшее из гроба, в ту исцеленную, восстановленную и оБоженную жизнь, для которой создал их Бог.
Таже диакон прием кадильницу, и фимиам вложив в ню, глаголет к священнику: благослови, владыко, кадило. И абие сам глаголет: господу помолимся.
И священник молитву кадила: Кадило тебе приносим христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный твой жертвенник, возниспосли нам благодать пресвятаго твоего духа.
Диакон: господу помолимся.
священник покадив звездицу, полагает верху святаго хлеба, глаголя: И пришедши звезда ста верху, идеже бе отроча.
Сравн. Мф. 2, 9:
Они же послушавше царя, идоша. И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже пришедши ста верху, идеже бе отроча.
Из Настольной книги священнослужителя.
Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным. Так же он поступает с покровцами и воздухом.
Диакон: господу помолимся.
иерей, покадив первый покровец, покрывает святый хлеб с дискосом, глаголя: господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся господь в силу, и препоясася. ибо утверди вселенную, яже не подвижится. готов престол твой оттоле, от века ты еси. воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя. возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. дивны высоты морския, дивен в высоких господь. свидения твоя уверишася зело. дому твоему подобает святыня Господи, в долготу дний.
Это псалом 92, 1-5
Диакон: господу помолимся. Покрый, владыко.
иерей же, покадив вторый покровец, покрывает святый потирь, глаголя: Покры небеса добродетель твоя христе, и хвалы твоея исполнь земля.
Сравн. Ис. 6: 2 И серафими стояху окрест его, шесть крил единому и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема летаху. 3 И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь саваоф: исполнь вся земля славы его.
Диакон: господу помолимся. Покрый, владыко.
иерей же, покадив покров, сиречь, воздух, покрывает и обоя, глаголя: Покрый нас кровом крилу твоею и отжени от нас всякаго врага и супостата. умири живот наш Господи, помилуй нас, и мир твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец.
Таже прием священник кадильницу, кадит предложение, глаголя трижды: благословен Бог наш, сице благоволивый, слава тебе. Диакон же на коемждо глаголет: Всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. И покланяются благоговейно оба, трижды.
"Смысл троекратного каждения таков:
"1) для предосвящения их;
2) в знаменование аромат, возлиянных на Тело Христово Иосифом и Никодимом при Его погребении (Иоан. 19:40);
3) в воспоминание о Дарах, смирне и ливане, волхвами новорожденному Царю Христу принесенных".