ГЛАВА 7. Не следует смотреть по сторонам во время молитвы.
409 (751). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я задала посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вопрос относительно взглядов(, которые человек бросает) по сторонам во время молитвы, и он сказал: “Это (не что иное, как) кража шайтана, похищающего (нечто) из молитвы раба (Аллаха)”». См. также хадис № 3291. Этот хадис передали Ахмад 6/106, аль-Бухари 751, Абу Дауд 910, ан-Насаи 3/8, ат-Тирмизи 590, аль-Байхакъи 2/281, Ибн Хиббан 2287, аль-Хаким 1/237. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7047.
ГЛАВА 8. Обязательность чтения (Корана) имамом и стоящими за ним во время совершения всех молитв.
410 (755). Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда жители Куфы[669] пожаловались ‘Умару, да будет доволен им Аллах, на Са’да[670], да будет доволен им Аллах, он сместил его и назначил правителем над ними ‘Аммара (бин Йасира). Они принесли (много) жалоб, (среди прочего) упомянув и о том, что он не совершал молитв должным образом. Тогда (‘Умар) послал за ним, (а когда Са’д явился к нему,) сказал: “О Абу Исхак! Эти (люди) утверждают, что ты проводишь молитвы не так как надо!” (В ответ на это) Абу Исхак сказал: “Что касается меня, то клянусь Аллахом, я молился с ними именно так, как делал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не сокращал молитву! Во время вечерней молитвы я удлинял два первых рак’ата и укорачивал два последних[671]”. ‘Умар сказал: “Я так и думал о тебе, о Абу Исхак!” А потом он послал вместе с ним одного человека (или: нескольких людей), чтобы тот расспросил о нём жителей Куфы. В городе не осталось ни одной мечети, где бы (этот человек) не расспрашивал (людей о Са’де, и все) они поминали его добром. (Так продолжалось до тех пор,) пока он не зашёл в мечеть племени бану ‘абс, где один из них по имени Усама бин Катада, известный также как Абу Са’да, встал и сказал: “Поскольку ты спрашиваешь нас, (то я скажу, что) Са’д не принимал участия в походах с боевыми отрядами, не делил (военную добычу) поровну и не придерживался справедливости в решении судебных дел”. (Услышав это,) Са’д воскликнул: “Тогда, клянусь Аллахом, я молю о трёх вещах: о Аллах, если этот Твой раб − лжец и если он поднялся (со своего места только) для того, чтобы показать себя и прославиться, продли жизнь его, и продли бедность его, и подвергни его испытаниям!” (И всё это сбылось,) а когда впоследствии этого человека спрашивали (о его положении), он отвечал: “(Я − ) злосчастный старец, и меня настигло проклятие Са’да!”»
‘Абд аль-Малик[672] сказал: «И потом я видел (этого человека), брови которого от старости нависали на глаза и который приставал на улицах к молодым служанкам». Этот хадис передали аль-Бухари 755, Муслим 453, Абу Дауд 803, ан-Насаи 2/174.
411 (756). Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не совершил молитву[673] тот, кто не прочитал “Аль-Фатиху”».
412 (757). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл в мечеть, (туда же) вошёл один человек, который совершил молитву, а потом обратился с приветствием к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Ответив (на приветствие), он сказал: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» Тот совершил молитву так же, как и прежде, а потом (опять) подошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и приветствовал его, (и он снова) велел ему: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» − (и это повторилось) трижды. Тогда (этот человек) сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я не могу совершить её лучше, научи же меня(, как это нужно делать)!» (В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Когда встанешь на молитву, скажи: “Аллах велик”, потом прочти, что сможешь[674], из Корана, потом соверши поясной поклон должным образом[675], потом выпрямись полностью, потом соверши земной поклон должным образом, потом выпрямись сидя и поступай так же во время каждой своей молитвы».Этот хадис передали Ахмад 2/437, аль-Бухари 757, Муслим 397, Абу Дауд 856, ат-Тирмизи 303, ан-Насаи 2/124, Ибн Маджах 1060.См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 738.
ГЛАВА 9. Чтение (Корана) во время полуденной /зухр/ молитвы.
413 (759). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
«При совершении первых двух рак’атов полуденной /зухр/ молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно читал суру “Аль-Фатиха” и ещё по одной суре (во время каждого рак’ата): более длинную во время первого рак’ата и более короткую во время второго рак’ата, иногда читая айаты так, что его слова были слышны (стоящим поблизости от него). И, совершая послеполуденную/‘аср/ молитву, он обычно читал “Аль-Фатиху” и ещё две суры: более длинную во время первого рак’ата (и более короткую во время второго). И обычно он удлинял чтение во время совершения первого рак’ата утренней/субх/ молитвы, сокращая его во время второго».
ГЛАВА 10. Чтение (Корана) во время закатной /магриб/ молитвы.
414 (763). Передают, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал, что, когда (его мать) Умм аль-Фадль услышала, как он читает «Клянусь посылаемыми поочерёдно…»,[676] она сказала: «О сынок, клянусь Аллахом, чтением этой суры ты напомнил мне, что она была последним, что я слышала от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читавшего её во время закатной /магриб/ молитвы».
415 (764). Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как во время закатной /магриб/ молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал более длинную из двух длинных сур».[677]