ГЛАВА 1. Какие слова запрещается произносить во время молитвы.
590 (1199). Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Сначала,) когда мы приветствовали пророка, да благословит его Аллах и приветствует, занятого молитвой, он всегда отвечал нам, но после того, как мы вернулись от негуса[896] и обратились к нему с приветствием (в подобных обстоятельствах), он не ответил нам, (а после завершения молитвы) сказал: “Поистине, во время молитвы (человек занят более важным) делом”».
(1200). В хадисе, передаваемом со слов Зайда бин Аркама, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы (сначала) разговаривали во время молитв, и человек говорил своему товарищу о том, что ему было нужно. (Так продолжалось) до тех пор, пока не был ниспослан айат(, в котором говорится): “Совершайте молитвы неуклонно, (особенно) среднюю молитву[897], и стойте пред Аллахом благоговейно”[898], после чего нам было велено молчать». Этот хадис передали аль-Бухари 1200, Муслим 35/539, Абу Дауд 949, ат-Тирмизи 405 и в книге «Толкование Куръана» 2986, ан-Насаи 3/18.
ГЛАВА 2. Выравнивание (земли, покрытой) мелкими камешками, во время молитвы.[899]
591 (1207). Передают со слов Му‘айкиба, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (увидевший, как один) человек выравнивает перед собой землю во время совершения земных поклонов, сказал: «Если это (необходимо) сделать, то (только) один раз».
ГЛАВА 3. О том, что (следует делать), если во время молитвы (из рук человека) вырывается верховое животное.
592 (1211). Шу‘ба, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил, что аль-Азрак бин Кайс рассказал им следующее: «(Однажды,) когда во время боевых действий с харуритами[900] мы находились в Ахвазе[901], я оказался на крутом берегу реки, где увидел совершавшего молитву человека, который не выпускал из рук узды своего коня. (И вдруг) конь тронулся с места, а этот человек последовал за ним[902]».
Шу‘ба сказал: «(Этим человеком был) Абу Барза аль-Аслами».
(Далее аль-Азрак бин Кайс сказал): «И тогда один из хариджитов принялся повторять: “О Аллах, накажи этого старца!”[903] − когда же этот старец закончил (молиться), он сказал: “Поистине, я слышал ваши слова, но я принимал участие в шести (или: в семи; или: в восьми) военных походах вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и видел, какую снисходительность он проявлял (в подобных случаях)![904] А мне, конечно, было лучше отойти назад вместе с (конём), чем позволить ему убежать и вернуться на привычное место, так как тогда я оказался бы в трудном положении”».
593 (1212). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Когда) произошло солнечное затмение, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал на молитву и (сначала) прочитал одну длинную суру. Потом он совершил долгий поясной поклон, потом выпрямился, потом начал читать другую суру, закончив же чтение, совершил (ещё один) поясной поклон, (выпрямился, а потом) склонился в земном поклоне, после чего таким же образом совершил второй рак’ат и сказал: “Поистине, они[905] являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и поэтому если вы увидите (подобное), то молитесь, пока (затмение не закончится). Поистине, (находясь) на этом месте, я увидел всё то, что мне было обещано, и даже хотел взять (с собой) гроздь (винограда, растущего) в раю, (что произошло) в тот момент, когда вы увидели, как я начал двигаться вперёд. И, поистине, я увидел, как (разные) части ада сокрушают друг друга, что (произошло в тот момент), когда вы увидели, как я отошёл назад. И ещё я увидел в аду ‘Амра бин Лухаййа, который отпускал верблюдиц на волю, выполняя обет[906]”».
ГЛАВА 4. Во время молитвы на приветствия отвечать не следует.
594 (1217). Передают, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил мне одно дело, и я ушёл. Выполнив поручение и вернувшись, я подошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обратился к нему с приветствием, однако он не ответил мне. Тогда сердце моё ощутило то, о чём лучше известно Аллаху, и я сказал себе: “Может быть, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассердился на меня за то, что я задержался?” − после чего (снова) поприветствовал его, но опять не получил ответа. Сердце моё опечалилось ещё больше, и я (снова) обратился к нему с приветствием. (На этот раз) он ответил мне и сказал: “Мне помешало ответить тебе лишь то, что я молился”, и в это время он сидел на своей верблюдице, обратившись лицом не в сторону киблы[907]».