ГЛАВА 35. Слова Всевышнего “и престол Его покоился на воде” (“Худ”, 7).
1666 (4684). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Расходуй, и Я стану расходовать на тебя”».
И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:«Рука Аллаха полна, и не опустошат её непрерывные траты ночью и днём».
И он сказал:«Разве вы не видите, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его руке, а престол Его был над водой, и в руке Его были Весы[2712], посредством которых Он принижает и возвышает (людей)».Этот хадис передали Ахмад 2/242, аль-Бухари 4684, Муслим 993, ат-Тирмизи 3045, Ибн Маджах 197, Ибн Хузайма «ат-Таухид» 90. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагир» 8066, «Зиляль аль-джанна» 1/4348.
ГЛАВА 36. Слова Всевышнего: «Такова хватка[2713] Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений» (“Худ”, 102).
1667 (4686). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах даёт отсрочку несправедливому, но, когда Он схватит его, то уже не отпустит».
(Абу Муса, да будет доволен им Аллах,) сказал:«А потом он прочитал (айат, в котором сказано): “Такова хватка Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений, проявляющих несправедливость. Поистине, хватка Его мучительна, сурова!”[2714]» Этот хадис передали аль-Бухари 4686, Муслим 2583, ат-Тирмизи 3110 и Ибн Маджах 4018. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1822, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1653, «Сахих Ибн Маджах» 3261.
15. Сура “Аль-Хиджр”
ГЛАВА 37. Слова Всевышнего: «…кроме того (шайтана), который станет подслушивать, (ибо) он будет поражён яркой падающей звездой» (“Аль-Хиджр”, 18).
1668 (4701). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда Аллах решает что-либо в небесах[2715], ангелы начинают хлопать своими крыльями(, выражая готовность) повиноваться Его словам, и звук(, издаваемый их крыльями,) подобен (звуку, которые издают влекомые) по камням цепи. Когда же страх(, вызванный словами Аллаха,) покидает сердца (ангелов), они говорят: “Что сказал Господь ваш?” - и тому, кто это говорит, отвечают: “Истину, ибо Он - Высокий, Великий!”[2716] (Эти слова)[2717] слышат подслушивающие[2718], которые (становятся) друг на друга, и бывает так, что падающая звезда поражает такого подслушивающего, прежде чем он (успевает) передать (услышанное) своему товарищу(, который стоит ниже,) и сжигает его. Иногда же она не (успевает) поразить его до того, как он передаст (услышанное) следующему, (то есть) стоящему ниже, и (так продолжается) до тех пор, пока они не передают (подслушанную новость) на землю, где она внушается колдуну, который добавляет (к одному слову правды) сто (слов) лжи. Если же (предсказание такого колдуна) сбывается[2719], (люди начинают) говорить: “Разве он не говорил нам в такой-то день, что случится то-то и то-то? И мы увидели, что это правда!” - (но сбывается только) слово, услышанное с небес!» Этот хадис передали аль-Бухари 4701, ат-Тирмизи 3223, Ибн Маджах 194. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1293, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 734.
16. Сура “Пчёлы”
ГЛАВА 38. Слова Всевышнего: «И есть среди вас такие, которых возвращают к наихудшей жизни[2720]» (“Пчёлы”, 70).
1669 (4707). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто обращался к Аллаху с такой мольбой:
«Прибегаю к Тебе от скупости, и от лени, и от одряхления, и от мучений могилы, и от искушения Антихриста и от искушений жизни и смерти! /А‘узу би-кя мин аль-бухли, ва-ль-касали, ва арзали-ль-‘умури, ва ‘азаби-ль-кабри, ва фитнати-д-Даджжали, ва фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат!/»
17. Сура “Ночное путешествие”
ГЛАВА 39. Слова Всевышнего: «…потомки тех, кого Мы перевезли вместе с Нухом! Поистине был он благодарным рабом…» (“Ночное путешествие”, 3).
1670 (4712). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принесли (в подарок) мясо. Ему подали (баранью) лопатку, так как он любил это, и он откусил кусочек, а потом сказал: «Я стану главой (всех) людей в День воскресения. А знаете ли вы о причине этого? Аллах соберёт первых и последних на одной обширной равнине так, что глашатай сможет обратиться ко всем им и всех их можно будет охватить взором. И солнце приблизится к ним, и охватит их такая скорбь и печаль, что у них не хватит ни сил, ни терпения (переносить это), и тогда люди станут говорить (друг другу): “Разве вы не видите, до чего вы дошли? Не поискать ли вам того, кто заступится за вас перед вашим Господом?” И одни люди скажут другим: “Вам следует (пойти) к Адаму!” (После этого) они придут к Адаму, мир ему, и скажут ему: “Ты - отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой и вдохнул в тебя (нечто от) Своего духа, и по Его велению ангелы склонились перед тобой до земли, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!” (На это) Адам скажет: “Поистине, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше, и, поистине, запретил Он мне (вкушать плоды райского) древа, а я ослушался Его! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Нуху!” (После этого) они придут к Нуху и скажут (ему): “О Нух, поистине, ты - первый из посланников (Аллаха) к обитателям земли, и Аллах назвал тебя благодарным рабом, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) он скажет: “Поистине, мой Всемогущий и Великий Господь сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше, и, поистине, в (земной жизни мне была предоставлена возможность обратиться к Аллаху только с одной) мольбой[2721], и я обратился к Нему с мольбой (о том, чтобы Аллах погубил) мой народ; сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Ибрахиму!” (После этого) они придут к Ибрахиму и скажут (ему): “О Ибрахим, ты - пророк Аллаха и Его возлюбленный /халиль/ из числа живших на земле, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) он скажет им: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я ведь трижды солгал[2722]! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Мусе!” (После этого) они придут к Мусе и скажут (ему): “О Муса, ты - посланник Аллаха, и Аллах отдал тебе предпочтение перед другими людьми(, ибо Он вручил тебе) Своё послание и говорил с тобой непосредственно, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) он скажет: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я убил человека, которого мне не было велено убивать! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к ‘Исе!” (После этого) они придут к ‘Исе и скажут: “О ‘Иса, ты - посланник Аллаха, и Его слово, которое Он даровал Марйам, и дух от Него, и ты говорил с людьми ещё тогда, когда лежал в колыбели, заступись же за нас: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) ‘Иса скажет: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше!” - однако он не станет упоминать о каких-либо грехах. “Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!” (После этого) они придут к Мухаммаду и скажут: “О Мухаммад, ты - посланник Аллаха и последний из пророков, а Аллах простил тебе (все) прошлые и будущие грехи, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” И тогда я пойду к подножию престола (Аллаха) и склонюсь в земном поклоне перед моим Всемогущим и Великим Господом, после чего Он откроет мне такие слова восхваления и прославления Его, каких никому до меня не открывал, а потом будет сказано: “О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твоё заступничество будет принято!” И тогда я подниму голову и скажу: “Моя община, о Господь мой, моя община, о Господь мой!” Тогда будет сказано: “О Мухаммад, введи через правые врата из (числа) врат рая тех из общины твоей, кому не предстоит расчёт[2723], но они могут входить вместе с людьми и через другие врата!”»
А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, расстояние между (каждыми) двумя створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Химйаром[2724] (или: между Меккой и Бусрой)!»Этот хадис передали Ахмад 2/435, аль-Бухари 3340, 3361, 4712, Муслим 194 и ат-Тирмизи 2434.См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1466, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 3644, «Мишкатуль-масабих» 5575.
ГЛАВА 40. Слова Всевышнего: «…и Господь твой приведёт тебя к месту достохвальному» (“Ночное путешествие”, 79).
1671 (4718). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Поистине, в День воскресения люди будут стоять на коленях, и (члены) каждой общины будут следовать за своим пророком со словами “О такой-то, заступись, о такой-то, заступись!”, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока право заступничества не будет предоставлено пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и в этот День Аллах приведёт его к месту достохвальному /аль-макам aль-махмуд/».Этот хадис передал аль-Бухари 4718.См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1978.
ГЛАВА 41. Слова Всевышнего: «И не произноси (слова) своей молитвы ни (слишком) громко, ни (слишком) тихо» (“Ночное путешествие”, 110).
1672 (4722). Сообщается, что о словах Всевышнего “И не произноси (слова) своей молитвы ни (слишком) громко, ни (слишком) тихо” Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал (следующее): «Когда был ниспослан (этот айат), посланник Аллаха скрывался в Мекке.[2725] Совершая молитвы вместе со своими сподвижниками, он громко читал Коран, что же касается многобожников, то, услышав его (голос), они начинали поносить и Коран, и Того, Кто его ниспослал, и того, кто его принёс; и тогда Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “И не произноси (слова) своей молитвы ни (слишком) громко…”, то есть (не делай этого), читая (Коран), ибо тогда (это чтение) услышат многобожники и станут поносить Коран. (Далее) Он сказал: “…ни (слишком) тихо…”, - (то есть пусть чтение будет не слишком тихим) для твоих сподвижников, ибо тогда они не услышат тебя, - “…а выбери среднее между (одним и другим)”».
18. Сура “Пещера”
ГЛАВА 42. Слова Всевышнего «Скажи: “Не поведать ли вам о тех, кто потерпел наибольший убыток в делах своих, # о тех, чьи дела в жизни этой оказались напрасными[2726], в то время как сами они думали, что поступают наилучшим образом, # о тех, которые не уверовали в знамения своего Господа и во встречу с Ним? Тщетными будут дела их, и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса”» (“Пещера”, 103 - 105).
1673 (4729). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в День воскресения непременно приведут важного[2727] тучного человека, который окажется пред Аллахом легче комариного крыла». А (потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Если пожелаете, прочтите (айат, в котором сказано): “…и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса”». Этот хадис передали аль-Бухари 4729, Муслим 2785, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 1/68. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2407, «Мушкилятуль-факър» 126.
19. Сура “Марйам”
ГЛАВА 43. Слова Всевышнего: «И предупреди их о Дне скорби[2728]» (“Марйам”, 39).
1674 (4730). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В День воскресения) приведут смерть в виде чёрно-белого барана, и глашатай возгласит: “О обитатели рая!” - а они станут вытягивать шеи и смотреть (в его сторону). Тогда он спросит: “Знаете ли вы, что это?” Они ответят: “Да, это смерть”, и все они увидят её. После этого (снова) будет возглашено: “О обитатели огня!” - а они станут вытягивать шеи и смотреть (в его сторону). Тогда (глашатай) спросит: “Знаете ли вы, что это?” Они ответят: “Да, это смерть”, и все они увидят её, после чего (этого барана) зарежут, а (глашатай) скажет: “О обитатели рая(, вы пребудете в раю) вечно и не (вкусите) смерти! О обитатели огня(, вы пребудете в огне) вечно и не (вкусите) смерти!” (Сказав же это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал) читать (айат, в котором сказано): “И предупреди их о Дне скорби, когда всё будет решено[2729], (ведь) они беспечны…”, (а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): “Теми, кто проявляет беспечность, являются живущие в мире этом”, (после чего закончил чтение айата, сказав): “…и они не веруют!”»Этот хадис передали Ахмад 3/9, аль-Бухари 4730, Муслим 2849, ат-Тирмизи 3156, Ибн Маджах.См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 522.
24. Сура “Свет”
ГЛАВА 44. Слова Всевышнего: «Что же касается тех, которые обвиняют своих жён (в неверности), не имея свидетелей, (которые подтвердили бы) их (слова,) кроме самих себя, то пусть каждый из (таких) четырежды поклянётся Аллахом в том, что он действительно относится к (числу) правдивых» (“Свет”, 6).
1675 (4745). Сообщается, что Сахль бин Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) ‘Уваймир пришёл к вождю (племени) бану ‘аджлян ‘Асиму бин ‘Ади, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал: “Что вы[2730] скажете о человеке, который застал свою жену с другим мужчиной? Следует ли (мужу) убить его, после чего вы убьёте его самого?[2731] Или как (он должен) поступить? Спроси[2732] об этом для меня у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. После этого ‘Асим явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О посланник Аллаха!” - (и изложил ему суть вопроса), однако эти вопросы не понравились посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда ‘Уваймир спросил (‘Асима о том, что ответил пророк, да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: “Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не понравились такие вопросы, и он выразил им своё порицание”. Тогда ‘Уваймир воскликнул: “Клянусь Аллахом, я не успокоюсь, пока сам не спрошу об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” - после чего пришёл (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) и сказал: “О посланник Аллаха, (допустим, что) человек застал свою жену с другим мужчиной. Следует ли (мужу) убить его, после чего вы убьёте его самого? Или как (он должен) поступить?” (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах ниспослал (айат из) Корана о тебе и твоей жене”,[2733] после чего велел (‘Уваймиру и его жене) призвать друг на друга проклятие /муля‘ана/[2734], как было велено Аллахом в Его Книге, и (‘Уваймир со своей женой) сделали это. Затем (‘Уваймир) сказал: “О посланник Аллаха, если я оставлю её, то буду её обижать”, а потом он развёлся с ней, и это стало обычаем для тех супругов, которые проклинали друг друга. А после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Смотрите, если (жена ‘Уваймира) родит чёрного (ребёнка) с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами, то я буду считать, что ‘Уваймир сказал о ней чистую правду, а если она родит краснокожего ребёнка, который будет похож на вахару[2735], я буду считать, что ‘Уваймир оклеветал её”. А потом она родила ребёнка, отличавшегося такими внешними признаками, которые назвал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказав, что это послужит доказательством правоты ‘Уваймира[2736], после чего его происхождение относили только к его матери».
ГЛАВА 45. Слова Всевышнего: «(Что же касается жены, то) будет отведено от неё наказание, если она четырежды поклянётся Аллахом в том, что (муж) действительно относится к (числу) лжецов» (“Свет”, 8).
1676 (4747). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) Хиляль бин Умаййа, да будет доволен им Аллах, в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обвинил свою жену в совершении прелюбодеяния с Шариком Ибн Сахма, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (Хилялю): «(Либо представь) доказательства, либо (готовь) свою спину для наказания[2737]». (На это Хиляль) сказал: «О посланник Аллаха, неужели после того, как кто-нибудь из нас увидит (другого) мужчину на своей жене, он (должен ещё) искать доказательства?» Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал повторять: «(Либо представь) доказательства, либо (готовь) свою спину для наказания». Тогда Хиляль воскликнул: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я действительно говорю правду, а Аллах обязательно ниспошлёт тебе то, что спасёт мою спину от наказания!» А потом (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) спустился Джибрил и передал ему (следующее откровение): «Что же касается тех, которые обвиняют своих жён (в неверности), не имея свидетелей(, которые подтвердили бы) их (слова), кроме самих себя, то пусть каждый из (таких) четырежды поклянётся Аллахом в том, что он действительно относится к (числу) правдивых, # а пятую (клятву принесёт в том, что он призывает) проклятие Аллаха на самого себя, если относится он к (числу) лжецов. # (Что же касается жены, то) будет отведено от неё наказание, если она четырежды поклянётся Аллахом в том, что (муж) действительно относится к (числу) лжецов, # а пятую (клятву принесёт в том, что она призывает) гнев Аллаха на самоё себя, если относится он к (числу) правдивых».[2738] После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, удалился, послав (кого-то) за (этой женщиной), что же касается Хиляля, то он явился (вместе с ней) и принёс (необходимые клятвы), пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллаху известно, что один из вас лжёт, но принесёт ли кто-нибудь из вас покаяние?» А потом (со своего места) поднялась (жена Хиляля) и стала приносить свои клятвы, но, когда она дошла до пятой, (люди) остановили её, сказав: «(Эта клятва) и в самом деле навлечёт (на тебя гнев Аллаха, если ты виновна)!»
Ибн ‘Аббас сказал: «После этого она запнулась и замолчала, а мы подумали, что она возьмёт свои слова обратно, но она воскликнула: “Я не покрою позором своё племя на всю (оставшуюся жизнь)!” - и продолжила клясться. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Смотрите за ней: если она родит (ребёнка) с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами, значит, он - от Шарика бин Сахма”. Когда же она и в самом деле родила такого ребёнка, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы об этом уже не было сказано в Книге Аллаха, я бы подверг её (суровому наказанию)![2739]”»
25. Сура “Различение”
ГЛАВА 46. Слова Всевышнего: «Те, которые будут собраны к аду лицами вниз, (окажутся) в наихудшем месте и (это - ) наиболее сбившиеся с пути»(“Различение”, 34).
1677 (4760). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз один) человек спросил:
«Каким же образом неверный будет собран в День воскресения лицом вниз?» (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Разве Тот, по воле Которого он ходил в мире этом на двух ногах, не в силах заставить его влачиться лицом вниз в День воскресения?»Этот хадис передали Ахмад 3/167, аль-Бухари 4760, Муслим 2806 и ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 11367 со слов Анаса ибн Малика. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1687.
30. Сура “Румы”
ГЛАВА 47. Слова Всевышнего: «Алиф. Лям. Мим. # Побеждены византийцы…»(“Румы”, 1 - 2).
1678 (4774). Сообщается, что Масрук сказал:
- Один человек, разговаривавший с (людьми из племени) кинда, сказал: «В День воскресения появится дым[2740], который лишит лицемеров слуха и зрения, что же касается верующих, то у них (от него будет только) что-то вроде насморка», и мы испугались, а потом я пришёл к Ибн Мас’уду, который полулежал, опираясь на руку(, и рассказал ему об этом. Услышав мои слова,) он разгневался, сел (прямо) и сказал: «Кто знает, пусть говорит, а кто не знает, пусть скажет: “Аллах знает (об этом) лучше”, ибо, если о том, чего ты не знаешь, сказать: “Я не знаю”, это будет (одним из признаков) знания! Ведь, поистине, Аллах сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Скажи: “Я не требую у вас за это[2741] никакого вознаграждения, и не отношусь я к числу притворяющихся[2742]”.[2743] (Что же касается) курайшитов, то они не спешили принимать ислам, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал на них проклятие, обратившись к Аллаху с такими словами: “О Аллах, помоги мне (в борьбе) против них (и пошли им) семь (голодных лет), подобных семи (годам) Йусуфа!”[2744] - после чего их поразила такая засуха, что они стали умирать (от голода) и употреблять в пищу падаль и кости, а люди видели между небом и землёй что-то вроде дыма. Тогда к (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) явился Абу Суфйан и сказал: “О Мухаммад, ты пришёл к нам с велением поддерживать родственные связи, а теперь твои соплеменники погибают (от голода), обратись же к Аллаху с мольбой (о помощи им)!”» Затем (Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах,) прочитал (нижеследующие айаты): «Жди же того дня, когда небо станет испускать ясно видимый дым, # который окутает собой людей. Это (и будет) мучительное наказание. # (Тогда они скажут): “Господь наш! Избавь нас от (этого) наказания, поистине, мы веруем!” # Но разве (пойдёт им на пользу) наставление? Ведь уже явился к ним посланник(, разъясняющий) ясно, # а они отвернулись от него, сказав: “(Он кем-то) подучен и безумен!” # Конечно, Мы избавим (вас от этого) наказания на короткое (время), но вы ведь вернётесь (к своему неверию)!»[2745] - после чего сказал: «Но разве будут они избавлены от наказания в мире вечном, когда оно постигнет их, ведь они вернулись к своему неверию?! Об этом Всевышний сказал так: “Но в тот день, когда Мы нанесём (им) величайший удар, поистине, Мы отомстим!”[2746] - (что и случилось) в день (битвы при) Бадре, и (слово Всевышнего) “неизбежным”[2747] (тоже относится к битве при) Бадре». А потом он сказал: «Алиф. Лям. Мим. # Побеждены византийцы # в ближайшей земле, однако после своего поражения они непременно добьются победы…»[2748]
(Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал): «И с византийцами всё так и было»[2749].
32. Сура “Земной поклон”
ГЛАВА 48. Слова Всевышнего: «И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали» (“Земной поклон”, 17).
1679 (4780). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний говорит: “Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека, не говоря уже о том, что вам было дано узнать”».
(Передав это, Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, прочёл нижеследующий айат): «И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали».
33. Сура “Сонмы”
ГЛАВА 49. Слова Аллаха Всевышнего: «Ты (можешь) отложить (очередь), кого хочешь из них, и (можешь) принять, кого хочешь»(“Сонмы”, 51).
1680 (4788). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Я всегда ревновала к тем (женщинам), которые (предлагали) себя в дар посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,[2750] и говорила: “Разве женщина (может) дарить себя?” (Однако,) когда Аллах Всевышний ниспослал (айат, в котором говорится): “Ты (можешь) отложить (очередь), кого хочешь из них, и (можешь) принять, кого хочешь, а (что касается) той, которую пожелаешь ты из тех, кого ты удалил[2751], то не будет (в этом) греха для тебя”, я сказала: “Я вижу, что Господь твой всегда сразу же выполняет твои желания!”» Передал аль-Бухари в «Китаб ан-никах», «Баб халь лиль-мар’а ан тахаб нафсаха лиахад», №5113. См. также «Фатх аль-Бари» (8/526), «Мусаннаф» ибн Абу Шайбы (3/562).
1681 (4789). Передают со слов Му‘азы, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«После ниспослания того айата(, в котором сказано): “Ты (можешь) отложить (очередь), кого хочешь из них, и (можешь) принять, кого хочешь, а (что касается) той, которую пожелаешь ты из тех, кого ты удалил, то не будет (в этом) греха для тебя”, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно спрашивал разрешения у той жены из нас, очередь которой была в этот день, если хотел пойти вместо неё к другой».
(Му‘аза сказала):
- Я спросила: «И что же ты говорила (ему в таких случаях)?» Она сказала: «Я говорила: “Если бы это зависело от меня, (я бы сказала, что) не хочу уступать тебя никому другому”».
ГЛАВА 50. Слова Всемогущего и Великого Аллаха:
«О те, кто уверовал, не входите в дома пророка, если только не разрешат вам войти для трапезы, и не дожидайтесь времени её, если же пригласят вас, то входите, а поев, расходитесь, не затягивая беседы. Поистине, подобное причиняет страдания пророку, который стыдится вас[2752], а Аллах не стыдится истины. А когда вы просите у них[2753] что-нибудь (нужное вам), то просите у них через завесу: так будет чище для ваших и их сердец. Не должно вам ни огорчать посланника Аллаха, ни жениться на его жёнах когда бы то ни было после его (смерти, ибо,) поистине, это - великий (грех) пред Аллахом!» (“Сонмы”, 53).
1682 (4795). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды,) уже после того, как (мусульманкам было вменено в обязанность ношение) покрывала, Сауда, да будет доволен ею Аллах, вышла (из дома) по нужде. Она была крупной женщиной, и (покрывало) не мешало знавшим (Сауду) узнавать её. Увидев её, ‘Умар бин аль-Хаттаб сказал: “О Сауда, клянусь Аллахом, мы узнали тебя, подумай же о том, как тебе выходить (неузнанной)!” - и Сауда вернулась обратно в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ужинавший в моём доме, держал в руке кость с мясом. Она вошла (ко мне) и сказала: “О посланник Аллаха, я вышла по своей надобности, а ‘Умар сказал мне то-то и то-то”. После этого Аллах начал ниспосылать (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) откровение, а когда ниспослание закончилось, кость всё ещё находилась в его руке, так как он не положил её, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Вам[2754] было разрешено выходить по своим надобностям”».
ГЛАВА 51. Слова Всемогущего и Великого Аллаха:
«Делаете вы что-нибудь открыто или скрываете это, (не имеет значения,) ибо, поистине, Аллаху всё известно. # Не совершат греха (жёны пророка, если будут появляться открытыми) перед своими отцами, сыновьями, братьями, сыновьями братьев, сыновьями сестёр, своими женщинами[2755] и своими невольниками. Бойтесь же Аллаха, поистине, Аллах - всему Свидетель!» (“Сонмы”, 54 - 55).
1683 (4796). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Как-то раз) после ниспослания (веления о) завесе[2756] разрешения войти ко мне попросил Афлях, брат Абу-ль-Ку‘айса. Я сказала: “Я не позволю ему (войти), пока не спрошу разрешения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на это, поскольку вскормил меня не его брат Абу-ль-Ку‘айс, а жена Абу-ль-Ку‘айса”. И когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл ко мне, я сказала ему: “О посланник Аллаха, Афлях, брат Абу-ль-Ку‘айса, попросил разрешения войти ко мне, но я отказалась впустить его, пока не получу разрешения от тебя”. (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Что же помешало тебе разрешить ему (войти), он же - твой дядя?!” Я (снова) сказала: “О посланник Аллаха, но вскормил-то меня не этот человек, а жена Абу-ль-Ку‘айса!” – и (тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воскликнул: “Впусти же его, ведь он - твой дядя, да покроется пылью твоя правая рука[2757]!”»
ГЛАВА 52. Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют пророка. О те, кто уверовал, благословляйте его и приветствуйте часто!» (“Cонмы”, 56).
1684 (4797). Сообщается, что Ка‘б бин ‘Уджра, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды люди) сказали (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Аллаха, мы уже знаем, как приветствовать тебя, но как нам обращаться к Аллаху с мольбами за тебя?» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Говорите: “О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения[2758] Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты (их) семейству Ибрахима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/”»
1685 (4798). Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды) мы сказали: «О посланник Аллаха, (нам известно, что) это[2759] - приветствие, (с которым следует обращаться к тебе,) но как нам обращаться к Аллаху с мольбами за тебя?» (В ответ нам пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Говорите: “О Аллах, благослови Мухаммада, Твоего раба и Твоего посланника, как благословил Ты семейство Ибрахима, и пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ‘абди-кя ва расули-кя кя-ма салляйта ‘аля али Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима!/”»
ГЛАВА 53. Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Не уподобляйтесь тем, кто обижал Мусу» (“Сонмы”, 69).
1686 (4799). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Муса был стыдливым человеком, и в этом смысл слов Всевышнего(, Который сказал): “О те, кто уверовал! Не уподобляйтесь тем, кто обижал Мусу, после чего Аллах объявил его невиновным в том, что они утверждали[2760], и был он уважаем Аллахом”».
34. Сура “Саба’”
ГЛАВА 54. Слова Всевышнего “он только увещатель для вас перед суровым наказанием” (“Саба’”, 46).
1687 (4801). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на (холм) ас-Сафа и (громко закричал): “Йа сабаха-ху!”[2761] Вокруг него собрались курайшиты, которые стали спрашивать: “Что случилось?” Он спросил (их): “Скажите, если бы я сообщил вам, что утром или вечером на вас нападёт враг, поверили бы вы мне?” Они ответили: “Да”. Тогда он воскликнул: “Я же, поистине, предупреждаю вас о суровом наказании!”[2762] (Услышав его слова,) Абу Ляхаб[2763] воскликнул: “Чтоб ты пропал! И ради этого ты нас собрал?!” - после чего Аллах ниспослал (суру, в которой сказано): “Да сгинут руки Абу Ляхаба…!”[2764]»
39. Сура “Толпы”
ГЛАВА 55. Слова Всевышнего:«Скажи[2765]: “О рабы Мои, которые преступили (границы дозволенного) во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он - Прощающий, Милосердный!”» (“Толпы”, 53).
1688 (4810). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, пришли люди из числа многобожников, которые многих убили и много раз совершали прелюбодеяния, и сказали: «Поистине, то, что ты говоришь и к чему призываешь, и в самом деле прекрасно, но мы хотели бы, чтобы ты сказал нам, что мы должны делать для искупления (наших прошлых грехов)?» - после чего (Аллах) ниспослал (айат, в котором сказано): «…те, которые наряду с Аллахом не взывают (ни к какому иному) богу, не убивают человека, которого Аллах запретил (убивать) иначе как по праву, и не прелюбодействуют»,[2766] (а также другой айат, в котором сказано): «Скажи: “О рабы Мои, которые преступили (границы дозволенного) во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха!”»
ГЛАВА 56. Слова Всевышнего: «Не оценили они Аллаха должным образом[2767]…» (“Толпы”, 67).
1689 (4811). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл учёный муж (из числа иудеев) и сказал: «О Мухаммад, мы знаем, (что в Торе сказано,) что Аллах поместит небеса на (один) палец, (всю) землю - на другой, деревья - на третий, воду и землю - на четвёртый, а всё прочее, (что было Им) создано, - на пятый, после чего скажет: “Я - Царь!”» - и в подтверждение правоты этого учёного мужа пророк, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся так широко, что показались его зубы; а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал (айат, в котором сказано): «Не оценили они Аллаха должным образом, а в День воскресения вся земля окажется в руке Его, и (будут) свёрнуты небеса правой десницей Его! Преславен Он(, Который) выше того, чему они поклоняются наряду с Ним!»
ГЛАВА 57. Слова Всемогущего и Великого Аллаха:
«…а в День воскресения вся земля окажется в руке Его и будут свёрнуты небеса правой рукой Его!»(“Толпы”, 67).
1690 (4812). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах схватит (всю) землю и свернёт небеса Своей правой десницей, а потом скажет: “Я - Царь, а где же цари земли?”»Этот хадис передали Ахмад 2/374, аль-Бухари 4812, Муслим 2787, Ибн Маджах 192, ад-Дарими 2799, аль-Албани «Зиляль аль-джанна» 1/241-242, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 8125.
ГЛАВА 58. Слова Всевышнего: «И затрубят в трубу и будут повержены, словно молнией, (все) обитатели небес и земли, кроме тех, кого Аллах пожелает (помиловать). Потом затрубят ещё раз, и (люди) восстанут (из могил), озираясь» (“Толпы”, 68).
1691 (4814). Сообщается, что однажды Абу Хурайра, да будет доволен