ГЛАВА 1. Высохли перья, (которыми записали) то, что (было заранее) известно Аллаху.

2043 (6596). Сообщается, что ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Один человек спросил: “О посланник Аллаха, можно ли отличить обитателей рая от обитателей огня?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Да”. (Человек) спросил: “Так ради чего же (люди стараются) делать (добрые дела)?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Каждый будет делать то, ради чего он создан (или: то, что было для него облегчено)[3166]”».

ГЛАВА 2. Слова Всевышнего “Веление Аллаха предопределено” (“Сонмы”, 38).

2044 (6604). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью, в которой он рассказал обо всём, что случится вплоть до наступления Часа этого, не упустив ничего, и некоторые из нас запомнили (сказанное им), а некоторые забыли. (После этой проповеди) мне приходилось видеть то(, о чём в ней говорилось) и о чём я забыл, (прежде чем это произошло,) и я узнавал эти события, как человек узнаёт отсутствовавшего, которого он увидел и узнал».

ГЛАВА 3. Принесение рабом Аллаха обета в (стремлении избежать) предопределённого.

2045 (6609). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Аллах Всевышний сказал): “Не принесёт обет сыну Адама ничего, кроме того, что Я предопределил ему, напротив, предопределённое Мною приводит его к (тому, ради чего он приносит обет), и таким путём Я заставляю скупого (тратить свои средства)».

ГЛАВА 4. Хранимым является тот, кого сохранил Аллах.[3167]

2046 (6611). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Какого бы халифа ни избрали (после меня), у него обязательно будут две группы приспешников: одни станут советовать ему благое и побуждать его к этому, другие же станут советовать ему дурное и побуждать его к этому, а хранимым будет тот, кого сохранит Аллах».

ГЛАВА 5. Аллах становится меж человеком и сердцем его.[3168]

2047 (6617). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Принося клятву, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: “Нет, клянусь Тем, Кто переворачивает сердца! /Ля, ва мукаллиби-ль-кулюб!/”»

Книга клятв и обетов

ГЛАВА 1. Слова Аллаха Всевышнего: «Аллах не станет взыскивать с вас за пустые клятвы, но Он взыщет с вас за то, в чём вы поклялись серьёзно…» (“Трапеза”, 89).

2048 (6622). Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О ‘Абд ар-Рахман бин Самура, не добивайся власти, ибо, если она будет дана тебе по (твоей) просьбе, на тебя будет возложена (и ответственность) за неё[3169], если же она будет дана тебе без (твоих) просьб, то (Аллах) окажет тебе в этом помощь. А если ты поклянёшься в чём-либо, но потом увидишь, что нечто иное лучше (того, что ты поклялся сделать), то искупи (нарушение) своей клятвы и сделай то, что лучше”».

2049 (6624, 6625). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Мы - последние, но в День воскресения мы будем первыми».[3170]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Клянусь Аллахом, проявление упорства любым из вас при выполнении такой клятвы(, выполнение которой может нанести вред) его семье, является большим грехом пред Аллахом, чем установленное для него Аллахом искупление за нарушение клятвы».[3171]

ГЛАВА 2. О том, как давал клятвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

2050 (6632). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Хишам, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) мы находились в обществе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который держал за руку ‘Умара бин аль-Хаттаба, ‘Умар сказал ему: “О посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего иного, кроме самого себя!” (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (не станет вера твоя совершенной,) пока не станешь ты любить меня больше самого себя!” Тогда ‘Умар сказал ему: “Поистине, сейчас я люблю тебя больше самого себя!” - и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сейчас, о ‘Умар![3172]”»

2051 (6638). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я подошёл к находившемуся в тени Каабы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который повторял: “Они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы, они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы!” - и я сказал: “Что со мной? Неужели что-то не так во мне?[3173] Что со мной?” И я сел рядом с ним, а он всё продолжал повторять (эти слова). Я был не в силах молчать, ибо охватило меня то, что было угодно Аллаху,[3174] и я спросил: “Кто они, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха?” Он ответил: “Обладающие большими богатствами, кроме тех, кто станет делать так, так и так[3175]”».

ГЛАВА 3. Слова Всевышнего: «И они поклялись Аллахом, самой страшной своей клятвой…»(“Свет”, 53).

2052 (6656). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Любого мусульманина, у которого умрут трое детей, огонь коснётся только во исполнение клятвы Аллаха».[3176]

ГЛАВА 4. О том случае, когда человек нарушает свою клятву по забывчивости. Слова Аллаха Всевышнего: «Не будет на вас греха, если в этом вы допустите ошибку» (“Сонмы”, 5).

2053 (6664). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах простит (членам) моей общины то, что будет внушено (им шайтаном), и то, что станут внушать им (их) души, если только (кто-нибудь из них) не станет делать этого или говорить об этом».[3177]

ГЛАВА 5. Обет повиновения (Аллаху). Аллах Всевышний сказал: «И что бы вы ни потратили и какой бы обет ни дали, Аллах знает об этом, а для несправедливых не (будет) помощников» (“Корова”, 270).

2054 (6696, 6700). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть давший обет повиноваться Аллаху повинуется Ему, а тот, кто дал обет не повиноваться Ему, пусть не выполняет (своего обета)».См. также хадис № 6700. Этот хадис передалиМалик 1014, Ахмад 6/36, 41, 208, 224, аль-Бухари 6696, Абу Дауд 3289, ат-Тирмизи 1526, ан-Насаи 7/17, Ибн Маджах 2126, ад-Дарими 2338, Ибн Хузайма 2053, Ибн Хиббан 4387-4390, Ибн Абу Шейба 12273, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 6/264, ат-Тахави 2/76-77 и в «Мушкиль аль-асар» 3/37, Ибн аль-Джаруд 934, аль-Байхакъи 10/68. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6565, «Сахих ан-Насаи» 3815-3817, «Сахих Ибн Маджах» 1742, «Ирвауль-гъалиль» 967, «Мишкатуль-масабих» 3427.

Наши рекомендации