ГЛАВА 8. Свойства Иблиса и его воинства.
1321 (3268). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− (В своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был околдован до такой степени, что ему стало казаться, будто он делал то, чего (на самом деле) не делал. Однажды он, да благословит его Аллах и приветствует, в течение долгого времени обращался с мольбами к Аллаху, а потом сказал: «А знаешь ли ты, что Аллах указал мне(, как избавиться от этого? Во сне) ко мне явились два человека, один из которых сел у моего изголовья, а другой − у меня в ногах, после чего один (из них) спросил другого: “Чем болен этот человек?” (Тот) ответил: “Он околдован”. Он спросил: “Кто же околдовал его?” (Тот) ответил: “Лябид бин аль-А’сам”. Он спросил: “И что он для этого использовал?” (Тот) ответил: “Гребень, очёски волос и сухую пыльцу пальмы мужского рода”. Он спросил: “Где же (всё это) находится?” (Тот) ответил: “В колодце Зарван[2062]”». И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился к (этому колодцу), а потом вернулся и сказал мне: «Его пальмы[2063] похожи на головы шайтанов». Я спросила: «Достал ли ты это[2064] оттуда?» Он ответил: «Нет, ибо меня исцелил Аллах, и я побоялся, что это причинит людям зло»,[2065] после чего этот колодец был засыпан.
1322 (3276). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шайтан может явиться к любому из вас и сказать: “Кто создал это? Кто создал это?” − (и он будет продолжать задавать такие вопросы,) пока не спросит: “Кто создал твоего Господа?” − и когда он дойдёт до этого, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит (думать об этом)». Этот хадис передали аль-Бухари 3276, Муслим 135, Абу Дауд 4721-4722.
1323 (3279). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я видел, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал (рукой) на восток и сказал: “Вот где (возникнет) искушение, вот где (возникнет) искушение − там, где появляется край головы шайтана!”»[2066]
1324 (3280). Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Держите ваших детей (поближе к себе) с наступлением ночи, ибо, поистине, в этот период (по земле) расходятся шайтаны, а по прошествии некоторого времени можете отпускать (детей). И закрывай (ночью) двери (своего дома), поминая имя Аллаха[2067], и гаси свой светильник, поминая имя Аллаха, и завязывай свой мех, поминая имя Аллаха, и прикрывай свой сосуд, поминая имя Аллаха, (а если прикрыть нечем), положи что-нибудь поперёк него».
1325 (3282). Сообщается, что Суляйман бин Сурад, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды, когда) я находился в обществе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, двое людей вступили в перебранку друг с другом, (из-за чего) у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. (Увидев это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана /А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим/”, то перестал бы гневаться». И ему сказали: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Проси защиты Аллаха от проклятого шайтана”», а он воскликнул: «Разве я безумец?»[2068]
1326 (3289). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Зевота − от шайтана, и если кому-нибудь из вас (захочется) зевнуть, пусть сдерживает (зевоту), пока может, ибо, когда любой из вас говорит: “А-а-х”,[2069] шайтан смеётся (над ним)».Этот хадис передали Ахмад 2/428, аль-Бухари 6226, Муслим 2994, Абу Дауд 5028, ат-Тирмизи 2747.
1327 (3292). Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Доброе видение[2070] /ру’йа/ − от Аллаха, а дурное[2071] /хульм/ − от шайтана. Если кто-нибудь из вас увидит дурное видение, которого он испугается, пусть сплюнет налево[2072] и обратится к Аллаху за защитой от зла (этого видения), и, поистине, тогда оно не повредит ему».
1328 (3295). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда кто-нибудь из вас встанет ото сна и будет совершать омовение, пусть трижды промоет нос, ибо в его ноздрях[2073] проводит ночь шайтан».Этот хадис передали аль-Бухари 3295, Муслим 238 и ан-Насаи 1/67.См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 330.
ГЛАВА 9. Слова Аллаха Всевышнего “и расселил на ней[2074] разных животных” (“Корова”, 164; “Лукман”, 10).
1329 (3297). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносивший проповедь с минбара, сказал: “Убивайте змей, и убивайте змей с двумя полосами на спине, и убивайте куцых змей[2075], ибо они могут лишить зрения и вызывают у беременных выкидыши”».
‘Абдуллах (бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал: «Однажды, когда я гонялся за змеёй, чтобы убить её, Абу Любаба сказал мне: “Не убивай её!” Я сказал: “Но ведь убивать змей велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует !” Он сказал: “Поистине, потом он запретил убивать змей, живущих в домах”».
(Передатчик этого хадиса сказал): «(Такие змеи называются) “аль-‘авамир”». Этот хадис передали Ахмад 2/9, 121, 3/452, аль-Бухари 3297, Муслим 2233, Абу Дауд 5252, ат-Тирмизи 1483 и Ибн Маджах 3535 со слов Ибн ‘Умара. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1153.