ГЛАВА 24. Призыв на молитву /азан/ после истечения отведённого для неё времени.

344 (595). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды ночью, когда мы находились в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, некоторые люди стали говорить: “О посланник Аллаха, может быть, ты отдохнёшь вместе с нами остаток ночи?” (В ответ им) он сказал: “Я боюсь, что вы проспите молитву”. Тогда Билял пообещал: “Я разбужу вас”, после чего все улеглись, а Билял прислонился спиной к своей верблюдице, однако его сморил сон. (Утром) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проснувшийся, когда край солнца уже показался над горизонтом, воскликнул: “О Билял, где же обещанное тобой?!” Тот сказал: “Никогда ещё я не спал так (крепко)!” (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Поистине, Аллах забирает ваши души, когда пожелает, и возвращает их вам, когда пожелает! О Билял, встань и призови людей к молитве!” − после чего он совершил омовение, а когда солнце уже полностью поднялось над горизонтом и засияло ярко, встал и совершил молитву». Этот хадис передали Ахмад 5/307, аль-Бухари 595, 7471, Абу Дауд 439, ан-Насаи 2/105, ат-Тахави 1/233, аль-Байхакъи 1/403, 2/216 со слов Абу Къатады. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1783, «Сахих Аби Дауд» 465.

ГЛАВА 25. О том, кто совершил с людьми общую молитву после истечения отведённого для неё времени.

345 (596). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«В (один из) дней битвы у рва ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, вернулся (в лагерь мусульман) после захода солнца и принялся ругать неверных курайшитов(, а потом) сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” − пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Клянусь Аллахом, а я (вообще) не совершил её!” Затем мы направились в сторону Бутхана[590] и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как и все) мы, совершил омовение, а когда солнце зашло, он (сначала) совершил послеполуденную молитву, а после этого − закатную.См. также хадисы №№ 598, 641, 945 и 4112. Этот хадис передали аль-Бухари 596 и Муслим 631.

ГЛАВА 26. Тому, кто забудет о молитве, следует помолиться, когда он вспомнит о ней.

346 (597). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет иного искупления, кроме этого(, а Аллах Всевышний сказал): “…и твори молитву, чтобы помнить обо Мне”».[591] Этот хадис передали аль-Бухари 597, Муслим 684, Абу Дауд 442, ат-Тирмизи 178, ан-Насаи 1/292 и Ибн Маджах 696.

ГЛАВА 27.

347 (600). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вы присутствуете на молитве[592] и тогда, когда ожидаете её (начала)».См. также хадисы №№ 572, 661, 847 и 5869. Этот хадис передали аль-Бухари 600, Муслим 640, ан-Насаи 1/268 и Ибн Маджах 692.См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1975.

ГЛАВА 28.

348 (601). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды, уже) в конце своей жизни пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с нами вечернюю молитву, произнёс слова таслима, а потом встал и сказал: “Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне)!”»[593]Этот хадис передали Ахмад 2/121, аль-Бухари 601, Муслим 2537, Абу Дауд 4348 и ат-Тирмизи 2251. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 871.

349 (602). Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Жившие под навесом[594] были бедными людьми, и (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “У кого есть еда для двоих, пусть возьмёт с собой третьего, а у кого (есть еда) для четверых(, пусть возьмёт с собой) пятого или шестого”, и Абу Бакр привёл (домой) троих, а сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увёл с собой десять человек».

(‘Абд ар-Рахман) сказал: «(Дома вместе со) мной находились мой отец и моя мать.[595] Что касается Абу Бакра, то он (ушёл,) поужинал у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и остался там[596] на вечернюю молитву, потом задержался ещё на некоторое время, пока не поужинал и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и вернулся домой лишь после того, как прошла уже часть ночи. Его жена спросила его: “Что помешало тебе прийти к твоим гостям?” Он спросил: “А разве ты не накормила их ужином?” Она сказала: “Они отказались (есть), пока ты не придёшь, им подали еду, но они отказались!”»

(‘Абд ар-Рахман) сказал: «Тогда я убежал и спрятался,[597] а Абу Бакр закричал: “О невежда!” − и принялся ругать (меня), а (после того, как ужин был накрыт снова,) сказал (членам своей семьи): “Ешьте, да не принесёт это вам блага, а я, клянусь Аллахом, ни за что не стану есть этого!”»

(‘Абд ар-Рахман сказал): «И, клянусь Аллахом, стоило нам взять кусок, как снизу появлялось ещё больше (еды, и это продолжалось), пока все не насытились, а еды оказалось больше, чем было раньше. Посмотрев на (блюдо), Абу Бакр увидел, что всё осталось нетронутым или еды даже прибавилось, и спросил свою жену: “О сестра бану фирас[598], что же это?!” Она воскликнула: “Какая радость! Сейчас еды втрое больше, чем было!” Тогда Абу Бакр отведал (немного) этой еды и сказал: “Поистине, это − дело шайтана!” − имея в виду свою клятву (не прикасаться к ней), потом съел кусок, а потом отнёс (оставшееся) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и (эта еда) осталась у него. А до этого мы заключили договор с людьми (из одного племени), когда же срок его истёк, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) назначил двенадцать человек, под началом каждого из которых находилось известное Аллаху количество людей, и все они поели этой еды», или же он сказал нечто подобное. См. также хадисы №№ 3581, 6140 и 6141.Этот хадис передали аль-Бухари 602 и Муслим 2057.

10. Книга призыва на молитву[599]

ГЛАВА 1. Начало азана.

350 (604). Передают, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил:

«(В первое время после переселения) в Медину мусульмане, собиравшиеся на молитву, (старались) определить, когда им начинать её, так как никто к ней не призывал. Однажды они стали обсуждать этот вопрос, и некоторые сказали: “Заведите себе такой же колокол, как и у христиан”. Другие сказали: “Нет, (лучше) трубу наподобие рога иудеев”, что же касается ‘Умара, то он сказал: “А не поручить ли вам какому-нибудь человеку призывать (других) к молитве?” И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “О Билял, встань и призови (людей) к молитве!”»Этот хадис передали Ахмад 2/148, аль-Бухари 604 и Муслим 377.

Наши рекомендации